Рабочая программа «Развитие речи» для детей 4-5 лет
рабочая программа по развитию речи (средняя группа) на тему

Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и представляет собой локальный акт МАДОУ ЦРР д/с №136, написанный на основе образовательной программы дошкольного образования МАДОУ ЦРР д/с № 136.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда центр развития ребёнка – детский сад № 136

Рабочая программа

«Развитие речи»

Возрастная категория: 4 – 5лет

Разработчик: Вильгельм  Е.П., воспитатель

 

Калининград

2015


        1.Целевой раздел.

        1.1. Пояснительная записка.         

        Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и представляет собой локальный акт МАДОУ ЦРР д/с №136, написанный на основе образовательной программы дошкольного образования МАДОУ ЦРР д/с № 136.

        Программа обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей дошкольников 4-5 лет в различных видах деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора.

        Программа охватывает речевое направление развития и образования детей. Включает в себя обязательную часть (60% общего объёма) и содержание парциальной программы (40% общего объёма) Ушаковой О.С.

        Теоретической основой программы  является методика Ушаковой О.С.

        Цель реализации программы – развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

        Задачи:

  • осваивание ребёнком связной монологической речи: умение составлять описательные рассказы о предметах и объектах, описательные рассказы по картинкам;
  • развивать диалогическую речь: умение формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи;
  • развивать словарь детей посредством знакомства детей со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов и выполнения обследовательских действий;
  • развивать умение чистого произношения сложных звуков родного языка, правильного словопроизношения;
  • воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Содержание данной программы составлено с учётом следующих принципов:

  • принцип развивающего обучения;
  • принцип сочетания научности и практической применимости;
  • принцип интеграции образовательных областей;
  • комплексно-тематический принцип.

        Программа адресована дошкольникам 4-5 лет. В содержании программы учитываются такие возрастные психологические особенности детей этого возраста, как потребность в активном речевом развитии, для которого в этом возрасте характерно увеличение словарного запаса не только за счёт существительных, но и глаголов, местоимений, прилагательных, числительных.

        Срок реализации программы – 1год. Временная продолжительность – 9 месяцев. Основная форма организации образовательной деятельности по освоению рабочей программы – занятия. Периодичность проведения занятий – 1 раз в неделю; таким образом, программа рассчитана на 36 занятий в год.

        1.2. Планируемые результаты освоения рабочей программы.

        Результаты освоения рабочей программы отслеживаются в качестве педагогического мониторинга, основной формой которого является наблюдение.

        Целевые ориентиры: ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности.

        2. Содержательный раздел.

        Рабочая программа «Речевое развитие» включает в себя следующее содержание: обязательная часть (60%) – владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. И вариативная часть (40%), парциальная программа Ушакова О.С. «Развитие речи детей пятого года жизни»

        Методы освоения содержания данной программы:

        Наглядные: наблюдения; использование иллюстративно – наглядного материала, использование ИКТ.

        Словесные: рассказ воспитателя, беседа с детьми, чтение детской литературы.

        Практические: образные игры – имитации, драматизация, игровые ситуации; дидактические игры; сюжетно – ролевые игры.

Учебно-тематический план

п/п

Тема

Цель

Средства реализации

К-во

занятий

Месяц

1.

«Здравствуй осень»

Побуждать детей отвечать на вопросы простыми полными ответами, задавать вопросы и слушать ответы товарищей, поддерживать общую беседу; говорить по очереди, не перебивая друг друга.

Иллюстрации «Осень», дидактическая игра «Составь картинку»

1

сентябрь

2.

«Зайчик в гостях у детей»

Побуждать детей к составлению описательного рассказа, при описании животных,  называть их характерные особенности и  признаки, действия, связывать между собой предложения.

Алгоритм для составления описательного рассказа. Игрушки: зайчонок, зайчиха, лиса, волк, белка, медведь, ежик, мяч. Аудиозаписи с детскими песнями; корзинка.

1

сентябрь

3.

Рассказывание по картине «Кошка с котятами»

Подвести детей к составлению небольшого связного рассказа, а также короткого рассказа на основе личного опыта.

Картина «Кошка с котятами», фланелеграф, картинки с изображением собаки, утки, сороки, щенков, телят, утят.  Клубок ниток.

1*

сентябрь

4.

«Я - человек»

Продолжать побуждать детей к составлению описательного рассказа о человеке, его частях тела, отличии друг от друга.

Стихотворение «Части тела», дидактическая игра «Что у человека по два», загадки о частях тела человека, дидактические карточки «Как устроен человек».

1

сентябрь

5.

Пересказ сказки.

Побуждать детей к пересказыванию сказки, выразительно передавая диалоги персонажей.

Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть». Игрушки: белочка, собачка, крокодил, жираф; счётная лесенка.

1*

октябрь

6.

Формирование навыков диалогической речи.

Развивать диалогическую речь, побуждать самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них.

Игрушки: козлёнок, зайчонок, коза, корова, кукла.

1*

октябрь

7.

«Дары осени»

Продолжать развивать диалогическую речь, побуждать детей продолжать рассказ, начатый педагогом.

Картинки: «Сбор урожая на огороде», «Овощи», «Фрукты, ягоды», 2 корзинки.

1

октябрь

8.

«Нас приручил человек»

Продолжать развивать диалогическую речь, побуждать детей отвечать на вопросы; формировать у детей умение образовывать форму множественного числа существительных обозначающих детёнышей животных в именительном и винительном падежах (жеребята, котята, щенята и др.)

Иллюстрации домашних животных; аудиозапись голосов домашних животных; загадки о домашних животных; дидактические игры: «У кого кто?», «Кто чем питается?». Подвижная игра «Мышеловка»

1

октябрь

9.

«Моя малая Родина»

Побуждать детей к составлению небольшого связного рассказа о своём городе, опираясь на вопросы педагога и личные знания.

ИКТ: виртуальное путешествие по городу Калининграду. Дидактическая игра «Похож - не похож», Подвижная игра:

«Замри»

1

ноябрь

10.

Рассказывание по картине

Подвести детей к составлению небольшого связного рассказа по картине. Формировать умение правильно образовывать формы имён существительных в родительном падеже.

Картина «Собака со щенятами». Игрушки: собака со щенятами, утка с утятами, крольчиха с крольчатами, картинка «сорока».

1*

ноябрь

11.

«Вежливые слова»

Продолжать развивать диалогическую речь.

Драматизация сказки «Добрый мышонок», атрибуты и декорации к сказке, игрушка -  медвежонок.

1

ноябрь

12.

Разучивание стихотворения

Формировать умение выразительно читать стихотворение, передавая его настроение.

Стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине», дидактическая игра «Скажи ласково»

1

ноябрь

13.

Пересказ сказки

Продолжать побуждать детей к пересказыванию сказки, выразительно передавая диалоги персонажей.

