«Развитие творческого потенциала, социального воспитания детей с нарушением речи с использованием метода сказкотерапии»
статья по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Сказка  - это средство приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к миру истории, это «золотой ключик» к изменению мира, к его творческому созидательному преобразованию. Ребенок наполовину живет в воображаемом, нереальном мире, и не просто живет, а активно действует в нем, преобразовывает его и себя. Ведь именно из этой сокровищницы малыш черпает сведения о реальности, которой он еще не знает, черты будущего, о котором он еще не умеет задумываться. Живой и выразительный язык народной сказки изобилует меткими, остроумными эпитетами, смысловой поэтикой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_skazkoterapiya.docx19.13 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие творческого потенциала, социального воспитания детей с нарушением речи с использованием метода сказкотерапии»

Автор:   воспитатель  ГБДОУ  детского  сада  № 54  комбинированного вида Красносельского  района  Санкт-Петербурга

  Цветкова  Татьяна Алексеевна

Значение сказки в развитии и воспитании детей трудно переоценить. Это не только кладезь народной мудрости, но и неисчерпаемый источник развития эмоциональной сферы и творческого потенциала каждого ребенка.

Творчество немыслимо без фантазии и воображения, которые, в свою очередь, тесно связаны с развитием чувств. Единство в развитии чувств и фантазии приобщает ребенка к духовному богатству, накопленному человечеством. Сказка же - это средство приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к миру истории, это «золотой ключик» к изменению мира, к его творческому созидательному преобразованию. Ребенок наполовину живет в воображаемом, нереальном мире, и не просто живет, а активно действует в нем, преобразовывает его и себя. Ведь именно из этой сокровищницы малыш черпает сведения о реальности, которой он еще не знает, черты будущего, о котором он еще не умеет задумываться. Живой и выразительный язык народной сказки изобилует меткими, остроумными эпитетами, смысловой поэтикой.

Народ - непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях. Кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, которые, благодаря образной трактовке, без затруднений воспроизводятся юными слушателями. Сказка раскрывает перед ребенком меткость и выразительность языка, показывает, как богата родная речь юмора, живыми и образными выражениями, сравнениями.

Сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с теми из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу. Ребенок – существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но и действовать, творить, опираясь на них. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребенка.

На все этапах развития нашего демократического общества проявляет глубокую заботу о воспитании подрастающих поколений. В соответствии с происходящими ныне реформами продолжаются поиски путей и методов дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса, повышения качества идейно-политического, трудового и нравственного воспитания, достижения таких результатов, когда каждым молодым человеком осознается потребность единства его знаний, убеждений и практических действий, когда единство слова и дела становится повседневной нормой его поведения. Сформированность ценных нравственных качеств, нравственного поведения и нравственного сознания приобретает особую значимость в эпоху строительства демократического общества «Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы» исключительно большое значение придается нравственному воспитанию подрастающего поколения: «Вся воспитательная работа должна строиться на основе неразрывного единства знаний, убеждений и действия, слова и дела. Очень важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг к другу, честность и правдивость, доброту и принципиальность, стойкость и мужество характера».

Одной из форм общественного сознания является моральное сознание, являющееся, как и другие его формы (политическое, правовое, эстетическое и т.д.), отражением социального бытия людей. Моральное сознание фиксируется в себе исторически изменяющиеся и развивающиеся моральные отношения. Оно выражает свое положительное или отрицательное отношение к общественным явлениям и поступкам людей, осуждает или одобряет их. Моральное сознание способно направлять поступки людей постольку, поскольку представляется возможность выбора между добром и злом, справедливостью и несправедливостью, честностью и нечестностью. Этот выбор человек должен совершить не в силу неизбежной необходимости, а по собственному осознанию и признанию этой необходимости. Такое предписательно-оценочное отношение к явлениям окружающей жизни, деятельности, поступкам и действиям человека составляет важнейшую особенность морального сознания.

Индивидуальное моральное сознание формируется под влиянием двух факторов:

общественного бытия и общественного сознания, которое включает в себя моральное сознание общества, актуальные нравственные требования и нравственный опыт человечества.

