Мастер-класс для педагогов по работе с картиной на тему Великой Отечественной войны с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
МАстер-класс поможет педагогу-дошкольнику с выбором картины для рассматривания и составления творческого рассказа по теме "Великая Отечественная война". Алгоритм для работы с картиной составлен с учетом авторской технологии РТВ-ОТСМ-ТРИЗ Т.А.Сидорчук. К данному мастер-классу прилагается подборка картин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartiny_na_temu_vov.zip | 2.49 МБ |
master-klass_triz_pri_pri_rabote_s_kartinoy_na_temu_vov_.docx | 49.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №20 «Кристаллик»
Материал открытого конкурса профессионального мастерства педагогов дошкольных образовательных организаций
«Педагог-технолог ОТСМ-РТВ-ТРИЗ»
Мастер-класс «ТРИЗ для педагогов ДО»
по технологии составления творческих рассказов по сюжетной картине
на тему «Страницы Великой Победы»
Автор: Брежнева С.А., старший воспитатель
Цель: Актуализация в работе педагогов ДОУ технологии ОТСМ-РТВ-ТРИЗ по составлению творческих рассказов по сюжетной картине военного содержания в рамках программы мероприятий по празднованию 75-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне.
Задачи:
- Сформировать у педагогов представление о сюжетных картинах военного содержания с точки зрения безопасности восприятия детьми дошкольного возраста.
- Обновить и уточнить знания педагогов в применении технологии ОТСМ-ТРИЗ РТВ по составлению творческих рассказов по сюжетной картине.
- Продемонстрировать педагогам примеры использования различных приемов работы на этапах подготовки к составлению творческих рассказов по картине.
Оборудование и материалы: Доска, репродукции картин, картонные фотоаппараты и видеокамера, лента со значками этапов технологии.
Предварительная работа:
Создать коллекцию картин военного содержания соответствующих безопасному восприятию детей дошкольного возраста.
Подобрать поэтический и музыкальный материал по содержанию картин.
Вступление:
Добрый день, уважаемые педагоги! Сегодняшний мастер-класс мы посвятим освоению технологии составления творческих рассказов по сюжетной картине. Особенностью мастер-класса будет тематика картин. Все они посвящены Великой Отечественной войне.
В преддверии празднования 75-летия со дня Победы нашего народа над фашистскими захватчиками, как ни странно, звучат различные мнения: а не пересмотреть ли некоторые страницы истории, а нужно ли говорить детям о войне, с какого возраста и в какой форме это делать. Мы с вами единодушно согласились, что память о Великой Победе мы будем сохранять и передавать нашим детям, выбрав правильный язык и грамотные подходы к такой непростой теме войны.
Сегодня в результате нашей общей работы вы сами сможете составить готовый дидактический комплект, состоящий из картины, сопутствующих материалов, атрибутов для создания дополнительной мотивации у детей, а так же у вас появится понимание, как организовать работу по картине военной тематики с использованием технологии ОТСМ- РТВ- ТРИЗ.
Учитывая возраст детей, педагог работая с этой темой, должен не напугать, избежать психологической травмы, при этом донести, что война это зло.
В этом поможет прием использования контрастных эмоций. Рассматривая целостно любое явление, мы знаем, что у любого события есть и хорошая, и плохая составляющая. Предлагаю сыграть в известную ТРИЗовскую игру «Хорошо-Плохо», где обозначим как печальные, так и радостные моменты военного времени.
Проводится Игра.
Предполагаемые ответы «Печальные события»:
- Может ранить или убить
- Может сгореть дом
- Можно попасть в плен врага
- Можно потерять свою семью
- Нет еды и воды.
- Похоронка пришла
Предполагаемые ответы «Радостные события»:
- Пришло письмо или посылка
- Отстояли населенный пункт, перешли в наступление
- Муж, сын, отец домой живым вернулся
- Встретилась любовь
- Победа!
Каждый, кто дал ответ, получает атрибут – фотоаппарат.
Я хочу сообщить вам, что вы зачислены в отряд военных корреспондентов, и именно нам предстоит воссоздать некоторые страницы Великой победы.
У вас в руках фотоаппараты, а у меня видеокамера с лентой, на которой зафиксированы этапы технологии.
Для рассматривания я предлагаю картины с контрастным эмоциональным содержанием. Чтобы ребенку наиболее полно воспринять сюжет военной картины, важно показать события с противоположной эмоциональной окраской. Например: получить письмо печальное – получить письмо радостное, проводы на войну- встреча с войны и т.д.
Задание 1. Разделите картины на 2 группы с учетом эмоциональной составляющей.
