Мониторинг освоения программы дополнительного образования детей дошкольного возраста по театральной деятельности.
рабочая программа (средняя, старшая, подготовительная группа)

Щербакова Людмила Анатольевна

Мониторинг освоения програмы по театральной деятельности в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_diagnostika_po_teatralnoy_deyatelnosti.docx65.24 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая диагностика театрализованной деятельности детей дошкольного возраста

Особую значимость театрализованная деятельность приобретает на- кануне поступления ребенка в школу. Сформированность познавательных и психических процессов, коммуникативных навыков, как основ социальной культуры поможет первокласснику быстро входить в контакт, в любой сложной ситуации не растеряться, смело задавать вопросы учителю, учиться у одноклассников, самому оказывать помощь другим.

Т.С.Комарова акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делает не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля (Таблица 1).

Таблица 1

1. Основы театральной культуры

Высокий уровень:

3 балла

Средний уровень:

2 балла

Низкий уровень:

1 балл

1.

Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализ-ой деятельности. Знает пра-

вила поведения в театре

Интересуется        театраль- ной деятельностью

Не проявляет интереса к театральной деятельности. Знает правила поведения в театре

2.

Называет различные виды театра, знает из различия может охарактеризовать

театральные профессии

Использует свои знания в театрализованной дея- тельности

Затрудняется назвать раз- личные виды театра

2. Речевая культура

1.

Понимает главную идею литературного произведе- ния, поясняет свое выска-

зывание

Понимает главную идею литературного произве- дения

Понимает        содержание произведения

2.

Дает подробные словес- ные характеристики глав-

ных и второстепенных ге- роев

Дает словесные характе- ристики главных и вто- ростепенных героев

Различает главных и вто- ростепенных героев

3.

Творчески интерпретиру- ет единицы сюжета на ос- нове литературного про-

изведения

Выделяет и может оха- рактеризовать единицы сюжета

Затрудняется        выделить единицы сюжета

4.

Умеет пересказывать про- изведение от разных лиц, используя языковые и ин- тонационно-образные

средства выразительности речи

В пересказе использует средства языковой выра- зительности (эпитеты, сравнения, образные вы- ражения)

Пересказывает произведе- ние с помощью педагога

3. Эмоционально-образное развитие

1.

Творчески применяет в спектаклях и инсцениров- ках знания о различных эмоциональных состояни- ях и характере героев, ис- пользует различные сред- ства воспитателя

Владеет знаниями о раз- личных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требует- ся помощь выразитель-

ности

Различает эмоциональные состояния и их характери- стики, но затруднятся их продемонстрировать сред- ствами мимики, жеста, движения

4. Навыки кукловождения

1.

Импровизирует с куклами разных систем в        работе

над спектаклем

Использует навыки кук- ловождения в работе над

спектаклем

Владеет        элементарными навыками кукловождения

5. Музыкальное развитие

1.

Импровизирует под музы- ку разного характера, соз- давая выразительные пла-

стические образы

Передает в свободных пластических движениях характер музыки

Затрудняется в создании пластических образов в соответствии с характером

музыки

2.

Свободно подбирает му- зыкальные характеристи- ки героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета

Самостоятельно выбира- ет музыкальные характе- ристики героев, музы- кальное сопровождение к частям сюжета из предложенных педаго-

гом

Затрудняется выбрать му- зыкальную характеристику героев из предложенных педагогом

3.

Самостоятельно исполь- зует музыкальное сопро- вождение на ДМИ, сво- бодно исполняет песню, танец в спектакле

С помощью педагога ис- пользует детские музы- кальные инструменты, подбирает музыкальное

сопровождение, испол- няет песню, танец

Затрудняется в игре на детских музыкальных ин- струментах и подборе зна- комых песен к спектаклю

6. Основы изобразительно-оформительской деятельности

1.

Самостоятельно создает эскизы к основным дейст- виям спектакля, эскизы персонажей и декораций с учетом материала, из ко-

торого их будут изготов- лять

Создает эскизы декора- ций, персонажей и ос- новных действий спек- такля

Создает рисунки на основ- ные действия спектакля

2.

Проявляет фантазию в из- готовлении декораций и персонажей к спектаклям для различных видов те- атра (кукольного, на- стольного, теневого, на

фланелеграфе)

Создает по эскизу или словесной характеристи- ке-инструкции декора- ции из различных мате- риалов

Затрудняется в изготовле- нии декораций из различ- ных материалов

7. Основы коллективной творческой деятельности

1.

Проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах

работы над спектаклем

Проявляет инициативу и согласованность дейст- вий с партнерами в пла- нировании коллективной

деятельности

Не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем

Диагностика уровней умений и навыков старших дошкольников по театрализованной деятельности проводится на основе творческих заданий.

