Рабочая программа Развитие речи 5-6 лет 2022 г.
рабочая программа
Рабочая программа Развитие речи 5-6 лет 2022 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_razvitie_rechi_5-6_let_2022_g.docx | 50.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №3 г.Зеленоградска
Согласовано на заседании педагогического Утверждено
приказом заведующей по
совета МАДОУ- детского сада №3 МАДОУ-детскому саду №3
протокол № 1 от «31» августа 2022 г. № 91 от «31» августа 2022 г.
______________Ю.Е.Барсукова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Образовательная область «Речевое развитие» Модуль «Развитие речи»
(старшая группа, четвертый год обучения)
на 2022 – 2023 учебный год
Разработчики: Филипенко М.М. воспитатель
2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание разделов | Страницы |
|
Пояснительная записка
Рабочая программа (далее - Программа) по «Развитию речи» для детей 5-6 лет является составной частью основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ- детский сад №3 и составлена на основе использования образовательной программы дошкольного образования «Детство» / под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования на основании Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
Цели:
Воспитание осознанного отношения к языку, как особому объекту познания. Создание благоприятных условий для полноценного развития детей раннего и дошкольного возраста в образовательной области «Коммуникация», обеспечивающих яркость и выразительность речи через различные виды детской деятельности.
Задачи:
- Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей.
- Обогащать представления детей о правилах речевого этикета и способствовать осознанному желанию и умению детей следовать им в процессе общения.
- Развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия
- Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей.
- Развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников.
- Воспитывать интерес к письменным формам речи.
- Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе.
- Развивать первоначальные представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия), о многообразии жанров и их некоторых признаках (композиция, средства языковой выразительности).
- Способствовать развитию понимания литературного текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста.
Планируемые результаты освоения модуля
К шести годам:
- Проявляет познавательную и деловую активность в общении со взрослыми и сверстниками, делится знаниями, задаёт вопросы.
- Инициативен и самостоятелен в придумывании загадок, сказок, рассказов.
- С интересом относится к аргументации, доказательству и широко ими пользуется.
- Замечает речевые ошибки сверстников, доброжелательно исправляет их.
- Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими понятиями и словами.
- Речь чистая, грамматически правильная, выразительная.
- Владеет средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласный-согласный) место звука в слове.
- Самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, сочиняет загадки.
- Отвечает на вопросы по содержанию литературного произведения, устанавливает причинные связи.
- Проявляет избирательное отношение к произведениям определённой тематики и жанра, внимание к языку литературного произведения.
- Различает основные жанры: стихотворение, сказка, рассказ, загадка.
Содержание модуля
Владение речью как средством общения и культуры:
- Освоение этикета телефонного разговора, столового, гостевого этикета, этикетного взаимодействия в общественных местах (в театре, музее, кафе).
- Освоение и использование невербальных средств общения: мимики, жестов, позы.
- Участие в коллективных разговорах, использование принятых норм вежливого речевого общения (внимательно слушать собеседника, правильно задавать вопрос, строить свое высказывание кратко или распространенно, ориентируясь на задачу общения).
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи: освоение умений самостоятельно строить игровые и деловые диалоги; пересказывать литературные произведения самостоятельно по ролям, по частям, правильно передавая идею и содержание, пользоваться прямой и косвенной речью; с помощью воспитателя определять и воспроизводить логику описательного рассказа; в описательных рассказах о предметах, объектах и явлениях природы использовать прилагательные и наречия; сочинять сюжетные рассказы по картине, из личного опыта; с помощью воспитателя строить свой рассказ в соответствии с логикой повествования: экспозиция (обозначение действующих лиц, времени и места действия), завязка (причина события), развитие событий и кульминация (момент наивысшего напряжения), развязка (окончание); в повествовании отражать типичные особенности жанра сказки или рассказа; грамматически правильно использовать в речи: несклоняемые существительные (метро, пальто, пианино, эскимо), слова, имеющие только множественное или только единственное число (ножницы, очки), глаголы «одеть» и «надеть», существительные множественного числа в родительном падеже (спасатель; солонка, масленка), приставками (подснежник, подосиновик).
Развитие речевого творчества: освоение умений: проявление интереса к самостоятельному сочинению, созданию разнообразных видов творческих рассказов: придумывание продолжения и окончания к рассказу, рассказы по аналогии, рассказы по плану воспитателя, по модели; внимательно выслушивать рассказы сверстников, замечать речевые ошибки и доброжелательно исправлять их; использовать элементы речи- доказательства при отгадывании загадок, в процессе совместных игр, в повседневном общении.
