«Изотерапевтические приемы, как метод высвобождения творческого потенциала»
методическая разработка
Цель: создание условия для получения педагогами новых знаний о методе изотерапия и его положительном влиянии на эмоциональную сферу детей.
Задачи:
создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
развивать у ребенка осознания себя и существование в своем мире.
совершенствовать технику рисования гуашью, акварелью, восковыми мелками. Поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления.
обогащение индивидуального художественно - эстетического опыта. организовывать вместе с детьми выставки детских работ.
Оборудование: листы бумаги, цветные карандаши, фламастеры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped_sovet_praktikum.docx | 175.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №11 «Умка» г. Павлово
Педагогический совет «Развиваемся вместе»
(развитие творческого потенциала
в художественно – эстетической деятельности)
Практикум для педагогов «Изотерапевтические приемы, как метод высвобождения творческого потенциала»
Подготовила:
Антонова С.Г.
Старший воспитатель
2023г.
Цель: создание условия для получения педагогами новых знаний о методе изотерапия и его положительном влиянии на эмоциональную сферу детей.
Задачи:
- создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
- развивать у ребенка осознания себя и существование в своем мире.
- совершенствовать технику рисования гуашью, акварелью, восковыми мелками. Поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления.
- обогащение индивидуального художественно - эстетического опыта. организовывать вместе с детьми выставки детских работ.
Оборудование: листы бумаги, цветные карандаши, фламастеры
Ход мероприятия:
Творчество естественно вплетается в жизнь ребенка, являясь неотъемлемой частью его развития. В творчестве ребенка отображается то, что его волнует, то, что для него важно. Как особую черту детского творчества психолог Л. С. Выготский отмечает синкретичность. Рисунок, драма, литература, творчество в детском творчестве идут бок о бок. Например, начиная рассказывать какую - нибудь историю, ребенок тут же начинает изображать, драматизировать ее.
Открывая мир, ребенок отображает свои открытия в творчестве. «Ребенок без устали наблюдает, накапливает запасы образов и сведений, пытается размышлять, систематизировать свои знания, творчески их перерабатывать». Часто, взаимодействуя с внешним миром, дети чувствуют свою беспомощность, а реакция взрослых лишь только сбивает их с толку и запутывает еще больше. Рисуя, они сами формулируют познаваемое, и таким образом обнаруживают свое внутреннее знание и путь обращения к нему. Искусство соединяет первичный мир воображения ребенка с актуальным миром, в который он погружается.
Художественное творчество ребенка свидетельствует об изначальном синкретизме человеческой психики, что и объясняет высокую художественную ценность детских рисунков. В них выражена непосредственность и свежесть мировосприятия, его «наивность и эмоциональность, искренность самовыражения и свободная игра фантазии, сознание своего права на любую деформацию жизненно-реальных форм, размеров пропорций, ассоциативный характер постижения мира, яркая метафоричность и безмерный гиперболизм творчества» .
Дети много рисуют. Творчество тесно связано с жизнью ребенка, наполненной богатой игрой фантазии и символической деятельностью. «Ребенок чаще всего не разделяет фантазию и реальность. Для него изображение на бумаге или постройка из кубиков отождествляются с тем, что изображено». Ребенок творит и развивает свою фантазию. Ф Карлгрен в книге «Воспитание к свободе» говорит, что творческая фантазия — одна из важнейших внутренних способностей. Фантазия играет важную роль в жизни, как ребенка, так и взрослого человека. Именно в фантазии человек черпает силы для преодоления всего того, что есть, и — через свою собственную деятельность — для достижения того, что будет.
Изотерапия, что это такое?
Изотерапия — терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, применяемся для формирования положительных эмоций, взаимоотношений, так же психологической коррекции детей с трудностями в обучении и социальной адаптации.
Этот метод позволяет выявить имеющийся творческий потенциал, найти альтернативные способы решения проблем, освободить внутреннею энергию, а также преобразовать такие чувства, как гнев, боль, тревогу, страх, подавленность в положительные эмоции. Это не только отражение в сознании клиентов окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней.
Для выражения этих чувств необходимо выбрать изотерапевтичсекие приемы, способствующие формированию целостного мировосприятия, активизации и развитию эмоциональной сферы.
Изотерапия в работе с детьми — это процесс, требующий осторожности и деликатности, процесс, при котором происходящее в душе психолога взаимодействует с происходящим в душе ребенка.
Изобразительное творчество - это мощное средство самовыражения, помогающее осуществить самоидентификацию и обеспечивающее путь для проявления чувств.
