Проект «БЫТ РУССКОГО НАРОДА»
проект (подготовительная группа)

Исмагилова Елена

Мы все чаще задаемся вопросом: «В какой стране будут жить наши дети? Какие нравственные и духовные ценности мы им оставим? Какие обычаи и традиции?». В настоящее время, в условиях современной социально-экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальных традиций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_byt_russkogo_naroda.docx34.4 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «БЫТ РУССКОГО НАРОДА»

Исмагилова Елена Викторовна

Приказчикова Мария Анатольевна

Творческое название проекта «Ты катись, катись колечко, да на русское крылечко»

Длительность проекта – 3 месяца

Возрастная категория дошкольников – 6-7 лет

Актуальность

Наша жизнь постоянно меняется. Мы все чаще задаемся вопросом: «В какой стране будут жить наши дети? Какие нравственные и духовные ценности мы им оставим? Какие обычаи и традиции?». В настоящее время, в условиях современной социально-экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальных традиций.

Только на основе прошлого можно понять настоящее и предвидеть будущее.

Поэтому считаю необходимостью формировать у детей представление о культуре, быте, жизни русского народа, доступное их возрасту; познакомить с разнообразными жанрами фольклора, с традициями и обычаями дедов и прадедов, что является важным средством воспитания основ нравственно – патриотических чувств у дошкольников.

Цель: приобщение детей к русской национальной культуре через знакомство с жизнью, бытом и обычаями русского народа.

Задачи:

-Образовательные

1. Создать условия для расширения кругозора и эрудиции детей в процессе знакомства с жизнью и бытом русских людей.

2. Способствовать формированию первоначальных знаний:

- об истории, внутреннем убранстве и украшении жилища;

- о предметах русского быта и их назначении;

- о традициях и обычаях русских людей.

3. Содействовать обогащению словаря детей в процессе знакомства с предметами старины, русскими пословицами, поговорками, песнями.

-Развивающие

Способствовать развитию:

- интереса к изучению русской культуры;

-грамматически правильной, связной и доказательной речи;

-познавательной активности в процессе подготовки доклада на заданную тему;

-творческих способностей в процессе изодеятельности, лепки, изготовления кукол для макета;

- памяти, внимания, зрительного восприятия.

-Воспитательные

Воспитывать:

- бережное отношение к предметам старины, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору;

- уважительное отношение к русским людям, дому, семье, друг другу, к окружающему миру;

- чувство единства, сплоченности, желания помочь.

Основополагающий вопрос - Как жили наши предки?

Проблемные вопрос - Что называют предметами старины?

Частные вопросы:

• Какими предметами русского быта пользовались наши прабабушки и прадедушки?

• В какой одежде ходили и как за ней ухаживали?

• Как строили и обустраивали избу?

• Чем занимались русские люди: как работали, как отдыхали, как проводили праздники?

Для приобщения дошкольников к русской национальной культуре, быту, традициям, в группе были созданы определенные условия:

-При совместном участии родителей и педагогов, в группе создан мини-музей русского быта, а также макет русской избы;

-на базе музея организована выставка книг: русских народных сказок, потешек, прибауток;

-создана картотека дидактических игр:

- «Лото. Предметы русского быта»,

-«Найди пару»,

-«Найди недостающий элемент»,

-«Расставь предметы быта в русской избе»,

-«Разрезные картинки»,

- «Что было и что стало»,

-«Отгадай загадку и найди отгадку»,

- игра на липучках «Обустрой избу Ивану, да Марье»;

-созданы альбомы: «Художественное слово: стихи, загадки, поговорки, пословицы», «Предметы русского быта», «Иллюстрации к русским народным сказкам», презентация «Русская изба».

План организации проектной деятельности

1. Мотивационный этап

Деятельность педагога

Педагог вносит в интерьер группы самовар и оставляет до прихода детей; выслушивает предположения детей о том, что это за предмет и для чего он нужен; определяет вместе с детьми продукт проектной деятельности.

