Сообщение из опыта работы " Народное творчество в культурных практиках".
статья (старшая группа)
С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и формированию у дошкольников самостоятельности и творчества. Появилось понятие «культурные практики».
Культурные практики дошкольника неразрывно связаны с интересами ребенка, его потребностями (коммуникативными, деятельностными, игровыми и пр.) и способами самовыражения. Что же такое «культурные практики?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kulturnye_praktiki.docx | 28.8 КБ |
Предварительный просмотр:
«Народное творчество в культурных практиках».
С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и формированию у дошкольников самостоятельности и творчества.
Появилось понятие «культурные практики».
Культурные практики дошкольника неразрывно связаны с интересами ребенка, его потребностями (коммуникативными, деятельностными, игровыми и пр.) и способами самовыражения.
Что же такое «культурные практики?»
«Культурные практики – это процесс приобщения к культурным образцам человеческой деятельности (культуре жизни, познанию мира, речи, коммуникациям и пр.), приобретение культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде».
Термин «культурные практики» ребенка интерпретируется и широко используется в работах Н.Б. Крыловой. Сточки зрения Н.Б. Крыловой, культурные практики дошкольника — это обычные для ребенка этого возраста (привычные, повседневные) способы самостоятельной деятельности, а также апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности (т.е. творчество) и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.
Н.Б. Крылова считает, что «культурные практики представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта».
Важно, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок приобрел необходимый культурный личный опыт, который становится фундаментом полноценного общего развития, позитивной социализации и индивидуализации.
С этих позиций особого внимания заслуживают культурные практики
дошкольника, которые он активно осваивает в пространстве детского сада.
Виды культурных практик (на основе подходов разных авторов)
Свободные практики детской деятельности (игра, продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность и др.);
Практики культурной идентификации и взаимодействия ребенка с окружающим социумом (ознакомление с окружающим, продуктивная деятельность, игры и др.);
Практики игрового взаимодействия (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры и др.);
Коммуникативные практики (чтение художественной литературы, развитие речи, игры-драматизации и т.д.);
Культурные практики здорового образа жизни (физическое развитие, воспитание культурно-гигиенических навыков и др.);
Практики формирования поведения и отношения (сюжетно- ролевые игры, трудовое воспитание, экологическое воспитание и др.);
Культурные практики познания мира и самопознания (познавательно- исследовательская, продуктивная деятельность, нравственно- патриотическое воспитание, самопознание и др.).
Существует несколько видов культурных практик:
1. Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры.
2. Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему, близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Такие ситуации могут быть реально-практического характера (оказание помощи малышам, старшим), условно-вербального характера (на основе жизненных сюжетов или сюжетов литературных произведений) и имитационно-игровыми.
В ситуациях условно-вербального характера воспитатель обогащает представления детей об опыте разрешения тех или иных проблем, вызывает детей на задушевный разговор, связывает содержание разговора с личным опытом детей. В реально-практических ситуациях дети приобретают опыт проявления заботливого, участливого отношения к людям, принимают участие в важных делах («Мы сажаем рассаду для цветов», «Мы украшаем детский сад к празднику», акции «Цветок ветерану», «Спасибо врачам» и пр.). Ситуации могут планироваться воспитателем заранее, а могут возникать в ответ на события, которые происходят в группе, способствовать разрешению возникающих проблем.
3. Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений.
4. Музыкально-театральная и литературная гостиная, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.
5. Сенсорный и интеллектуальный тренинг— система заданий преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи. («Маленькие академки», КВН, «Знатоки родного города»).
6. Детский досуг. Как правило, в детском саду организуются досуги «День здоровья», музыкальные и литературные досуги. Возможна организация досугов в соответствии с интересами и предпочтениями детей (в старшем дошкольном возрасте). В этом случае досуг организуется как кружок. Например, для занятий рукоделием, художественным трудом и пр.
7. Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.