Творческое задание № 1

Разыгрывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Цель: разыграть сказку, используя на выбор настольный театр, театр на фланелеграфе, кукольный театр.

Задачи: понимать основную идею сказки, сопереживать героям. Уметь передать различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Уметь составлять на столе, фланелеграфе, ширме сюжетные композиции и ра- зыгрывать мизансцены по сказке. Подбирать музыкальные характеристики для создания образов персонажей. Уметь согласовывать свои действия с партнерами.

Материал: наборы кукол театров кукольного, настольного и на фла- нелеграфе.

Ход проведения.

  1. Воспитатель вносит «волшебный сундучок», на крышке которого изображена иллюстрация к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк». Дети узнают героев сказки. Воспитатель поочередно вынимает героев и просит рассказать о каждом из них: от имени сказочника; от имени самого героя; от имени его партнера.
  2. Воспитатель показывает детям, что в «волшебном сундучке» спря- тались герои этой сказки из различных видов театра, показывает поочередно героев кукольного, настольного, теневого, театра на фланелеграфе.

Чем отличаются эти герои? (Дети называют различные виды театра и объясняют, как эти куклы действуют.)

  1. Воспитатель предлагает детям разыграть сказку. Проводится жеребьевка по подгруппам. Каждая подгруппа разыгрывает сказку, используя театр на фланелеграфе, кукольный и настольный театры. Детям предлагаются детские музыкальные инструменты, фонограммы русских народных мелодий для музыкального сопровождения сказки.
  2. Самостоятельная деятельность детей по разыгрыванию сюжета сказки и подготовке спектакля.
  3. Показ сказки зрителям.

Творческое задание № 2

Создание спектакля по сказке «Заячья избушка»

Цель: изготовить персонажи, декорации, подобрать музыкальные ха- рактеристики главных героев, разыграть сказку.

Задачи: понимать главную идею сказки и выделять единицы сюжета (завязку, кульминацию, развязку), уметь их охарактеризовать. Давать ха- рактеристики главных и второстепенных героев. Уметь рисовать эскизы персонажей, декораций, создавать их из бумаги и бросового материала. Подбирать музыкальное сопровождение к спектаклю. Уметь передать эмо- циональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Проявлять активность в деятельности.

Материал: иллюстрации к сказке «Заячья избушка», цветная бумага, клей, цветные шерстяные нитки, пластиковые бутылочки, цветные лоскут- ки.

Ход проведения.

  1. К детям приходит грустный Петрушка и просит ребят помочь ему. Он работает в кукольном театре. К ним в театр приедут малыши; а все ар- тисты-куклы на гастролях. Надо помочь разыграть сказку малышам. Вос- питатель предлагает помочь Петрушке, изготовить настольный театр са- мим и показать сказку малышам.
  2. Воспитатель помогает по иллюстрациям вспомнить содержание сказки. Показывается иллюстрация, на которой изображена кульминация, и предлагаются вопросы: «Расскажите, что было до этого?», «Что будет потом?» Ответить на этот вопрос надо от лица зайчика, лисы, кота, козлика и петуха.
  3. Дети рисуют эскизы персонажей, коллективно выбирают самые интересные работы. Воспитатель предлагает детям по эскизам изготовить из материалов, которые на столе (цветная бумага, цветные нитки, пластиковые бутылочки), главных героев и декорации к сказке.
  4. Воспитатель обращает внимание, что сказка будет малышам интересна, если она будет музыкальной, и советует выбрать музыкальное со- провождение к ней (фонограммы, детские музыкальные инструменты).
  5. Воспитатель организует деятельность по изготовлению персонажей, декораций, подбору музыкального сопровождения, распределению ролей и подготовке спектакля.
  6. Показ спектакля малышам.

Творческое задание № 3 Сочинение сценария и разыгрывание сказки

Цель: импровизировать на тему знакомых сказок, подбирать музы- кальное сопровождение, изготовить или подобрать декорации, костюмы, разыграть сказку.

Задачи: побуждать к импровизации на темы знакомых сказок, твор- чески интерпретируя знакомый сюжет, пересказывая его от разных лиц ге- роев сказки. Уметь создавать характерные образы героев, используя мими- ку, жест, движение и интонационно-образную речь, песню, танец. Уметь использовать различные атрибуты, костюмы, декорации, маски при разыг- рывании сказки. Проявлять согласованность своих действий с партнерами.

Материал: иллюстрации к нескольким сказкам, детские музыкальные и шумовые инструменты, фонограммы с русскими народными мелодиями, маски, костюмы, атрибуты, декорации

Ход проведения.