Деятельность дошкольника

Дошкольник входит в проектную ситуацию; выдвигает свои предположения; осмысливает и принимает проектную задачу, предвидит результаты проектной деятельности; планирует свои действия, выдвигает предположения по частным вопросам. С помощью педагога определяет способы участия в решении проектной задачи:

-к кому обратиться за помощью;

-в каких источниках можно найти информацию;

-какие предметы использовать (принадлежности, оборудование)

Деятельность родителей

Оказывают информационную помощь для осознания и принятия детьми проектной задачи.

2. Организационный этап

Деятельность педагога

На данном этапе педагог:

- проводит беседу «Как люди жили на Руси», для выявления первичных знаний детей;

- обсуждает с детьми цель, план исследовательской деятельности;

- предлагает детям темы мини-исследований;

- планирует деятельность группы и каждого ребенка с учетом интереса к теме;

-проводит консультацию с родителями «Создание мини-музея в детском саду», создает буклет для родителей на тему: проект «Быт русского народа».

Деятельность дошкольника

Планирует свои действия, выдвигает предположения по частным вопросам. С помощью педагога определяет способы участия в решении проектной задачи:

-к кому обратиться за помощью;

-в каких источниках можно найти информацию;

-какие предметы использовать (принадлежности, оборудование)

Деятельность родителей

Родители планируют и предполагают свою помощь в проведении исследования; обсуждают с ребенком возможные способы поиска решений к поставленным задачам; рассказывают детям о том, что они знают по теме проекта; знакомят детей с художественной литературой по данной теме.

3. Практический этап

Деятельность педагога

Педагог создает условия для организации мини-музея в группе: выбирает место, оборудование, отбирает экспонаты, создает паспорт музея. Вместе с детьми отбирает русские народные сказки для выставки. Организует виртуальную экскурсию в музей русского деревенского быта. Проводит с детьми занятия: лепка «Посуда наших прабабушек и прадедушек», рисование «Расписываем прялку», «Украсим рушник», «Как на Руси строили избы», «История русской одежды», «Жизнь и быт людей на Руси».

Играет с детьми в дидактические игры: «Лото. Предметы русского быта», «Найди пару», «Найди недостающий элемент»,

«Расставь предметы быта в русской избе»,

«Разрезные картинки»,

«Что было и что стало»,

«Отгадай загадку и найди отгадку»,

игра на магнитах «Обустрой избу Ивану, да Марье». Знакомит детей с загадками, пословицами, стихами, художественной литературой по данной теме; организует просмотр мультфильмов, где герои используют предметы русского быта: «Гуси-лебеди», «Пузырь, соломинка и лапоть», «По щучьему велению» и другие.

Готовит детей к видео-записи экскурсии: составляет выступление экскурсовода, приносит русские народные костюмы, организует репетиции. Собирает информацию с помощью взрослых,

оформляет альбом «Что мы узнали от родителей о предметах русского быта», куда войдут детские мини-исследования на темы:

-«Что такое лучина?»,

-«Что такое кадка?»,

-«Что такое люлька?»,

-«Что такое ухват?»,

-«Что такое лавка?»,

-«Что такое рушник?»,

-«Что такое прялка?»,

-«Что такое лапти?»,

-«Что такое самовар?»,

-«Что такое сундук?»,

-«Что такое кочерга?»,

-«Что такое горница?»,

-«Что такое ступа?»,

-«Что такое лохань?».

Деятельность дошкольника

Активно участвует в играх, просмотре мультфильмов, слушании художественной литературы; отвечает на вопросы во время бесед, занятий, игр.

Пробует себя в роли экскурсовода мини-музея группы.

Совместно с педагогом отбирает русские народные сказки для выставки в мини-музее группы. Вместе с родителями пополняет мини-музей новыми экспонатами. Оказывают помощь в сборе материала, в оформлении детских мини-исследований.