В содержании изотерапии можно выделить обязательные этапы:
Этап | Содержание |
Первый этап | Свободная активность перед собственно творческим процессом — непосредственное переживание. На этом этапе изотерапии дети любят, как они это называют, «пачкать», сначала используя один, затем другой материал, а потом смешивая их. |
Второй этап | Процесс творческой работы — создание феномена, визуальнoe представление. Дети безмолвно уходят во взаимодействие со своим творческим самовыражением, вне зависимости от возраста (даже очень маленькие дети). |
Третий этап | Дистанцирование, процесс рассматривания. На этом этапе необходимо расположить работу в таком месте, где на нее было бы легко смотреть. Детям предлагают поместить свое художественное произведение в удобном для них месте на вертикальной поверхности (стене, окне, на стенке шкафа, двери). |
Четвертый этап | Вербализация чувств, мыслей, возникших в результате рассматривания творческой работы. |
Работа в творческих группах.
(педагоги делятся на группы. Желательно чтобы было 8 групп)
- Коммуникативное рисование
Педагогам дается задание, нарисовать:
- что – то на зимнюю тематику
- портрет сказочного героя
- натюрморт: бабушкина корзинка
- невиданный зверь
- ранне утро
- сказочный цветок
На выполнения рисунка дается 3 -5 минут. Самое важное – это обсудить с партнером задуманное и общение в ходе рисования.
- Конвейерное рисование
Команда педагогов получает чистый лист. Лист передается по кругу, рисование происходит как бы «по конвейерному типу». Тематика задания заранее озвучивается. В процессе создания рисунка можно использовать различные приемы. (тематика: одежда, домашнее животное, растение и др.)
3. Совместное рисование
Без вербальных контактов несколько человек из команды начинают рисовать на одном листе бумаги, после завершения работы происходит интерпретация и выявление сложности во взаимоотношение участников процесса.
4. Воссоздающие рисование
Командам педагогам предлагается задание воссоздать заданный образ.
Зачитывается отрывок
Максим, старший брат тройняшек - капризуль Даши, Маши и Наташи, нарисовал портрет своих сестер масляными красками. Дашу он изобразил в аарафоне в горошек. Но ей никогда не нравился такой узор, и Даша рассердилась.
Машу художник одел в красную юбку,3 которая показалось ей слишком длинной. Маша даже испугалась, что будет выглядеть старушкой.
Младшую – Наташу – Максим нарисовал в коротких шортах. А наташа терпеть не могла мальчишеской одежды. От досады девочка расплакалась.
Помимо этих техник, есть еще и другие: Отвлекающее рисование, Сказочное рисование, Страхоизгоняющее рисование и др.
Заключение
Вся творческая деятельность ребенка является важным элементом его развития. Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс рисования. «Отражая жизнь, ребенок не заботится о зрителях и слушателях, в этом коренное отличие его от художника, актера» [6]. Поэтому изотерапия так эффективна при работе с детьми. Ребенок не задумывается о конечном результате, он получает удовольствие от самого процесса, что позволяет раскрыть его творческий потенциал.
В целом, изотерапия направлена на развитие, в первую очередь, воображения, социальных и вербальных навыков, мелкой моторики, внимания, кроме того, развиваются навыки правильного положения руки и захвата карандаша при рисовании, а ведь именно лежат в основе умения писать. Таким образом, использование изотерапии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями не только обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, доступные формы, облегчает процесс коммуникации для замкнутых и стеснительных детей; оно также дает возможность невербального контакта, способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит. В процессе работы создаются благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Использование метода изотерапии существенно повышает личную ценность ребенка, содействует формированию позитивной самооценки и повышению уверенности в себе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект мастер-класса для педагогов и родителей по теме: «Развитие творческого потенциала детей. Применение методов ТРИЗ в детском саду и дома»
Цели и задачи: • Познакомить педагогов и родителей с технологией ТРИЗ; • Повысить их компетентность в сфере инновационных технологий; • Познакомить с методикой проведения игр и упражнений по технол...
«Развитие творческого потенциала, социального воспитания детей с нарушением речи с использованием метода сказкотерапии»
Сказка - это средство приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к миру истории, это «золотой ключик» к изменению мира, к его творческому созидательному преобразованию. Ребенок наполовину жив...
Консультация для воспитателей «Развитие творческого потенциала детей посредством метода ТРИЗ»
Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося росс...
Выступление на районном методическом объединении воспитателей групп раннего возраста. Тема выступления: «Развитие личности ребенка, его успешности и творческого потенциала через проектный метод»
Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-...
«Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста методами и приемами ТРИЗ»
Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов....
ИЗО терапия как метод раскрытия творческого потенциала дошкольника
Автор акцентирует внимание на одном из методов арт-терапии – изотерапии. В статье анализируется возможность раскрытия творческого потенциала индивида с применением метода изотерапии. Автор стави...
Многообразие способов и методов развития творческого потенциала в современной хореографии
Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью и оригинальностью. Творчество предполагает оригинальный склад мышления, то есть способность постоянно л...