«Организация взаимодействия детей в разновозрастной группе через технологию «Ровесничество» по Е.Шулешко.
методическая разработка

Тарасова Ирина Митрофановна

Организация взаимодействия детей в разновозрастной группе через технологию "Ровесничество" по Е.Шулешко

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка Детский сад № 46

Усть-Кутского муниципального образования

666785Иркутская область, г.Усть-Кут, ул. МК-83, строение 3

телефон, факс: 8(39565)61271. E-mail:  mdoy_crr_ds46@mail.ru

Презентация опыта работы

«Организация взаимодействия детей в разновозрастной группе через технологию «Ровесничество»  

по Е.Шулешко.

Выполнила: воспитатель

Тарасова Ирина Митрофановна

г.Усть-Кут

Август 2022г.

Слайд 1.  Презентация опыта работы «Организация взаимодействия детей в разновозрастной группе через технологию «Ровесничество»  по Е.Шулешко.

Выполнила: воспитатель Тарасова Ирина Митрофановна

Слайд 2.     Участвуя в семинаре по ознакомлению с общеобразовательной программой «От рождения до школы», я обратила внимание на социо-игровую технологию «Ровесничество» Евгения Шулешко. Изучив книгу Е.Шулешко «Детская жизнь на пути согласия и социо-игровой стиль ведения занятий» и опыт педагогов других детсадов, я решила попробовать применить данную технологию в нашей разновозрастной группе, и не только на занятиях, а и в течении всего дня.

     По словам Е.Шулешко «в период от 5 до 7 лет может установиться такая детская общность, в которой каждый ребёнок чувствует себя умелым, знающим, способным (вместе с другими) справиться с любой задачей, и привыкающими, что разногласия между людьми не должны перерастать в конфликт». И создание именно такой детской общности в группе стало целью моей работы.

Слайд 3.     Практически у всех детей безусловным авторитетом является взрослый, и взрослые (педагоги, родители) порой думают, что только они могут научить детей правильно общаться, играть, навязывают детям свой стиль поведения и обучения. При таком авторитарном стиле общения, ребёнок ориентируется на мнение взрослого, как на общественное признание, по мнению же Е.Шулешко «Общественное признание – это не только и не столько признание со стороны взрослых, но именно со стороны самих детей, понимающих значимость и весомость умений придумывать игры, интересно рисовать и рассказывать, читать и что-то писать. Именно детская общность общественным образом подтверждает неслучайность успехов каждого ребёнка».

Яркий пример такого признания в нашей разновозрастной группе –  Данил: моё признание, как любознательного, знающего, активного ребёнка и, что важнее, признание сверстников, как личности знающей и умеющей научить их тому, чего они пока не знают, не умеют.

Слайд 4.     В нашей группе встречаются дети от 3 до 7 лет. Все дети имеют разный опыт общения, организации игр, накопленный багаж знаний и жизненного опыта. Наблюдения за детьми показывают, что старшие дети предпочитают общаться с ровесниками, близкими по социальному и интеллектуальному развитию. А малыши, кроме общества ровесников, ищут внимания педагога и тянутся к старшим, более знающим детям.

     Социо-игровые технологии предлагают правила построения общения и обучения в детском коллективе. Следуя этим правилам, я строю свою работу так, чтобы создать такую социокультурную среду для взаимодействия детей, в которой строятся коллективные, ровеснические отношения, чтобы каждый дошкольник мог полно и разносторонне реализовать свои способности и стремления.

Слайд 5.     Первое правило – работа малыми группам («группы ровесников»). При работе в малых группах от 2 до 6 человек дети более заинтересованы в результате своей деятельности, чем при индивидуальной (одному неинтересно) или в большой группе, где они могут затеряться. В малых группах дети учатся не только слушать, а главное слышать своих товарищей, согласовывать с партнёрами свои действия и ожидаемый результат, планировать свою деятельность. В процессе близкого общения дети обмениваются знаниями, учатся аргументировать своё мнение, находить общее решение.

Слайд 6.     При организации познавательной или продуктивной деятельности в малой группе я располагаю ребятишек лицом друг к другу. Такая организация даёт детям возможность общаться в процессе работы, показывать свои и наблюдать действия товарищей, обмениваться впечатлениями, полученными знаниями, самостоятельно контролировать правила поведения.

