Формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств посредством образовательного проекта «Их подвиг бессмертен»
проект (старшая, подготовительная группа)
Задачи, которые мы поставили в начале нашего проекта: познакомить детей с героями Великой Отечественной войны, обратиться к истории семьи воспитанников. Развивать интерес к истории своей семьи, к истории своей страны. Воспитывать чувство гордости за свою Родину, уважение к ветеранам – участникам ВОВ. Данные задачи успешно решались в процессе создания военно-патриотического журнала: «Их подвиг бессмертен».
Благодаря активному участию родителей, нам удалось собрать и систематизировать большое количество информации. В наши руки попали: уникальные документы, фотографии, письма с фронта, наградные листы, газетные статьи. Всю собранную информацию мы разместили в журнале: «Их подвиг бессмертен», каждый ребенок имеет возможность рассмотреть журнал, задать интересующие его вопросы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста
нравственно-патриотических чувств посредством
образовательного проекта «Их подвиг бессмертен»
Уколова Ирина Игоревна,воспитатель.
ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» СП «Детский сад «Янтарик»
п.г.т. Смышляевка
Мы не знали, что подвиг надо посеять и вырастить. Что зреет он медленно, незримо наливаясь силой, чтобы однажды взорваться ослепительным пламенем, сполохи которого еще долго светят грядущим поколениям. [1]
Борис Львович Васильев.
Детство – самая счастливая пора в жизни человека, и в сознании ребенка образы, ощущения, люди остаются навсегда. В детстве зарождается и чувство любви к родным местам, и к Родине в целом. Так с чего же начинается Родина? Наверное, с чувства дома, с привязанности к родным и близким людям, с чувства ответственности за них.
Патриотическое чувство не возникнет само по себе. Только зная историю страны, народа, семьи, ребенок вырастит человеком, которому не чужд патриотизм. Для современных дошкольников Великая Отечественная война – далекое время, непонятное. Как же рассказать ребенку, что такое Великая Отечественная Война?
На конкретных фактах из жизни старших членов семьи, участников Великой Отечественной войны, необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что русский народ победил потому, что любил свою Отчизну. А Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. [2]
При подготовке к празднику, посвященному «Дню Победы», выяснилось, что многие ребята не знают, о том, что в семье каждого из них есть родственники, которые участвовали в Великой Отечественной войне.
Беседуя с родителями, мы пришли к выводу, что необходимо сохранить всю информацию об участниках ВОВ, которая имеется в семье.
Нам, воспитателям, хотелось пробудить в детях чувство гордости за русских людей – героев! Нашим детям есть чем гордиться, они не должны расти Иванами, не помнящими родства.
Целью данного проекта является: сохранение исторической памяти через семейные документы, вещи, личные воспоминания, проведение мероприятий военно-патриотического характера, направленных на формирование и развитие устойчивого знания истории страны и воспитание патриотизма. В детском саду «Янтарик» воспитатели старшей группы «Карамелька» Булатова Мария Александровна и Уразбекова Светлана Викторовна совместно с воспитателями группы «Колокольчик», воспитанниками и родителями работают над проектом: «Их подвиг бессмертен».
Задачи, которые мы поставили в начале нашего проекта: познакомить детей с героями Великой Отечественной войны, обратиться к истории семьи воспитанников. Развивать интерес к истории своей семьи, к истории своей страны. Воспитывать чувство гордости за свою Родину, уважение к ветеранам – участникам ВОВ. Данные задачи успешно решались в процессе создания военно-патриотического журнала: «Их подвиг бессмертен».
Благодаря активному участию родителей, нам удалось собрать и систематизировать большое количество информации. В наши руки попали: уникальные документы, фотографии, письма с фронта, наградные листы, газетные статьи. Всю собранную информацию мы разместили в журнале: «Их подвиг бессмертен», каждый ребенок имеет возможность рассмотреть журнал, задать интересующие его вопросы.
Вот небольшая статья из нашего военно–патриотического журнала:
«Плен - везде плен».
Это статья посвящена прапрадедушке УльяныКутовой воспитаннице группы «Карамелька».
В апреле 1941 Софрона Никифоровича Кокушкина призвали в армию. Служил он в саперной роте в Подольской области. Там и застала его война. Повоевал недолго. Наши сдавали город за городом, а враг напирал.
Как попал в плен? Сидел в окопе без еды и воды четыре дня. Бой вокруг уже поутих. Кругом были немцы. На пятый день привел фашистов прямо к окопу местный житель – украинец, который до этого приносил хлеб.
Подняли руки. Пленных, повели к какому – то складу, там уже стояла толпа красноармейцев. На следующий день отобрали сто человек и увезли в Германию. В их числе оказался и СофронКокушкин. Что стало с другими пленными, так и не узнал.
Из Германии почти сразу отправили в Австрию в город Кремее возить железную руду. Кроме этого строили дорогу, работали на «железном карьере». Вскоре Софрон бежал. И женщина – австриячка, приютившая его. Показала путь к американцам. А те переправили парня к своим. Кокушкина после проверок оставили воевать в Венгрии, так что на родину он вернулся только в 1946 году.[3,7]
«Настоящий герой»
«Железнов Василий Андреевич родился в 1912 году, в Куйбышевской области, Вешкаймского района, с. Анненково.