Русская народная сказка «Зимовье зверей», картинный план.

1

декабрь

14.

Описание предметов по их признакам

Формировать умение описывать предмет, не называя его. Активизировать употребление в речи слов, обозначающих действия (глаголов) и качества предметов (прилагательных).

Ширма, Петрушка. Игрушки: мяч, матрёшка, барабан, машина, кукла, корова, утёнок, султанчики.

1*

декабрь

15.

Описание и сравнение игрушек (кукол)

Формировать умение описывать и сравнивать кукол, правильно называя наиболее характерные признаки; высказываться законченными предложениями.

Две куклы – большая и маленькая, с разным цветом и длинной волос. Подвижная игра «Куклы».

1*

декабрь

16.

Пересказ сказки

Продолжать развивать умение вести диалог, выразительно передавая разговор действующих лиц.

Драматизация сказки «Заюшкина избушка», атрибуты и декорации.

1

декабрь

17.

«Моя любимая игрушка»

Развивать связную монологическую речь путем составления описательного рассказа с использованием игрушки при этом чётко называть её признаки, действия.

Игрушки по выбору детей, алгоритм для составления описательного рассказа.

1

январь

18.

Описание детьми внешнего вида друг друга

Формировать умение описывать внешний вид окружающих и их одежду; образовывать формы единственного и множественного числа глагола «хотеть», формы повелительного наклонения глаголов «рисовать», «танцевать» и др.

Алгоритм для составления описательного рассказа, игрушка Петрушка, демонстрационная линейка.

1*

январь

19.

«Звуковая культура речи. Звук «с»

Подготовка детей к звуковому анализу слов. Формировать правильное произношение звука «с» в слогах, словах, предложениях.

Дидактические игры:  «Где спрятался звук «с»,

«Помоги Солнышку». Подвижная игра «Солнечные зайчики». Картинки с предметами на букву «с».

1

январь

20.

«Как зайчонок нашёл маму»

Формировать умение составлять коллективный повествовательный рассказ; побуждать детей продолжать рассказ, начатый педагогом.

Игрушка – зайчик (большой и маленький), словесная игра «Ласковые слова», пальчиковая игра «Засолка капусты».

1

январь

21.

Описание предметов по картинкам

Продолжать формировать умение описывать предмет, нарисованный на картинке, выделяя наиболее существенные признаки; чётко и правильно произносить звук «щ», слышать этот звук в словах, выделять его.

Картинки с изображением разных зайчат; три щётки: зубная, обувная, одёжная.

1*

февраль

22.

«В мире профессий»

Продолжать развивать умение вести диалог, отвечать на вопросы педагога полными предложениями.

Проектор, ноутбук. Слайды: профессии, станции. Игрушка Буратино, карточки с изображением профессий, схема «Профессии», предметные картинки орудий труда

1

февраль

23.

Описание предметных картинок

Продолжать формировать умение отвечать на вопросы связно двумя-тремя предложениями, называя предмет, его признаки и действия.

Игрушки: щенок, утка, кубик, заяц. Предметы: ящик, щётки, клещи, ширма, посуда. Фланелеграф.

1*

февраль

24.

«День защитников Отечества»

 Развитие речи через единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления.

Слайды с изображением военных (моряк, танкист, пограничник, летчик). Картинки с изображением различных родов войск. Звукозапись «Военные звуки».

1

февраль

25.

Составление описательного рассказа «Моя мама»

Продолжать развивать связную монологическую речь путем составления описательного рассказа.

Дидактические и словесные игры: «Скажи ласково», «Какая мама?», «Назови детёныша». Алгоритм для составления описательного рассказа.

1

март

26.

Пересказ сказки

Продолжать побуждать детей к пересказыванию сказки; развивать монологическую речь, ориентируясь на картинный план.

Андерсен Г. Х. «Гадкий утёнок», картинный план, игрушка утёнок.

1

март

27.

«Звуковая культура речи: звуки щ – ч»

Подготовка детей к звуковому анализу слов. Формировать правильное произношение звуков «щ-ч» в слогах, словах, предложениях.

Стихотворения: Маршак С.Я. «Про все на свете», Сельвинский И. «Что правильно?». Пословица: «Щи да каша – пища наша».

1

март

28.

«Уроки Мойдодыра»

Совершенствовать диалогическую речь.

Чуковский К.И. «Мойдодыр», дидактическая игра «Умывайся правильно», подвижная игра «Ровным кругом». Игрушка кошка.

1

март

29.

Описание предметов и игрушек

Продолжать формировать умение описывать предметы, игрушки; формировать чёткое и правильное произношение звука «л» (ль)

Игрушки, в названии которых есть звук «л», картинки с изображением домашних и диких животных.

1*

апрель

30.

Составление рассказа

Формировать умение создавать картину и рассказывать о ее содержании.

Фланелеграф, набор картинок, картинки –матрицы.

1

апрель

31.

Закрепление обобщающих понятий

Продолжать формировать умение описывать предметы, подбирая нужные по смыслу слова; формировать чёткое и правильное произношение звука «р» (рь)

Картина с изображением тигра, персонажи сказки «Теремок», фишки-игрушки.

1*

апрель

32.

«В мире транспорта»

Совершенствовать навыки описательного рассказа.

Картинки «Транспорт» или игрушки, сигнальные карточки «Светофор»

1

апрель

33.

«День Победы!»

Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение Белозерова Т. «Праздник Победы».

Иллюстрации «День Победы», стихотворение Белозерова Т. «Праздник Победы».  

1

май

34.

«Семья»

Продолжать формировать умение вести диалог; формировать представления о семье и её членах.

ИКТ: презентация «Семья - детский сад», дидактические игры:

«Здравствуйте, ребята! »,  «Собери из частей целое»; клубок ниток.

1

май

35.

«В гостях у Мухи – Цокотухи»

Совершенствовать навыки ведения диалога, умение составлять описательный рассказ.

Ширма, игрушка Муха – Цокотуха, самовар, картинка «Насекомые в лесу». Чуковский К.И. «Муха-Цокотуха».

1

май

36.

«Литературный калейдоскоп»

Выяснить, есть ли у детей любимые стихи, сказки, рассказы; знают ли они загадки и считалки.

Беседа о том, какие произведения знают дети.

1

май

Итого:                                                                                    36 занятий

                                                                                            (в т. ч. * 11 занятий)

        Примечание: * в содержании занятия используется парциальная программа Ушаковой О.С., Струниной Е.М. «Развитие речи детей 4-5 лет».

        Рабочая программа обеспечена средствами обучения и воспитания, в числе которых методическая и детская художественная литература, аудио – видео пособия, наглядный материал, игры…

3. Организационный раздел.

        Рабочая программа обеспечена средствами обучения и воспитания, в числе которых методическая и детская художественная литература, аудио – видео пособия, дидактические игры. Кроме того, выполнение содержания программы обеспеченно за счёт материально-технических средств и особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды.

