Консультация для воспитателей: "Познавательное развитие. Экспериментальная деятельность. «Опыты и исследования c детьми раннего возраста в условиях ДОУ»"
консультация
Цель работы: развитие познавательно-исследовательской деятельности, формирование навыков экспериментирования.
Задачи:
Образовательные:
- Обогащение представлений малышей об объектах неживой природы
Развивающие:
- Развивать интерес к опытно-исследовательской деятельности.
- Развивать речь, мышление, наблюдательность и любознательность детей.
- Расширение кругозора детей.
Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие, желание выполнять различные трудовые поручения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsia.docx | 24.13 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей г. Бокситогорска»
Консультация для воспитателей.
Познавательное развитие. Экспериментальная деятельность.
«Опыты и исследования c детьми раннего возраста в условиях ДОУ»
Подготовила: воспитатель
Жукова П.Ю.
г. Бокситогорск, 2022
Цель работы: развитие познавательно-исследовательской деятельности, формирование навыков экспериментирования.
Задачи:
Образовательные:
- Обогащение представлений малышей об объектах неживой природы
Развивающие:
- Развивать интерес к опытно-исследовательской деятельности.
- Развивать речь, мышление, наблюдательность и любознательность детей.
- Расширение кругозора детей.
Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие, желание выполнять различные трудовые поручения.
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Меня зовут Жукова Полина Юрьевна, я воспитатель детского сада №1 г. Бокситогорска, стаж работы 3 года. Разрешите представить вашему вниманию консультацию «Экспериментирование с водой».
Период 1,5–3 лет — время активного развития в физической и мыслительной областях. Ребёнок меняется, лучше ориентируется в пространстве и исследует окружающую среду. В его действиях появляется познавательный интерес, который он переносит и в игровую деятельность. Взрослому необходимо использовать эти моменты спонтанной заинтересованности для формирования элементарных исследовательских навыков, показать малышам, что от опытных занятий с простыми предметами можно получить положительные эмоции.
Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира.
Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений. Серия наблюдений, опытов и экспериментов способствует формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром. Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово.
Цели экспериментирования – укреплять физическое и психическое здоровье малышей, обеспечивать эмоциональное благополучие, расширять кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия, воспитывать чувства симпатии к сверстникам, формировать единый детско-взрослый коллектив, развивать психические процессы детей, познавательные способности, развивать мелкую моторику.
Вот некоторые опыты, которые мы проводим в детском саду:
Опыт №1
«Мыльные пузыри. Рассматривание
Цель: Знакомство детей с мыльными пузырями.
Задачи: способствовать поднятию эмоционального настроения у детей.
Ход занятия: показать ребятам, как можно играть с пузырями (ловить ладошками, подпрыгивая, дуть на них, чтобы улетали, смотреть).
Опыт №2
«Шарики с сюрпризом». Рассматривание
Цель: Развитие мелкой моторики рук.
Задачи:
• Развивать тактильные ощущения.
• Вызывать интерес детей к тому, что в разных шариках наполнители различаются.
Ход занятия: В гости пришла собачка с коробочкой, а что в ней лежит, интересно? Достаём шарики, наполненные крупой (греча, рис, пшено, горох) и крахмалом. Изучаем их, трогаем.
Опыт№3
«Прищепки». Экспериментирование
Цель: Развитие мелкой моторики рук.
Задачи:
• Развивать мелкую моторику рук.
• Учить детей нажимать на края прищепки, чтобы раскрывать её.
Ход занятия: обратить внимание детей к натянутым верёвочкам, на которых висят разноцветные прищепки. Показать ребятам, как нужно пользоваться прищепками. Побуждать их повторять эти действия.
Опыт №4
«Бумага». Эксперимент
Цель: Знакомство детей со свойствами бумаги.
Задачи:
• Познакомить детей со свойствами бумаги: она лёгкая (можно сдуть с ладони, мнётся, рвётся, шуршит, не тонет в воде.
• Вызвать интерес к различным манипуляциям с бумагой.
Ход занятия: начать шуршать фантиками (бумагой, привлекая детей интересным звуком. Дать им попробовать самим помять её. Далее показать разные виды бумаги (салфетка, фантик, для рисования и т. д.) и продемонстрировать, что можно делать с каждым из её видов.
