Ролевая игра как средство формирования самоконтроля у дошкольников
консультация на тему

Сомова Татьяна Николаевна

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что основанием для творческого развития является процесс деятельности. Именно в деятельности происходит творческое развитие ребенка-дошкольника. Поиск условий формирования новых приемов познавательной деятельности диктуется задачами перестройки и совершенствования системы образования. Разработка программ и методик такого формирования — актуальная задача психолого-педагогической науки и практики обучения детей. Изучение познавательной сферы детей необходимо для выявления резервов ее развития и внедрения более современных способов обучения.

Современные исследователи высказывают различные точки зрения на данную проблему. Существует несколько подходов в понимании познавательной деятельности дошкольников в зависимости от средств, которые используются в процессе познания ребенком окружающего мира. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Ролевая игра как средство формирования самоконтроля у дошкольников»

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Формирование навыков самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………4

Формирование приемов самоконтроля у дошкольников…………………………….8

Игра как средство обучения самоконтролю…………………………………...10

        Выводы…………………………………………………………………………..14

        Список литературы……………………………………………………………...15

        Приложение

Введение

 

Сложные задачи, возникающие перед обществом в целом и отдельным индивидом, способна решать высокообразованная личность, максимально реализующая свой интеллектуальный потенциал. Истоками развития такой личности является дошкольный возраст. В связи с чем, в психолого-педагогической науке обращают внимание на изучение этого периода в жизнедеятельности человека.

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что основанием для творческого развития является процесс деятельности. Именно в деятельности происходит творческое развитие ребенка-дошкольника. Поиск условий формирования новых приемов познавательной деятельности диктуется задачами перестройки и совершенствования системы образования. Разработка программ и методик такого формирования — актуальная задача психолого-педагогической науки и практики обучения детей. Изучение познавательной сферы детей необходимо для выявления резервов ее развития и внедрения более современных способов обучения.

Современные исследователи высказывают различные точки зрения на данную проблему. Существует несколько подходов в понимании познавательной деятельности дошкольников в зависимости от средств, которые используются в процессе познания ребенком окружающего мира. 

Обращение ученых к проблеме активизации познавательной деятельности у детей разного возраста выдвинуло в разряд остроактуальных различные вопросы. Анализ существующей практики работы воспитателей показывает, что в процессе обучения детей только эпизодически ставится задача, направленная на стимулирование познавательной активности, на формирование самостоятельности, инициативности и целеустремленности в познавательной деятельности. Поэтому в этой связи дошкольники не всегда способны действовать во внутреннем плане, недостаточно оригинальны в замыслах, а также не отражают оценку способов своей познавательной деятельности.

В связи с недостаточностью самостоятельностью и инициативы дошкольников особенно актуальной становится проблема самоконтроля в познавательной деятельности. Проблема самоконтроля имеет два аспекта: психологический (контроль ребенком своего поведения, внимания, терпения и т.д.) и познавательный (оценка ребенком собственных способностей и результатов собственной деятельности).

Формирование навыков самоконтроля у детей старшего

 дошкольного возраста

 

В последние годы проблема самоконтроля все больше становится предметом психологических и педагогических исследований. Это обусловлено тем, что самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность детей. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок.

Авторы, пользующиеся понятием самоконтроля, понимают его далеко не всегда одинаково. Но при всем разнообразии определений в это понятие обязательно входит такой признак, как сопоставление своего действия - его хода, или его результата, или того и другого вместе - с эталоном, образцом. В одних случаях под образцом понимают заданный результат действия, в других - образцом является сам порядок выполнения основного действия, содержания и последовательность его операций. Необходимость формирования самоконтроля для успешного выполнения деятельности признается всеми исследователями. Они утверждают, что самоконтролю следует обучать специально.

Будучи качеством личности и условием проявления ее самостоятельности и активности, самоконтроль в то же время является составной частью, необходимым компонентом всех видов учебной деятельности с дошкольниками. Он необходим не только при выполнении самостоятельной работы, но и при выполнении заданий на всех предшествующих стадиях, начиная с пробных действий, совершаемых под внешним управлением. Благодаря самоконтролю ребенок окончательно овладевает определенным способом действия. Кроме того, без специального формирования приемов и навыков самоконтроля качество деятельности остается очень низким.