  1. Воспитатель объявляет детям, что сегодня в детский сад придут гости. Они услышали, что в нашем детском саду есть свой театр и очень захотели побывать на спектакле. Времени до их прихода остается мало, давайте придумаем, какую сказку мы покажем гостям.
  2. Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации сказок «Тере- мок» «Колобок», «Маша и медведь» и другие (по выбору воспитателя). Все эти сказки знакомы детям и гостям. Воспитатель предлагает собрать всех героев этих сказок и поместить их в новую, которую дети сочинят са- ми. Чтобы сочинить сказу, нужно придумать новый сюжет.
  • Как называются части, которые входят в сюжет? (Завязка, кульми- нация, развязка).
  • Какие действия происходят в завязке, кульминации, развязке? Воспитатель предлагает выбрать главных героев и придумать исто-

рию, которая с ними произошла. Самая интересная коллективная версия берется за основу.

  1. Воспитатель проводит жеребьевку с жетонами, на которых обо- значены: исполнители ролей; гримеры и художники по костюмам; музы- канты-оформители; художники-декораторы.
  2. Организуется деятельность детей по работе над спектаклем.
  3. Показ спектакля гостям.

Характеристика уровней знаний и умений театрализованной деятельности

Высокий уровень (18-21 баллов).

Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театра- лизованной деятельности. Понимает основную идею литературного произ- ведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание. Способен со- переживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоя- тельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеет инто- национно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности. Самостоятельно создает эскизы персонажей и декораций, проявляет фан- тазию в их изготовлении из различных материалов. Импровизирует с кук- лами различных систем. Свободно подбирает музыкальные характеристи- ки к персонажам или использует ДМИ, свободно поет, танцует. Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.

Средний уровень (11-17 баллов).

Проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и те- атрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра и театральных профессиях. Понимает содержание произведения. Дает сло- весные характеристики персонажам пьесы, используя эпитеты, сравнения

и образные выражения. Владеет знаниями о эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью вос- питателя. Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции воспитателя образ персонажа и декорации к спектаклю. Владеет навыками кукловождения, может применять их в свободной творческой деятельности. С помощью воспитателя подбирает музыкальные характеристики к персонажам и единицам сюжета. Проявляет активность и согласованность действий с партнерами. Активно участвует в различных видах творческой деятельности.

Низкий уровень (7-10 баллов).

Малоэмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра. Знает правила поведения в театре. Понимает содержание произведения, но не может выделить единицы сюжета. Пересказывает произведение только с помощью воспитателя. Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может их продемонстрировать при помощ мимики, жеста, движения. С помощью воспитателя создает рисунки (эскизы) к основным действиям спектакля. Не может самостоятельно изготовить декорации, персонажи к спектаклю. Владеет элементарными навыками куклово- ждения, но не проявляет инициативы их продемонстрировать в процессе работы над спектаклем. Затрудняется в подборе музыкальных фрагментов к спектаклю даже с помощью воспитателя. Не проявляет активности в кол- лективной творческой деятельности. Не самостоятелен, выполняет все операции только с помощью воспитателя.

Диагностика развития музыкальных и артистических способностей у детей дошкольного возраста        (Е.А.Антипина)

Средняя группа

Восприятие музыки. 1. Эмоциональная отзывчивость на музыку. 2.

Умение соотнести содержание музыки с картиной.

Пение. 1. Пение естественным звуком. 2. Попытка чисто интониро- вать. 3. Пение с удовольствием. Музыка и движение.

Музыка и движение. 1. Выразительность и ритмичность движения.

2. Владение достаточным объемом танцевальных движений. 3. Эмо- циональный отклик на данный вид деятельности. 4. Владение элементар- ными навыками — начинать и заканчивать движение вместе с музыкой.

Элементарное музицирование. 1. Устойчивый интерес к данному ви- ду деятельности. 2. Передача ритмической пульсации и несложного рит- мического рисунка. 3. Чувство ансамбля.

Песенное творчество. 1. Способность отыскать нужную интонацию.

  1. Танцевальное творчество. 3. Способность самостоятельно подоб- рать движение в соответствии с эмоционально-образным содержанием му- зыки.

Музыкально-игровое творчество. 1.Способность отыскать способ оригинальных действий для передачи игрового образа. 2. Импровизацион- ное музицирование. 3. Пытаться наиграть придуманные, мелодии.

Основные принципы драматизации. 1. Устойчивый интерес к теат- рально-игровой деятельности. 2. Попытка сочинить конец к заданной ко- роткой истории или сказке. 3. Желание выступать перед зрителем (детьми, родителями).

Основные навыки театрального мастерства. 1. Способность к соз- данию выразительного образа в этюдах, играх-драматизациях, песенных и танцевальных импровизациях.

