«Организация опытно-экспериментальной деятельности в разновозрастной группе» (из опыта )
методическая разработка

Тарасова Ирина Митрофановна

Организация опытно-экспериментальной деятельности в разновозрастной группе детского сада (из опыта)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка Детский сад № 46

Усть-Кутского муниципального образования

666785Иркутская область, г.Усть-Кут, ул. МК-83, строение 3

телефон, факс: 8(39565)61271. E-mail:  mdoy_crr_ds46@mail.ru

Педагогический совет «Детское экспериментирование как основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» (24.12.2021)

«Организация опытно-экспериментальной деятельности

в разновозрастной группе» (из опыта работы)

Выполнил: воспитатель

Тарасова Ирина Митрофановна

г. Усть-Кут

2021 год

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму.» Китайская пословица

     Я работаю в разновозрастной группе нашего детского сада.

     Разновозрастная группа имеет свои особенности как в организации режимных моментов, так и в организации образовательной деятельности и окружающей предметно-развивающей среды.

Дети разного возраста различаются внутренним ритмом жизнедеятельности, уровнем самоконтроля: у младших детей недостаточно развита сосредоточенность, быстрее происходит пресыщение одним видом деятельности, им необходима более быстрая смена вида деятельности, старшие дети способны к более длительным действиям, углублённому погружению в выбранный или заданный вид деятельности. При этом у детей разного возраста разный багаж знаний и личного накопленного опыта.

     В возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи опытным путём. Малышам важны неоднократно повторяющееся сенсорные обследования предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними. После 5 лет начинается этап, когда детская исследовательская деятельность обогащается более сложными манипуляциями с объектами исследования, приобретает черты осознанного экспериментирования.

     

     Сегодня я расскажу об организации опытно-экспериментальной деятельности детей в нашей группе.

     Организуя уголок экспериментирования и опытно-экспериментальную деятельность детей я ставлю перед собой следующую цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" и естественных условиях как средствами познания окружающего мира;
учитываю требования ФГОС, а так же сочетание предметов и безопасность обстановки для всех возрастов группы, то есть, учитываю, особенности детей от 3 до 7 лет, думаю об охране здоровья каждого ребенка, его познавательном развитии, о создании позитивного настроения. Стараюсь по возможности создать для каждого ребёнка такие условия, в которых он сможет попробовать себя в деле, проявить знания и изобретательность. Это помогает каждому ребенку поверить в себя, развить инициативность, волю, усидчивость.

     Учитывая условия безопасности, я разделила уголок экспериментирования на две части:

  1. ДОСТУПНАЯ, находится в группе. Здесь расположены книги, картинки/фото, альбомы, наборы игрушек «Животные», «Фрукты/овощи», коллекция ткани и другое, что не представляет опасности для малышей.
  2. ЗАКРЫТАЯ, находится в спальне в закрытом шкафу. Здесь расположено всё оборудование (различные ёмкости, воронки, ситечки, трубочки и др.) и материал (разные семена, природный материал, рукотворные предметы и др.)  для экспериментальной деятельности.

Дети знают о расположении закрытого шкафа, его содержимом, и при возникновении желания, просят о проведении экспериментов и опытов.

     Экспериментальная деятельность проводится со всей группой или с подгруппой заинтересованных детей. При этом старшие дети активно участвуют в деятельности, обсуждении и формулировании выводов. Младшие же дети выступают в роли наблюдателей, со временем и при поддержке воспитателя и старших детей включаются в экспериментальную деятельность.

     Организация опытно-экспериментальной деятельности в нашей группе бывает: запланированная и спонтанная.

ЗАПЛАНИРОВАННАЯ, проводится один раз в неделю по моей инициативе, для ознакомления детей с новыми видами опытов и экспериментов, требует предварительной подготовки и оборудования. Я организую работу таким образом, чтобы дети могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов, могли самостоятельно или с помощью взрослого повторить опыт, показанный взрослым. При таком взаимодействии ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер.

Перед проведением экспериментальной деятельности, мы с детьми обязательно повторяем правила безопасного поведения во время данного занятия.

      Занятия детского экспериментирования имеют общую последовательность:
Создание проблемной ситуации.
Целеполагание, постановка задачи.

Выдвижение гипотез, предположений.

Подбор оборудования и материала.
Проведение опыта. (при изучении нового материала показываю сама, затем подключаю детей)
Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)
Если предположение не подтвердилось: выдвижение новой гипотезы и её проверка, формулирование выводов (как получилось).
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить вопросы:
Что нужно сделать для решения задачи? Какое оборудование мне нужно? Что я делаю? Почему я так делаю? Что получилось в результате? Можно ли сделать по-другому?

Младшие дети сначала наблюдают за проведением опыта, постепенно включаются в работу, выполняя простые механические манипуляции (переливание воды, наполнение формы, обследование объекта и т.д.) Происходит обогащение сенсорного и моторного опыта малышей, формируются предпосылки исследовательской деятельности.

Для примера можно взять занятие по изучению свойств снега (знакомая тема, занятие проводится в группе) – младшие дети вместе со старшими участвуют в исследовании свойств снега, по возможности отвечают на вопросы.

Проблемная ситуация. На улице холодно, я хочу слепить снеговика в группе и оставить его.
Целеполагание, постановка задачи. Нужно вспомнить или изучить свойства снега.