Опыт работы показывает, что развитие самоконтроля в учебной деятельности у дошкольников подчиняется определенным закономерностям. В начале обучения овладение самоконтролем выступает для детей как самостоятельная форма деятельности, внешняя по отношению к основной задаче. Затем, постепенно, благодаря многократным и последовательным упражнениям, самоконтроль превращается в необходимый элемент учебной деятельности, включенный в процесс ее выполнения. Поскольку в процессе работы над формированием самоконтроля изменяется отношение дошкольников к нему, как к компоненту учебной деятельности, то постепенно изменяется и уровень его сформированности.

При определении этого уровня в детском объединении предшкольной подготовки «Мозаика» учитываются следующие критерии:

1)        Среднее количество допущенных детьми ошибок при выполнении учебного задания и их частота.

2)        Среднее количество ошибок, пропущенных при проверке работы товарища и своей собственной и частоту их пропуска.

Иногда пользуемся и дополнительными критериями:

1)        Среднее количество ошибок, обнаруженных детьми при проверке работы товарища и своей собственной.

2)        Оценка в баллах за выполненное задание.

Первый уровень – отсутствие контроля

Часто допускаются ошибки даже при решении хорошо знакомых задач. Дошкольник не умеет исправлять ошибку ни самостоятельно, ни по просьбе педагога, т.к. не способен свои действия и их результаты соотнести с заданной схемой действия и обнаружить их соответствие или несоответствие. Некритически относится к указаниям педагога и исправлению ошибок в своих работах, соглашается с любым исправлением, в том числе и когда оно тут же меняется на противоположное.

Часто ребенок неоднократно повторяет одни и те же ошибки после их исправления педагогом. Он не может объяснить, почему действие нужно совершать именно так, а не иначе. Ошибок, допущенных другими детьми, также не замечает. Обращает внимание лишь на нарушение внешних требований.

Второй уровень- контроль на уровне непроизвольного внимания.

Контроль выполняется неустойчиво и неосознанно. В его основе лежит неосознаваемая или плохо сознаваемая ребенком схема действия, которая зафиксировалась в его непроизвольной памяти за счет многократного выполнения одного и того же действия. Контроль же в форме специального целенаправленного действия по соотнесения выполняемого ребенком процесса решения задачи с усвоенной им схемой действия отсутствует.

Хорошо знакомые действия дошкольник может совершать безошибочно, а если допустит ошибку, может обнаружить ее самостоятельно или по просьбе педагога, однако делает это не систематически. Не может объяснить ни саму ошибку, ни правильный вариант, дает лишь формальные ответы типа: "так неправильно", "так надо".

Что касается новых, недостаточно хорошо усвоенных действий, то ошибки в них допускаются часто, и при этом не замечаются и не исправляются.

Третий уровень - потенциальный контроль на уровне произвольного внимания.

Выполняя новое задание, ребенок может допустить ошибку, однако, если педагог просит его проверить свои действия или найти и исправить ошибку, ребенок, как правило, находит ее и исправляет и может при этом объяснить свои действия.

Вводимые педагогом схемы действия осознает и может сличать с ними собственный процесс решения задачи, хотя делает это не всегда, особенно при выполнении новых действий. Выполнив действие без осознаваемого контроля, тут же, по просьбе педагога, может проконтролировать его ретроспективно и, в случае необходимости, внести соответствующие исправления. Как самостоятельное целенаправленное действие, контроль такому ребенку доступен и может им выполняться, но происходит это преимущественно только после окончания действия по просьбе педагога.

Во всех случаях, исправляя ошибку, ребенок может обосновать свои действия, ссылаясь на усвоенную и осознаваемую схему действия.

Четвертый уровень - актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

В процессе выполнения действия ребенок ориентируется на хорошо осознанную и усвоенную им обобщенную схему действия и успешно соотносит с ней процесс решения задачи. Это приводит к тому, что действия выполняются, как правило, безошибочно. Допущенные ошибки обнаруживаются и исправляются самостоятельно, причем случаи повторения одних и тех же ошибок крайне редки. Обучающийся может правильно объяснить свои действия.

Может безошибочно решать большое число разнообразных задач, построенных па основе одного и того же способа действия, умело соотнося их с усвоенной схемой. Осознанно контролирует действия других детей при совместном выполнении задания.

Пятый уровень - потенциальный рефлексивный контроль.