3.1. Методическая литература.

№ п/п

Автор(ы)

Заглавие

Город, издательство, год издания.

Вид издания

1.

2.

Логинова В.И., Бабаева Т.И. и др.

«Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду»

Санкт – Петербург, «Акцидент», 1997 г.

Программа

3.

Ушакова О.С., Струнина Е.М.

«Развитие речи детей 4-5 лет»; программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения.

Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2010 г.

Методическое пособие

4.

Ушакова О.С., Струнина Е.М.

«Методика развития речи детей дошкольного возраста»

Москва, ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004 г.

Методическое пособие

3.2. Аудио – видео пособия.

Аудиозаписи: Шаинский В.- Пляцковский М. «Улыбка»  ; Шаинский В.- Непомнящая Д. «Песня мамонтенка» о маме;  Тухманов Д.- Энтин Ю. «Храбрый зайчик»;  ВИА «Мастерок» «Все сбывается на свете»; голоса животных и птиц; Михалков С. «Песенка друзей»; звукозапись «Военные звуки».

Мультимедийные презентации:  «Семья - детский сад», «Виртуальное путешествие по городу Калининграду».

3.3. Наглядный материал.

Картины, картинки, силуэтные фигурки, муляжи.

Модели, сигнальные карточки.

Литература для детей

1.Демонстрационные картинки:

«Времена года»

«Животные»

«Птицы»

«Сбор урожая на огороде»

«Овощи»

«Фрукты, ягоды»

«Как устроен человек»

Картинки с изображением различных родов войск.

«Транспорт»
«Правила безопасного поведения на дороге»

Иллюстрации «День Победы»

«Насекомые»

2.Картины: «Кошка с котятами», «Собака со щенятами», «Насекомые в лесу».

3. Муляжи овощей и фруктов.

1.Алгоритм для составления описательного рассказа.

2. Картинки – матрицы для составления рассказов.

3. Светофоры.

Русские народные сказки: «Теремок», «Гуси – лебеди», «Жихарка», «Зимовье зверей», «Лисичка со скалочкой» и др.

Стихотворения: Барто А.Л., Благинина Е., Александрова З. и др.

Рассказы: Зощенко М., Чарушин Е., Толстой Л. и др.

Сказки: Чуковский К.И., Жуковский В., Одоевский В., Пушкин А.С. и др.

3.4. Перечень произведений детской художественной литературы.

№ п/п

Автор

Название

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Русская народная сказка

Благинина Е.

Данько В.Я.

Маршак С.Я.

Сельвинский И.

Чуковский К.И.

Белозеров Т.

Чуковский К.И.

Аким Я.Л.

 «Пузырь, Соломинка и Лапоть»

«Посидим в тишине»

«Добрый мышонок»

«Про все на свете»

«Что правильно?»

«Мойдодыр»

«Праздник Победы»

«Муха-Цокотуха»

«Первое мая» - отрывок

3.5. Игры по развитию речи.

Игры дидактические

Игры сюжетно ролевые

Игры подвижные, игровые упражнения

 «Составь картинку»

«Что у человека по два»

«Вершки-корешки»

«Из чего салат?»

«Вершки-корешки»

«Что из чего?»

«У кого кто?»

«Кто чем питается?»

«Похож – не похож»

«Скажи ласково»

 «Где спрятался звук «с»

«Помоги Солнышку»

«Ласковые слова»

«Четвертый лишний»

«Кем быть»

«Кому нужны эти вещи?»

«Расскажи о профессии военного»

«Какая мама?»

«Назови детёныша»

«Назовите предметы, которые понадобятся для умывания»

«Умывайся правильно»

«Связующая нить»

«Собери из частей целое»

«Дочки – матери»

«Овощной магазин»

«Как зайчонок маму искал»

«Шофёры»

Физминутки:

«Мы капусту рубим»

«Зайцы скачут»

«Солнышко»

«Засолка капусты»

«Едем, едем на машине»

Подвижные игры: «Мышеловка»

«Замри»

«Куклы»

«Солнечные зайчики»

«Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»

«Что изменилось? »

«Самолёт»

«Акула»

«Ровным кругом»

«Светофор»

«Небо, море, земля, рельсы»

«Горелки»

3.6. Материально-техническое обеспечение. Основное учебное оборудование.

№ п/п

Наименование тематических уголков в группе

Перечень основного оборудования

1.

2.

3.

Театральный уголок

Уголок детской художественной литературы.

Уголок безопасного дорожного движения.

Ширма.

Различные виды театров: настольные, би-ба-бо, пальчиковые и др.

Атрибуты и декорации к сказкам.

Маски, маски-шапочки к сказкам.

Литература для чтения, рассказывания, заучивания наизусть, рассматривания.

Светофоры, дидактический материал: «Проезжая часть», «Правила поведения на дороге» и др.

4. Приложение. Конспекты занятий.

Тема: «Зайчик в гостях у детей»

Цель: побуждать детей к составлению описательного рассказа, при описании животных,  называть их характерные особенности и  признаки, действия; связывать между собой предложения.

Материал:  Игрушки: зайчонок, зайчиха, лиса, волк, белка, медведь, ежик.

Ход занятия.

Под песню  «Улыбка»  (В. Шаинский- М. Пляцковский)  дети входят в группу, здороваются, садятся на стулья. 
Воспитатель: (в руках корзинка, накрытая платочком; в корзинке игрушечный заяц). Утром, когда я шла на работу, услышала, как кто-то хнычет под кустом. Подошла поближе и увидела корзинку. Кто – то спрятался в корзинке. Как вы думаете, кто это может быть?  Можете пощупать, только осторожно. Что вы нащупали? 

-  Кто же это? Для того, чтобы узнать об этом, нужно отгадать загадку: «Прыг- скок, прыг – скок, длинноушка – серый  бок».

- Конечно это заяц (достаю из корзины). Он заблудился и просит нас помочь  найти его маму. Ребята, а как мы поможем зайчонку? (ответы детей).  Сделаем объявление. Но сначала давайте рассмотрим его.  Надо правильно описать зайчика, чтобы мама его узнала. Что вы можете сказать про зайца. Какой он?

- Какой у него мех? 
- Какой у него хвостик? (Длинный или короткий?)
- А какие у зайки ушки?
- А глазки? 
- Какой у зайки нос?
-   Что умеет делать зайчик?

- Где живет зайка?
- Что он любит? Чем питается?
- Кого боится зайчик?
Дети: Волка, лису…Он трусливый (трусишка).

- Ребята,  сейчас послушайте, как я расскажу про зайца. Это зайчик. Он маленький и серый. У зайца  мягкий и пушистый мех. У него  короткий хвостик, длинные ушки. Глазки у зайца маленькие, черные, похожи на пуговки, а носик розовый. Он  умеет прыгать, скакать, бегать, грызть. Живет зайка в лесу. Он питается  морковкой, капустой, корой деревьев. Зайка боится волка и лису. Он трусишка. 

