Проект «БЫТ РУССКОГО НАРОДА»
проект (подготовительная группа)
Мы все чаще задаемся вопросом: «В какой стране будут жить наши дети? Какие нравственные и духовные ценности мы им оставим? Какие обычаи и традиции?». В настоящее время, в условиях современной социально-экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальных традиций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_byt_russkogo_naroda.docx | 34.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «БЫТ РУССКОГО НАРОДА»
Исмагилова Елена Викторовна
Приказчикова Мария Анатольевна
Творческое название проекта «Ты катись, катись колечко, да на русское крылечко»
Длительность проекта – 3 месяца
Возрастная категория дошкольников – 6-7 лет
Актуальность
Наша жизнь постоянно меняется. Мы все чаще задаемся вопросом: «В какой стране будут жить наши дети? Какие нравственные и духовные ценности мы им оставим? Какие обычаи и традиции?». В настоящее время, в условиях современной социально-экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальных традиций.
Только на основе прошлого можно понять настоящее и предвидеть будущее.
Поэтому считаю необходимостью формировать у детей представление о культуре, быте, жизни русского народа, доступное их возрасту; познакомить с разнообразными жанрами фольклора, с традициями и обычаями дедов и прадедов, что является важным средством воспитания основ нравственно – патриотических чувств у дошкольников.
Цель: приобщение детей к русской национальной культуре через знакомство с жизнью, бытом и обычаями русского народа.
Задачи:
-Образовательные
1. Создать условия для расширения кругозора и эрудиции детей в процессе знакомства с жизнью и бытом русских людей.
2. Способствовать формированию первоначальных знаний:
- об истории, внутреннем убранстве и украшении жилища;
- о предметах русского быта и их назначении;
- о традициях и обычаях русских людей.
3. Содействовать обогащению словаря детей в процессе знакомства с предметами старины, русскими пословицами, поговорками, песнями.
-Развивающие
Способствовать развитию:
- интереса к изучению русской культуры;
-грамматически правильной, связной и доказательной речи;
-познавательной активности в процессе подготовки доклада на заданную тему;
-творческих способностей в процессе изодеятельности, лепки, изготовления кукол для макета;
- памяти, внимания, зрительного восприятия.
-Воспитательные
Воспитывать:
- бережное отношение к предметам старины, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору;
- уважительное отношение к русским людям, дому, семье, друг другу, к окружающему миру;
- чувство единства, сплоченности, желания помочь.
Основополагающий вопрос - Как жили наши предки?
Проблемные вопрос - Что называют предметами старины?
Частные вопросы:
• Какими предметами русского быта пользовались наши прабабушки и прадедушки?
• В какой одежде ходили и как за ней ухаживали?
• Как строили и обустраивали избу?
• Чем занимались русские люди: как работали, как отдыхали, как проводили праздники?
Для приобщения дошкольников к русской национальной культуре, быту, традициям, в группе были созданы определенные условия:
-При совместном участии родителей и педагогов, в группе создан мини-музей русского быта, а также макет русской избы;
-на базе музея организована выставка книг: русских народных сказок, потешек, прибауток;
-создана картотека дидактических игр:
- «Лото. Предметы русского быта»,
-«Найди пару»,
-«Найди недостающий элемент»,
-«Расставь предметы быта в русской избе»,
-«Разрезные картинки»,
- «Что было и что стало»,
-«Отгадай загадку и найди отгадку»,
- игра на липучках «Обустрой избу Ивану, да Марье»;
-созданы альбомы: «Художественное слово: стихи, загадки, поговорки, пословицы», «Предметы русского быта», «Иллюстрации к русским народным сказкам», презентация «Русская изба».
План организации проектной деятельности
1. Мотивационный этап
Деятельность педагога
Педагог вносит в интерьер группы самовар и оставляет до прихода детей; выслушивает предположения детей о том, что это за предмет и для чего он нужен; определяет вместе с детьми продукт проектной деятельности.