До поступления в школу и начала систематического школьного обучения, «культурные практики вырастают на основе, с одной стороны, взаимодействия ребенка с взрослыми, а с другой стороны, и это не менее важно для развития ребенка, на основе его постоянно расширяющихся самостоятельных действий (собственных проб, поиска, выбора, манипулирования предметами и действиями, конструирования, фантазирования, наблюдения-изучения-исследования…)»
На слайде Вы видите формы культурных практик.
Возраст детей | Культурная практика | Виды и формы работы |
Младший дошкольный возраст | Совместная игра воспитателя с детьми | — Сюжетно-ролевая игра — Режиссерская игра — Игра-инсценировка; игра – драматизация; — Игра-экспериментирование |
Старший дошкольный возраст | Совместная игра воспитателя с детьми | В старшем дошкольном возрасте добавляются: Игры – экспериментирования могут перерастать в режиссерскую или сюжетно- ролевую игру. Театрализованные игры (кукольный театр, настольный театр, театр теней, театр марионеток и т.д.) |
Младший дошкольный возраст | Творческая мастерская | - проектная деятельность - мини-коллекционирование |
Старший дошкольный возраст | Творческая мастерская | В старшем дошкольном возрасте добавляются: - студийная, кружковая работа — творческие проекты - коллекционирование -образовательные ситуации с единым название «Город мастеров» (проведение проектов). |
Все возрастные группы | Досуги | - пение в кругу знакомых песен; - театрализованное обыгрывание песен. - примеривание различных костюмов, создание при помощи деталей костюмов и атрибутов игровых образов, спонтанные костюмированные игры и диалоги. «Мы играем и поем» – игры с пением (по показу, без предварительного разучивания!). Аттракционы; «Танцевальное «ассорти» свободное движение детей под музыку, образно- танцевальные импровизации, коммуникативные танцы-игры; «Кукольный театр» – всевозможные варианты кукольных представлений от показа взрослыми до спектакля, который показывают старшие дети малышам; «Кинофестиваль» – просмотр любимых мультфильмов по известным сказкам и т.д. |
Старший дошкольный возраст | Чтение художественной литературы | - группировка произведений по темам - длительное чтение — циклы рассказов - чтение периодической печати (на примере ознакомления с детскими журналами) |
Тема нашего КМО «Народное творчество в культурных практиках»
Актуальность данной темы очевидна: в настоящее время можно с радостью отметить рост интереса к истории нашего государства и общества в целом. Воспитывая детей на национальных традициях, можно развить у них национальное самосознание, дать ребенку почувствовать себя частью великого целого - своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих патриотов своей Родины.
В своей работе мы проектируем культурные практики по двум направлениям:
1. культурные практики на основе инициатив самих детей. Это самостоятельная детская деятельность, которая протекает как индивидуально, так и в процессе сотрудничества со сверстниками.
2. культурные практики, инициируемые, организуемые и
направляемые взрослыми. Выбор культурных практик связан
с содержанием комплексно-тематического планирования и возраста детей.
Мне, как художнику по образованию, наиболее близко декоративно-прикладное искусство, которое способно научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научит любоваться красотой.
Свою работу по данному направлению я начала с изучения методической литературы по теме декоративно-прикладного искусства. В результате были определены основные направления работы по приобщению детей к народной культуре средствами декоративно-прикладного искусства.
Мы упоминали о культурных практиках на основе инициатив самих детей. Работа в этом направлении невозможна без обогащение предметно-развивающей среды: репродукции картин известных художников, предметы народного декоративно-прикладного творчества, дидактические и развивающие игры, папки с силуэтным моделированием, таблицы с элементами народных росписей, материал для самостоятельной изобразительной и творческой деятельности.
В группе для этого оформлен уголки краеведения и изодеятельности, в котором есть различные альбомы: «Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка» и др. Раскраски: «Матрёшки», «Народное творчество» и др. Рассматривая эти альбомы и раскраски, дети знакомятся с элементами, узорами, орнаментами, сюжетными композициями. В уголке есть игрушки: музыкальные инструменты, матрёшки, игры, авторские национальные куклы, куклы-обереги. Весь наглядный материал лежит в доступном для детей месте. Дети в любой момент могут подойти взять, посмотреть, потрогать, поиграть.
