Консультация для воспитателей: "Познавательное развитие. Экспериментальная деятельность. «Опыты и исследования c детьми раннего возраста в условиях ДОУ»"
консультация

Жукова Полина Юрьевна

Цель работы: развитие познавательно-исследовательской деятельности, формирование навыков экспериментирования.

Задачи:

Образовательные:

  1. Обогащение представлений малышей об объектах неживой природы

Развивающие:

  1. Развивать интерес к опытно-исследовательской деятельности.
  2. Развивать речь, мышление, наблюдательность и любознательность детей.
  3. Расширение кругозора детей.

Воспитательные:

  1. Воспитывать трудолюбие, желание выполнять различные трудовые поручения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsia.docx24.13 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей г. Бокситогорска»

Консультация для воспитателей.      

Познавательное развитие. Экспериментальная деятельность.

«Опыты и исследования c детьми раннего возраста в условиях ДОУ»

Подготовила: воспитатель

Жукова П.Ю.

г. Бокситогорск, 2022

Цель работы: развитие познавательно-исследовательской деятельности, формирование навыков экспериментирования.

Задачи:

Образовательные:

  1. Обогащение представлений малышей об объектах неживой природы

Развивающие:

  1. Развивать интерес к опытно-исследовательской деятельности.
  2. Развивать речь, мышление, наблюдательность и любознательность детей.
  3. Расширение кругозора детей.

Воспитательные:

  1. Воспитывать трудолюбие, желание выполнять различные трудовые поручения.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Меня зовут Жукова Полина Юрьевна, я воспитатель детского сада №1 г. Бокситогорска, стаж работы 3 года. Разрешите представить вашему вниманию консультацию «Экспериментирование с водой».

Период 1,5–3 лет — время активного развития в физической и мыслительной областях. Ребёнок меняется, лучше ориентируется в пространстве и исследует окружающую среду. В его действиях появляется познавательный интерес, который он переносит и в игровую деятельность. Взрослому необходимо использовать эти моменты спонтанной заинтересованности для формирования элементарных исследовательских навыков, показать малышам, что от опытных занятий с простыми предметами можно получить положительные эмоции.

Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира.

Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений. Серия наблюдений, опытов и экспериментов способствует формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром. Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово.

Цели экспериментирования – укреплять физическое и психическое здоровье малышей, обеспечивать эмоциональное благополучие, расширять кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия, воспитывать чувства симпатии к сверстникам, формировать единый детско-взрослый коллектив, развивать психические процессы детей, познавательные способности, развивать мелкую моторику.

Вот некоторые опыты, которые мы проводим в детском саду:

Опыт №1

«Мыльные пузыри. Рассматривание

Цель: Знакомство детей с мыльными пузырями.

Задачи: способствовать поднятию эмоционального настроения у детей.

Ход занятия: показать ребятам, как можно играть с пузырями (ловить ладошками, подпрыгивая, дуть на них, чтобы улетали, смотреть).

Опыт №2

«Шарики с сюрпризом». Рассматривание

Цель: Развитие мелкой моторики рук.

Задачи:

•        Развивать тактильные ощущения.

•        Вызывать интерес детей к тому, что в разных шариках наполнители различаются.

Ход занятия: В гости пришла собачка с коробочкой, а что в ней лежит, интересно? Достаём шарики, наполненные крупой (греча, рис, пшено, горох) и крахмалом. Изучаем их, трогаем.

Опыт№3

«Прищепки». Экспериментирование

Цель: Развитие мелкой моторики рук.

Задачи:

•        Развивать мелкую моторику рук.

•        Учить детей нажимать на края прищепки, чтобы раскрывать её.

Ход занятия: обратить внимание детей к натянутым верёвочкам, на которых висят разноцветные прищепки. Показать ребятам, как нужно пользоваться прищепками. Побуждать их повторять эти действия.

Опыт №4

«Бумага». Эксперимент

Цель: Знакомство детей со свойствами бумаги.

Задачи:

•        Познакомить детей со свойствами бумаги: она лёгкая (можно сдуть с ладони, мнётся, рвётся, шуршит, не тонет в воде.

