РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
консультация (старшая группа) на тему
РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo.docx | 26.76 КБ |
Предварительный просмотр:
МУ «Методический кабинет»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №15 «Ручеёк» г.Ртищево Саратовской области»
РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Афонина М.Н.,
воспитатель МДОУ
«Детский сад №15 «Ручеёк»
г.Ртищево
РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
- «3.2.1.Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
- Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфичных для них видах деятельности»
(ФГОС ДО от 17.10.2013г. № 1155)
Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
Детская инициатива и самостоятельность проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам.
Для развития самостоятельности у детей я стараюсь использовать все виды деятельности ребёнка, так как каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.
2. САМООРГАНИЗАЦИЯ — деятельность, направленная на поиск и творческое преобразование действительности, высокая адаптивность, активная мобилизация внутренних ресурсов личности.
Предметно-развивающая среда в нашей группе организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам, поло-ролевому принципу (девочки любят играть в куклы : игра «Дочки-матери»; мальчики в мягкие модули, они любят конструировать, играть с машинами), уровню развития детей.
Для самостоятельных игр оборудована игротека, в которой собраны игры на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, на узнавание по описанию и др.
Дети сами моделируют свою игру, её сценарий и это способствует развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий. Для этого нами используются разнообразные предметы-заместители, обладающие, наибольшим развивающим эффектом, позволяющие ребенку активно и по своему усмотрению действовать, обогащая сюжет игры: бросовый и природный материал, различные атрибуты для развития сюжетов игр ( например, мягкие модули: это может быть стул, подушка) – все это приходит детям на помощь по ходу игры, ввиду недостающего атрибута.
3. КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Формирование коммуникативной самостоятельности должно быть частью обычной повседневной деятельности, естественным дополнением как к совместным играм (дидактическим, подвижным, сюжетно-ролевым, театрализованным), так и ко всевозможным мероприятиям.
Во время свободной деятельности я стараюсь максимально дать свободу выбора детям, но особенно увлекательной для детей моей группы стала театрализованная деятельность. В нашей группе есть «уголок ряженья». Это подталкивает детей к самостоятельной творческой деятельности, к игре в театр. Дети отдают предпочтение уголку ряженья, объединяются в группы, распределяют роли, подбирают наряды и атрибуты, сочиняют диалоги. Результатом этой игры становится коллективное представление для сверстников группы. И вот, однажды, в ходе игры в театр произошла такая
ситуация «Поссорились Антон и Полина». Дети купили билеты в театр на 1-й ряд : Антон на 3-е место , а Полина на 5-е место ( в ряду 7 мест). Неожиданно друг для друга они оказались на одном месте и не могли понять , как это произошло. Каждый из детей считал , что это его место. Почему дети сели на одно место, хотя билеты у них были разные?
Варианты ответов детей группы:
-Антон прав, а Полина села неправильно.
- Это Полина села правильно, а Антон нет.
-Оба перепутали места.
Дети ищут правильное решение. Берут билет Антона и находят его место
( при этом считают слева направо). Затем проверяют, правильно ли Полина нашла своё место. Оказалось, что Полина считала справа налево, а надо было считать слева направо. Антон был прав.Дети сами обосновали своё решение.
4. САМООБСЛУЖИВАНИЕ И ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ БЫТОВОЙ ТРУД.
Для воспитания самостоятельности у детей в процессе трудовой деятельности большое значение имеет пример взрослых. Поэтому мы организуем экскурсии, по нашему детскому саду, во время которых имеем возможность наблюдать с детьми труд взрослых, взаимоотношения в труде. Дети видели работу медсестры, повара, дворника, прачки ,наблюдали за работой младшего воспитателя. Эмоциональные впечатления, полученные на этих экскурсиях, давали пищу для разговоров, формировали общие интересы, помогали воспитывать у детей активность в труде. Дети с удовольствием ухаживают за растениями в уголке природы, ремонтируют книги, убирают игрушки после игр( дети сами решают какие цветы нужно полить, а книги подклеить, договариваются кто какие игрушки будет убирать ).