А теперь расскажите,  как я. Рассказы 2-3 детей.

- Молодцы! Давайте теперь  объявим, что мы нашли зайку и расскажем о нем в «рупор», специальный прибор в виде трубы для усиления звука, чтобы мама-зайчиха услышала  и  нашла его. (Обобщаю рассказы детей или включаю аудиозапись рассказа).

Ну вот, мы объявили  про зайчонка, сейчас его мама услышит и прибежит за ним. («Песня мамонтенка» о маме В.Шаинский-Д. Непомнящая с постепенным нарастанием звука) Стук в дверь. Появляется зайчиха (игрушка).

- А вот и мама-зайчиха  пришла (здоровается).  Она очень рада, что нашла своего зайчонка и в благодарность за это  хочет поиграть с вами. 
Физкультминутка: (тихо звучит песня «Храбрый зайчик», после выполнения движений со словами, дети прыгают под громкую музыку)

Зайцы скачут: скок-скок-скок!
Приседают, слушают: не идет ли волк.
Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.

-Молодцы! Садитесь на свои места. Ребята наш заинька знает много загадок о своих лесных друзьях и хочет, чтоб вы их отгадали.

Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?

                                      Белка

Серый, страшный и зубастый,
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех…

                                      Волк

Под соснами, под елками
Лежит мешок с иголками.

                                     Ежик

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее…

                               Лиса

Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна.

                                 Медведь

Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку.

                                   Заяц

— А сейчас мы поиграем в игру «Кто как кричит». 
Я буду называть животное, и кидать вам мячик, а вы должны сказать, как кричит это животное. (Собака, кошка, корова, лошадь, свинья, коза, овца)
Итог: Что мы сегодня делали? Что вам понравилось?

Пришло время нам попрощаться с зайкой и его мамой, им пора домой, в лес. Скажем им до свидания (дети прощаются с зайчихой и зайчонком под аудиозапись песни «Все сбывается на свете»).

Тема: «Дары осени»

Цель: продолжать развивать диалогическую речь, побуждать детей продолжать рассказ, начатый педагогом.

Ход занятия.

        Педагог читает отрывок из стихотворения:
Солнце, солнце, веселей, посвети еще, погрей!

Дождик, дождик, не мешай собирать нам урожай:

 Груши, яблоки в садах, помидоры на полях,

Не мешай пшеницу жать, не мешай ты нам копать

Свеклу, редьку и картошку и, конечно же, морковку;

Бруснику, клюкву понемножку, чудо-ягоду морошку

В час по полному лукошку на болотах набирать;

Собирать грибы, орехи, чтоб, когда замерзнут реки

И когда придет зима, были полны закрома.

-Расскажите, о чем это стихотворение? Все, что собираем в садах, на огороде, на полях, как назвать одним словом? (Урожай.)  В какое время года мы собираем основной урожай? (Осенью.) Как еще можно назвать то, что вырастили, и то, что собрали в лесу, на болоте?..(Дары осени.) Осень нам дарит этот урожай. Что же дарит нам осень? (Последнее тепло, разноцветные листья…) Что еще? (Овощи, фрукты, ягоды, грибы, орехи, травы, зерно…- все, что поспевало и созревало летом.) Осень называют заготовительницей. Почему? Почему осень-хлопотливая пора для животных, птиц, людей? (Осенью все дружно запасают себе пропитание на зиму – люди собирают урожай в саду, огороде, в лесу; зимующие птицы прячут семена «про запас» в расщелины коры деревьев; животные, которые зимой не спят, заготавливают пропитание впрок.)

- Сегодня мы с вами отправимся в огород. Рассмотрите внимательно картинки «Сбор урожая на огороде» и ответьте на вопросы. Когда собирают основной урожай на огороде? Что собирают на огороде? Назовите овощи, которые собирают только осенью. Какие инструменты необходимы человеку для работы на огороде? Зачем нужны грабли? (Рыхлить, ровнять) Лопата? (Копать, выкапывать, перекапывать.) Вилы? (Рыхлить.) Лейка? (Поливать.) Ножницы-секатор? (Срезать, обрезать.) Как заготавливают овощи на зиму? (Сушат, солят, маринуют, морозят…) Где хранят собранный урожай? (В овощехранилище – хранение овощей.)

Физминутка

Мы капусту рубим, Мы морковку трем, Мы капусту солим, Мы капусту жмем.

Летом и осенью что можно приготовить из овощей?

 Дидактическая игра «Из чего салат?»

Салат из овощей как называется? (Овощной)

Салат из огурцов? (Огуречный)

Из моркови? (Морковный)

Из свеклы? (Свекольный.)

Из картошки? (Картофельный)

Из капусты? (Капустный.)
Дидактическая игра «Вершки-корешки»

Дети садятся полукругом. Перед ними картинки с изображением овощей и две корзины. На первой стрелочка вверх, на второй – вниз.

-   Разложите  овощи  в  корзины  по  их  съедобной  части.  Если съедобен вершок – то в первую корзину, если съедобен корешок – то во вторую корзину. Все овощи разложены. Молодцы! Расскажите, что собрали в корзины, и объясните, почему. Теперь мы с вами отправимся в сад.

На доске рисунки с изображением сбора урожая в саду.

- Что собирают осенью в саду? Какие фрукты? Какие ягоды? Как заготавливают их на зиму? (Сушат, варят, замораживают, отжимают сок…) Как называются ягоды, растущие в саду? (Садовые.)

Дидактическая игра «Что из чего?»

Сок из яблок как называется? (Яблочный.) Джем из груш? Повидло из слив Варенье из вишни? Сок из персиков? Повидло из абрикосов? Джем из смородины? Сок из малины? Варенье из клубники?

Физминутка .

-Все собрали, кладовочки полны! (Педагог рассаживает детей на ковре и предлагает детям послушать рассказ, а затем продолжить его.)

-Катя и Петя отдыхали летом в деревне. Прошло лето, наступила осень. Осень – время сбора урожая в огороде и в саду. Дети помогали бабушке. Они…
Дети придумывают продолжение рассказа. Заслушиваются рассказы всех желающих.

- Чье продолжение вам понравилось больше? Почему?

Тема: «Звуковая культура речи. Звук «с»

Цель: подготовка детей к звуковому анализу слов. Формировать правильное произношение звука «с» в слогах, словах, предложениях.

Ход занятия:

Педагог загадывает загадки.

Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полёт.

