«Использование детского исследования в развитии детей старшего дошкольного возраста»
статья (подготовительная группа)

Кравченко Наталья Юрьевна

Предварительный просмотр:

«Использование детского исследования в развитии детей старшего дошкольного возраста»

Н. Ю. Кравченко

 воспитатель СП «Детский сад «Одуванчик»

 ГБОУ СОШ№2 «ОЦ» с. Большая Глушица

Современные дети живут и развиваются в эпоху информации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшими задачами современного образования.

Главным инструментом развития исследовательского поведения в образовании выступает исследовательский метод обучения. Детская исследовательская деятельность соответствует ФГОС, она расширяет кругозор, учит наблюдать, экспериментировать, искать информацию, планировать, защищать полученные результаты.

В своей  работе с воспитанниками  я использую метод А.И. Савенкова. На первом  этапе  я знакомлю детей  с «техникой» проведения исследования. Чтобы выбрать тему исследования, создаю проблемные  ситуации (например:  почему снег скрипит?). Затем  учу выдвигать гипотезу. Дети отвечают на вопросы: Что  они знают по данному вопросу? Как думают решить проблему? Как  можно проверить ее?  Вместе с детьми составляем план.  Для этого  дети пользуются  карточками  маленького  исследователя : «подумать», «спросить у другого человека», « посмотреть в компьютере».  После составления плана   дети  приступают  к  исследовательской деятельности. Вместе с детьми  добываем   информацию из книг, энциклопедий,   проводим наблюдения, опыты, эксперименты, фотографируем, оформляем лэпбуки.  Ежедневно в дневнике наблюдений мы фиксируем  все  что нового, интересного  узнали дети,  анализируем, обобщаем и делаем сообщение.  Вопросы – основа исследовательской деятельности. Поэтому в совместной деятельности использую вопросы, которые побуждают к сравнению, к установлению сходства и различия.

На втором  этапе я  организую с детьми самостоятельные исследования. Для этого у каждого ребенка имеется папка исследователя, на которых дети с помощью   символических  записей (рисунков, схем)  отмечают  изученное и рассказывают о своих исследованиях. Для  самостоятельной исследовательской деятельности предлагаю детям  карточки – помощницы (схемы проведения опытов).    Защита – венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения начинающего исследователя.    В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию,  учится доказывать свою точку зрения.  В своей группе я проводила с детьми исследования на тему «Что такое снег», «Эти загадочные звезды», «Наша планета Земля»,  « Семена на снегу»,  «Откуда пришла книга и зачем она нужна людям».

 Данная работа предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем родителей к активной помощи.   Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий, участвуют в конкурсах различного уровня.                                                                                                                                      

Я пришла к выводу: исследовательская деятельность - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения.

 Н. Ю. Кравченко

 воспитатель СП «Детский сад «Одуванчик»

 ГБОУ СОШ№2 «ОЦ» с. Большая Глушица


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Содержание статьи раскрывает возможность использования информационных технологий в музыкальном развитии детей дошкольного возраста....

Использование схем в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье говорится о грамотном использовании и значении схем при обучении детей рассказыванию, составлении сравнительных, описательных  рассказов, а так же о роли наглядности в речевом развитии....

Использование компьютерных игр для развития детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается проблема использования информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении, рассмотрен один из вариантов в...

Использование документ-камеры в развитии детей старшего дошкольного возраста

Документ камера — это специальная видеокамера на раздвижном или гибкомштативе. Ее можно подключить к телевизору, проектору или компьютеру. Незаменимая вещь всегда, когда нужно показать что-то маленько...

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Использование мнемотаблиц в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста

Использование мнемотаблиц в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста...

Сообщение «Использование мнемотехники в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»

Поговорим сегодня об использовании  мнемотехники в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста.  В начале, я расскажу, что такое мнемотехника, как использование мнемотаблиц вли...

Использование мнемотехники в речевой развитии детей старшего дошкольного возраста.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию речи детей. ...