Педагогическая разработка Мобильный мини-музей как средство приобщения дошкольников к малой Родине.
методическая разработка (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 57» городского округа Самара
Воспитатели Бикаева Н.В. Николаева И.А.
Педагогическая разработка
Мобильный мини-музей как средство приобщения дошкольников к малой Родине.
Как мы знаем, одним из основных принципов дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДО является: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Как раз одной из инновационных технологий в сфере личностного воспитания детей является музейная педагогика. Она создает условия погружения личности в специально-организованную предметно-пространственную среду. Посещения музеев, выставок и организация собственных мини-музеев очень важны для расширения кругозора детей, открытия новых возможностей для самостоятельной исследовательской деятельности и к обучению в целом. Таким образом, музейную педагогику можно рассматривать как технологию исследовательской деятельности.
В нашем городе очень много музеев, на различную тематику. Но дети, да и большинство взрослых посещали один, два музея. В этом случае на помощь приходит организация мини-музеев в дошкольном учреждении. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела, поэтому собственно их и называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определённую ограниченность тематики.
Итак, что же такое мини-музей? Мини-музей - особое, специально организованное пространство, часть предметно-пространственной среды группы для социализации и развития личности дошкольников, их приобщения к вечным ценностям, привития чувства патриотизма.
А основная задача педагога - помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Музей — это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности, которые тесно связаны между собой. Содержание мини-музея, как правило, позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей и фольклором, природой и культурой и т. п.
Понимая всю важность развивающей среды для развития личности ребенка, для его социализации, в нашей группе организован мини-музей Этно-парк «Дружбы народов». Он был создан год назад в результате реализации проекта «Мой город Самара»». В создании его принимали участие и педагоги, и дети с родителями. В результате использования мини-музеев в работе ДОУ дети приобщаются к культуре, приобретут интерес к настоящему музею, воспитывается у детей способность самостоятельно изучать окружающий мир.
Актуальность.
В нашем городе есть музейный комплекс Этно-парк «Дружбы народов». В результате анкетирования выяснили, что основная часть воспитанников детского сада ни разу не ходили в музей с родителями, причем по разным причинам. Многие считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения. Некоторым мамам и папам не приходит в голову идея такой экскурсии.
Как же привлечь внимание родителей к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Поэтому мы решили создать собственный «Мини-музей». При выборе профиля мини-музея определилось направление – национально-региональный компонент. Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей и приобретает большую популярность в системе дошкольного образования.
Цель создания мини-музея: Формирование патриотических чувств дошкольников через приобщение к культурным традициям разных народов, путём создания этнографического мини –музея в ДОУ
Задачи мини-музея
- формировать представления о культуре и быте народов, проживающих на территории Самарского края;
- воспитывать ребенка как личность, осознающую свои корни и национальные истоки, способную ориентироваться в современном мире;
- воспитывать патриотические чувства, любви к родному краю и желания познавать культуру Самарского края
Формы работы в мини- музеях могут быть самые разные:
- Экскурсии в музей с целью знакомства с историей того или иного предмета
- Конкурсы творческих рассказов
- Творческие выставки: «А на нашем на дворе…», фотоколлаж «Семейные традиции», «У бабушки в деревне»
- Викторина «Чей орнамент», «Кто живёт в Поволжье», Клуб знатоков «Что, Где, Когда»
- Тематические занятия «Игры наших бабушек», «Милости просим гости дорогие»
- Театрализованная деятельность «Сказки разных народов»
В нашем Этно-парке «Дружбы народов» 5 мини подворьев разных национальностей.
- Русское подворье
-Татарское подворье
- Мордовское подворье
- Чувашское подворье
- Башкирское подворье
Экспозиция выставки меняется
Заключение
Наш мини - музей не просто организация экспозиций, он несёт многообразные формы деятельности, проведение досугов, исследовательская и проектная деятельность. Но большей популярность среди детей пользуется знакомство с традициями родного края через творческие мастерские! Дети знакомятся с произведениями народного творчества, читают, прослушивают, инсценируют их, просматривают и делятся своими впечатлениями. Благодаря этнокультурному компоненту у детей воспитывается доброжелательность и дружелюбие, чувство любви и привязанности к родному краю. Мини-музей стал местом познания, исследования, общения и совместного творчества педагогов и детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мини-музей как эффективное средство социализации личности дошкольника
Мини-музей как эффективное средство социализации личности дошкольника...
«Мини – музей «Русская изба» – средство духовно – нравственного воспитания дошкольников»
Мини-музей является частью образовательного пространства детского сада, он тесно связан с системой образовательной деятельности, экскурсий, досугов, фольклорных праздников и развлечений....
Семинар – практикум для педагогов "Использование малых фольклорных форм как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"
Введение Устное народное творчество неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Вобрав в себя исторически...
Выступление на педагогическом совете «Мини-музей в ДОУ как средство воспитания и образования детей дошкольного возраста»
Выступление на педагогическом совете...
Выступление на Педагогическом совете: «Мини – музей в детском саду, как средство развития речи дошкольников»
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.Музейная...
Методическая разработка «Приобщение дошкольников к малой Родине, как условие воспитания в народных традициях»
Реализация современного образования невозможна без знаний своего города и края, уклада жизни, быта, обрядов, истории и культуры предков.Как уже отмечалось выше, именно в дошкольном возрасте закладываю...