Деятельность дошкольника
Дошкольник входит в проектную ситуацию; выдвигает свои предположения; осмысливает и принимает проектную задачу, предвидит результаты проектной деятельности; планирует свои действия, выдвигает предположения по частным вопросам. С помощью педагога определяет способы участия в решении проектной задачи:
-к кому обратиться за помощью;
-в каких источниках можно найти информацию;
-какие предметы использовать (принадлежности, оборудование)
Деятельность родителей
Оказывают информационную помощь для осознания и принятия детьми проектной задачи.
2. Организационный этап
Деятельность педагога
На данном этапе педагог:
- проводит беседу «Как люди жили на Руси», для выявления первичных знаний детей;
- обсуждает с детьми цель, план исследовательской деятельности;
- предлагает детям темы мини-исследований;
- планирует деятельность группы и каждого ребенка с учетом интереса к теме;
-проводит консультацию с родителями «Создание мини-музея в детском саду», создает буклет для родителей на тему: проект «Быт русского народа».
Деятельность дошкольника
Планирует свои действия, выдвигает предположения по частным вопросам. С помощью педагога определяет способы участия в решении проектной задачи:
-к кому обратиться за помощью;
-в каких источниках можно найти информацию;
-какие предметы использовать (принадлежности, оборудование)
Деятельность родителей
Родители планируют и предполагают свою помощь в проведении исследования; обсуждают с ребенком возможные способы поиска решений к поставленным задачам; рассказывают детям о том, что они знают по теме проекта; знакомят детей с художественной литературой по данной теме.
3. Практический этап
Деятельность педагога
Педагог создает условия для организации мини-музея в группе: выбирает место, оборудование, отбирает экспонаты, создает паспорт музея. Вместе с детьми отбирает русские народные сказки для выставки. Организует виртуальную экскурсию в музей русского деревенского быта. Проводит с детьми занятия: лепка «Посуда наших прабабушек и прадедушек», рисование «Расписываем прялку», «Украсим рушник», «Как на Руси строили избы», «История русской одежды», «Жизнь и быт людей на Руси».
Играет с детьми в дидактические игры: «Лото. Предметы русского быта», «Найди пару», «Найди недостающий элемент»,
«Расставь предметы быта в русской избе»,
«Разрезные картинки»,
«Что было и что стало»,
«Отгадай загадку и найди отгадку»,
игра на магнитах «Обустрой избу Ивану, да Марье». Знакомит детей с загадками, пословицами, стихами, художественной литературой по данной теме; организует просмотр мультфильмов, где герои используют предметы русского быта: «Гуси-лебеди», «Пузырь, соломинка и лапоть», «По щучьему велению» и другие.
Готовит детей к видео-записи экскурсии: составляет выступление экскурсовода, приносит русские народные костюмы, организует репетиции. Собирает информацию с помощью взрослых,
оформляет альбом «Что мы узнали от родителей о предметах русского быта», куда войдут детские мини-исследования на темы:
-«Что такое лучина?»,
-«Что такое кадка?»,
-«Что такое люлька?»,
-«Что такое ухват?»,
-«Что такое лавка?»,
-«Что такое рушник?»,
-«Что такое прялка?»,
-«Что такое лапти?»,
-«Что такое самовар?»,
-«Что такое сундук?»,
-«Что такое кочерга?»,
-«Что такое горница?»,
-«Что такое ступа?»,
-«Что такое лохань?».
Деятельность дошкольника
Активно участвует в играх, просмотре мультфильмов, слушании художественной литературы; отвечает на вопросы во время бесед, занятий, игр.
Пробует себя в роли экскурсовода мини-музея группы.
Совместно с педагогом отбирает русские народные сказки для выставки в мини-музее группы. Вместе с родителями пополняет мини-музей новыми экспонатами. Оказывают помощь в сборе материала, в оформлении детских мини-исследований.