Человек им управляет,

Что же это? (Самолёт)

   Взял дубовых два бруска,

   Два железных полозка,

   На бруски надел я планки,

   Дайте снег. Готовы…. (санки)

Видишь: белая зима,

Видишь: в инее дома,

Чтобы не застыли ножки,

Обувай скорей …. (сапожки)

   Дразнишь – она кусается,

   Смотришь – уже ласкаешься

   На цепи она сидит,

   Дом всегда сторожит… (собака)

-Что объединяет все эти слова?

-На какой звук они начинаются?

-Правильно, на звук «с».

Какой интересный звук. Зубки передние сомкнём, язычку выйти не дадим. Кончик языка коснётся нижних передних зубов. И выдохнем воздух, произнося «с-с-с-с. ».

Артикуляционная гимнастика.

Мы подуем высоко: с-с-с (встаём на носочки).

Мы подуем низко: с-с-с (присесть).

Мы подуем далеко: с-с-с,

Мы подуем близко: с-с-с. (руки ко рту).

Чистоговорки:

Са-са-са- под сосной сидит лиса.

Су-су-су- суп собаке я несу.

Сы-сы-сы- встал слонёнок на весы.

Со-со-со- сыплет снег на колесо.

Ос-ос-ос- на палубе матрос.

Ис-ис-ис- я ем рис.

-Какой звук чаще всего мы произносили?

Д/и «Где спрятался звук «с».

-с, к, в, м, с;

-са, су, ву, ты;

-сок, мак, рис, кот, сор, дом.

Физминутка «Солнышко».

Вот как солнышко встаёт,

Выше, выше, выше.

(Поднять руки вверх, потянуться).

К ночи солнышко зайдёт,

Ниже, ниже, ниже.

(Присесть на корточки, руки опустить на пол).

Хорошо, хорошо солнышко смеётся.

А под солнышком нам весело живётся.

(Прыгаем на месте, хлопаем в ладоши).

Д/и «Помоги Солнышку»

-Вот только солнышко у нас грустное. Оно растеряло все слова из лукошка и очень расстроилось. Как же ему помочь? В лукошке лежали слова со звуком «с», они потерялись. Вы будете придумывать слова со звуком «с», брать кружочек и называть слово, а потом кружочек класть в лукошко.

Дети придумывают слова со звуком «с», называют их, а затем кладут кружочки в лукошко. В конце воспитатель подсчитывает количество кружочков.

-Молодцы! Сколько слов со звуком «с» вы знаете. И наше солнышко снова стало весёлым. (Переворачиваю солнышко и теперь оно «улыбается»).

Теперь давайте расскажем солнышку стихотворение, но не обычное, а по картинкам. (Чистоговорка с показом).

Мы учим звук С: са-са-са, са-са-са.

Стол, самолёт, сковородка, лиса.

Санки, смородина, миска, носок.

Сыр, самокат, абрикос, колосок.

Стул, снеговик, самосвал, колбаса.

Мы знаем звук С: са-са-са, са-са-са.

Солнышко приготовило нам игру «Солнечные зайчики». 

«Солнечные зайчики играют на стене,

Помани их пальчиком, пусть бегут к тебе»

После этого с помощью зеркала пускает солнечных зайчиков, а все остальные их пытаются поймать. (Игра повторяется 2-3 раза).

Тема: «В мире профессий».

Цель: продолжать развивать умение вести диалог, отвечать на вопросы педагога полными предложениями.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, ноутбук, картинки с изображениями станций на слайдах, слайды с профессиями, игрушка Буратино, конверты, карточки с изображением профессий (врач, продавец, воспитатель, водитель), схема «Профессии», предметные картинки орудий труда врача, продавца, воспитателя, водителя, почтальона, шапочка паровоза.

Ход занятия.

Сказочный персонаж – Буратино. Путешествие в страну «В мире профессий».

- Скажите, на каком транспорте можно поехать путешествовать?

- А я предлагаю, отправится  на поезде.

Дети заходят в группу «паровозиком» под музыку «Мы едем, едем, едем в далекие края». Садятся на стулья.

Станция №1(Показ слайда №1) «Кто эти люди?» 

 -  Станция  называется «Угадай кто эти люди?»

 Воспитатель показывает профессии на слайдах: врач, продавец, воспитатель, водитель, художник, парикмахер, учитель повар, милиционер. Дети называют профессии.

Звучит аудиозапись песни «Мы едем, едем, едем в далекие края».

Станция №2 (показ слайда). «Кто, где работает».

 - На этой станции мы с вами вспомним, кто, где работает, и соединим стрелочкой профессию с местом работы (парикмахер – парикмахерская). После этого нужно показать свою карточку и сказать, что парикмахер работает в парикмахерской.

Для начала давайте с вами вспомним, какие здания изображены на данных карточках (больница,   детский сад, магазин, гараж).

Воспитатель предлагает детям 5 карточек, разложенных на столе, на каждой из которых изображена профессия и различные здания: больница,   и т.д. Дети выполняют задание.

Звучит аудиозапись песни «Мы едем, едем, едем в далекие края».

Станция №3  (показ слайда).   «Кому нужны эти вещи?»

- Буратино разложил инструменты для людей разных профессий.  Мы с вами сейчас посмотрим, правильно он это сделал, или нет.  

Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Звучит аудиозапись песни «Мы едем, едем, едем в далекие края».

Станция №4 (показ слайда).   «Что умеют делать люди разных профессий».

П/и  «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»

Звучит аудиозапись песни «Мы едем, едем, едем в далекие края».

Станция №5 (показ слайда).   «Расскажи про профессию».

На этой станции мы будем составлять небольшой рассказ по схеме, про профессию. Тот, кому Буратино даст конверт,  составляет связный рассказ по схеме про ту профессию, которая изображена на конверте (врач, продавец, почтальон, водитель, воспитатель).

Схема – ваш помощник. Давайте вспомним, что обозначает каждый квадратик:

1. Название профессии.

2. Место работы.

3. Что делает человек данной профессии.

4. Что нужно для работы (инструменты и оборудование).

Послушайте, какой рассказ у меня получился….

- Ребята,   Буратино хочет поиграть с вами в игру, которая называется «Кем быть». Вставайте все в круг.

Буратино, когда вырастет – будет летчиком. А теперь узнаем, кем будете вы…

Дети по очереди передают Буратино друг другу и рассказывают ему, кем они хотят стать.«Когда я вырасту, я буду…»

Звучит аудиозапись песни «Мы едем, едем, едем в далекие края».

 Станция «Детский сад» (Показ слайда с изображением детского сада).

- Ребята, а какая это станция. (Детский сад).

Ну, вот мы и в  детском саду. Вам понравилось путешествие?

Где мы с вами путешествовали?

Что больше всего понравилось?

 Кто путешествовал вместе с нами?

 Кто помогал нам в путешествие?

Тема: «День защитника Отечества»

Цель: развитие речи у детей через единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления.

Ход занятия

Воспитатель сообщает детям, что по дороге в детский сад встретила военного человека.

Беседа о том, кто такой военный, какими качествами он должен обладать.