Обогащение активного словаря за счет слов, обозначающих:
- названия профессий, учреждений, предметов и инструментов труда, техники, помогающей в работе, трудовых действий и качества их выполнения;
- личностные характеристики человека (честность, справедливость, доброта, заботливость, верность и т.д.), его состояния и настроения, внутренние переживания;
- социально-нравственные категории (добрый, злой, вежливый, трудолюбивый, честный, ит.д.), оттенки цвета (розовый, бежевый, зеленовато-голубоватый и т.д.), тонкое дифференцирование формы, размера и других признаков объекта;
- названия обследовательских действий, необходимых для выявления качеств и свойств предметов (погладил, подул, взвесил, понюхал и т.д.);
- освоение способов обобщения - объединения предметов в группы по существенным признакам (посуда, мебель, одежда, обувь, головные уборы, постельные принадлежности, транспорт, домашние животные, дикие звери, овощи, фрукты).
- освоение умения находить в текстах литературных произведений сравнения, эпитеты; использовать их при сочинении загадок, сказок, рассказов.
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха:
- освоение чистого произношения сложных звуков (Л, Р);
- упражнение в чистом звукопроизношении в процессе повседневного речевого общения и при звуковом анализе слов;
- использование средств интонационной выразительности при чтении стихов, пересказе литературных произведений, в процессе общения (самостоятельное изменение темпа, ритма речи, силы и тембра голоса в зависимости от содержания).
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздела, тема | Кол- во часов |
Раздел «Развитие связной речи» | 9 | |
1. | Тема: «Доброе слово лечит, а худое калечит». Чтение художественных произведений Н. Дурова «Две подружки», Э Мошковская «Я маму свою обидел». Цели: Формировать у детей доброжелательное отношение к окружающим, развитие диалогической речи. | 1 |
2. | Тема: чтение художественного произведения Я. Тайц «По грибы» Цели: Самостоятельный пересказ текста, пересказ по ролям ,передовая интонацией характер персонажей. | 1 |
3. | Тема: пересказ художественного произведения Л. Толстого «Пожарные собаки». Цели: Выразительное рассказывание текста без помощи вопросов, использовать синонимы и антонимы. | 1 |
4. | Тема: пересказ художественного произведения Н. Камешева «Про снежный колобок». Цели: Изложение содержания близко к тексту, передавая интонацию и сопереживание героям. | 1 |
5. | Тема: «Любишь кататься – люби и саночки возить». Чтение худ. произведения Н.Носов « На горке». Цели: Выстраивание последовательности сюжета при пересказывании. | 1 |
6. | Тема: пересказ худ произведения Е. Пермяк «Для чего руки нужны». Цели: Выразительная диалогическая речь, при пересказе передавать идею и содержание. | 1 |
7. | Тема: пересказ художественного произведения «Как аукнется, так и откликнется». Цели: Учить принимать участие в групповой беседе, высказываться на темы из личного опыта, заботливое отношение к маме. | 1 |
8. | Тема: пересказ художественного произведения Е. Чарушина «Воробей». Цели: Самостоятельный пересказ , высказать своё мнение | 1 |
9. | Тема: пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики». Тема: Изложение содержания близко к тексту, передавая интонацию и сопереживание героям. | 1 |
Раздел «Владение речью как средством общения и культуры» | 5 | |
10. | Тема: «Поговорим по телефону». Цели: Учить детей особенностям диалогической речи, активизировать в речи словестные формы вежливости, связно и последовательно строить вопросы и ответы. | 1 |
11. | Тема: «Глупые ссорятся, а умные договариваются». Чтение художественного произведения. Цели: Содержание и идея стихотворения. Развитие диалогической речи, умение поддерживать беседу. | 1 |
12. | Тема: «Жадная душа – без дна ушат». Чтение худ произведения Я.Аким « Жадина». Цели: Воспитание дружеского отношения между детьми, умение находить положительное решение в конфликтной ситуации. Работа над пословицей. С51. | 1 |
13. | Тема: «Мой любимый детский сад! – конкурс экскурсоводов» Цели: Монологическая речь при составлении сюжетного рассказа. | 1 |