Деятельность родителей
Организуют самостоятельную деятельность детей по теме проекта в домашних условиях. Совместно с детьми пополняют мини-музей экспонатами, изготавливают кукол для макета «Русская изба». Оказывают помощь в подготовке детей к видео записи экскурсии по мини-музею группы.
3. Коррекционный этап
Деятельность педагога
Выявляет тех детей, которые недостаточно усвоили новые знания. Определяет методы и приемы по дальнейшей работе с такими детьми.
Деятельность дошкольника
Участвует в оформлении продуктов проекта.
Деятельность родителей
Участвуют в оформлении продуктов проекта.
4. Заключительный этап
Деятельность педагога
Проводит с детьми итоговое мероприятие: квест-игру «Путешествие в прошлое». Организует видео запись экскурсии по мини-музею с участием двух детей-экскурсоводов. Записывает на видео выступления самых смелых детей с их мини-исследованиями. Проводит итоговое оценивание результатов проектной деятельности. Информирует родителей о результатах деятельности.
Деятельность дошкольника
Участвует в итоговой квест-игре «Путешествие в прошлое». Представляет свое мини-исследование детям группы. Осуществляет самооценку результатов участия в проектной деятельности.
Деятельность родителей
Помогают в подготовке итогового мероприятия.
Смотрят видео запись экскурсии по совместно созданному мини-музею русского быта.
В ходе проектной деятельности дети узнают об истории крестьянского жилища - избы, о ее устройстве; о предметах, которые использовали русские люди (мебель, кухонная утварь, инструменты и др.); об одежде, которую носили (как изготавливали, как стирали и гладили, куда надевали). В процессе изобразительной деятельности ребята научатся украшать рушник, расписывать прялку, лепить посуду и фигурки Ивана да Марьи с коромыслом и ведрами. На музыкальных занятиях дошкольники познакомятся с русскими народными танцами и играми. В свободное время дети поиграют в дидактические игры, посмотрят мультфильмы, снятые по русским сказкам, где герои используют предметы русского быта, такие, как «Гуси лебеди», «Пузырь, соломинка и лапоть», «По щучьему велению» и другие. На завершающем этапе проекта, дети смогут проверить свои знания в квест-игре «Путешествие в прошлое»
Итогом работы станут:
- оформленный родителями и детьми альбом «Что мы узнали от родителей о предметах русского быта», в который войдут мини-исследования ребят на заданную тему;
-мини-музей русского быта, видео-экскурсия по музею (в роли экскурсоводов выступали две воспитанницы подготовительной группы в русских народных костюмах);
-макет «Русская изба»;
-выставка русских народных сказок;
-продукты детской деятельности: расписанные прялки, украшенные рушники, слепленная посуда;
-методические материалы: картотека дидактических игр, альбомы «Художественное слово: стихи, загадки, поговорки, пословицы», «Предметы русского быта», «Иллюстрации к русским народным сказкам», презентация «Русская изба», сценарий и презентация квест-игры «Путешествие в прошлое», конспект беседы «Как люди жили на Руси», конспекты занятий: лепка «Посуда наших прабабушек и прадедушек», рисование «Расписываем прялку», «Украсим рушник», «Как на Руси строили избы», «История русской одежды», «Жизнь и быт людей на Руси», консультация для родителей «Создание мини-музея в детском саду».
Список литературы на печатной основе:
1. М. В. Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2008 – 256 с.
2. Г. В. Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизе трейдинг», 2007– 128 с
3. М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2003.
4. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс, 2010.
5. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт. сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н, Корепанова и др. –СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
6. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
7. Дидактическое пособие «Школа семи гномов. Как жили наши предки». Для занятий с детьми 6-7 лет. Автор Ю. Дорожин.