Старшая и подготовительная группы

Восприятие музыки.1.Эмоциональная отзывчивость на музыку. 2. Определение музыкального жанра. 3.Осознанное восприятие формы музы- кального произведения. 4.Соотнесение мелодии музыки с ее эмоционально- образным содержанием.

Пение. 1. Пение естественным звуком. 2.Чистое интонирование в удобном диапазоне. 3. Пение без музыкального сопровождения. 4.Пение с удовольствием.

Музыка и движение. 1. Выразительность и ритмичность движений. 2. Отражение языка музыки в движении. 3.Достаточный объем танцевальных движений. 4. Эмоциональный отклик на данный вид деятельности.

Элементарное музицирование. 1.Устойчивый интерес к музицирова- нию. 2.Владение приемами звукоизвлечения на различных музыкальных инструментах. 3. Передача ритмической пульсации и несложного ритмиче- ского рисунка. 4. Чувство ансамбля.

Песенное творчество. 1.Способность найти нужную интонацию в заданном жанре, характере (на заданный текст).

Танцевалъное творчество. 1.Способность импровизировать в сво- бодном танце.

Педагогическая диагностика театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста (на примере игр-драматизаций)

(В.А.Деркунская)

Опросник для педагогов, направленный на изучение самоотношения к театрализованной деятельности дошкольников

  1. часть

Уважаемые педагоги! Ответьте на предлагаемые вопросы, используя следующие варианты ответов: «да», «нет», «иногда».

  1. Любите ли Вы ходить в театр?
  2. Вы бываете в театре не реже, чем 1 раз в месяц?
  3. Вам интересна театральная жизнь нашего города?
  4. Вы скорее предпочтете посмотреть по телевизору передачу о жизни те- атральных актеров, режиссеров, исторической судьбе театра, чем художе- ственный фильм, развлекательную программу?
  5. Вы проявляете эрудицию при выборе спектакля, театра?
  6. Вы бываете на всех премьерных спектаклях?
  7. Вы активно участвуете в самодеятельных театральных постановках всю свою жизнь?
  8. Обсуждая спектакль, Вы в первую очередь обращаете внимание на игру актеров?
  9. Обсуждая спектакль, Вы в первую очередь обращаете внимание на лите- ратурную основу спектакля, ее режиссерскую интерпретацию, постанов- ку?
  10. Обсуждая спектакль, Вы в первую очередь обращаете внимание на кос- тюмы актеров, сценографию (оформление сцены, декорации, свет)?

Обработка ответов осуществляется в соответствии с балльной шкалой, ответ «да» оценивается в 2 балла, ответ «нет» в 0 балов, «иногда»

  • 1 балл.

Интерпретация ответов.

Если Вы набрали от 0 до 10 баллов, то Вы равнодушны к театру, Вас не очень привлекает данный вид искусства, Вы не являетесь его ценителем. Скорее всего, у Вас другие интересы. Имея подобное отношение к те- атральному искусству, не ожидайте особых результатов от театрализован- ной деятельности своих воспитанников.

Если Вы набрали от 10 до 15 баллов, то Вас можно назвать человеком, проявляющим интерес к театру. Ваш интерес к театральному искусст- ву, возможно, охарактеризовать как неустойчивый. Скорее всего, у Вас не хватает времени для постоянного поддержания подобного отношения к те- атру. Но если Вам удается попасть в театр, то Вы получаете истинное на- слаждение и удовольствие, долго находитесь под впечатлением от спек- такля. Скорее всего, увлекшись, Вы можете получить высокие результаты в работе с детьми по развитию театрализованной деятельности.

Если Вы набрали 15—20 баллов, то Вы — заядлый театрал, поклонник театрального искусства. Вы — ценитель театра. Вне театрального про- странства Вы себя не представляете. Возможно, Вы и не подозревали об этом, но у Ваших воспитанников есть все шансы максимально раскрыться театрализованной деятельности.

  1. часть

Уважаемый педагог, продолжите, пожалуйста, предложения.

  1. Под театрализованной деятельностью детей я понимаю...
  2. Мое отношение к театрализованной деятельности детей...
  3. Оно проявляется в том, что я...
  4. Театрализованная деятельность в дошкольном, возрасте — один из важнейших развивающих видов детской деятельности, так как...
  5. Фрагменты театрализации помогают мне решать такие педагоги- ческие задачи, как...
  6. Я предпочитаю использовать в работе с детьми следующие виды театра...
  7. Детское творчество в играх-драматизациях заключается в        том,

что... ваю..


  1. В организации детских игр-драматизаций я, прежде всего, учиты-

  1. Театрализованная деятельность дошкольников развивается в опре-

деленных педагогических условиях, важнейшими из которых, на мой взгляд, являются...