Задание 2. Выберете картины, подходящие для старшей, средней и младшей возрастных категорий дошкольников.
Этапы технологии:
Начать знакомство с историей войны будет уместно с печальной страницы –Солдаты уходят на войну.
1 этап: Перечисление объектов на картине.
Данный этап призван наработать в речи большое количество существительных для будущего рассказа.
Возьмите в руки «фотоаппараты» и начинайте называть все объекты, которые вы запечатлели. А я в это время фиксирую их на листе, создавая модель картины.
*Фотоаппараты выполняют функцию подзорной трубы, кольца наблюдений для фокусировки на отдельных объектах.
2 этап: Нахождение взаимосвязей между объектами
Этот этап помогает проговорить слова, обозначающие действия и установить элементарные причинно-следственные связи.
Например: Солдаты связаны с дорогой, потому что они шагают по дороге. Солдат связан с мальчиком, потому что они папа и сын.
Все связи отражаются на листе-модели при помощи контрастного маркера.
*Воспитатель может сказать ребятам, что в течение всего дня можно выявлять и добавлять новые взаимосвязи.
3 этап: Представление возможных ощущений: запах, слух, тактильный анализатор.
На этом этапе дети нарабатывают чувственный опыт и потенциально обогащают свой будущий рассказ прилагательными и наречиями.
*Для создания дополнительного интереса и привлечения к деталям картины можно отыскать место, откуда удобно попасть в картину и где незаметно находиться. Например, по тропинке зайти и спрятаться за забором, в кустах.
4 этап: Составление сравнений, загадок, метафор
*на этом этапе требуется предварительная подготовка педагога для выбора уместных метафор, создание заготовок, образцов.
Например:
- Небо как огненный вихрь, тучи как хмурые брови
- Солдаты как колья забора
- Окна дома, как глаза
- Тропа как ствол и ветви дерева, у которого корни уходят к дому, а солдаты как листья на ветвях.
5 этап: Составление рифмованных текстов на основе содержания картины.
Этот этап призван пробудить в детях творчество и возможность использовать рифмованные элементы в будущем рассказе.
*Педагог может взять готовый стихотворный текст, либо песню подходящую по смыслу. Если у педагога есть талант к сочинительству, нужно предложить в помощь детям готовые рифмы: солдаты - когда-то, солдат – назад, небо –хлеба, шагают- не знают, домой - живой.
6 этап: Определение местонахождения объекта на картине
Данный этап активизирует использование в речи детей предлогов: на, под, за, перед, рядом, около, сверху, снизу и т.д. Учит ориентироваться в пространстве картины.
Проходит он либо в форме игры «Да-нет», когда ведущий загадывает объект, а дети при помощью вопросов выясняют его точное местонахождение (для более старшего возраста). Либо как игра «Новигатор» с подсказками от воспитателя, дети же только перечисляют подходящие варианты (для младшего возраста или на начальном этапе освоения технологии)
7 этап: Описание объекта изменяемого во времени.
На данном этапе ребенок осознаёт, что у любого объекта и явления на картине есть прошлое и будущее, причина и следствие. В речи ребенок нарабатывает более развернутое описание объекта для будущего творческого рассказа.
*объект для описания изменения во времени может быть как одушевленным, так и не одушевленным.
*Воспитателю необходимо помочь ребенку наводящими вопросами: чем занимался папа, пока не началась война, кем работал, что делал в доме, что он будет вспоминать? Что произойдет, когда он окажется на фронте? Как он вернется домой? Какими были эти кусты зимой, а что с ними произойдет осенью, когда папа будет на фронте?
8 этап: Составление речевых зарисовок
Этот этап помогает детям научиться думать, мыслить и чувствовать от лица другого объекта, что обогатит чувственную, эмоциональную сторону будущего творческого рассказа.
Можно на начальном этапе обучения данному способу предложить детям готовые небольшие зарисовки с просьбой определить, чьи это мысли. Например:
- Я не понимаю, куда уходит хозяин. Какая-то опасность витает в воздухе и пахнет дымом. Побегу сейчас за ним, я ведь его верный друг.
- Мама, а куда солдаты пошли? Они вернутся? Они нашего батьку увидят на войне и скажут, что мы скучаем по нему!
- Дорогой мой, родной, не волнуйся за нас, главное- останься живой! Защищай нашу Родину и возвращайся скорей. Мы тебя дождемся!!
9 этап: Составление творческого рассказа с использованием всех наработок предыдущих этапов.
Данный этап позиционируется, как «Подарок картине». Проводится не группой. Образец взрослого не даётся. Детей можно приглашать по одному и записывать их рассказы на диктофон или на бумагу. Можно пригласить несколько взрослых из детского сада с просьбой выслушать и записать рассказ ребенка.
