Исследовательский проект "Быт русского народа"
проект (старшая группа) на тему

Петелина Анна Андреевна

Цель проекта: формировать у детей представления о традициях и быте русского народа; пробуждение интереса к одной из прекраснейших страниц жизни человека, воспитание  эстетического чувства, развитие эмоционального восприятия и художественного вкуса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_byt.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Детский исследовательский проект

«Как жили наши предки»

Паспорт проекта

  1. Проект создавали и принимали участие:
  • Воспитанники средне - старшей группы «Звездочка» детского сада «Сказка»;
  • Руководитель проекта – Петелина А.А.
  1. Вид, тип проекта: познавательно-творческий.
  2. Цель проекта: формировать у детей представления о традициях и быте русского народа; пробуждение интереса к одной из прекраснейших страниц жизни человека, воспитание  эстетического чувства, развитие эмоционального восприятия и художественного вкуса.
  3. Образовательная область: знакомство с художественной литературой,  развитие речи, изобразительная деятельность, конструирование, музыкальное воспитание.
  4. Место проведения: групповая комната.
  5. Продолжительность: 1 месяц.
  6. Возраст детей: 4 – 6 лет.
  7. Форма проведения: групповой, фронтальный.
  8. Ожидаемые результаты (продукт проекта):
  • Дети имеют представления о традициях, быте русского народа.
  • Осознают  роль труда в жизни россиян, знают  и хранят  историко-духовную память.
  •  Могут применять полученные знания в дальнейшей жизни.
  • Активное участие родителей в духовно-нравственном воспитании дошкольников
  1. Оснащение развивающей среды в группе:
  • Оформление уголка  «Русской изба»
  • Создание развивающих игр.
  • Создание макета русской избы.


     Актуальность: в последние  годы  проблема  патриотического  воспитания  детей  дошкольного   возраста стала  очень  актуальна.  Ей  придается  большая  значимость  в  проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации».  Среди  целевых ориентиров,  которые  должны  быть  сформированы  к  концу дошкольного  возраста,  указано  овладение  представлениями  об обществе, его  культурных  ценностях,  о  государстве  и  принадлежности  к  нему.

 В  настоящее  время  под  патриотическим  воспитанием  понимается  взаимодействие  взрослого  и  детей  в  совместной  деятельности  и  общении,  направленное  на  раскрытие  и  формирование  в  ребенке  общечеловеческих  нравственных  качеств  личности,  приобщение  к  истокам  национальной  региональной  культуры,  природе  родного  края,  воспитание  эмоционально-действенного  отношения,  чувства  сопричастности,  привязанности  к  окружающим.  С  дошкольного  возраста  ребенка  надо  воспитывать  патриотом - человеком,  имеющим чувство Родины,  который  любит  страну,  в  которой  он  родился  и  растет,  ее  традиции,  историю,  культуру,  язык.

  Актуальность организации проектной деятельности обусловлена требованиями ФГОС к результатам обучения и воспитания детей, которые предполагают формирование у них ценностно-смысловой ориентации и развития жизненной компетенции.  В процессе творческой деятельности, основанной на изучении быта русского народа,  у  детей совершенствуются познавательные процессы, обогащаются представления об окружающем мире, развивается наблюдательность и произвольное внимание, обогащается и развивается речь, формируется адекватная самооценка, навыки самоконтроля и позитивных взаимоотношений с педагогами и детьми.

Задачи:

Дети:

  1. Познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа.
  2. Дать понятие о мудрой науке строительства русской избы, традиционном назначении и использовании каждой части избы, повседневном и праздничном её убранстве; русском костюме.
  3. Дать понятие о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимство, трудолюбие, доброта, уважение к старшим.
  4. Помочь через знакомство с избой понять сказку, раскрыть некоторые незнакомые стороны жизни деревенского человека ребенку, живущему в современных городских условиях.
  5. Прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства.
  6. Прививать любовь к родной природе, желание беречь и охранять ее красоту.
  7. Расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.

Родители:

  1. Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
  2. развитие совместного творчества родителей и детей;
  3. развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
  4. заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

Этапы работы над проектом «Как жили наши предки»

Этапы

Форма работы

Задачи

Время в режиме дня

Место проведения

Подготовительный

Опрос родителей и детей о том, что они знают из истории о быте русского народа.

Получить достоверную информацию для точной постановки цели и задач.

Вторая половина дня

Группа

Воспитатель

Обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.

Активизировать детей для обсуждения проблемы, побуждать к высказыванию своей точки зрения, к коллективному  принятию решений.

Вторая половина дня

Группа

Воспитатель

Совместная деятельность детей и воспитателя.

НОД «Русские славяне».

Экскурсия в краеведческий музей села Сладково.

Беседа «Русская изба».

Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки».

Просмотр презентации «Труд крестьян». Цель: Познакомить с трудом крестьян.

Чтение произведений Бианки. Цель: Показать на основе художественных произведений любовь автора к родной природе.

Слушание Чайковского «Времена года». Цель: Показать на основе музыкальных произведений любовь автора к родной природе.

Просмотр презентации «Русский национальный костюм» Цель: Дать детям представление о русском национальном костюме.

-Познакомить  с творчеством русского народа, способствовать накоплению эстетического опыта;

-воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний, обогащать и расширять словарный запас детей.

- развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;

-знакомить с классическими произведениями композиторов, созданными по сказкам народа;

-формировать навыки сотрудничества, воспитывать чувства дружбы и коллективизма.

Первая, вторая половина дня

Группа

Воспитатель

Самостоятельная  деятельность детей.

Д/и «Русская изба».

Развивать творческое мышление у детей. Развивать воображение и фантазию.

Первая, вторая половина дня

Группа

Воспитатель

Совместная деятельность детей и родителей.

Оформление альбома «Утварь наших предков»

-Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;

-развитие совместного творчества родителей и детей;

Вторая половина дня

Дом

Группа

Воспитатель

Родители

Заключительный

Создание макета старинной избы.

Развивать творческое мышление у детей. Развивать воображение и фантазию.

Первая половина дня

Группа

Воспитатель

Подведение итогов проектной деятельности.

Учить детей анализировать, делать выводы.

Первая половина дня

Группа

Воспитатель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу.

ПЕДАГОГАМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ МАТЕРИАЛ ПО НРАВСТВЕНО- ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ, ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДСОВЕТЕ, ЛИБО ДЛЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ....

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу"

В нашу современную жизнь возвращается огромный пласт православной славянской  культуры. Древняя культура наших предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в на...

Познавательно-исследовательский проект Быт и традиции русского народа «Хлеб всему голова!»

Я активно использую метод проектов, т.к. он позволяет формировать самостоятельную и инициативную позицию ребёнка и поддерживать устойчивый познавательный интерес. За эти годы были реализованы с воспит...

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Русская изба и традиции русского народа»

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Русская изба и традиции русского народа»...

Проект " Воспитание духовно – нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через создание русской избы для исследования русской народной культуры, быта и декоративно – прикладного творчества русского народа

Проект«Воспитание духовно – нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через создание русской избы для  исследования русской народной культуры, быта и декоративн...