14. | Тема: Чтение худ произведений «Старый друг лучше новых двух». В. Драгунский «Друг детства». Цели: Понимание значения пословиц о дружбе. | 1 |
Раздел «Развитие речевого творчества» | 10 | |
15. | Тема: «Творческое рассказывание по картине «Дети идут в школу». Цели: Учить детей особенностям диалогической речи, активизировать в речи словесные формы | 1 |
16. | Тема: «Составление описательного рассказа по картине «Ежи». Цели: Включать в рассказ описание внешнего вида персонажа ,поведения, чувств. | 1 |
17. | Тема: «Составление описания по лексической теме «Овощи». Цели: Учить описывать овощи, их правильно называть, уточнить представления об овощах. | 1 |
18. | Тема: «Творческое рассказывание «Интервью у осеннего леса». Цели: Познакомить с новой формой работы –интервью. Формировать умение задавать вопросы и выражать свои мысли полными ответами. | 1 |
19. | Тема: «Творческое рассказывание. Сочиняем сказку про Деда Мороза». Цели: Активизация детского воображения. | 1 |
20. | Тема: Составление описательного рассказа по репродукции картины И.Шишкина «На севере диком». Цели: Развитие творческого воображения. | 1 |
21. | Тема: «Творческое рассказывание Н. Носов «Фантазёры». Цели: Познакомить с жанром небылицы, учить отличать реальную ложь от юмористических рассказов. | 1 |
22. | Тема: «Составление описательного рассказа по репродукции картины Саврасова «Грачи прилетели». Цели: Художественное видение пейзажа, рассматривание картины, обогащение словарного запаса. | 1 |
23. | Тема: «Моя семья. Описательный рассказ». Цели: Учить детей составлять описательный рассказ на заданную тему, использовать выразительность речи. | 1 |
24. | Тема: «Составление описательного рассказа «Утро в деревне». Цели: Развитие творческого воображения. | 1 |
Раздел «Обогащение активного словаря» | 9 | |
25. | Тема: «Осень. Деревья, кустарники. «Операция листопад». Цели: Обогащать словарь, учить подбирать однокоренные слова и обобщающие слова. | 1 |
26. | Тема: «Зима. Составление рассказа по серии картинок». Цели: Обогащение словаря, развитие культуры речи. | 1 |
27. | Тема: «Рассказывание об игрушках «Подарки от Деда Мороза». Цели: Составление связного и последовательного рассказа об игрушке развёрнутыми и полными предложениями . Воспитание бережного отношения к игрушкам. | 1 |
28. | Тема: «Зимующие птицы.«Поможем зимующим птицам» Цели: Составление описательного рассказа , воспитывать любовь к природе. | 1 |
29. | Тема: «Русь рождественская». Цели: Познакомить с народными песенками – закличками; воспитывать интерес к народным праздникам. | 1 |
30. | Тема: «Составление рассказа по картине «Волки». Цели: Учить составлять рассказ по картине; совершенствовать монологическую речь. | 1 |
31. | Тема: «Бытовые приборы. Что включается в розетку?» Цели: Обогащение словаря, составление описательных рассказов о бытовых приборах. | 1 |
32. | Тема: «Творческое рассказывание «Весна». | 1 |
Цели: Учить детей красиво выражать свои мысли. | ||
33. | Тема: «Этот загадочный космос. Придумывание сказки» Цели: Учить детей придумывать сказку на заданную тему, использовать выразительность речи. | 1 |
Раздел «Развитие звуковой и интонационной культуры речи» | 3 | |
34. | Тема: «Осень». Цели: Чтение загадки, рассказа, пословиц об осени». Произнесение скороговорок и выполнение штриховки. Рисование осенних листьев в тетради в линейку. | 1 |
35. | Тема: «Творческий рассказ «Почемучки». Цели: Учить составлять вопросительные предложения, знакомить со способами словообразования. | 1 |
36. | Тема: чтение художественного произведения «Не жалей минутки для весёлой шутки». Цели: Привитие любви к стихотворному творчеству, умение подбирать рифму. | 1 |
Всего | 36 |
- Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
- Оборудование
№ п\ п | Наименование | Кол-во |
1. | Ноутбук DEEL | 1 |
2 | Экран IQ Board | 1 |
3 | Проектор EPSON | 1 |
4 | Магнитофон SHARP | 1 |
5 | Колонки CREATIVE | 1 |
6 | Мольберт | 1 |
7 | Стол ученический | 30 |
8 | Стул ученический | 12 |
9 | Планшет детский (модель ST – 902C) Skytiger | 5 |
5.2. Методическое обеспечение группы
№ | Наименование | Кол-во |
1. | Пальчиковый театр (заяц, волк, лиса, медведь, лягушка) | 1 |