Индивидуальное моральное сознание – своеобразная проекция общественной морали. Вместе с тем это не просто экран, слепок функционирующих норм, но и активное, творческое начало нравственных отношений, ибо мораль избирательна. Моральное сознание вызывает в мышлении человека поиск того поступка, который должен соответствовать определенной норме нравственности. Через систему норм, оценок, идеалов мораль регулирует поступки и действия людей, выполняя роль своеобразного компаса поведения, позволяющего правильно ориентироваться в окружающей жизни.

Информацию о моральных нормах, требованиях, идеалах общества ребенок получает не только в детском садике, но и на ряду с этим в школе. Сведения об окружающем мире, общественных явлениях он черпает в процессе участия в разнообразных видах деятельности, общении со своими сверстниками и взрослыми, из радио- и телепередач, самостоятельно прочитанных книг и журналов, из наблюдений за окружающей жизнью и событиями. Полученная информация может нести как истинные, так и искаженные сведения о нравственных нормах. В обилии информации о нравственных нормах. В обилии информации о нравственных нормах и правилах ребенку порой предстоит разбираться самостоятельно, что не всегда ему по силам. Проанализировать факты, сопоставить неизвестные с ранее известными, осмыслить поступившие сведения ребенку легче под руководством воспитателя на специальных занятиях, которые необходимы потому, что для нравственного развития человека важна не просто стихийная информация, а осознанная, т.е. знания.

Отсюда должно быть понятно значение процесса целенаправленного и систематического накопления знаний каждым ребенком о сущности норм социально-демократической морали.

Система исторически сложившихся и непрерывно пополняемых знаний, преломленных через личный опыт человека, составляет содержание сознания человека. Одна из характеристик сознания дана в самом его названии как совокупности знаний об окружающем мире (сознание). Вне знания нет сознания. «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это - знание». Между сознанием и знанием есть единство, но нет тождества. Знание – удостоверенное, проверенное и практикой отражение действительности. Сознание – не обязательно достоверное отражение, так как бытие не просто отражается в сознании, но и преломляется в нем. Отсюда возникает возможность заблуждений.

Непрерывное накопление знаний о нормах социально-демократической морали для ребенка имеет особое значение потому, что жизненный опыт его невелик. Подчас для того, чтобы ребенок поступил нравственно, правильно сделал выбор поступка, действия, ему не хватает нравственных знаний. В ответ на упреки взрослых о неправильном поступке ребенок нередко оправдывается своим незнанием того, как нужно было бы поступить в возникшей ситуации. Взрослые же не всегда принимают подобные оправдания ребенка и не верят в них. А ведь, действительно, жизнь ставит человека в такие сложные ситуации, что порой и взрослому нелегко сразу сделать правильный выбор поступка. Еще труднее приходится ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления у детей с нарушением речи через использование занимательных средств обучения

В современной дошкольной педагогике и психологии определены условия успешного учения ребенка, которые включают в себя наличие соответствующих мотивов учения, а также произвольно управляемого поведения...

Мастер - класс "Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи".

Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе, с нетрадиционными методами развития мелкой моторики и приемами их использования.Задачи:1.Передать опыт работы по развитию мелкой моторики нетр...

Программа занятий по развитию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с использованием метода сказкотерапии.

Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе.Одним из непременных условий успешного...

Использование элементов логоритмики, как средство развития музыкально-ритмических движений у детей с нарушением речи

Известно, что у детей с речевыми нарушениями, как правило, наблюдается недоразвитие и в двигательной сфере. Воспитанники логопедических детских садов отличаются неловкостью, бедностью мимики и пантоми...

"Создание условий для развития творческого потенциала и мотвации детей"

Создание условий для развития творческого потенциала и мотвации детей дошкольного возраста....

Развитие связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием методов проектов

Содержание:1. Речь в развитии старших дошкольников.2. Значение развития связной речи у детей дошкольного возраста.3. Особенности детей с тяжелым нарушением речи.4. Значение метода проекта в развитии с...

Использование технологии "Сторисек"в коррекционном обучении и воспитании детей с нарушением речи.

laquo;Сторисек»  – это комплект взаимодополняющих и взаимосвязанных материалов, направленных на всестороннее развитие детей....