Проанализируйте полученные результаты, обращая внимание на следующие моменты:

  • Я скорее декларирую положительное отношение к театрализован- ной деятельности.
  • Я много делаю для развития театрализованной деятельности до- школьников.
  • Я недостаточно делаю для развития театрализованной деятельно- сти дошкольников.
  • Я испытываю трудности в развитии театрализованной деятельности дошкольников (попытайтесь сформулировать их характер).

Диагностика профессиональной компетентности

Уважаемые педагоги, решите педагогические ситуации. Ситуация 1.

Дети разыгрывают кукольный спектакль по сказке «Лиса и медведь». Они распределили роли и начали представление, но по ходу действия возник спор о том, кому из героев что говорить. Сюжет «рассыпается», и дети постепенно теряют интерес к игре. Как разрешить сложившуюся ситуацию? Назовите свои действия в данной ситуации, чтобы игра была продолжена.

Ситуация 2.

Дети решают разыграть сказку «Колобок», распределяют между собой роли, но одному ребенку роль не достается. Со словами: «Я тоже хочу играть!» расстроенный ребенок садится на стул. Ваши дальнейшие действия по оптимизации данной игровой ситуации? Подготовьте рекомендации по предупреждению подобных ситуаций в группе детского сада.

Ситуация 3.

Педагог предлагает детям поиграть в настольный театр. Происходит обсуждение выбора сказки. Дети высказывают желание поставить сказку

«Теремок». Однако выясняется, что в настольном театре нет всех героев к этой сказке. Тогда дети, разобрав имеющиеся плоскостные фигурки, пред- лагают новый вариант сказки «Теремок». Ваша реакция в этой ситуации? Какая помощь педагога необходима детям в сложившейся игровой ситуа- ции? Какие выводы может сделать педагог об уровне развития театрализо- ванной деятельности детей?

Ситуация 4.

После полдника дети занимаются самостоятельными играми. Один ребенок решает разыграть сказку. Берет в руки кукол бибабо и приглашает других детей принять участие, но они заняты своими играми и не откли- каются на предложение. Ваша реакция на сложившуюся ситуацию? Опи- шите свои действия.

Обратите внимание на следующие моменты.

Конструктивность решения ситуаций — Вам удается предложить решение, которое носит преобразующий позитивный характер. Удается найти не одно решение, при этом Вы не испытываете затруднений в их поиске. Решать ситуации, связанные с развитием театрализованной деятель- ности детей, Вам профессионально  интересно.

Деструктивность решения ситуаций — не удается найти решения, позволяющего снять возникшие противоречия внутри ситуации. У Вас по- является много вопросов, связанных с театрализованной деятельностью детей, их поведением в ней и Вашими действиями в руководстве рас- сматриваемым процессом. При этом Вы не испытываете интереса и не мо- тивированы на решение ситуаций, связанных с развитием детской те- атрализованной деятельности.

Отказ решать предлагаемые ситуации. Преобладает раздражитель- ность в попытке решить их. Вам необходимо задуматься об этом состоя- нии, проанализировать его.

Диагностика изучения игровых интересов и предпочтений старших дошкольников в играх-драматизациях

Примерные вопросы для собеседования с ребенком.

  1. Знаешь ли ты, что такое театр? Ты был в театре? Что тебе понра- вилось в театре больше всего?
  2. Какой спектакль ты смотрел последний раз? Тебе нравится смот- реть спектакли? Почему?
  3. Знаешь ли ты, кто такой режиссер, актер, художник-оформитель? Что они делают для того, чтобы спектакль можно было        посмотреть?
  4. Зачем в театр приходят зрители? Что они делают на спектакле?
  5. Любишь ли ты играть в «театр»?
  6. В какой «театр» ты любишь играть? (ребенку предлагаются кар- тинки с разными видами театра). Почему?
  7. Что ты делаешь, играя в «театр»? Тебе это нравится?
  8. Тебе нравится исполнять роли сказочных героев? Почему?
  9. Есть ли у тебя любимая роль? Какая?
  10. Ты можешь по выражению лица узнать настроение героя?
  11. Когда ты вырастешь, ты бы хотел работать в театре? Кем бы ты хотел быть: режиссером, актером, художником-оформителем?
  12. Есть ли у тебя любимая книжка? Какая?
  13. В спектакле с какими персонажами ты бы хотел поучаствовать? Анализируйте ответы с точки зрения представлений о театре, теат-

ральном искусстве, активности детей в процессе театрализованной дея- тельности. Обратите внимание на интерес ребенка к той или иной позиции в театрализованной игре и обоснования данного выбора.