Василий Андреевич прошел большой боевой путь. В 1942 году поступил на службу в Красную Армию, был призван Чапаевским РВК Куйбышевской области.
Красноармеец Василий Андреевич в период активных боевых действий при взятии работал по эвакуации раненных без сна и отдыха, часто под минометный огонь противника. На отлично выполнил боевую задачу и эвакуировал в мед. санбат 214 раненных бойцов и офицеров.При прорыве обороны противника севернее Железнов Василий Андреевич, также эвакуировал 196 раненых бойцов и офицеров в мед. санбат.Награжден: медалью «За отвагу», «Орден Красной Звезды».[ 4]
«Ленинград мы не сдадим!».
Лишманов Петр Егорович родился 6 июля 1925 года в Оренбургской области. В 1942 году ушел на фронт в 23 года, был разведчиком, стоял сутками в болотах под Ленинградом. В бою был ранен, госпитализирован.
После выздоровления Петра Егоровича хотели отправить в Сталинград, но благодаря техническому образованию, отправился на восстановление железной дороги. Еще до войны он окончил железнодорожный техникум. Командовал пленными немцами. Награжден орденом Отечественной войны.
Вернулся домой с войны в 1945, работал на железно – дорожной станции «Давлеканово» республики Башкирия. Женился, трое детей, 5 внуков, 2 внучки, 6 правнуков, 5 правнучек. [5]
«Долгий путь к Победе»
Есть в нашем журнале, есть несколько строк о прапрадедушке Антоновой Софии, но даже из них ясно, какой долгий путь он прошел до Победоносного Мая.
АдиловАбдуганиРахимович родился 7 ноября 1915 года или 15 марта 1915 года в Казахской ССС, городе Джамбул.
Поступил на военную службу 15 февраля 1942 г.Начал свой военный путь в Екатеринбурге, а встретил победу недалеко от Вены.
Награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
Когда мы беседуем с детьми о войне, мы не говорим словами из учебников, так как дети лучше запоминают мелкие детали, необычные факты и особенности. Мы рассказываем о войне, как о событии, в котором участвовали настоящие люди с разными, хоть и похожими, судьбами, а информация, собранная в журнале: «Их подвиг бессмертен», нам очень помогает в этой сложной работе.
Создание журнала – это лишь малая часть нашей работы в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников. Дети принимают активное участие во Всероссийской акции «Свеча Памяти», отмечаются важные памятные даты: «День победы», «День неизвестного солдата», «Прорыв блокады Ленинграда» и другие.
Воспитанники принимают активное участие в военно – патриотических конкурсах. Читают стихи о войне, так Егор Королевучаствовал в конкурсе «Ты гений», где занял I место. При активном участие педагогов и воспитанников снимаются социальные ролики о войне: «Сохраним память о блокаде Ленинграда», которые выкладываются в нашей группе в ВКонтакте СП «Детский сад «Янтарик». Активно сотрудничаем с музеем детского сада «Годы, опаленные войной», посещаем выставки, а теперь благодаря работе с родителями пополним коллекцию музея нашим журналом, чтобы и другие воспитанники, и посетители музея знали, как много героев на русской земле.
Война еще раз подтвердила, что решающей силой истории и главным творцом победы в войне является народ. Она убедительно показала, что сила народа в его единении, его духовной сплоченности, в справедливости тех целей, во имя которых народ ведет вооруженную борьбу. Исторический опыт показал, что против войны надо бороться до того, как она началась. Для этого требуется сплочение всех миролюбивых сил.
Подтвердилось, что такое сплочение не только возможно, но и практически осуществимо. С военной опасностью необходимо бороться постоянно, настойчиво и решительно.[6]
А мы будем активно продолжать работу над нашим проектом.
Литература.
- Васильев Борис Львович. «Завтра была война». Издательство: Мартин. 2020г. Стр. 160.
- https://www.ya-roditel.ru
- Газета «Подробности». г. Мэрий Эл.
- Железнов Василий Андреевич. «Личный архив семьи Железновых».
- Лишманов Петр Егорович. «Личный архив семьи Егоровых».
- «Энциклопедия Победы». Справочник для обучающихся государственных учреждений по истории ВОВ 1941-1945гг». – М:Издательство «Ампресс», 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАНАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ...
инновационный проект "Формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления с родным городом".
"Формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления с родным городом"....
Использование образовательных ситуаций при формирования у детей старшего дошкольного возраста первооснов нравственных чувств, ценностного отношения к Родине и начал гражданственности.
Статья о новых формах работы по патриотическому воспитанию у детей старшего дошкольного возраста...
«Воспитание у детей старшего дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств посредством музыкального воспитания».
14 февраля в нашем дошкольном учреждении прошёл семинар по теме "Нравственно-патриотическое воспитание обучающихся в соответствии с ФГОС ДО. Я с удовольствием хочу поделиться своим опытом работы ...
Перспективное планирование «Формирование у детей младшего дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств посредствам знакомства с Родным краем»
перспективное планирование на год...
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ на тему: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений родственных отношений посредством изучения семейных традиций»
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и лично...
Проект — воспитание у детей старшего дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств через ознакомление с декоративно-прикладным искусством родного края посредством мини-музея
В последние годы в системе дошкольного образования происходит ряд существенных перемен: обновляется содержание образования и воспитания детей, появляется множество инновационных программ, и тем очевид...