Деятельность родителей

Организуют самостоятельную деятельность детей по теме проекта в домашних условиях. Совместно с детьми пополняют мини-музей экспонатами, изготавливают кукол для макета «Русская изба». Оказывают помощь в подготовке детей к видео записи экскурсии по мини-музею группы.

3. Коррекционный этап

Деятельность педагога

Выявляет тех детей, которые недостаточно усвоили новые знания. Определяет методы и приемы по дальнейшей работе с такими детьми.

Деятельность дошкольника

Участвует в оформлении продуктов проекта.

Деятельность родителей

Участвуют в оформлении продуктов проекта.

4. Заключительный этап

Деятельность педагога

Проводит с детьми итоговое мероприятие: квест-игру «Путешествие в прошлое». Организует видео запись экскурсии по мини-музею с участием двух детей-экскурсоводов. Записывает на видео выступления самых смелых детей с их мини-исследованиями. Проводит итоговое оценивание результатов проектной деятельности. Информирует родителей о результатах деятельности.

Деятельность дошкольника

Участвует в итоговой квест-игре «Путешествие в прошлое». Представляет свое мини-исследование детям группы. Осуществляет самооценку результатов участия в проектной деятельности.

Деятельность родителей

Помогают в подготовке итогового мероприятия.

Смотрят видео запись экскурсии по совместно созданному мини-музею русского быта.

В ходе проектной деятельности дети узнают об истории крестьянского жилища - избы, о ее устройстве; о предметах, которые использовали русские люди (мебель, кухонная утварь, инструменты и др.); об одежде, которую носили (как изготавливали, как стирали и гладили, куда надевали). В процессе изобразительной деятельности ребята научатся украшать рушник, расписывать прялку, лепить посуду и фигурки Ивана да Марьи с коромыслом и ведрами. На музыкальных занятиях дошкольники познакомятся с русскими народными танцами и играми. В свободное время дети поиграют в дидактические игры, посмотрят мультфильмы, снятые по русским сказкам, где герои используют предметы русского быта, такие, как «Гуси лебеди», «Пузырь, соломинка и лапоть», «По щучьему велению» и другие. На завершающем этапе проекта, дети смогут проверить свои знания в квест-игре «Путешествие в прошлое»

Итогом работы станут:

- оформленный родителями и детьми альбом «Что мы узнали от родителей о предметах русского быта», в который войдут мини-исследования ребят на заданную тему;

-мини-музей русского быта, видео-экскурсия по музею (в роли экскурсоводов выступали две воспитанницы подготовительной группы в русских народных костюмах);

-макет «Русская изба»;

-выставка русских народных сказок;

-продукты детской деятельности: расписанные прялки, украшенные рушники, слепленная посуда;

-методические материалы: картотека дидактических игр, альбомы «Художественное слово: стихи, загадки, поговорки, пословицы», «Предметы русского быта», «Иллюстрации к русским народным сказкам», презентация «Русская изба», сценарий и презентация квест-игры «Путешествие в прошлое», конспект беседы «Как люди жили на Руси», конспекты занятий: лепка «Посуда наших прабабушек и прадедушек», рисование «Расписываем прялку», «Украсим рушник», «Как на Руси строили избы», «История русской одежды», «Жизнь и быт людей на Руси», консультация для родителей «Создание мини-музея в детском саду».

Список литературы на печатной основе:

1. М. В. Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2008 – 256 с.

2. Г. В. Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизе трейдинг», 2007– 128 с

3. М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2003.

4. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс, 2010.

5. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт. сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н, Корепанова и др. –СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

6. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

7. Дидактическое пособие «Школа семи гномов. Как жили наши предки». Для занятий с детьми 6-7 лет. Автор Ю. Дорожин.

Перспективный план работы по проекту

Неделя

Педагоги

Воспитанники

Родители

Мотивационный этап

1

1- 3.02

Вносит в интерьер группы самовар и оставляет до прихода детей; выслушивает предположения детей о том, что это за предмет и для чего он нужен; определяет вместе с детьми продукт проектной деятельности.