Слайд 7.     Аппликацию «Цветок», дети действовали, как их научил педагог: выбрали детали, поочерёдно намазывали их клеем и прикладывали к листу бумаги. Руслан выбрал все нужные ему делали, нарисовал клеем на листе цветок и выложил аппликацию. Дети обсуждали эту ситуацию: правильно или неправильно? Пришли к выводу, что оба приёма имеют право на существование. Опыт детей обогатился.

    Раскрашивание картины по номерам. Руслан знает цифры и счёт до 100, показывает Данилу 1 и 6 – это 16, вот краска, вот эта цифра на рисунке.. Данил повторяет с Русланом и уже самостоятельно находит нужные цифры. И опять успех: один поделился знаниями, другой узнал новое. А как увлечённо они работают, у них на двоих общее дело, общая тайна.

Слайд 8.     Я заметила, что предметные знания (например, счёт, названия предметов, действий и другие) исходящие от детей запоминаются другими детьми лучше, чем те же знания, исходящие от воспитателя.

     При повторении правил дорожного движения, я читала задания, дети самостоятельно искали правильный ответ. Саша спросил, почему пешеходный переход называется «зебра», а не жираф. Вероника нашла картинку животного и показала, что они похожи.

     Алиса села играть в «Улитку», присоединился Данил. Алиса старше, проявила себя как лидер-наставник. И если со взрослым эта игра Данилу казалась скучным заданием, то с ровесником мальчику хотелось показать, что он тоже так может. И, конечно, у него получилось.

    В таких ситуациях обе стороны получают признание ровесников-партнёров, чувствуют свою успешность, одни, как более знающие, другие, как благодарные ученики.

Слайд 9.     Я стараюсь не навязывать детям круг общения в группе, дети сами в праве выбирать себе партнёров, и если старшие не хотят играть с малышами, я их не заставляю. При этом малыши не остаются без дела: они сами находят себе занятие, а в случае затруднения, я помогаю им организовать доступную их возрасту деятельность. Со временем, накопив необходимые умения, малыши сами вольются в общий ритм жизни группы, а пока им проще выстраивать отношения со своими ровесниками-малышами.

     В сюжетно-ролевой игре малыши учатся общаться, согласовывать действия, играть вместе. В дидактических играх можно проявить и расширить свои предметные знания.

 Слайд 10.    Второе правило – обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен.

Тихие спокойные игры и занятия, я обязательно чередую с подвижными играми. В двигательную деятельность стараюсь вовлечь всю группу, это способствует слиянию младшей и старшей подгрупп детей, развитию дружеского взаимодействия. Играя со старшими, наблюдая за ними, младшие дети начинают понимать суть взаимного общения, взаимного действия, понятия «мы вместе». Для этого я использую разные подвижные и музыкальные игры, игры с элементами соревнований, игры на выражение эмоций и ощущений, игры на подражание. В таких играх я не даю детям образца поведения или действия, существует только одно правило «нельзя никого обижать».

     Сюжетная игра на подражание «Поезд». Дети едут на поезде (изображаем звуки поезда), выходим на «Танцевальная» (танцуем), садимся едем дальше, выходим на станции «Заячья полянка» и т.д.

     Игра на выражение эмоций и ощущений. На детей напал хохотунчик, потом всех напугал страшилка, потом закатился клубочек и т.д.

     А если вы хотите узнать, кому в группе симпатизируют дети, организуйте игру с элементами соревнования, например: парная моталочка.

     Дети сами организуют знакомые игры, порой придумывают свои. Старшие помогают младшим понять смысл игры, учат соблюдать правила.

Слайд 11.     Третье правило – смена темпа и ритма.

У каждого человека свой ритм жизни, свой темп движения. Есть люди медлительные, есть активные, очень подвижные. То же самое происходит и у детей. Кому-то на определённое задание пяти минут хватает, а кому-то и получаса мало. Что бы помочь детям осознать, что каждое действие имеет своё начало и конец, требует определённой сосредоточенности, я ввожу ограничение по времени с помощью зрительных и других ориентиров (песочные часы, стрелка на настенных часах, счёт до определённого числа, знакомая мелодия, стишок, считалка)

Слайд 12.     Для выработки общего ритма, я часто использую хоровые ответы на вопросы, хоровое пение, чтение знакомых произведений, коллективные танцы и логоритмические упражнения. В такой деятельности дети-торопыжки учатся сдерживать свою речь, темп движений, в то же время медлительные дети стараются не отставать от общего ритма.