Диагностика изучения игровых позиций дошкольников в играх-драматизациях

Первая часть

Цель наблюдения: изучение актерских, режиссерских, зрительских умений старших дошкольников в играх-драматизациях.

Наблюдение проводится в естественных условиях за самостоятельной игрой-драматизацией детей. Результаты наблюдения фиксируются в таблице знаками «+», «—», фиксируются умения, которые наиболее харак- терно проявляются у ребенка в процессе игровой деятельности.

Графа «Замысел» имеет отношение к детям «режиссерского» типа, что проявляется в наличии таких умений,  как:

  • интерпретация ребенком привлекательного литературного сюжета, понимание идеи постановки;
  • комбинирование замысла — соединение нескольких знакомых ли- тературных сюжетов, придумывание нового для постановки, построение единой сюжетной линии, постепенное наращивание сюжетной линии, логическое перетекание одного сюжета в другой, закономерный финал, опи- сание образов предполагаемой постановки;
  • планирование игры — организация спектакля.

Ф.И. ребен- ка

Структурные компоненты игры-драматизации

Ведущий Мотив Игры

Замысел

Роль

Восприятие

Интерпретация

Комбинирование

Планирование

Принятие

Передача        смысла образа

Импровизация

Внимание

Сопереживание

Воспроизведение впечатлений

рых:


Графа «Роль» позволяет определить детей «актерского» типа, у        кото-

  • принятие роли сопровождается активностью, радостью, интересом;
  • передача образа происходит через использование средств вырази-

тельности (слова, действия), соответствующих атрибутов;

  • возможна импровизация.

Графа «Восприятие» ориентирована на детей, относящихся к «зри- тельскому» типу. Их основные характеристики:

  • внимание — ребенок любит смотреть, наблюдать за происходящими событиями в спектакле;
  • сопереживание — ребенок сочувствует, сопереживает героям спектакля эмоционально реагирует на происходящие события, спектакль в целом;
  • воспроизведение впечатлений выражает свое эмоциональное со- стояние, настроение любыми доступными средствами детской художест- венной деятельности (рисунок, слово, движение, игра и др.).

Обратите внимание на ведущий мотив игры-драматизации. Если она возникает из-за замысла, то, очевидно, что ребенок — «режиссер», если из- за роли, то ребенок — «актер», если ведущий мотив — восприятие, то ребенок скорее «зритель». Возможно комбинирование позиций.

Дети, которых условно можно отнести к позиции «художник- оформитель», проявляются через графы «Замысел» и «Роль». Принципи- альным в этом случае  будет:

  • интерпретация ребенком привлекательного литературного сюжета, понимание идеи постановки, выраженное в детских рисунках;
  • комбинирование замысла — создание декораций спектакля;
  • передача смысла образа литературного персонажа через создание соответствующих игровых атрибутов, костюмов.

С помощью таблицы можно определить, какую позицию занимает ребенок в играх-драматизациях.

Вторая часть

Вторая часть диагностики связана с изучением игровых позиций ре- бенка в театрализованной деятельности с использованием этюдов и уп- ражнений.

Этюды и упражнения на выявление актерских умений

  1. Ребенку предлагается передать содержание фразы, «считывая» ин тонацию, с которой звучит данный текст:
  • Чудо остров!
  • Наша Таня громко плачет...

  • Карабас-Барабас
  • Первый снег! Ветер! Холодно!

  1. Детям предлагается прочесть по тексту с разными интонациями (удивленно, радостно, вопросительно, сердито, ласково, спокойно, равно душно): «Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке».
  2. Пантомимические этюды. Котята :
  • сладко спят;
  • просыпаются, лапкой умываются;
  • зовут маму;
  • пытаются утащить сосиску;
  • боятся собаки;
  • охотятся.

П окажи :

как танцует добрая фея на балу у Золушки;

как злится страшная ведьма на балу у Спящей Красавицы;

как удивляется черепашка-ниндзя;

как здоровается Снежная Королева;

как обижается Винни-Пух;

как радуется Бэтман.

  1. Этюды на изменения тембра голоса.

Педагог. Киска, как тебя зовут? Ребенок. Мяу! (Нежно)


Педагог. Киска, хочешь молока? Ребенок. Мяу! (С удовлетворением)

Педагог. Стережешь ты мышку Педагог. А в товарищи щенка?

тут?

Ребенок. Мяу! (Утвердительно)


Ребенок. Мяу! Ффф-ррр! (Изобразить: трусливо, пугливо...)

  1. Интонационное прочтение стихов-диалогов.
  2. Проговаривание скороговорок.

Резиновую Зину купили в магазине, Резиновую Зину в корзине принесли,


Резиновая Зина упала из корзины, Резиновая Зина измазалась в грязи.