С помощью педагога определяет способы участия в решении проектной задачи:

-к кому обратиться за помощью;

-в каких источниках можно найти информацию;

-какие предметы использовать (принадлежности, оборудование)

Оказывают информационную помощь для осознания и принятия детьми проектной задачи.

Организационный этап

2

6-10.02

Создание презентации «Русская изба»

Проводит консультацию с родителями «Создание мини-музея в детском саду», создает буклет для родителей на тему: проект «Быт русского народа».

Развлечение «День рождение Домового»

Активно участвует в играх, развлечении, слушании художественной литературы; отвечает на вопросы во время бесед, занятий, игр.

Представляет мини-исследование на тему: «Что такое лучина?» Создание макета лучины для мини-музея

Участвуют в оформлении продуктов проекта

3

13-17.02

Создает и играет с детьми Д/И «Что было и что стало», Д/И «Разрезные картинки»

Организует просмотр мультфильма, где герои используют предметы русского быта: «Пузырь, соломинка и лапоть»

Представляет мини-исследование на тему: «Что такое кадка?» Создание макета кадки для мини-музея

Активно участвует в играх, просмотре мультфильмов, слушании художественной литературы; отвечает на вопросы во время бесед, занятий, игр.

Участвуют в оформлении продуктов проекта

4

20-24.02

Создает и играет с детьми Д/И «Отгадай загадку и найди отгадку», Д/И на магнитах «Обустрой избу Ивану да Марье»

Организует просмотр мультфильма, где герои используют предметы русского быта: «Гуси-лебеди»

Представляет мини-исследование на тему: «Что такое люлька?» Создание макета люльки для мини-музея

Активно участвует в играх, просмотре мультфильмов, слушании художественной литературы; отвечает на вопросы во время бесед, занятий, игр.

Участвуют в оформлении продуктов проекта

5

27.02-3.03

Создает и играет с детьми Д/И «Расставь предметы быта в русской избе», Д/И «Найди недостающий элемент»

Проводит с детьми занятие – рисование «Украсим рушник», оформляет альбом.

Организует просмотр мультфильмов, где герои используют предметы русского быта: «По щучьему велению» и другие.

Представляет мини-исследование на тему: «Что такое ухват?» Создание макета ухвата для мини-музея

Активно участвует в играх, просмотре мультфильмов, создании альбома, слушании художественной литературы; отвечает на вопросы во время бесед, занятий, игр.

Участвуют в оформлении продуктов проекта

6

6-10.03

Создает и играет с детьми Лото «Предметы русского быта»

Создает презентацию «История русской одежды»

Проводит с детьми занятия: аппликация в технике папье-маше «Посуда наших прабабушек и прадедушек»

Представляет мини-исследование на тему: «Что такое лавка?» Создание макета лавки для мини-музея

Активно участвует в играх, слушании художественной литературы; отвечает на вопросы во время бесед, занятий, игр.

Участвуют в оформлении продуктов проекта

7

13-17.03

Создает и играет с детьми Д/И «Расставь предметы быта в русской избе»

Создает презентацию «Жизнь и быт людей на Руси»

Представляет мини-исследование на тему: «Что такое рушник?» Создание макета рушника для мини-музея

Активно участвует в играх, слушании художественной литературы; отвечает на вопросы во время бесед, занятий, игр.

Участвуют в оформлении продуктов проекта

8

20-24.03

Создает презентацию «Как на Руси строили избы».

Создает макет избыдля мини-музея

Представляет мини-исследование на тему: «Что такое прялка?» Создание макета прялки для мини-музея

Активно участвует в играх, создании макета избы

Участвуют в оформлении продуктов проекта

9

27-31.03

Создает альбом «Предметы русского быта»

Создает альбом: «Художественное слово: стихи, загадки, поговорки, пословицы»

Представляет мини-исследование на тему: «Что такое лапти?» Создание макета лаптей для мини-музея

Участвуют в оформлении продуктов проекта

10

3-7.04

Выставка книг: русских народных сказок, потешек, прибауток. Вместе с детьми отбирает русские народные сказки для выставки.