В. Ребята, скоро очень важный праздник для нашей страны, 23 февраля – День защитника Отечества. А кто такие защитники Отечества? Это воины, которые защищают свой народ, свою Родину от врагов.

Предлагаю вспомнить, какие они знают военные профессии. (Ответы детей)

Воспитатель обращает внимание детей на электронные слайды: моряк, пограничник, летчик.

Задавая вспомогательные вопросы, воспитатель помогает составить полную характеристику внешнего вида военных той или иной профессии.

Используется словарь:

-летчик-шлем, очки, перчатки, комбинезон.

- моряк – тельняшка, бескозырка, воротник с полосками, широкий ремень с якорем.

-пограничник – шинель, фуражка, сапоги, погоны.

- танкист – шлемофон, комбинезон.

Воспитатель обращает внимание детей на раздаточный материал на рабочих столах. Где необходимо разместить военных по своим объектам: летчика к самолету, пограничника на границу и т. д. (звучат военные звуки).

Игра «Что изменилось?»

Дети делятся на подгруппы, одна подгруппа – разведчики, вторая – наблюдаемый объект (дети создают из своих тел фигуру).

«Разведчики» внимательно смотрят на фигуру (построенную детьми) и отворачиваются. В это время в фигуру вносятся 4-5 изменений. «Разведчики», обернувшись, отмечают, какие изменения произошли во время их отсутствия. Затем подгруппы меняются.

«Расскажи о профессии военного»

Воспитатель делит детей на подгруппы по количеству обсуждаемых профессий и предлагает составить рассказ о каждой профессии.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что в рассказе должны звучать ответы на следующие вопросы:

-От какого слова произошло название профессии? (Танкист – от слова танк…)

-Что делает летчик, моряк? (защищает)

-Где он защищает Родину? (В воздухе, на море, на границе)

-Как защищает?

Наводящими вопросами воспитатель обогащает словарь детей.

Рассказ про лётчика.

Динамическая пауза «Самолет»

Дети продолжают рассказывать про военные профессии – танкист, моряк. Выслушав рассказ про моряка, провести игру «Акула».

Дети «плавают» в море. Передвигаются по всему пространству комнаты, имитируя плавание в воде. Звучит веселая музыка.

По сигналу «Акула» дети должны объединиться по двое, трое. Одиночку акула съедает, он выбывает из игры.

«Поздравление»

Воспитатель напоминает, что скоро 23 февраля, вся страна будет отмечать праздник, посвященный военным, и предлагает поздравить защитников Отечества.

Воспитатель знакомит детей с планом составления поздравления:

-обращение к тому, кого поздравляем.

-с чем поздравляем, чего желаем.

-от кого поздравление.

Дети берут в руки, заранее изготовленные открытки, и произносят поздравление в адрес того, кого они хотели бы поздравить.

Тема: «Звуковая культура речи: звуки щ – ч»

      Цель: упражнять детей в правильном произнесении звука щ и дифференциации звуков щ – ч.

    

  Ход занятия

     - Мой Язычок научился петь новую песенку, – начинает занятие воспитатель. – Послушайте: «Щ-щ-щ». Что услышали? Попробуйте спеть ее, но не забывайте кончик языка держать за верхними зубами, а рот растянуть (тянуть к ушкам кончики губ, вот так)».

      Дети произносят звук все вместе, затем только девочки (только мальчики, только Саша, Оля и т.д., 4–5 детей).

      «Звук «щ» похож на знакомый нам звук  «ч». Эти звуки любят, когда дети их путают. Но нас не проведешь, не так ли? Проверим? Тогда негромко, но четко повторяйте за мной:

      Ащ-ащ-ащ – ач-ач-ач,

      Ча-ча-ча – ща-ща-ща,

      Ещ-ещ-ещ – еч-еч-еч.

      -Теперь очень трудное задание. Надо угадать, какой звук слышится в словах этого предложения: «Девочки и мальчики прыгают, как мячики».

      -А какой звук прячется в словах этих стихотворных строчек (Самуил Маршак «Про все на свете»):

      Щеткой чищу я щенка,

      Щекочу ему бока.

      -А сейчас очень-очень трудное задание. Надо услышать в слове звук «щ» и хлопнуть в ладошки: плащ надену… щуку поймаю… ищу пропавшего щенка… угощу молочком ежа (педагог произносит слова с одинаковой паузой).

      -Можете сосчитать, сколько слов со звуком щ в пословице (просит показать ответ на пальцах): «Щи да каша – пища наша».

      -Если на обед сварены щи, целесообразно напомнить детям пословицу: «Где щи, тут и нас ищи».

Стихотворение И. Сельвинского «Что правильно?»

      Гречка

      В печке,

      Валенки

      На завалинке? (Это правильно?)

      Гречка

      В валенке,

      Печка

      На завалинке? (Правильно? Не правильно?)

      Валенки

      В печке,

      На завалинке

      Гречка? (Что не так?)

      Валенки

      В гречке,

      Завалинка

      В печке? (Что перепутано?)

Тема: «Уроки Мойдодыра»

Цель: совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе.

Ход занятия

Воспитатель показывает две картинки с изображением мальчиков: один - чистый и опрятный, второй- грязнуля.

- Какой мальчик вам понравился больше? Почему? (Ответы детей).

- Чтобы человек выглядел чистым и аккуратным, ему необходимо соблюдать правила личной гигиены. А что это такое? (Ответы детей).

- Правильно. Правила личной гигиены – это когда человек следит за чистотой своего тела, лица, рук, зубов, старается не быть замарашкой, как мальчик на рисунке. Но, чтобы не стать замарашкой, надо кое с кем подружиться.

Из-за ширмы появляется игрушечная кошечка, она здоровается с детьми.

Мурка:

- Мур, мур. Здравствуйте, дети. (Дети и педагог здороваются). Я предлагаю Вам отгадать мои загадки:

Я и гладко и душисто,
Вашу кожу мою чисто. (мыло)

Говорит дорожка, два вышитых конца:
- Помылся хоть немножко,
Чернила смой с лица.
Иначе ты в полдня
Испачкаешь меня!
(полотенце)

Я мохната и кудрява,
Чисто мою вас, ребята.
(мочалка)

У нее с утра дела,
Чистить зубы до бела.
(зубная щётка)

Хоть зубаста, но не кусаюсь,
Как, друзья, я называюсь?
(расчёска)

Есть четыре уголка,
Ты сморкаешься в меня.
(носовой платок)

Воспитатель:

Правильно, вот с кем надо всегда дружить: с мылом, мочалкой, полотенцем, зубной щёткой, расчёской, носовым платком. Кошечка, наши дети всё знают про правила личной гигиены. Послушай, я им задам вопросы, а они будут отвечать.