Выдвижение гипотез, предположений. Если принести в группу снег, слепить снеговика можно,  

                                   но в тёплом помещении он растает.

Подбор оборудования и материала. Таз со снегом, совочки/ложки, небольшие ёмкости.
Проведение опыта.  Как мы можем узнать свойства снега? (рассмотреть, потрогать, сжать в  

                                  кулаке, подержать на ладошке и др. Выяснили: снег белый, холодный,  

                                  мягкий, можно слепить снежок, в тепле тает, руки от снега замерзают)
Предположение подтвердилось: закрепляем знания. И даю детям возможность для свободного  

                                  экспериментирования, чтобы ответить на вопросы, возникшие в ходе  

                                  проведения опыта: что получится если наполнить формочку снегом? что  

                                  будет если опустить снег в воду? И др.)

Занятие по очищению (фильтрации) воды (новая тема) – младшие дети наблюдают за опытом, затем учатся переливать воду из сосуда в сосуд через воронку.

Проблемная ситуация. Я хочу пить, а у меня только грязная вода
Целеполагание, постановка задачи. Нужно очистить воду. Как это сделать?

Выдвижение гипотез, предположений. Переливать из сосуда в сосуд. Провели – нет нужного  

                                  результата. Выдвигаем новую гипотезу. Так как для детей это новая тема,  

                                 помогаю им наводящими вопросами.

Подбор оборудования и материала. Рассматривание оборудования на столе (ложки, ситечки,  

                                 воронки, ватные диски)
Проведение опыта. Показываю способы фильтрации через ситечко и через ватные диски.

                                 Сравниваем результаты. Дети самостоятельно проводят опыт.
Формулирование выводов: чтобы очистить воду от мусора, её надо профильтровать. Чем  

                                 меньше дырочки у фильтра, тем больше мусора он задержит.

СПОНТАННАЯ опытно-экспериментальная деятельность, может проводиться каждый день, возникает в ходе режимных моментов, разных видах деятельности или по инициативе детей, не требует предварительной подготовки.

Я очень люблю этот вид деятельности. Чтобы обеспечить интерес и активность и всех детей группы, избегаю длинных бесед и объяснений, больше использую активные методы исследования, наглядный материал, коллективные игровые опыты, хоровые ответы на заданный вопрос.  Экспериментирование начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет развивающих заданий.

В спонтанных экспериментах одинаково участвуют и малыши, и старшие дети, каждый выполняет доступные его возрасту и знаниям действия. Длиться эксперимент может от двух минут до получаса, в зависимости от интереса детей.

      Например, при мытье рук возникают вопросы: зачем надо закатывать длинные рукава? Можно ли намылить сухое мыло? Отмоется ли краска или пластилин водой без мыла? И др. Проверяем на практике, находим ответ.

     Игровой опыт «Какой волчок лучше крутится?»  Младший ребёнок наблюдает и включается в действие.

     Ткань. Какая она бывает? Что можно сделать из разной ткани? Детям не интересна коллекция в привычном классическом варианте, где экспонаты нельзя трогать руками. Детям интересно потрогать, помять, сложить и скрутить в трубочку, сравнить ткань на ощупь. Поделиться с товарищами своими знаниями и впечатлениями.

       Можно ли почувствовать воздух? Как создать движение воздуха листом бумаги, веером?
Опыт можно сочетать с ручным трудом:
*для старших – изготовление веера
*для младших – разукрашивание готового веера
    В темноте, или для чего нужен фонарик? Выключаем свет, оцениваем обстановку, описываем свои ощущения. Показываю детям разные фонарики. Экспериментируем со светом. Наслаждаемся процессом. Первый вывод эксперимента, к которому подвожу детей: маленькая лампочка – мало света, большая лампа – много света.

     Одуванчиковая поляна
Вопросы для старших детей: Зачем одуванчику зонтик? Что нужно, чтобы семена полетели? От чего зависит дальность полёта?
Малыши пока просто учатся находить одуванчики и сдувать пушистые зонтики.

     Человек. Возможности моего тела.
Такие эксперименты проводятся только под моим контролем, с особой осторожностью, чтобы не причинить вред здоровью детей.

     Экспериментирование в поведенчиских действиях. Что может произойти, если?... (предполагаемое физическое воздействие). При агрессивных действиях вместо ребёнка партнёра используем крупные модули.

     Бывает, что у некоторых детей, во время проведения эксперимента или опыта, может возникнуть чувство страха, неприязни или брезгливости к какому-либо объекту или действию. В таких случаях я не настаиваю на участии ребёнка в действии, даю ему время привыкнуть к обстоятельствам, своим примером и примером других детей показываю, что – это не страшно.

Работу по экспериментированию в нашей группе я буду продолжать и стараться сделать её ещё более интересной и продуктивной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация совместной образовательной деятельности в разновозрастной группе

способы реализации образовательно-воспитательных задач, предусмотренных для разновозрастных групп дошкольников...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Организация здоровьесберегающей среды в старшей разновозрастной группе (из опыта работы)

Здоровье – это большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять очень легко, вернуть же его очень трудно.Наши дети – это будущее нашей стра...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Удивительная вода».

Цель: Формирование представлений о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность, развитие у детей интереса к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего сост...