ВОСПИТЫВАЕМ ПРИВЫЧКУ РЕЧЕВОГО САМОКОНТРОЛЯ У ДОШКОЛЬНИКА.
консультация
ВОСПИТЫВАЕМ ПРИВЫЧКУ РЕЧЕВОГО САМОКОТРОЛЯ У ДОШКОЛЬНИКА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ВОСПИТЫВАЕМ ПРИВЫЧКУ РЕЧЕВОГО САМОКОТРОЯ У ДОШКОЛЬНИКА. | 182.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОСПИТЫВАЕМ
ПРИВЫЧКУ РЕЧЕВОГО САМОКОНТРОЛЯ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР
Самоконтроль – осознание и оценка
субъектом собственных действий,
психических процессов и состояний
И.П. Павлов
Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь — это не природный дар, такая речь возникает благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и самого ребенка.
Наблюдая за речью детей, можно увидеть, что они стараются говорить правильно только, когда их контролируют педагоги и родители. Кроме того, низкий уровень сформированности навыка самоконтроля за речью приводит к недостаточной автоматизации поставленных звуков.
РЕЧЕВОГО САМОКОНТРОЛЯ– вот чего не хватает воспитанникам речевых групп. Дошкольников с высоким уровнем речевого самоконтроля в наших группах почти нет. Детей с общим недоразвитием речи условно можно разделить детейна двегруппы:
* со средним уровнем сформированности самоконтроля общей произвольной деятельности, самоконтроля речевой деятельности и сформированности устной речи (дети с нерезко выраженным ОНР (IV уровень).
* с низким уровнем сформированности самоконтроля общей произвольной деятельности, самоконтроля речевой деятельности и сформированности устной речи (детей с ОНР III уровня).
Отсутствие или недоразвитие функции речевого самоконтроля со стороны воспитанников приводит к возникновению «кабинетной речи», дети говорят грамотно и красиво в условиях логопедического кабинета, под контролем учителя-логопеда.
Причинами возникновения «кабинетной речи» могут стать:
1. недоразвитие мотивационной и эмоционально-волевой сферы самого ребенка;
2. недостаточность двигательно-кинестетической основы самоконтроля у воспитанника;
3. недостаточная сформированность фонематического восприятия, зрительного и слухового внимания дошкольника с ТНР.
4.отсутствие контроля со стороны воспитателя группы компенсирующей направленности и родителей;
Таким образом, становится актуальной и понятной необходимость специального формирования навыков речевого самоконтроля у дошкольников в процессе обучения и воспитания. Основное назначение самоконтроля заключается в своевременной профилактике нарушений или обнаружении уже совершенных ошибок.
Работа по формированию речевого самоконтроля у детей с нарушениями речи в процессе их логопедической реабилитации проходит в несколько этапов.Первый (подготовительный) этап - активизация межполушарного взаимодействия. Второй (текущий) этап —перевод речедвигательных мышц путем многократного повторения одного и того же движения с сознательного на бессознательный уровень. Третий этап — формирование результирующего контроля — завершает процесс развития функций самоконтроля и саморегуляции
Координация в коррекционной работе всех анализаторов позволяет ребенку активизировать функции различения, запоминания и воспроизведения действий в процессе поэтапного усложнения речевой деятельности.
Внимание ребенка особо акцентируется на разных приемах самоконтроля. Здесь используется метод интонационной стимуляции самоконтроля, методкинестетического анализа, метод самоконтроля на фонематическом уровне и др.
Самоконтроль в сочетании с использованием словесных инструкций, кинестетического и слухового контроля приобретают ведущее значение при уточнении артикуляции или коррекции звукопроизношения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как воспитывать культуру чтения у дошкольника?
Зачем, спросят многие? В наш-то век информационных технологий, тотального наступления Интернет и т.п. И, тем не менее, самые развитые страны все больше и больше обращают внимание на то, чтобы ...
Как воспитывать патриотическое воспитание у дошкольников
«Как воспитать маленького патриота» Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих ро...
Конспект коррекционно-развивающего занятия на тему: «Формирование психологических навыков самоконтроля у дошкольников».
Коррекционно-развивающее занятие на формирование навыков самоконтроля у дошкольников....
Ролевая игра как средство формирования самоконтроля у дошкольников
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что основанием для творческого развития является процесс деятельности. Именно в деятельности происходит творческое развитие ребенка-до...
Методические рекомендации по формированию навыков самоконтроля у дошкольников с нарушениями интеллекта на уроках математики
В статье рассматривается проблема формирования навыков самоконтроля у дошкольников с умственной отсталостью. Представлены результаты исследования уровня самоконтроля у старшей и подготовительной групп...
Игры и упражнения для развития произвольного поведения и самоконтроля у дошкольников
Произвольность поведения – необходимое условие успешного обучения в школе.Наиболее эффективным средством осознания своего поведения и овладения им в дошкольном возрасте традиционн...
Приемы мотивации к развитию речевого самоконтроля у дошкольников с нарушениями речи.
Для логопедов коррекционных групп актуальной проблемой является введение поставленных звуков в самостоятельную речь у детей с речевыми нарушениями. Коррекция звукопроизношения требует от ребенка включ...