Столкнувшись с новой задачей, внешне похожей на решавшиеся ранее, ребенок точно выполняет учебные действия в соответствии с прежней схемой, не замечая того, что эта схема оказывается неадекватной новым условиям. Допущенные ошибки может обнаружить с помощью педагога и, отвечая на его наводящие вопросы, может объяснить их источник - несоответствие примененного действия новым условиям задачи. Обычно после этого ребенок пытается исправить свои действия, перестроить применяемый способ, тем не менее, это ему удается сделать только с помощью педагога. Уверенно отстаивает результат своих действий, обосновывая его анализом примененных способов.

Шестой уровень - актуальный рефлексивный контроль.

Решая новую задачу, внешне похожую на решаемые ранее, ребенок может самостоятельно обнаруживать ошибки, возникающие из-за несоответствия применяемого им обобщенного способа действия (или схемы) новым условиям задачи, и в связи с этим самостоятельно вносить коррективы в применяемую схему действия за счет поиска и выявления еще более общих оснований действия, т.е. принципов его построения. В ряде случаев ученик может приступать к такой коррекции действий еще до начала их активного выполнения в соответствии с усвоенной схемой, определив их неадекватность новым условиям заранее, как бы "прокрутив" их в "уме".

Таким образом, у дошкольников можно выделить следующие показатели сформированности самоконтроля:

- умение перед началом работы спланировать ее;

- умение изменить состав действий в соответствии с изменившимися условиями деятельности;

- умение осознанно чередовать развернутые и сокращенные формулы контроля;

- умение переходить от работы с натуральным объемом к работе с его знаково-символическим изображением.

- умение самостоятельно составлять системы проверочных заданий.

В заданиях, направленных на усвоение сущности приемов самоконтроля, предполагается использование приемов, составляющих основу различных видов проверки. Такие задания педагогу большей частью приходится составлять самому.

Чтобы работа педагога по воспитанию навыка самоконтроля оказалась более эффективной, надо убедить обучающихся в необходимости самоконтроля и конкретно показать им как поступать в том случае, если при проверке выяснится, что полученный ответ не удовлетворяет условию задачи. Нужна систематическая работа в этом направлении:

1. Надо создать потребность в самоконтроле. Дети должны чаще встречаться с реальными условиями, ставящими их перед необходимостью самостоятельно контролировать правильность полученного ответа.

2.        Изредка целесообразно предлагать обучающимся такие задания, неправильность полученного ответа которых выяснится только в результате проверки.

3.        Надо сообщать детям способ проверки решенной задачи. Разъяснять, что проверять надо не только окончательный ответ, но и промежуточные результаты.

4.        Иногда педагог преднамеренно допускает ошибки на доске.

5.        Полезно иногда детям предлагать самим оценить свою работу. Это повышает ответственность ребенка за ее выполнение и способствует воспитания умения и привычки самоконтроля.

6.        Полезно иногда предлагать обучающимся проверить и оценить работу товарища.

Формирование приемов самоконтроля у дошкольников

Задача последовательного формирования и закрепления у детей действий самоконтроля - на основе предварительно созданной ориентировки применительно к тому или иному этапу деятельности: принятия задания, его выполнения, оценки полученного результата с точки зрения предъявленного задания.

Общий педагогический путь формирования и закрепления действий самоконтроля — постепенный и последовательный перевод детей с внешнего контроля на самоконтроль.

Отбор методических средств формирования действий самоконтроля осуществляется на основе учета как их специфического назначения и конкретного психологического содержания в соответствии с этапом деятельности, так и уровня развития детей. На этапе принятия задания действие самоконтроля формируется на следующей ориентировочной основе: необходимо запомнить, что нужно сделать и какие правила соблюдать, чтобы выполнить задание.

Чтобы сформировать у детей привычный способ самоконтроля на данной основе, организуется система практических действий: повторить задание вслух тем, кто его хорошо запомнил; повторить его после тех, кто сформулировал его правильно; оценить правильность повторения задания тем или иным ребенком; оценить, правильно ли выполняется задание в начале его выполнения; повторить задание вслух и проверить, соблюдаются ли правила выполнения, и др.

Далее внимание детей направляется на способы выполнения задания, используя в основном те же приемы: проговаривание отдельными детьми для всех остальных правил выполнения задания вслух, проговаривание шепотом для себя, проверка на этой основе своих действий.