Слайд 13.     Четвёртое правило – смена лидерства.

     В каждой группе есть признанный лидер, были такие и у нас. Я говорю «были», потому что благодаря социо-игровым технологиям, мы пришли к тому, что каждый ребёнок имеет свой авторитет, каждый ребёнок может быть лидером. Хотя в самом начале не обходилось без небольших казусов: когда явного лидера «отстраняли от должности» и назначали другого, можно было услышать: «вы плохие, я не буду с вами играть», и тому подобные выражения. В малой группе дети сами выбирают лидера (по симпатии, по умениям, по считалке), лидер учится слушать предложения всей подгруппы и выражать общее мнение. Если я даю детям какое-то задание, то прошу выбрать ответственного за его выполнение, то есть лидера (мы называем по-разному: ответственный за игру, начальник экспериментальной лаборатории, директор стройки – это придаёт значимости предложенной роли). Так же могу сама назначить лидера: «Влад, сегодня ты «главный по тарелочкам», подбери себе команду» (это приём я использую для привлечения малоактивных детей). И получается, что каждый ребёнок может быть в роли лидера, а значит научиться коммуникативным универсальным учебным действиям.

Слайд 14.    Пятое правило – интеграция различных видов деятельности.

     Для любого ребёнка – это естественный процесс, он интуитивно сочетает несколько видов деятельности, что помогает ребёнку создавать целостную картину мира, формирует умение устанавливать причинно-следственные связи, умение анализировать, сопоставлять.

Для примера возьмём ту же аппликацию «Цветок». За время работы над аппликацией, дети успели посчитать у кого сколько лепестков, назвать все цвета, поговорить о семье, о том, для кого сделан цветок, напитать адресата.

Слайд 15.     Шестое правило – использование принципа полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток»

     Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания самостоятельно более интересно, чем воспринимать готовые от педагога. Ребёнок более мотивирован на учебную или игровую деятельность, на успешный результат. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше. А мне, как педагогу, остаётся слушать и слышать детей, доверять им. Помогать по их просьбе, а не по своему желанию, предоставить им право самим учиться.

Слайд 16.     В единстве используя эти правила, я получила группу детей, с которой легко и интересно работать. Теперь я не наставник, я – полноправный партнёр детского сообщества с более богатым опытом, умениями и знаниями.

Первые результаты работы по социо-игровой технологии меня очень радуют:

  • Дети группы научились не только слушать, но и слышать друг друга, среди детей практически не возникает конфликтных ситуаций.
  • У детей отсутствует страх ошибиться, потому что ошибка – это результат действия, а действие – это путь к успеху.
  • Дети становятся самостоятельными, умеют самоорганизовываться, выбирая свой вид деятельности, проявляют инициативу.
  • Каждый ребёнок осознаёт себя как успешную личность, способную разумно отстаивать свою позицию среди сверстников и со взрослым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей " Секреты взаимодействия детей в разновозрастной группе"

Воспитатель и ребенок. Как взаимодействовать в совремпенных условиях. С использование личностно-ориентированного подхода....

РЕФЕРАТ на тему: «Организация жизнедеятельности детей в разновозрастной группе»

Организация жизнидеятельности в разновозрастной группе...

Консультация для педагогов "Особенности организации деятельности детей в разновозрастной группе ДОУ."

В настояще время всё чаще и чаще в детских садах  появляются разновозрастные группы. Этот процесс имеет свои плюсы и свои минусы. Как рациональне организовать жизнедеятельность детей в такой груп...

«Взаимодействие детей с окружающей природой через организацию работы в исследовательской лаборатории группы»

В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателе...

Рекомендации по организации взаимодействия детей в средней группе

Рекомендации для воспитателей по организации взаимодействия детей в средней группе...

Формирование у детей раннего возраста игровых умений через организацию взаимодействия детей парами.

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям, способам и средствам общения. В игре у ребёнка фор...