Я стараюсь предоставить детям больше самостоятельности в трудовой деятельности, привлекаю их к участию в планировании работы (а что будем делать завтра?).
Пример. После экскурсии в мед кабинет выяснилось, что для игры в «больницу» у детей нет некоторых атрибутов (градусников, листков для рецептов, ватных тампонов). А так как они любили эту игру, то решили изготовить их самостоятельно. Стали думать, что из чего и как можно сделать. Дружно обсудили все и принялись за работу. После этого дети сами не раз объединялись для изготовления атрибутов к другим играм (Например, для игры «Магазин») .
5. ПРОДУКТИВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (КОНСТРУИРОВАНИЕ, РИСОВАНИЕ, ЛЕПКА, АППЛИКАЦИЯ).
В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности.
При организации продуктивной деятельности я стараюсь мотивировать достижение цели (выражая уверенность в том, что ребенок желает и может успешно выполнить задание), определяю значимость деятельности (к примеру - изготовление поделок для малышей, открытка маме, поделка для папы и т. п.), выражаю личное переживание успеха (создавая эмоциональное предвосхищение результатов деятельности). Часто даю задания, которые дети выполняют небольшими группами
. Например, накануне Нового года дети по своей инициативе изготовили украшения для группы( Например, фонарики , бусы и т.д.),, но в итоге их получилось так много , что оставшиеся я предложила убрать в коробку , но детьми было принято решение подарить их детям младшей группы.( своими вопросами я подводила детей к принятию подобного решения) Выполнив задание, дети сами отнесли игрушки малышам и организовали там игру. Радость детей младшей группы послужила серьезным стимулом для последующей самостоятельной деятельности, способствовала усилению эмоционального предвосхищения результатов своей работы.
Для самостоятельной продуктивной деятельности в нашей группе был оборудован "Уголок творчества", который создан по принципу доступности и мобильности. В уголке собранны различные средства художественной деятельности и материалы (краски, мелки, карандаши, , цветная бумага, тонированная бумага, , зубочистки, зубные щетки, и другие средства для нетрадиционной техники художественной деятельности).
В НОД также стараюсь предоставить свободу, самостоятельность, инициативность продуктивных творческих действий, которые находят отражение в детских работах.
« Мастер-класс»
Детям понравилось делать подарки и они стали думать кому и когда ещё можно их подарить? Совместно решили сделать подарки мамам к 8-му Марта. ( открытка « Мимоза»). Я поддерживать инициативу детей. Накануне были сделаны заготовки веточек, вырезанных из цветной бумаги, из которых дети выбирали нужные по форме и располагали их на листе бумаги так , как хотят; затем салфетку жёлтого цвета резали( рвали ) на полоски ,а затем на маленькие квадратики и скатывали из них шарики , приклеивали их на бумагу. Я создавала ситуацию успеха и говорила: « Ты сможешь. Я тебе помогу». И вот готовый результат.
6 .Работа с семьей по поддержке детской инициативы
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Свое общение с родителями мы строим на основе сотрудничества, которое, по утверждению родителей, сближает, позволяет открыть какие-то новые стороны личности своего ребенка.
Необходимо нацелить родителей на поддержания в ребенке любознательности. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, просят найти новые сведения, что- то сделать вместе. Родители с большим интересом изготавливают книжки-малышки, оформляют альбомы, плакаты, организуют фотосессии и многое другое.
Например, осенью у нас в д/с проходил конкурс « Осенние фантазии».Подобные мероприятия позволяют не только вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивают семью (многие задания выполняются совместно).
Рекомендации по развитию детской инициативы для родителей.
- Поддерживайте инициативу, собственную активность ребенка, даже если она кажется неуместной.
- Настоящая творческая деятельность бескорыстна, поэтому не ждите мгновенных результатов. Главный критерий успешности деятельности — наличие стойкого интереса к ней.
- Будьте терпимы к ошибкам ребенка. Не стоит доделывать за него, остерегать от ошибок, говорить о том, что могло быть лучше. Критика возможна только, когда ребенок достаточно уверен в себе.