Накануне «Чувашской недели» при активном участии наших родителей наш уголок пополнился новыми экспонатами: старинными чувашскими украшениями, головными уборами.
Если говорить о втором направлении - культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми. Это предполагает насыщение детской жизни разнообразными культурными событиями, которые открывают для дошкольников новые грани активности, новое содержание жизни.
Эти культурные события дети не могут самостоятельно найти и организовать. К ним относятся проектируемые педагогами тематические детские праздники «Масленица», «Осенины», «Жаворонки», ярмарки и галереи-выставки детских работ, фестивали, спортивные олимпиады и конкурсы эрудитов, детские театрализованные студии, творческие мастерские, музеи, организация культурного досуга и т.п. Это и участие дошкольников в традициях детского сада: празднование дня рождения детского сада и возрастной группы, поздравление педагогов и сотрудников, праздник детского театра, праздники «Проводы зимы», «День птиц», праздник выпускников «До свидания, детский сад» и др. Участие дошкольников в увлекательных культурных событиях, инициируемых воспитателями, не проходит бесследно. Дети начинают активно воспроизводить их в своей самостоятельной деятельности, прежде всего в играх, дополняя своей фантазией и новыми деталями.
В нашем детском саду существует хорошая традиция совместного посещения музеев и выставок «Музейный выходной», когда дети вместе с родителями и педагогом выбирают, какой бы музей они хотели посетить и в ближайший выходной отправляются туда. По итогам посещения музея мы выпускаем стенгазету и дети, побывавшие на экскурсии, рассказывают своим друзьям об этом событии, делятся впечатлениями, знаниями, полученными в ходе экскурсии.
Недалеко от нас находится Дом дружбы, где постоянно организуются различные персональные выставки чувашских художников и декоративно-прикладного искусства. Педагоги старших и подготовительных групп организуют посещение этих выставок с детьми.
В течении многих лет детский сад активно сотрудничает с детскими библиотеками, посещая различные мастер-классы и тематические мероприятия.
Работа с детьми предполагает обязательное использование народного устного и музыкального фольклора, включая проведение традиционных народных праздников в детском саду. Активно участвуя в праздничных действиях, проживая их эмоционально, коллективно, дошкольники приобщаются к различным сторонам общественной жизни, культуре, языку своего народа. В праздничных обрядах активно задействованы художественное слово, предмет, ритм, музыка; присутствует уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, победы красоты и добра. Всё это становится неиссякаемым источником нравственного и познавательного развития ребёнка. Здесь в качестве основных средств воспитания используются все компоненты народной культуры: фольклор, песня, сказка, пословицы, поговорки, художественные промыслы.
В своей работе мы успешно используем такие формы культурных практик, как: сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, различные досуги, народные праздники, творческие мастерские, организацию персональных выставок и др.
Дети с удовольствием играют в кукольный и пальчиковый театр, обыгрывают небольшие сценки, знают русские и чувашские сказки, подвижные и хороводные игры. Но самый любимый и близкий вид деятельности для них и для меня – изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
Особенно нравится ребятам такая форма культурной практики, как творческая мастерская. Мы предлагаем детям разнообразные по своей тематике и содержанию мастерские, например, приобщение к народным промыслам («В гостях у народных мастеров»), просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки («В гостях у сказки»), игры и коллекционирование. Организуя творческую мастерскую, мы предлагаем дошкольникам самый разнообразный материал. Вы увидели это, просмотрев видео занятия «Платье для чувашской куклы», где дети использовали тесьму, пайетки, пластилин, готовые полоски из картона с элементами орнамента, элементы орнамента из фетра). И обязательно проведение рефлексии деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов («Чему удивились? Что узнали? Что порадовало?» и пр.). Результатом работы в творческой мастерской является создание книжек-малышек, оформление коллекции, создание продуктов детского творчества.