Д/и «Назовите предметы, которые понадобятся для умывания».
Назовите предметы, которые понадобятся для того, чтобы принять душ.
Когда нужно мыть руки. (Перед едой, после игр, после туалета).
Как часто нужно чистить зубы?
Как часто нужно подстригать ногти?
Как часто нужно мыть уши?
Как часто нужно менять нижнее бельё?
Как часто нужно мыться?
Почему свою мочалку, расчёску, зубную щётку нельзя давать пользоваться друзьям, родным?

Мурка:

Какие молодцы, всё знают!

Подвижная игра «Ровным кругом»

Правила игры:

Дети встают в круг. В середине круга ребёнок, исполняющий роль мыла. Дети идут друг за другом по кругу, напевая песенку:

Ровным кругом друг за другом
Будем весело шагать,
Что нам мыло здесь покажет,
То и будем выполнять.

Мыло показывает, как надо намыливать руки, дети повторяют движения. Затем соответствующее движение показывает полотенце (расчёска, зубная щётка, мочалка, носовой платок). Кошка отгадывает.

Педагог говорит кошечке, что дети знают правила мытья рук, их восемь!

- Кто расскажет и покажет правила?

Д/и «Умывайся правильно»

Ребёнок рассказывает и показывает.

Правила правильного мытья рук:

1.Закатай рукава.
2.Намочи руки.
3.Возьми мыло и намыль руки до появления пены.
4.Потри не только ладони, но тыльную их сторону.
5.Смой пену.
6.Проверь, хорошо ли ты вымыл руки.
7.Вытри руки.
8.Проверь, сухо ли ты вытер руки – приложи тыльной стороной к щеке.

Воспитатель:

Молодцы, ребята. Кошка увидела, что вы все знаете правила личной гигиены.

Мурка:

- Я вам приготовила сюрприз, возьмите, пожалуйста, этот волшебный мешочек. До свидания, ребята.

Педагог предлагает детям достать из мешочка подарок – красивое мыло.

Сюжетно –ролевая игра «Дочки – матери».

Тема: «Составление рассказа» (пример)

Цель: учить детей создавать картину и рассказывать о ее содержании, развивать творческое мышление.

Ход занятия

Будем составлять картины на тему «Лесная полянка».

Воспитатель размещает на фланелеграфе 2–3 картинки (деревья, кустик, ягоды и т. д.) и объясняет: «Это лесная полянка. Пока на ней нет животных, птиц, ягод, грибов. Но они появятся с вашей помощью. На полянке встретятся медведь, лось… (перечисляет животных); созреют ягоды (перечисляет), вырастут грибы, появятся грибники…»

      Педагог показывает, какую можно составить картину. Выложив картинки (не более 5), он составляет рассказ: «Ночью вырос под деревом грибок – подберезовик. Увидела его белочка, хочет гриб сорвать. Но что-то ее встревожило. На полянке появилась девочка с корзиной. Девочка увидела белку. Белка заметила девочку. Как думаете, что было дальше? Убежала белочка, ушла и девочка. Остался под кустом грибок – подберезовик. Почему остался?»

      Далее педагог приглашает ребенка составить рассказ по картине (по желанию). Оценивает его рассказ, отмечает наиболее интересные моменты.

      Затем воспитатель вызывает еще двоих детей.

      Завершая занятие, педагог говорит о том, что дети научились самостоятельно создавать интересные картины на тему «Лесная полянка».

Тема: «В мире транспорта»

Цель: совершенствовать навыки описательного рассказа.

Ход занятия.

- Ребята, а как вы сегодня добирались до садика?

- Ребята, а автобус, машина, такси это что?

- А люди, которые идут пешком?

-Ребята, где движется транспорт? (дети на плакате показывают дорогу, закрепляют понятие «проезжая часть»). А где идут пешеходы? (дети закрепляют понятие «тротуар».) А где пешеходы переходят дорогу? (по пешеходному переходу - зебре).

Загадка о светофоре.

Подвижная игра «Светофор»:

-А сейчас, дети, давайте представим, что вы на выставке машин, ваша задача - разрекламировать свой автомобиль, описать его. (картинки «Транспорт» или игрушки)

Физминутка:

Едем, едем на машине,

Нажимаем на педаль.

Газ включаем, выключаем,

Пристально мы смотрим вдаль.

Капли дворники считают:

Вправо- влево, чистота.

Ветер волосы взъерошит,

Мы шофёры хоть куда!

Красный глаз глядит в упор-

Это строгий светофор,

Грозный вид он напускает,

Дальше ехать не пускает!

Подождал шофёр немножко,

Снова посмотрел в окошко.

Светофор на этот раз показал зелёный глаз,

Подмигнул и говорит:

Проезжайте, путь открыт!

-Ребята, что нужно знать всем водителям и пешеходам?

Дети: правила дорожного движения!

-А для чего они нужны?

Дети: для безопасности на дороге, чтобы не было аварий.

П/и «Небо, море, земля, рельсы». (По команде «земля» - дети изображают машину, «море»- лодку, «рельсы»- поезд, «небо»- самолёт).

Тема: «Семья»

Цель: продолжать формировать умение вести диалог; формировать представления о семье и её членах.

Ход занятия:

- Утром встали малыши,

В детский садик свой пришли.

Гости здесь у нас с утра,

Поздоровайтесь, друзья!

(Здравствуйте!)

- А теперь я с вами еще раз поздороваюсь!

Игра «Здравствуйте, ребята! »

- Здравствуйте, ребята!

Вы, ребята, котята? (Нет)

Здравствуйте, ребята!

Вы, ребята, козлята? (Нет)

Здравствуйте, ребята!

Вы, ребята, поросята? (Нет)

А кто вы? У вас есть имя, фамилия?

 (Да.)

- Ну-ка, ну-ка, не молчите и скорей их назовите! (Передавая мяч, называю сначала себя)

( Дети называют свое имя и фамилию, передавая предмет друг другу.)

- Ну вот, теперь наши гости знают, что вы не козлята и не котята, а дети, у

которых есть имя и фамилия.

- Сейчас я предлагаю вам внимательно послушать стихотворение, а потом ответить на вопрос о чём мы сегодня будем говорить на занятии.

Самые дорогие и близкие люди для меня,

Без которых мне прожить никак нельзя.

Друг о друге мы заботимся всегда

Это моя дружная?…семья.

За столом нас очень много

Папа, дедушка и я,

Мама, бабушка, сестренка

Это вся моя?… семья.

- Кто догадался, о чём мы сейчас будем говорить?

(ответы детей: о семье)

-Правильно, мы с вами поговорим о семье. У каждого из вас есть семья близких родственников. Как вы думаете, кого мы называем близкими родственниками?

Дети: (маму, бабушку, папу, дедушку, сестру, брата)

- Ребята, отгадайте загадки:

Кто стирает, варит, шьет,

На работе устает,

Просыпается так рано? —

Лишь заботливая... (мама)

Кто же трудную работу

Может делать по субботам? —

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш... (папа)

(выставляю картинки семьи)

-А вы маме и папе  помогаете?