Опыт №5
«Игра с пёрышком». Экспериментирование
Цель: Создание положительного эмоционального настроения у детей.
Задачи:
• Формировать словарь: части тела.
• Побуждать проговаривать совместно с воспитателем слова.
Ход занятия: взять цветное пёрышко и действовать согласно словам:
Смотрите, смотрите, что я принесла!
Оно по ладошке тихонько ползёт,
Сначала по кругу, после вперёд.
По ручке оно до плеча доползает.
И шейку оно очень нежно ласкает,
По ручке другой вниз уползает,
Опять по ладошке тихонько ползёт,
Сначала по кругу, а после в полёт.
Куда полетит? Интересный вопрос.
Перо прилетело на маленький нос!
Потом эти ушки перо гладить хочет
Одно и другое немного щекочет.
Но пёрышку надо теперь отдыхать,
Оно улетает в карман полежать.
Опыт №6
«Найди по звуку». Эксперимент
Цель: Закрепление названий музыкальных инструментов.
Задачи:
• Определять и различать издаваемые шумовые звуки.
• Создание положительного эмоционального настроения.
• Закреплять названия музыкальных инструментов.
Ход занятия: к нам в гости пришли игрушки: мишка с бубном, зайка с погремушкой, кошечка с колокольчиком и т. д. Прячем за ширму, угадываем что звучит.
Опыт №7
«Поиграем с солнечным зайчиком». Рассматривание.
Цель: Развитие понимания причин возникновения солнечных зайчиков.
Задачи:
• Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются.
• Развивать смекалку, любознательность.
• Учить детей действовать в соответствии с текстом, по сигналу воспитателя; бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.
• Научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом) .
• Вызвать чувство радости и удивления.
Ход занятия: посмотрели в окошечко – солнышко светит. Воспитатель: «А что у меня в руках? Зеркальце. Давайте поищем зайчика. Где зайчик? Вот он. Кто подарил его? Солнышко. Поиграем с ним:
Солнечные зайчики
Играют на стене,
Помани их пальчиком,
Прибегут к тебе.
Сделав паузу, дает сигнал: «Ловите зайчиков!». Дети бегут к стене и пытаются поймать ускользающего у них из-под рук зайчика.
Опыт №8
«Играем с песком». Экспериментирование
Цель: Развитие мелкой моторики рук.
Задачи:
• Поднимать эмоциональное настроение у детей.
• Учить детей пересыпать песочек в разные ёмкости.
Ход занятия: показать детям, как можно пересыпать песочек ложечкой в воронку, вставленную в бутылочку, а потом из бутылочки обратно в коробочку. Побуждать их самих, так делать.
Вывод: опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Уважаемые коллеги, благодарю за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обмен опытом по работе с детьми раннего возраста с ЗПР. Комплексное занятие по сенсорике с детьми раннего возраста (2-3 года). Тема: «Цыплята на лугу».
Комплексное занятие по сенсорике с детьми раннего возраста (2-3 года). Тема: "Цыплята на лугу"...
Консультация для воспитателей «Познавательно-исследовательская и экспериментальная деятельность в ДОУ»
Китайская пословица гласит:“Расскажи – и я забуду,Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму».1. В старшем дошкольном возрасте познавательное развит...
Консультация для воспитателей «Познавательно-исследовательская и экспериментальная деятельность в ДОУ»
В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображени...
Конспект занятия по развитию познавательной деятельности тема: «Части тела» с детьми раннего возраста с нарушенным слухом
На занятиях использовались здоровьесберегающие технологии, динамические паузы, пальчиковая гимнастика, использование индивидуальных слуховых аппаратов...
Дополнительная программа повышения квалификации «Коррекционно-педагогическая профессиональная деятельность логопеда, дефектолога, психолога с детьми раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Дополнительная программа повышения квалификации «Коррекционно-педагогическая профессиональная деятельность логопеда, дефектолога, психолога с детьми раннего возраста в условиях реализации ФГОС Д...
Презентация из опыта работы на ГМО воспитателей по исследовательской деятельности "Организация учебного исследования с детьми дошкольного возраста"
протокол заседания ГМО...
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФОП ДО.
Презентация для педагогов по организации детской деятельности с детьми раннего возраста, выступление педагога сопровождается презентацией, видеороликом «Теремок для малышей»)...