Действие самоконтроля на этапе выполнения задания формируется у детей на следующей ориентировочной основе: необходимо вспомнить задание и проверить, правильно ли оно выполняется (соблюдены ли правила 1, 2 и т.д.). Организовать контроль за ходом выполнения задания: самопроверку по следам кем-то воспроизведенного правила, индивидуальную проверку на основе проговаривания для себя правил задания, проверку работ детьми друг у друга, наконец, молча, «про себя», на основе предварительно воспроизведенных правил. Действие считается сформированным, если ребенок работает молча, уверенно, правильно, допущенные ошибки исправляет самостоятельно. По ходу работы педагог выделяет тех детей, которые отстают от сверстников в формировании самоконтроля. Он оказывает им индивидуальную помощь во внеучебное время, привлекая в качестве помощников наиболее подготовленных ребят.

В определенной последовательности с детьми проводится работа по обучению их объективной оценке полученного результата — сличению его с заданием. Как и в предыдущих случаях, предварительно создается ориентировочная основа действия самоконтроля: «Вспомни задание — что и как надо было делать, по каким правилам; посмотри, какие правила ты выполнил, не выполнил или выполнил неточно».

Сначала педагог перед оценкой работ повторяет правила выполнения задания вместе с детьми, а те по ходу их воспроизведения проверяют свои работы и оценивают с его помощью степень их соответствия этим правилам: правильно, неточно, неправильно. Далее ребенок должен научиться на основе воспроизведенных правил оценить свою работу и рядом сидящего товарища, причем аргументировать это в развернутой речевой форме. Затем дети выборочно оценивают лучшие работы и на их фоне свою собственную.

Самооценка отдельных детей получает оценку со стороны коллектива при тактичном направлении воспитателя. Если ребенок, в конце концов научится давать выполненной им работе адекватную оценку на основе сличения с образцом и делать это в развернутой речевой форме, то можно считать действие самоконтроля у него сформированным.

Игра как средство обучения самоконтролю


Дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.

Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющие просто удовольствие, имеют определенную цель. Сами по себе игры становятся новыми. Большой интерес для дошкольников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ребенку проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими детьми.

Участие дошкольников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.

Вопрос о природе и сущности игры волновал и до сих пор продолжает привлекать внимание многих исследователей.

Разные подходы к детской игре отражены во многих работах. Среди этих подходов можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как формы общения, либо как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых, либо как проявление и условие умственного развития.

Каждый из этих подходов, выделяя какую-то сторону игры, в конечном счете, оказывается недостаточным для объяснения сущности, специфики детской игры в целом.

Несмотря на то, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, значимость ее не снижается и в последствии. Л.С. Выготский отмечал, что в дошкольном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность дошкольников. Выготский Л.С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития».

Игра влияет на развитие самостоятельности детей, творческих способностей, личностных качеств. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.

Игра не возникает стихийно, а складывается в процессе воспитания. Являясь мощным стимулом развития ребенка, она сама формируется под воздействием взрослых. В процессе взаимодействия ребенка с предметным миром, обязательно при участии взрослого, не сразу, а на определенном этапе развития этого взаимодействия и возникает подлинно человеческая детская игра.

Игра в любую историческую эпоху привлекала к себе внимание педагогов. Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Есть основание говорить о влиянии игры на жизненное самоопределение школьников, на становление коммуникативной неповторимости личности, эмоциональной стабильности, способности включаться в повышенный ролевой динамизм современного общества.

Игра всегда выступает как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она предоставляет личности сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей. С другой стороны, игра направлена в будущее, так как в ней либо прогнозируются или моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций. Между тем, игра с годами занимает все менее значимое место в жизни коллективов, где преобладают дети дошкольного возраста. Одна из причин тому – недостаточное внимание к разработке теории игры дошкольников. Ярчайший образец игровой позиции педагога представляет нам деятельность А.М. Макаренко. Он писал: «Одним из важнейших путей воспитания я считаю игру. В жизни детского коллектива серьезная ответственная и деловая игра должна занимать большое место. И вы, педагоги, обязаны уметь играть».

Можно сказать, что игра – это метод познания действительности. Он направляется внутренними силами и позволяет ребенку в короткие сроки овладеть первоначальными, но весьма обширными основами человеческой культуры. Возможно, игра прельщает ребенка своим непостижимым многообразием ситуаций, требующих от него активного проявления индивидуальности, сообразительности, находчивости, творчества, самостоятельности.