  1. Ритмическое упражнение. Простучать, прохлопать, протопать свое имя: «Та-ня, Та-не-чка, Та-ню-ша, Та-ню-шень-ка».
  2. Образные упражнения под музыку Е. Тиличеевой «Пляшущий зайчик», Л. Банниковой «Поезд», «Самолет», В. Герчика «Заводная лошадка».

Этюды и упражнения на выявление режиссерских умений

  1. Детям предлагается на основе литературного сюжета или на основе детских песен сочинить сценарий, организовать спектакль (распределить роли между детьми, обосновать свой выбор, провести репетицию).
  2. Моделирование ребенком литературных сюжетов по картинкам для постановки спектакля, обсуждения замысла, идеи постановки с дошкольником.

Этюды и упражнения на выявление умений декоратора

  1. Детям предлагается на основе литературного сюжета или на основе детских песен спроектировать декорации, костюмы для спектакля, предложить необходимый игровой реквизит.
  2. Обсуждение замысла, идеи постановки с дошкольником в контексте предлагаемых им декораций.

Беседа-игра на выявление зрительских умений

После просмотра спектакля, игры-драматизации проведите беседу:

- О чем рассказал спектакль? Что ты понял? (На понимание равной мысли произведения.

  • Какой персонаж тебе понравился больше всего? Почему? Какой у него характер? (На понимание характера персонажей.)
  • Что ты чувствовал, когда с героем происходили... события?        (Конкретно по действию.)
  • Хотелось бы тебе что-нибудь изменить в спектакле? Что именно?
  • Кто тебе больше всех понравился из актеров спектакля? Почему?
  • Нравится ли тебе смотреть спектакль? Почему?
  • Расскажи в рисунке (предложите другие средства передачи полученных впечатлений) о спектакле, о том, что ты увидел сейчас.

Проанализируйте умения детей в соответствии с критериями.

Актерские умения понимание эмоционального состояния персонажа и в

соответствии с этим выбор адекватных выразительных средств для передачи образа персонажа

  • голоса, мимики, пантомимики; характер выразительности моторики: в пантомимике —

естественность, скованность, медлительность, порывистость движений; в мимике — богатство, бедность, вялость, живость проявлений; в речи — изменение интонации, тона, темпа речи;

самостоятельность выполнения задания, отсутствие стереотипных действий.

Режиссерские умения — понимание мотивов поступков героев; следование сюжетной линии (установление причинно-следственной связи, понимание последовательности событий); распределение ролей, подготовка игровой среды; умение руководить сразу несколькими играющими.

Оформительские умения художественно-изобразительное видение сюжетной линии литературной основы спектакля; адекватное отражение сюжетной линии спектакля в декорациях, костюмах, игровых атрибутах, театральном реквизите; подготовка игровой среды.

Зрительские умения умение понимать чужие эмоциональные со- стояния и проявлять эмпатию к персонажам произведения; наличие актив- ной зрительской позиции: выражение мнения по поводу увиденного, наличие отношения к увиденному (понравилось, не понравилось, безразлично); выражение мнения по поводу игры актеров.

Третья часть

Третья часть диагностики состоит из теста «ЗАРД», предназначенного для педагогов и родителей. Цель теста: изучить мнение родителей, воспитателей о предпочтениях ребенка при выборе игровых позиций.

Тест «ЗАРД»

Уважаемые педагоги, родители, ответьте на ряд утверждений, ис- пользуя варианты ответов «да» или  «нет».

Утверждения

  1. Чаще ребенок обращает внимание на замысел литературного про- изведения, его художественную идею........................................................
  2. Чаше ребенок реагирует на героев литературного        произведения…..
  3. Чаше ребенок обращает внимание на обстановку, место и время развития событий произведения..................................................................
  4. Ребенок целостно воспринимает литературное        произведение.......
  5. Ребенок хорошо понимает эмоциональное состояние героев и интересно интерпретирует образы..................................................................
  6. Ребенок любит задавать вопросы о прочитанном произведении..
  7. Ребенок любит рисовать литературные сюжеты, «фантазировать на бумаге»................................................................................................. …….
  8. Ребенок может организовать игру с другими детьми................
  9. Ребенку легче оценить  игру другого, чем играть        самому............
  10. Ребенок легко создает образы литературных персонажей с помощью декламирования, мимики и пантомимики.................................
  11. Ребенок легко подбирает необходимые атрибуты и декорации для игры- драматизации................................................................................
  12. Ребенок может выразить свое мнение о понравившихся или непонравившихся персонажах...................................................................
  13. У ребенка хорошо развито творческое воображение, он тяготеет к импровизациям............................................................................................
  14. Ребенок обладает лидерскими качествами.............................
  15. Ребенок хорошо чувствует цвет, форму, стремится выразить свои впечатления о литературном произведении, персонажах произведения на бумаге с их помощью................................................................................
  16. Ребенок умеет подсказать и показать другим детям, как и что на- до изображать в игре-драматизации......................................................
  17. Ребенок умеет сопереживать игровым персонажам......................
  18. Ребенку присущи качества - настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать неудачи, решать конфликты........................................
  19. У ребенка развиты элементы самоконтроля в театрализованной деятельности (может следовать сюжетной линии, театральную постановку доводит до конца)..............................................................
  20. У ребенка развиты художественно-изобразительные умения, он хорошо рисует, предпочитает рисование другим видам детской художественной деятельности..........................................................