2. | Кукольный театр (Три медведя) | 1 |
3. | Набор театра «Колобок» (резиновый) | 1 |
4. | Набор театра «Красная шапочка» (резиновый) | 1 |
5. | Набор театра вязаных кукол | 1 |
5.3 Дидактический материал
1. | Модуль «Мастерская» | 1 |
2 | Модуль «Кухня» | 1 |
3 | Модуль «Театр» | 1 |
4 | Модуль «Парикмахерская» | 1 |
5 | Модуль «Магазин» | 1 |
6 | Уголок «Моя Родина» | 1 |
7 | Уголок«Календарь погоды» | 1 |
8 | Набор фигурок животных леса с реалистичными изображением и пропорциями | 1 |
9 | Набор фигурок животных Африки с реалистичными изображением и пропорциями | 1 |
10 | «В мире мудрых пословиц» | 1 |
11 | Наглядно – дидактическое пособие «Откуда берется хлеб» | 1 |
12 | Наглядно – дидактическое пособие «Деревья наших лесов» | 1 |
13 | Наглядно – дидактическое пособие «Внимание дорога» | 1 |
14 | Наглядно – дидактическое пособие «Как наши предки открывали мир» | 1 |
15 | Наглядно – дидактическое пособие «Как наши предки выращивали хлеб» | 1 |
16 | Наглядно – дидактическое пособие «Как наши предки шили одежду» | 1 |
17 | Дидактическая игра «Составь слова» | 1 |
18 | Дидактическая игра «Профессии» | 1 |
19 | «Мой букварь» книга для обучения дошкольников чтению. Н.В. Нищева | 10 |
20 | «Букварь» Пособие по обучению детей правильному чтению. Н.С. Жукова | 10 |
21 | «От А до Я» рабочая тетрадь. Е.В. Колесникова | 10 |
22 | Развивающая игра «Азбука» | 1 |
23 | Мягкий конструктор «Алфавит» | 1 |
24 | Касса букв | 1 комп. |
5.4. Аудио- и видео- пособия | ||
25 | «Буквария – обучение чтению» ПМК | 1 |
26 | «Сделай сам: задания,тесты,игры» (проектная деятельность) ПМК | 1 |
27 | «Готовим детей к школе» ПМК | 1 |
28 | «Пальчиковые игры» Е. Железновой | 1 |
5.5. Список литературы
- Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. «Детство: основная общеобразовательная программа дошкольного образования» Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017 г.
- Бортникова Е. «Учимся составлять рассказы»
- Волчкова В.Н.Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада», Воронеж, 2016г.
- Ельцова О.М. «Детское речевое творчество» Детство-Пресс, 2016г.
- Оглоблина И.Ю. «Логопедический массаж: игры и упражнения» «ТЦ Сфера», 2017г.
- Стефанова Н.Л. «Комплексные занятия с детьми 3-7 лет», Волгоград, 2017
- Косинова Е. М. «Уроки логопеда» «Эксмо», 2017г.
- Ушакова О.С. «Развитие речи и творчества дошкольников» ТЦ «Сфера», 2017год
- Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Сфера, 2017
- Фадеева Ю.А. «В мире слов, букв и звуков», ТЦ «Сфера», 2017 год
- Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Сфера, 2017
- https://www.maam.ru
- https://infourok.ru
- https://nsportal.ru
- https://dohcolonoc.ru
- www.vospitatel-dou.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа «Развитие речи»
Цель: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.Задачи: развитие свободного общения со взрослыми и детьми...
Рабочая программа «Развитие речи» для детей 4-5 лет
Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Развитие речи детей раннего возраста»
Программа предназначена для детей раннего возраста. Нормативный срок освоения данной программы - 42 дня в условиях реабилитационного центра....
Рабочая программа "Развитие речи дошкольников средствами проектной деятельности" Старшая, подготовительная к школе группа «Светофорчик» на 2018 – 2019 учебный год
Рабочая программа разработана для группы комбинированной направленности, которую посещают дети 5 - 7 лет (далее - Программа):- в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования;- на основе ос...
Рабочая программа (развитие речи)
Программа разработана в соответствии с ООП МБДОУ детский сад «Теремок» с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И...
Рабочая программа "Развитие речи" для детей 5 лет
Программа "Развитие речи 5 лет" входит в состав дополнительной общеразвивающей образовательной программы "Раннее эстетическое развитие". программа направлена на развитие активной р...
Рабочая программа "Развитие речи детей с помощью игровых методов и приемов Триз" возраст 5-6 лет
Рабочая программа "Развитие речи детей с помощью игровых методов и приемов Триз" возраст 5-6 лет...