В течении года мы с ребятами знакомились с Хохломской росписью и Гжелью, русскими матрёшками, с удовольствием лепили и расписывали Дымковские игрушки.
С приближением «Недели чувашской культуры» мы углубились в эту тему. Дошкольники познакомились с чувашской вышивкой и орнаментом, знают, что каждый узор имеет свое значение, смастерили куклу и нарядили ее в чувашский наряд. Т.к., мы пока средняя группа и еще не посещали музеи и выставки нашего города, но с удовольствием побывали в музее «Чувашская изба», который имеется в нашем ДОУ, где познакомились с историей, бытом и культурой чувашского народа.
Перспектива:
1. Освоение нетрадиционных техник рисования и применение их в знакомстве с культурой русского и чувашского народов.
2. Знакомство с культурой национальностей, проживающих на территории ЧР.
Литература
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
2. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15).
3. Бабаева Т.И., Солнцева О.В. Проектирование культурных практик дошкольников в образовательном процессе детского сада //Журнал «Детский сад: теория и практика». 2015, № 5.
4. Голованова Н.Ф. Общая педагогика. Учебное пособие для вузов. СПб.: Речь, 2005.
5. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2015.
6. Крылова Н.Б. Свободное воспитание в семье и школе: культурные практики детей. – М.: Сентябрь, 2007.
7. Крылова Н.Б. Культурология образования/ Н.Б. Крылова. – М.: Народное образование, 2000.
8. Крылова Н.Б. Культурные практики детства и их роль в становлении культурной идеи ребенка // Самобытность детства.М., 2007. С. 79–102. (Новые ценности образования. Вып. 3 (33).
9.Крылова Н.Б. Развитие культурологического подхода в современной педагогике// Личность в социокультурном измерении: история и современность: Сб. статей.М.: Индрик, 2007. С. 132–138.
10.Корепанова М.В. Культурные практики как основа проектирования образовательной деятельности дошкольников //Журнал «Детский сад: теория и практика». 2015, № 5.
11. Лыкова И.А., Протасова Е.Ю. Культурные практики в детском саду: современный подход и возможные трактовки //Журнал «Детский сад: теория и практика». 2015, № 5.
12. Родина Н.М. Культурные практики в образовательном процессе детского сада //Журнал «Детский сад: теория и практика». 2015, № 5.
13. Теплова А.Б. Культурные практики детства //Журнал «Детский сад: теория и практика». 2015, № 5.
14. Щетинина А.М. Условия овладения ребенком позиции субъекта деятельности //Журнал «Детский сад: теория и практика». 2015, № 1.
15. https://opdo-fgosdo.ru/kulturnyie_praktiki
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы "Сказочное творчество в интеграции образовательных областей"
Авторы: Музыкальный руководитель Федорина Марина Альбертовна, Воспитатели: Шудрова Лидия Апполоновна, Ловыгина Наталья Николаевна.Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский ...
Сообщение из опыта работы на тему «Развитие речи дошкольников посредством использования устного народного творчества».
Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятель...
СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: « ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СООБЩЕНИЕИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: "ФОРМИРОВАНИЕ КГН У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...
Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами народного творчества. Сообщение из опыта работы воспитателя второй младшей группы
Хочу поделиться с Вами опытом работы по теме духовно-нравственного воспитания средствами народного творчества. Прелагаемый материал будет интересен воспитателям второй младшей группы...
Сообщение из опыта работы: «Реализация технологии проектирования в практике детского сада» (на примере экологических проектов)
О творческо-познавательном проекте «Экологические сказки» расскажем подробнее. Разработчиками проекта стали музыкальные руководители Людмила Андреевна Иванова и Ирина Алексеевна Рябцева. Р...
Педсовет «Народное творчество в культурных практиках» от 24.03.2020г.
Сообщение на педсовете: «Знакомство дошкольников с народными промыслами Подмосковья»....
Выступление на педагогическом совете"Народное творчество в культурных практиках"
Выступление на педагогическом совете"Народное творчество в культурных практиках" на тему:"Народное творчество-традиции народной культуры"...