При изучении развития детей, видно, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Обусловленные игрой изменения в психике ребенка настолько существенны, что в психологии утвердился взгляд на игру как на ведущую деятельность в дошкольный период, а также не исчезающую деятельность в младший школьный период.

В игре развиваются новые, прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учебе.

Развитие навыков самоконтроля у дошкольников наиболее эффективно происходит в условиях  игровой  деятельности.  Не  случайно  большинство  отечественных  ученых рассматривали игру как доступный для ребенка путь понимания и освоения мира, как один из лучших методов воспитания, который способствует развитию у детей как физических, так и умственных способностей.

Наиболее  эффективными  с  точки  зрения  усвоения  детьми  правил,  норм  поведения, требуемых  конкретной  ситуацией  являются  игры  с  элементарными  правилами  и  сюжетно-ролевые  игры.  Существенное  значение  в  воспитании  начальных  волевых проявлений и навыков произвольного поведения могут иметь подвижные игры. Данные виды игр  выделены  не  случайно,  поскольку  именно  они,  по  нашему  мнению,  способны  создать оптимальные условия для развития саморегуляции.

Анализ  игровой  деятельности  позволил  выделить  ее  особенности,  влияющие  на развитие самоконтроля.

1.  Наличие системы правил, которым необходимо подчиняться.

2.  Поэтапность игровых действий.

3.  Наличие определенной роли (наличие подражательного эффекта).

4.  Наличие  выигрыша  и  поражения  (это  способствует  тому,  что  ребенок  может научиться достойно принимать проигрыш, а в случае выигрыша - эмоционально сопереживать проигравшим).

5.  Наличие  оценочных  действий  (итоги  сравниваются  с  образцом,  тем  самым обусловливается процесс исправления ошибок).

Развитие  навыков  самоконтроля  будет  эффективным,  если  первые  игры  для  детей будут  содержать  минимальное  количество  правил  (одно-два  правила,  которые  требуют поочередных, сменяющих друг друга действий, например, игра «Надуй пузырь»), поскольку маленькому  ребенку  тяжело  их  запоминать.  Также  уместными  будут  игры  на  выполнение определенных  движений  (прыжки,  бег,  приседания  и  т.д.),  в  которых  ребенок  сможет  с легкостью сравнить результаты своих действий с образцом. Важное условие – чтобы в каждой игре  ребенок  выполнял  задание  правильно  до  конца,  пусть  это  и  потребует  нескольких попыток.

Процесс  формирования  навыков  саморегуляции  наиболее  успешно  происходит  в условиях  совместной  деятельности,  когда  у  ребенка  появляется  необходимость  идентификации собственных действий с действиями сверстников. К старшему дошкольному возрасту  ребенок  уже  начинает  нуждаться  в  одобрении,  он  стремится  быть  признанным партнером,  следствием  чего  является  соблюдение  норм  и  правил,  принятых  в  окружении.

Поэтому особую роль играют коллективные и групповые игры.
1.  Игры  с  правилами  -  групповые  или  парные  игры,  в  которых  действия участников и их взаимоотношения регулируются правилами, обязательными для выполнения всеми играющими.

2.  Сюжетно-ролевые игры представляют собой совместную деятельность, где дети берут  на  себя  самые  разные  роли  и  в  обобщенной  форме  в  специально создаваемых  игровых  условиях  воспроизводят  деятельность  взрослых  и отношения между ними.

3.  Предметные игры (игры с предметами) – игры детей с любыми предметами или их  заменителями.  Особенностью  предметной  игры  является  «варьирование места,  объекта,  условий  или  способов  действий  с  последующим  изменением функций предмета или его одушевлением».

4.  Подвижные  игры  представляют  собой  сознательную  физическую  активность ребенка  с  обязательным  точным  и  своевременным  выполнением  заданий.  Все подвижные игры предусматривают наличие строгих правил.

5.  Интеллектуальные  (познавательные)  игры  направлены  на  развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти и т.д.).
Способность  к  саморегуляции  во  многом  зависит  и  от биологических факторов, если у дошкольника есть нарушения в развитии психики, то могут быть  проблемы  и  с  самоконтролем.  Стоит  упомянуть,  что  если  у  ребенка  есть  нарушения физического здоровья, то контроль разных участков тела или движений может быть затруднен или будет отсутствовать полностью.