10 этап (дополнительный): Встреча двух картин. Сравнительное восприятие двух сюжетов разных по эмоциональной составляющей.
С каждой из двух картин нужно поработать отдельно на протяжении недели, а затем устроить «встречу» картин и сравнить сюжет и изобразительные средства (краски, настроение), а возможно и объединить в единую сюжетную линию.
В заключение хочется отметить, что целью работы по составлению творческого рассказа является не сам рассказ, а Усвоение детьми способа составления рассказа, в чем нам помогают значки данного алгоритма в виде ленты видеокамеры, в виде просто выставленных карточек на доске, планшете и т.д.
Спасибо за внимание, уважаемые коллеги! В методическом кабинете вы можете ознакомиться с целой подборкой картин военного содержания и сопровождающих поэтических и музыкальных материалов, отобранных с учетом возрастных особенностей, психологической бережности к детям и отражающими самые разные страницы истории нашей Великой Победы!
Этапы работы с сюжетной картиной по технологии ОТСМ-РТВ-ТРИЗ:
Этап | Задача этапа | Детская формулировка |
1 этап | Перечисление объектов на картине | Я смотрю на картину и вижу объекты |
2 этап | Нахождение взаимосвязей между объектами | Все объекты связаны между собой и я могу объяснить почему. |
3 этап | Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств | Я смотрю на объект и представляю, чем он может пахнуть, какие он издает звуки и какой он на ощупь. |
4 этап | Составление сравнений, загадок, метафор. | Я смотрю на объект и могу сравнить его признаки с признаками других объектов |
5 этап | Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины | Я называю объект и составляю про него рифмовку |
6 этап | Определение местонахождения объекта на картине | У каждого объекта есть свое место на картине |
7 этап | Описание объекта, изменяемого во времени | Я выбираю объект и представляю, что было с ним раньше, и что будет с ним потом. |
8 этап | Составление речевых и театрализованных зарисовок на основе разных точек зрения | Я превращаюсь в объект на картине и у меня какой-то характер. |
9 этап | Составление творческого рассказа с использованием всех наработок предыдущих этапов. | Прощание с картиной «Подарок картине» |
10 этап | Нахождение смысловых характеристик картины | У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл. |
11 этап (дополнительный) | Сравнительное рассматривание двух, похожих по тематике, но контрастных по эмоциям, картин | Встреча картин |
*Примерный план работы на неделю:
Понедельник – 1, 2 этапы
Вторник – 3,4.5 этапы
Среда – 6,7 этапы
Четверг – 8 этап
Пятница – 9, 10 этапы
В зависимости от возраста и задач, некоторые этапы можно исключить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОТСМ — ТРИЗ — РТВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Использование методов ОТСМ — ТРИЗ –РТВ в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения даёт несомненные преимущества в успешной коррекции всех сторон мышления и речи детей, повышает эффект...
Рисуем стихи с детьми (из опыта работы) Обучение детей с ОВЗ алгоритму работы со стихотворением с использованием технологии ОТСМ - ТРИЗ - РТВ
Основная идея работы – создание педагогического сопровождения усвоения детьми способов работы с рифмованным текстом. Основана на технологии ОТСМ – ТРИЗ – РТВ для решения задач дошкол...
Мастер-класс по рисованию с элементами аппликации для детей средней группы дошкольного возраста на тему «Великая Отечественная война».
В материале представлена поэтапная работа по рисованию с элементами аппликации на тему Великой отечественной войны. Может использоваться воспитателями и родителями в организованной совместной творческ...
Рассказ детям о Великой Отечественной Войне. Презентация на тему «Великая Отечественная Война»
познавательный материал для дошкольника о. » ...
Проектная работа «Удивительные гжельская и городецкая росписи в буквах» с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ.
Данная работа посвящена росписи русских букв городецкой, гжельской росписями. ...
Карта НОД. Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие" реализация программы духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки» в младшей группе (3 – 4 года) Тема: «Путешествие в сказку" с использованием технологии ОТСМ - ТРИЗ.
Цель:закрепление знаний детей о русской народной сказке, приобщение к художественной литературе и произведениям русского народа. Задачи:Образовательные: Учить, правильно, называть произведен...
Технологическая карта занятия по развитию речи во второй младшей группе по картине:«Собака со щенятами» с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ.
Учить детей рассматривать и понимать основное содержание картины, соблюдая определенный алгоритм. Побуждать детей к рассуждению, отвечая на задаваемые вопросы. ...