Оценка результатов.

Ответ «да» оценивается в 1 балл. Баллы суммируются по каждой по- зиции (актер, режиссер, зритель):

  • позиция «режиссер» — ответы «да» на вопросы 1, 8, 14, 1, 18;
  • позиция «декоратор» — ответы «да» на вопросы 3, 7, 11, 15, 20;
  • позиция «актер» — ответы «да» на вопросы 2, 5, 10, 13, 19;
  • позиция «зритель» — ответы «да» на вопросы 4, 6, 9, 12,        17.

В какой позиции получилось наибольшее количество баллов, к той ребенок и имеет наибольшую  склонность.

Соотнесите эти результаты с результатами собеседования с ребен-

ком.

Диагностика состояния игровой среды для театрализованной деятельности детей старшего дошкольного  возраста

Инструкция. Определите, соответствует или не соответствует выделенным критериям игровая среда в группе, в ДОУ. При заполнении таблицы используйте оценки: «+» — да; «—» — нет; «+—» — частично.

Результаты позволят сделать вывод о том, насколько эффективны внешние условия развития театрализованной деятельности детей в Вашей группе и дошкольном образовательном учреждении в целом.

Внешние условия игровой среды, способствующей развитию

театрализованной деятельности детей

Оценка

1. Специальное помещение для театрализованной деятельности

2. Устройство театра:

сцена занавес

зрительный зал декорации

музыкальное оснащение

осветительные приборы (рампа, прожекторы)

Специальные помещения:

мастерская режиссера костюмерная гримерная

мастерская оформителя

место для хранения декораций

Театральный реквизит:

набор кукол

ширмы для кукольного театра костюмы

маски

игровые атрибуты

В группе детского сада

1. Наличие уголка театрализованной деятельности детей

2. Различные виды театров:

«бибабо» настольный теневой пальчиковый

театр на фланелеграфе марионеточный

3. Реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей:

набор кукол

ширмы для кукольного театра костюмы

элементы костюмов маски

игровой реквизит

4. Наличие атрибутов для различных игровых позиций а) «актер»:        костюмы

маски куклы

театральный реквизит грим

элементы костюмов

б) «режиссер»:        декорации

различные материалы для изготовления театральных атрибутов

стул режиссера

сценарии, алгоритмы их составления книги

образцы музыкальных произведений (кассе- ты с записью музыки)

в) «зритель»:        места для зрителей

афиши программки театральная касса билеты в театр

бинокль

«деньги»

номерки в гардероб реквизит для буфета

г) «оформитель»:        различные виды бумаги, ткани

краски

фломастеры клей

карандаши

нитки, пуговицы, коробки, жестяные банки сподручный материал

природный материал

В совокупности полученная информация будет служить основанием для планирования работы по развитию театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста "Английский с малышами"

Программа "Английский с малышами" рассчитана на 2 года обучения, по 2 занятия в неделю для детей 3-7 лет....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ детей дошкольного возраста «Затейники» 6-7 лет.

Рабочая программа "Затейники" для подготовительной группы с одаренными детьми....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ "Система оценки освоения детьми программы дополнительного образования детей дошкольного возраста «Юный краевед»

Юный краевед - это ребёнок, который обращает внимание на красоту того места, в котором он живёт — это красота природы, зданий, скульптура.  Способен к проявлению соответствующей их возможно...

Дополнительная коррекционно-развивающая программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по песочной арт-терапии.

С самого детства игры с песком становятся одними из самых любимых практически для всех детей. Что может быть естественнее ребенка, иг...

Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!» (младший дошкольный возраст)

Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!»  (младший дошкольный возраст)...

Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!» (старший дошкольный возраст)

Образовательная программадополнительного образования детей дошкольного возраста«Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!»(старший дошкольный возраст)...

Рабочая программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по развитию творческих способностей дошкольников «Театральный сундучок»

Рабочая программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по развитию творческих способностей дошкольников «Театральный сундучок»Возраст обучающихся: 6-7 лет Срок реализации...