Совместно с детьми создает альбом «Иллюстрации к русским народным сказкам»

Совместно с педагогом отбирает русские народные сказки для выставки в мини-музее группы. Вместе с родителями пополняет мини-музей новыми экспонатами. Оказывают помощь в сборе материала, в оформлении детских мини-исследований.

Мини-исследование на тему: «Что такое самовар?» Создание макета самовара для мини-музея Создание макета для мини-музея

Участвуют в оформлении продуктов проекта. Организуют самостоятельную деятельность детей по теме проекта в домашних условиях.

11

10-14.04

Педагог создает условия для организации мини-музея в группе: выбирает место, оборудование, отбирает экспонаты, создает паспорт музея.

Собирает информацию с помощью взрослых Представляет мини-исследование на тему: «Что такое сундук?», «Что такое кочерга?»

Принимает участие в создании макета сундука и самовара для мини-музея

Участвуют в оформлении продуктов проекта.

Совместно с детьми пополняют мини-музей экспонатами, изготавливают кукол для макета «Русская изба».

Коррекционный этап

Выявляет тех детей, которые недостаточно усвоили новые знания. Определяет методы и приемы по дальнейшей работе с такими детьми

Участвуют в оформлении продуктов проекта.

Участвуют в оформлении продуктов проекта.

Заключительный этап

12

17-21.04

Организует видео-запись экскурсии по мини-музею с участием двух детей-экскурсоводов.

Готовит детей к видео-записи экскурсии: составляет выступление экскурсовода, приносит русские народные костюмы, организует репетиции

Записывает на видео выступления самых смелых детей с их мини-исследованиями.

Оформление альбома  «Что мы узнали от родителей о предметах русского быта»

Пробует себя в роли экскурсовода мини-музея группы.

Оказывают помощь в подготовке детей к видео записи экскурсии по мини-музею группы.

13

24-28.04

Проводит с детьми итоговое мероприятие: квест-игру «Путешествие в прошлое». Организует виртуальную экскурсию в музей русского деревенского быта.

Информирует родителей о результатах деятельности

Проводит итоговое оценивание результатов проектной деятельности.

Участвует в итоговой квест-игре «Путешествие в прошлое».. Осуществляет самооценку результатов участия в проектной деятельности.

Помогают в подготовке итогового мероприятия.

Смотрят видео запись экскурсии по совместно созданному мини-музею русского быта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Традиции русского народа"

Проект знакомит детей с праздниками, обычаями, предметами быта русского народа.....

Исследовательский проект "Быт русского народа"

Цель проекта: формировать у детей представления о традициях и быте русского народа; пробуждение интереса к одной из прекраснейших страниц жизни человека, воспитание  эстетического чувства, развит...

Презентация проекта «Традиции русского народа. Зимние забавы.»

Данный проект позволяет познакомить детей с традиционными народными праздниками, развлечениями в зимний период;  развивать коммуникативные качества детей посредством народных игр, забав; прививат...

Занятие по проекту "Традиции русского народа"

Беседа с детьми о русской избе...

Проект "Традиции русского народа"

Духовно- нравственное воспитание - это формирование ценностного отношения к жзизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающего в себя воспитание чувства долга, справедлив...

Проект: «Фольклор русского народа в развитии детей раннего возраста"

Русское народное творчество в воспитании детей раннего возраста. Работа по программе воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики «Наш дом – Южный Урал&raq...

Проект "Традиции русского народа. Мини - музей "Русская изба" с детьми среднего дошкольного возраста.

Цель проекта формировать представление о русской избе, о предметах старинного быта и традициях русского народа....