Перспективный план работы по проекту
№ | Неделя | Педагоги | Воспитанники | Родители |
Мотивационный этап | ||||
1 | 1- 3.02 | Вносит в интерьер группы самовар и оставляет до прихода детей; выслушивает предположения детей о том, что это за предмет и для чего он нужен; определяет вместе с детьми продукт проектной деятельности. | С помощью педагога определяет способы участия в решении проектной задачи: -к кому обратиться за помощью; -в каких источниках можно найти информацию; -какие предметы использовать (принадлежности, оборудование) | Оказывают информационную помощь для осознания и принятия детьми проектной задачи. |
Организационный этап | ||||
2 | 6-10.02 | Создание презентации «Русская изба» Проводит консультацию с родителями «Создание мини-музея в детском саду», создает буклет для родителей на тему: проект «Быт русского народа». Развлечение «День рождение Домового» | Активно участвует в играх, развлечении, слушании художественной литературы; отвечает на вопросы во время бесед, занятий, игр. Представляет мини-исследование на тему: «Что такое лучина?» Создание макета лучины для мини-музея | Участвуют в оформлении продуктов проекта |
3 | 13-17.02 | Создает и играет с детьми Д/И «Что было и что стало», Д/И «Разрезные картинки» Организует просмотр мультфильма, где герои используют предметы русского быта: «Пузырь, соломинка и лапоть» | Представляет мини-исследование на тему: «Что такое кадка?» Создание макета кадки для мини-музея Активно участвует в играх, просмотре мультфильмов, слушании художественной литературы; отвечает на вопросы во время бесед, занятий, игр. | Участвуют в оформлении продуктов проекта |
4 | 20-24.02 | Создает и играет с детьми Д/И «Отгадай загадку и найди отгадку», Д/И на магнитах «Обустрой избу Ивану да Марье» Организует просмотр мультфильма, где герои используют предметы русского быта: «Гуси-лебеди» | Представляет мини-исследование на тему: «Что такое люлька?» Создание макета люльки для мини-музея Активно участвует в играх, просмотре мультфильмов, слушании художественной литературы; отвечает на вопросы во время бесед, занятий, игр. | Участвуют в оформлении продуктов проекта |
5 | 27.02-3.03 | Создает и играет с детьми Д/И «Расставь предметы быта в русской избе», Д/И «Найди недостающий элемент» Проводит с детьми занятие – рисование «Украсим рушник», оформляет альбом. Организует просмотр мультфильмов, где герои используют предметы русского быта: «По щучьему велению» и другие. | Представляет мини-исследование на тему: «Что такое ухват?» Создание макета ухвата для мини-музея Активно участвует в играх, просмотре мультфильмов, создании альбома, слушании художественной литературы; отвечает на вопросы во время бесед, занятий, игр. | Участвуют в оформлении продуктов проекта |
6 | 6-10.03 | Создает и играет с детьми Лото «Предметы русского быта» Создает презентацию «История русской одежды» Проводит с детьми занятия: аппликация в технике папье-маше «Посуда наших прабабушек и прадедушек» | Представляет мини-исследование на тему: «Что такое лавка?» Создание макета лавки для мини-музея Активно участвует в играх, слушании художественной литературы; отвечает на вопросы во время бесед, занятий, игр. | Участвуют в оформлении продуктов проекта |
7 | 13-17.03 | Создает и играет с детьми Д/И «Расставь предметы быта в русской избе» Создает презентацию «Жизнь и быт людей на Руси» | Представляет мини-исследование на тему: «Что такое рушник?» Создание макета рушника для мини-музея Активно участвует в играх, слушании художественной литературы; отвечает на вопросы во время бесед, занятий, игр. | Участвуют в оформлении продуктов проекта |
8 | 20-24.03 | Создает презентацию «Как на Руси строили избы». Создает макет избыдля мини-музея | Представляет мини-исследование на тему: «Что такое прялка?» Создание макета прялки для мини-музея Активно участвует в играх, создании макета избы | Участвуют в оформлении продуктов проекта |
9 | 27-31.03 | Создает альбом «Предметы русского быта» Создает альбом: «Художественное слово: стихи, загадки, поговорки, пословицы» | Представляет мини-исследование на тему: «Что такое лапти?» Создание макета лаптей для мини-музея | Участвуют в оформлении продуктов проекта |