- Наблюдайте за ребенком, подмечайте моменты его собственного авторства, помогите ему осознать свою индивидуальность и научите ценить себя как творческую личность.
- Собственный пример родителей заразителен, но не стоит сравнивать ребенка с собой («вот я в твои годы» и т.д.).
- Помогите ребенку «оформить» его интересы в конечный продукт, например, сделать рамки для рисунков и выставку, повесить на стену грамоты, создать альбом достижений и т.д. Для ребенка важна оценка его деятельности родителями.
- Родительская улыбка, одобрительный взгляд, внимательный поворот головы, восторженный рассказ о достижениях своего ребенка по телефону родственникам — то, ради чего дети способны рисовать, строить, лепить, в общем — творить.
« Мастер-класс»
В режимных моментах у нас проходила акция « Сад на подоконнике» в рамках опытно- экспериментальной деятельности, где дети выясняли , что было сначала , а что потом, но моя цель была - подарки мамам к 8-му Марта. ( Посадили овёс, накрыли плёнкой, наблюдали за всходами).
По окончании наблюдений предложила ( можно сказать провоцировала) освободить стаканчики от травы, но дети не захотели и предложили их украсить. Я поддерживать инициативу.
Возник вопрос : « Чем будем украшать?» Поступили предложения : ленточками, цветами и т.д. Началась работа. Дети самостоятельно выбирали цветовую гамму цветов , которые сами вырезали из бархатной бумаги; бусинок; форму бантиков. Я продолжала создавать для каждого ребёнка ситуацию успеха «Это просто, я тебе помогу».И вот готовый продукт детского творчества. Задаю детям вопрос: « Что с этой красотой будем
делать ?» Своими вопросами я подводила детей к тому, чтобы они приняли решение , которое позволяло бы решить поставленную мною цель.
Теперь у детей был выбор: подарить маме открытку « Мимозу» или
« Цветок в стаканчике.» ( Кто подарил маме 2 подарка, а кто-то решил подарить маме и бабушке)
7.Для развития детской инициативности нужно:
- Давать простые и интересные задания( снимать Страх « не справлюсь», развивать инициативу.
- Поддерживать инициативу.
- Формировать установку « Я смогу», « Я сумею».
- Создавать ситуацию успеха для каждого ребёнка: « Это очень просто, я тебе помогу».
- Педвосхищающая положительная оценка « Ты очень творческий ребёнок, у тебя всё получится».
8. И так, организация образовательного процесса в форме самостоятельной деятельности –это не только создание условий предметной среды и деятельность детей без педагога, это целенаправленный, спланированный процесс, который предполагает обязательный результат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности"
Цель: рассказать об опыте работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные ви ды деятельности....
Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности
Система работы по развитию мелкой моторики...
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.
Актуальность данной темы состоит в том, что у детей младшего дошкольного возраста низкий уровень развития мелкой моторики. Следствие слабого развития рук и общей моторики, общая неготовность...
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.
Леонтьева Е.С., воспитательГБДОУ детский сад №91 Фрунзенского районаСанкт-Петербурга Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в различных видах проектной деятельности &laq...
ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 3 до 5 лет) 2года обучения:
Пояснительная записка:актуальность,цели и задачи программы,расписание образовательной деятельности и режим работы кружка,ожидаемые результаты, формы подведения итогов,учебно - тематическое планировани...
ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 5 до 7 лет) 2 года обучения:
Содержание. 1.Пояснительная записка2.Учебно-тематическое планирование3. Перспективный план занятий кружка «Умелые пальчики» в старшей группе4. Перспективный план занятий кружка «...
Использование технологии составления мудбордов в качестве эффективного средства поддержки инициативы и творчества детей дошкольного возраста в различных видах деятельности
В рамках реализации ФГОС ДО пристальное внимание уделяется работе ДОО по достижению целей и задач социального развития детей. Если мы обратимся к ФГОС ДО, то убедимся в том, что позитивная социализаци...