На  уровень  сформированности  самоконтроля  большое  влияние оказывают  индивидуальные  развивающие  занятия  с  ребенком.  Это  подтверждает  мнение ученых о том, что способность к саморегуляции необходимо воспитывать в детях начиная с раннего дошкольного возраста.

В  младшем  дошкольном  возрасте  около  60%  детей  обладают  теми  или иными навыками самоконтроля. К формам самоконтроля, которые младший дошкольник может освоить в процессе игровой деятельности, относятся: контроль поведения; контроль эмоций; контроль движений.
Важное  значение  для  развития  навыков  самоконтроля  у  младших дошкольников имеют такие особенности игровой деятельности, как: наличие системы правил, поэтапность игровых действий, четкое разделение выигрыша и проигрыша.

Все  это  позволяет  сделать  вывод  о  том,  что  навыки  самоконтроля  у  младших дошкольников наиболее успешно можно развивать при помощи игр с правилами, сюжетно-ролевых и подвижных игр.

Выводы

Развитие самоконтроля в учебной деятельности у дошкольников подчиняется определенным закономерностям. В начале обучения овладение самоконтролем выступает для детей как самостоятельная форма деятельности, внешняя по отношению к основной задаче. Затем, постепенно, благодаря многократным и последовательным упражнениям, самоконтроль превращается в необходимый элемент учебной деятельности, включенный в процесс ее выполнения.

У дошкольников можно выделить следующие показатели сформированности самоконтроля:

- умение перед началом работы спланировать ее;

- умение изменить состав действий в соответствии с изменившимися условиями деятельности;

- умение осознанно чередовать развернутые и сокращенные формулы контроля;

- умение переходить от работы с натуральным объемом к работе с его знаково-символическим изображением.

- умение самостоятельно составлять системы проверочных заданий.

Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющие просто удовольствие, имеют определенную цель. Сами по себе игры становятся новыми. Большой интерес для дошкольников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ребенку проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими детьми.

Развитие навыков самоконтроля у дошкольников наиболее эффективно происходит в условиях  игровой  деятельности.  Не  случайно  большинство  отечественных  ученых рассматривали игру как доступный для ребенка путь понимания и освоения мира, как один из лучших методов воспитания, который способствует развитию у детей как физических, так и умственных способностей.

Все  это  позволяет  сделать  вывод  о  том,  что  навыки  самоконтроля  у  младших дошкольников наиболее успешно можно развивать при помощи игр с правилами, сюжетно-ролевых и подвижных игр.

Список литературы

  1. Камышов И.И. "Пособие для самоконтроля на занятии", Нач. школа №9, 2011.
  2. Малвелов С.Г., "Задание на развитие самоконтроля", Москва, М. Просвещение, 1992.
  3. Мор Г.А. "Формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля у обучающихся", Нач. школа № 10, 1988.
  4. Серова К.Ю. Развитие навыков самоконтроля в процессе автоматизации звуков у старших дошкольников посредством игровой мотивации.// Логопед. -2009. - №6
  5. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. – М., 1977.
  6. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети: Учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических колледжей и вузов, родителей и дошкольников.- 3-е изд., перераб. И доп.-М.-: Издательство «Ювета», 2001.
  7. Волосова Е. Развитие ребёнка дошкольного возраста. – М.-1999.
  8. Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей – Российский гос. Пед. Университет им Герцина, СПб: Детство-ПРЕСС 2000
  9. Выготский Л.С.Кризис трёх лет.//Д.образование.-2005.№15.
  10. Дошкольная педагогика.Под редакцией В.И.Логиновой П.Г.Саморуковой. М., Просвещение.1988.
  11. Игра дошкольника/Л.А.Абрамян, Т.В.Антонова, Л.В.Артёмова и др.; Под ред.С.Л.Новосёловой.-М.: Просвещение, 1989. - (Б-ка воспитателя дет.сада).
  12. Каплан Л.И. Первые проявления самостоятеьности. //Каплан Л.И. Посеешь привычку-пожнёшь характер.-М., 1980.
  13. Мухина В.С.Возростнная психология.-М.-1988.
  14. Основы дошкольной педагогики/Под ред. А.В.Запорожца, Б.Д.Маркова,-М., 1980.
  15. Эльконин В.С. Возростная психология. - М.1988.

Приложение

Игры и упражнения на развитие произвольного поведения и самоконтроля у дошкольников.