10 | 3-7.04 | Выставка книг: русских народных сказок, потешек, прибауток. Вместе с детьми отбирает русские народные сказки для выставки. Совместно с детьми создает альбом «Иллюстрации к русским народным сказкам» | Совместно с педагогом отбирает русские народные сказки для выставки в мини-музее группы. Вместе с родителями пополняет мини-музей новыми экспонатами. Оказывают помощь в сборе материала, в оформлении детских мини-исследований. Мини-исследование на тему: «Что такое самовар?» Создание макета самовара для мини-музея Создание макета для мини-музея | Участвуют в оформлении продуктов проекта. Организуют самостоятельную деятельность детей по теме проекта в домашних условиях. |
11 | 10-14.04 | Педагог создает условия для организации мини-музея в группе: выбирает место, оборудование, отбирает экспонаты, создает паспорт музея. | Собирает информацию с помощью взрослых Представляет мини-исследование на тему: «Что такое сундук?», «Что такое кочерга?» Принимает участие в создании макета сундука и самовара для мини-музея | Участвуют в оформлении продуктов проекта. Совместно с детьми пополняют мини-музей экспонатами, изготавливают кукол для макета «Русская изба». |
Коррекционный этап | ||||
Выявляет тех детей, которые недостаточно усвоили новые знания. Определяет методы и приемы по дальнейшей работе с такими детьми | Участвуют в оформлении продуктов проекта. | Участвуют в оформлении продуктов проекта. | ||
Заключительный этап | ||||
12 | 17-21.04 | Организует видео-запись экскурсии по мини-музею с участием двух детей-экскурсоводов. Готовит детей к видео-записи экскурсии: составляет выступление экскурсовода, приносит русские народные костюмы, организует репетиции Записывает на видео выступления самых смелых детей с их мини-исследованиями. | Оформление альбома «Что мы узнали от родителей о предметах русского быта» Пробует себя в роли экскурсовода мини-музея группы. | Оказывают помощь в подготовке детей к видео записи экскурсии по мини-музею группы. |
13 | 24-28.04 | Проводит с детьми итоговое мероприятие: квест-игру «Путешествие в прошлое». Организует виртуальную экскурсию в музей русского деревенского быта. Информирует родителей о результатах деятельности Проводит итоговое оценивание результатов проектной деятельности. | Участвует в итоговой квест-игре «Путешествие в прошлое».. Осуществляет самооценку результатов участия в проектной деятельности. | Помогают в подготовке итогового мероприятия. Смотрят видео запись экскурсии по совместно созданному мини-музею русского быта. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Традиции русского народа"
Проект знакомит детей с праздниками, обычаями, предметами быта русского народа.....
Исследовательский проект "Быт русского народа"
Цель проекта: формировать у детей представления о традициях и быте русского народа; пробуждение интереса к одной из прекраснейших страниц жизни человека, воспитание эстетического чувства, развит...
Презентация проекта «Традиции русского народа. Зимние забавы.»
Данный проект позволяет познакомить детей с традиционными народными праздниками, развлечениями в зимний период; развивать коммуникативные качества детей посредством народных игр, забав; прививат...
Занятие по проекту "Традиции русского народа"
Беседа с детьми о русской избе...
Проект "Традиции русского народа"
Духовно- нравственное воспитание - это формирование ценностного отношения к жзизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающего в себя воспитание чувства долга, справедлив...
Проект: «Фольклор русского народа в развитии детей раннего возраста"
Русское народное творчество в воспитании детей раннего возраста. Работа по программе воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики «Наш дом – Южный Урал&raq...
Проект "Традиции русского народа. Мини - музей "Русская изба" с детьми среднего дошкольного возраста.
Цель проекта формировать представление о русской избе, о предметах старинного быта и традициях русского народа....