-Я предлагаю вам помочь родителям. Мама решила сшить платье, сделала выкройки, осталось их сшить вместе. А папа решил починить машину.  Девочки помогут мамам, а мальчики - папам. (д/и « Собери из частей целое»)

-Ребята отгадайте ещё загадки:

Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? —

Очень модная девчонка —

Моя старшая... (сестренка)

Кто веселый карапузик —

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка —

Это младший мой... (братишка)

(выкладываю)

-А у кого из вас есть братик или сестрёнка?

-Что обычно мы делаем с братьями и сестрами? (играем)

-Вот и я вам предлагаю поиграть.

П/и «Горелки»

-И снова у меня для вас загадки:

(выкладываю отгадки)

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша... (бабушка)

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед —

Мой родной, любимый... (дед)

Обращаю внимание на картинки членов семьи.

-Ребята, как назвать одним словом этих людей? (семья)

-Как вы думаете, можно ли нашу группу назвать семьей? Почему?

- Можно сказать, что воспитатели ваши вторые мамы? Почему? Они вас любят и заботятся, так же, как и мамы заботятся о вас дома.

- Я покажу вам фотографии тех людей, которые заботятся о вас в детском саду. И вы расскажите об этом человеке: кто это? Как его зовут? И как он заботится о вас? (презентация «Семья – детский сад»)

- Не только эти люди о вас заботятся, но и многие другие.

- Вот это и есть вся большая дружная семья нашего детского сада. В своем любимом садике мы проводим праздники, интересные занятия, все вместе гуляем, играем, занимаемся спортом – все это происходит в нашей большой семье.

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Связующая нить». Для этого нам нужно сесть в круг.

(садимся в круг на ковре, передаем клубок друг другу)

- Я начну передавать клубок ниток и чтобы все, у кого уже был этот клубок, держались за нить. Передавая клубок, скажите себе или своим товарищам любые пожелания. А сейчас натяните нить и закройте глаза. Представьте себе, что вы одно целое, одна семья. Каждый из вас важен и значим в этом целом. Вас любят, о вас заботятся в детском саду и дома, и вы должны отвечать им тем же.

Тема: «В гостях у Мухи - Цокотухи»

Цель:совершенствовать навыки ведения диалога, умение составлять описательный рассказ.

Ход занятия.

Сюрпризный момент:

В группе звонит телефон, воспитатель берет трубку и начинает диалог. Дети внимательно слушают. После того как воспитатель положит трубку, она начинает рассказывать детям о том кто это звонил. Это была муха цокотуха, она пригласила детей к себе в гости.

Воспитатель интересуется у детей, примут ли они приглашение?

Затем предлагает выбрать детей, на чем они будут добираться до Мухи - Цокотухи.

- Вариантов, конечно, много, а как вы смотрите на то, чтобы доехать на автобусе?

Из стульев, мягких модулей и чехлов дети сооружают автобус.

Все рассаживаются по местам и отправляются в путь.

Когда автобус пребывает на место, то помощник воспитателя убирает ширму, за которой стоит стол с самоваром и угощеньями.

-Посмотрите дети, это наверно стол для нас приготовлен. Так, а где же хозяйка? Смотрите, на столе лежит конверт, давайте откроем его. В конверте загадки?

1 загадка: Муха …. пошла, муха …. нашла. Вставьте пропущенные слова.

Ответы детей:

2 загадка: Кто прибегал к мухе на чай, какие насекомые (перечислить) .

Ответы детей:

3 загадка: Какая опасность ожидала Муху - Цокотуху?

Ответы детей:

4 загадка: Кто спас Муху - Цокотуху?

Ответы детей.

-Молодцы дети, а теперь мы с вами догадались, по какому поводу нас пригласила Муха - Цокотуха. Она пригласила нас в гости для того, чтобы мы познакомились с ее друзьями. И узнали больше о них и о мухе.

Я предлагаю вам рассмотреть следующую картину (детям предлагается картина «Насекомые леса»)

После чего воспитатель предлагает составить описательный рассказ по картине.

-Молодцы дети! Может, мы теперь попробуем вспомнить, что мы узнали о насекомых. Какую пользу они приносят природе? И предлагает повторить отрывок из сказки «Муха - Цокотуха».

Ответы детей:

В группу вносится игрушка Муха - цокотуха. Она располагается возле стола, тем самым предлагая детям занять места около нее и приступить к чаепитию.

Дети пьют чай и кушают угощения, вспоминая о своем путешествии. По окончании чаепития детки прощаются с хозяйкой Мухой - цокотухой. И направляются обратно в автобус.

Тема: «Литературный калейдоскоп»

Цель: выяснить, есть ли у детей любимые стихи, сказки, рассказы; знают ли они загадки и считалки.

 

Ход занятия

-Совсем скоро, в конце лета, мы с вами перейдем в старшую группу, – начинает разговор педагог. – В самый раз проверить, у кого какой литературный багаж накопился – запас сказок, рассказов, стихов.

-Начнем с русских народных сказок. Вспомните их. (Если дети забыли сказку, воспитатель подсказывает: показывает книжку, читает отрывок и т.д.)

-А какие рассказы вы можете назвать, например, о животных.

-Есть ли у вас любимые считалки?

-Какие загадки вы помните?

-Кому какое стихотворение нравится?

-А я тоже хочу вас порадовать и прочитаю маленькое стихотворение о вербе, которой мы до сих пор любуемся.

      Шумливые теплые ветры

      Весну на поля принесли.

      Сережки пушатся на вербе

      Мохнатые, точно шмели.

      Я. Аким


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Развитие речи»

Цель: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.Задачи:      развитие свободного общения со взрослыми и детьми...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Развитие речи детей раннего возраста»

Программа предназначена для детей раннего возраста. Нормативный срок освоения данной программы - 42 дня в условиях реабилитационного центра....

Рабочая программа "Развитие речи" для детей 5 лет

Программа "Развитие речи 5 лет" входит в состав дополнительной общеразвивающей образовательной программы "Раннее эстетическое развитие". программа направлена на развитие активной р...

Рабочая программа "Развитие речи детей с помощью игровых методов и приемов Триз" возраст 5-6 лет

Рабочая программа "Развитие речи детей с помощью игровых методов и приемов Триз" возраст 5-6 лет...

Рабочая программа Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с русским фольклором в условиях детского сада «Берёзка»

Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит: развивает речь, формируются...

Рабочая программа "Развитие речи для детей 5-6 лет" 2020 г.

Рабочая программа "Развитие речи для детей 5-6 лет"...

Рабочая программа "Развитие речи для детей 6-7 лет" 2020 г.

Рабочая программа "Развитие речи для детей 6-7 лет"...