•        Вызвать интерес к различным манипуляциям с бумагой.

Ход занятия: начать шуршать фантиками (бумагой, привлекая детей интересным звуком. Дать им попробовать самим помять её. Далее показать разные виды бумаги (салфетка, фантик, для рисования и т. д.) и продемонстрировать, что можно делать с каждым из её видов.

Опыт №5

«Игра с пёрышком». Экспериментирование

Цель: Создание положительного эмоционального настроения у детей.

Задачи:

•        Формировать словарь: части тела.

•        Побуждать проговаривать совместно с воспитателем слова.

Ход занятия: взять цветное пёрышко и действовать согласно словам:

Смотрите, смотрите, что я принесла!

Оно по ладошке тихонько ползёт,

Сначала по кругу, после вперёд.

По ручке оно до плеча доползает.

И шейку оно очень нежно ласкает,

По ручке другой вниз уползает,

Опять по ладошке тихонько ползёт,

Сначала по кругу, а после в полёт.

Куда полетит? Интересный вопрос.

Перо прилетело на маленький нос!

Потом эти ушки перо гладить хочет

Одно и другое немного щекочет.

Но пёрышку надо теперь отдыхать,

Оно улетает в карман полежать.

Опыт №6

«Найди по звуку». Эксперимент

Цель: Закрепление названий музыкальных инструментов.

Задачи:

•        Определять и различать издаваемые шумовые звуки.

•        Создание положительного эмоционального настроения.

•        Закреплять названия музыкальных инструментов.

Ход занятия: к нам в гости пришли игрушки: мишка с бубном, зайка с погремушкой, кошечка с колокольчиком и т. д. Прячем за ширму, угадываем что звучит.

Опыт №7

«Поиграем с солнечным зайчиком». Рассматривание.

Цель: Развитие понимания причин возникновения солнечных зайчиков.

Задачи:

•        Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются.

•        Развивать смекалку, любознательность.

•        Учить детей действовать в соответствии с текстом, по сигналу воспитателя; бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.

•        Научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом) .

•        Вызвать чувство радости и удивления.

Ход занятия: посмотрели в окошечко – солнышко светит. Воспитатель: «А что у меня в руках? Зеркальце. Давайте поищем зайчика. Где зайчик? Вот он. Кто подарил его? Солнышко. Поиграем с ним:

Солнечные зайчики

Играют на стене,

Помани их пальчиком,

Прибегут к тебе.

Сделав паузу, дает сигнал: «Ловите зайчиков!». Дети бегут к стене и пытаются поймать ускользающего у них из-под рук зайчика.

Опыт №8

«Играем с песком». Экспериментирование

Цель: Развитие мелкой моторики рук.

Задачи:

•        Поднимать эмоциональное настроение у детей.

•        Учить детей пересыпать песочек в разные ёмкости.

Ход занятия: показать детям, как можно пересыпать песочек ложечкой в воронку, вставленную в бутылочку, а потом из бутылочки обратно в коробочку. Побуждать их самих, так делать.

Вывод: опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Уважаемые коллеги, благодарю за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Познавательно-исследовательская и экспериментальная деятельность в ДОУ»

Китайская пословица гласит:“Расскажи – и я забуду,Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму».1. В старшем дошкольном возрасте познавательное развит...

Консультация для воспитателей «Познавательно-исследовательская и экспериментальная деятельность в ДОУ»

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображени...

Конспект занятия по развитию познавательной деятельности тема: «Части тела» с детьми раннего возраста с нарушенным слухом

На занятиях использовались здоровьесберегающие технологии, динамические паузы, пальчиковая гимнастика, использование индивидуальных слуховых аппаратов...

Дополнительная программа повышения квалификации «Коррекционно-педагогическая профессиональная деятельность логопеда, дефектолога, психолога с детьми раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

Дополнительная программа повышения квалификации «Коррекционно-педагогическая профессиональная деятельность логопеда, дефектолога, психолога с детьми раннего возраста в условиях реализации ФГОС Д...

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФОП ДО.

Презентация для педагогов по организации детской деятельности с детьми  раннего возраста, выступление педагога сопровождается презентацией, видеороликом «Теремок для малышей»)...