Я кубик несу и не уроню

(для детей с 4 лет)

Цель: развитие произвольности и самоконтроля движений.

Ребенок должен перенести кубик от одной стены до другой, маршируя. Кубик лежит на открытой ладони вытянутой руки.

Если ребенок легко справляется с заданием, то кубик кладется на тыльную сторону ладони или на голову. Тогда ребенок не марширует, а двигается плавно.

Шаловливая минутка

(для детей с 4 лет)

Цель: снятие психофизического напряжения, развитие произвольности

Детям объясняют:

- Сейчас наступает «шаловливая минутка». В течение этой минутки вы можете делать все, что хочется: прыгать, бегать, кричать. Но помните, что есть правило: «шаловливая минутка»начинается со звучания музыки, а заканчивается, когда музыка выключается.

Упражнение повторяется 2 – 3 раза

Рисование ладонями

(для детей с 4 лет)

Цель: снижение мышечного напряжения, развитие умения контролировать силу прикосновений.

Взрослый предлагает детям рисовать ладошками картины на спине друг друга. Дети разбиваются по парам. Ребенок, на спине которого рисуют, закрывает глаза.

Взрослый медленно читает текст и демонстрирует движения, как надо рисовать на спине.

Море, море, море…

(медленно поглаживаем верхнюю часть спины партнера от позвоночника в стороны одновременно двумя руками)

Рыбы, рыбы, рыбы…

(быстрые и легкие прикосновения пальцами в том же направлении)

Горы, горы, горы…

(медленные прикосновения всей ладонью)

Небо, небо, небо…

(снова поглаживания)

Затем дети меняются ролями.

Час тишины и час "можно"

(для детей с 4 лет)

Цель: ослабление негативных эмоций, формирование произвольности поведения

Договоритесь с ребенком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребенок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час «можно», когда ребенку разрешается делать все: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей, висеть на них и т. д.«Часы» можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.

Стойкий оловянный солдатик

(для детей с 4 лет)

Цель: развитие произвольности поведения, общей координации

Правила игры: нужно встать на одну ногу, а другую подогнуть в колене, руки опустить по швам. Вы - стойкие оловянные солдатики на посту, несете свою службу и можете усмирить не только противника, но и самих себя. Оглянитесь по сторонам, заметьте, что вокруг происходит, кто, чем занят. А теперь поменяйте ногу и посмотрите еще пристальнее. Вы настоящие «стойкие солдатики», и самое главное - вы смогли справиться со своим поведением.

Время нахождения в статичной позе постепенно увеличивается.

Запрещенное движение

(для детей с 4 лет)

Цель: развитие произвольности и внимания.

Ведущий показывает, какое движение делать нельзя. Затем выполняет разные движения руками, ногами, телом, головой, лицом, неожиданно показывая запрещенное. Кто повторил, становится ведущим, прибавляя еще одно, свое запрещенное движение. Игра продолжается дальше. Запрещенных движений может быть около 7.

Запретное число

(для детей с 5 лет)

Цель: развитие внимания, формирование произвольности

Правила игры: Я выбираю запретное число (например, 2); после этого произношу вслух ряд чисел. Каждый раз, когда звучит запретное число, надо хлопнуть в ладоши и улыбнуться (или нахмуриться).

Вариант. Дети по очереди считают по порядку от 1 до 10 (20). Кому выпадает назвать запретное число, он хлопает в ладоши, не произнося его вслух.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный опыт работы на тему «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования ранней профориентации дошкольников на профессии железнодорожников»

Дошкольное детство-это период игры. Об этом говорят и пишут педагоги и психологи, это знают все современные родители. Игра в детские игры преобладает над всеми другими делами ребенка. Именно поэтому п...

"Сюжетно ролевая игра, как средство формирования у старших дошкольников элементарных представлений о профессиональной деятельности взрослых"

Решаем проблему: педагогическое руководство сюжетно-ролевой игрой или педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников?...

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у старших дошкольников представлений о профессиях взрослых.

Главная цель ранней профориентации детей -  это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности ...

«Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования связной речи дошкольников»

Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования связной речи дошкольников...

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у старших дошкольников представлений о профессиях взрослых

Ранняя профориентация ребенка происходит в стенах дошкольного учреждения. Именно в образовательных программах дошкольных образовательных учреждений прописана задача об  ознакомлении детей с трудо...