Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами народного творчества. Сообщение из опыта работы воспитателя второй младшей группы
статья по развитию речи (младшая группа)

Комиссарова Ольга Сергеевна

Хочу поделиться с Вами  опытом работы по теме духовно-нравственного воспитания средствами народного творчества. Прелагаемый материал будет интересен воспитателям второй младшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_iz_opyta_raboty_metod5fev2019.docx19.35 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование духовно – нравственных ценностей у детей младшего и среднего дошкольного возраста средствами народного творчества»

Сообщение из опыта работы

Проблема воспитания духовно нравственных качеств в современном обществе приобретает особую актуальность. В погоне за развитием интеллекта многие родители упускают из виду необходимость работы над воспитанием души своего ребенка над развитием нравственных и духовных качеств. А без этих качеств накопленные знания могут оказаться бесполезными, и как результат этого – эмоциональной, волевая и духовная незрелость взрослой личности.

ФГОС ДО закрепляет приоритет духовно – нравственного воспитания дошкольников, дает педагогам возможность более углублённо и целенаправленно заниматься этой проблемой.

Воспитательно-образовательная работа ДОП «Журавушка» строится по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Веракса, Т. Комаровой, М. Васильевой, в которой прописаны цель и задачи духовно – нравственного воспитания в соответствии с возрастом.

Одним из важных условий по формированию духовно – нравственных ценностей является предметно-развивающая среда.

 В нашей группе оформлен книжный уголок (уединения), где дети могут рассмотреть иллюстрации к книгами с потешками, РНС. Есть интерактивные книги, которые «прочитают» сказку или «споют» песенку -потешку. Здесь живет друг всех наших ребятишек Петя-петушок. Он может разбудить малышей после тихого часа, «зайти в гости» на занятие, с ним можно рассмотреть иллюстрации в книгах, «подружить» со своей игрушкой, принесенной из дома.  Патриотический уголок, музыкальный, театральный объединены вместе и дополняют друг друга. Дети свободно пользуются всеми атрибутами, учатся убирать их на места.

Работа по формированию духовно – нравственных ценностей у детей младшего возраста средствами народного творчества проходит в течении всего дня (в непосредственной образовательной деятельности, самостоятельной деятельности детей, в режимных моментах, на прогулке).

В совместной деятельности педагога с детьми читаем потешки: «Сорока, сорока…», «Как у нашего кота...», «Дождик, дождик пуще…» и др., сказки: «Кот, петух и лиса», «Теремок», «Лиса и заяц» и др.

После прочтения дети рассматривают иллюстрации героев, в беседах узнают о них что-то интересное, оценивают поступки: хорошо – плохо.

Помогают усвоить материал сказочные герои или герои потешек (кот, кошечка, петушок и др.)

Создаем проблемную ситуацию. Например, спрашиваю у детей: «Как мы можем ему помочь герою потешки или сказки?», подвожу их к пониманию того, что они могут нарисовать, вылепить из пластилина, выполнить аппликацию; например, раскрасить друга Пети-петушка - кота-Васю, чтобы он не грустил, слепить дождик, чтобы у зайки морковка в огороде выросла, нарисовать рябину для сороки-белобоки, т.к. зимой ей нечего есть и т.п.

Разученные на занятиях потешки закрепляются в повседневной жизни и режимных моментах (во время умывания – потешка «Водичка, водичка…», перед приемом пищи – потешка «Сорока, сорока…» и т.д.)

В свободной деятельности дети с удовольствием играют в настольный театр, тем самым закрепляя полученные знания. Участвуя в театрализованных играх, учатся определять нравственные качества (доброту, дружбу, послушание, заботу о близких, о слабых, отрицательное отношение к капризам). Ребенок не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания.

Игра является ведущим видом деятельности, особенно в младшем возрасте. В сюжетно-ролевых играх «Семья», «Больница», «Путешествие» и др. дети учатся правилам поведения, вежливости, умению проявить сочувствие, внимание, терпение и другим нравственным качествам.

Вовремя прогулке дети учатся доброжелательному взаимодействию друг с другом, создавая совместные постройки и поделки.

Приобретенные детьми умения и навыки наиболее ярко отображаются в досуговой деятельности. В нашей группе прошли тематические досуги – «в гости сказка к нам пришла», «Осенняя сказка», «День рождения Зайки» и др. В группе сложилась традиция -  поздравление именинников с Днем Рождения.

Конечно же невозможно вести работу по дух-нрав воспитанию без взаимодействия со специалистами ДОП. Педагог –психолог Марина Николаевна Панина проводит с нами консультации («Чтобы детский сад стал другом» - по адаптационному периоду, «Нетрадиционная работа со сказкой» и др).

Музыкальный руководитель Александра Михайловна Тимакова на занятиях повторяет разученные с детьми потешки под музыкальное сопровождение, обыгрывает персонажей потешек и сказок. Воспитатель по физкультуре Елена Владимировна Семенова проводит малоподвижные игры с использованием знакомых потешек.

Работа по воспитанию у детей духовно-нравственных качеств личности строится в тесном взаимодействии всех субъектов воспитательного процесса в том числе и родителей.

На родительском собрании с помощью анкетирования выяснили, что родители плохо осведомлены в вопросах нравственно-духовного развития ребенка. С целью просвещения родителей было решено создать пункт обмена книгами – Буккроссинг.

Очень большой положительный результат дает совместное проведение с родителями досуговой деятельности, т.к. подготовка к мероприятию объединяет и родителей, и детей. Например, досуг «В гостях у сказки»: родители инсценировали сказку для детей. Досуг «Мамочка любимая!»: дети подготовили концерт для мам.

Оформляя информационные стенды для родителей, готовим поздравительные плакаты, открытки, оформляем выставки детских работ.

Наши родители и дети активно участвуют в акциях комплекса: «Добрые крышечки», «Бумажный Бум», «Добро Ты».

Очень радостно и приятно видеть первые результаты своей работы: дети стали добрее и внимательнее друг к другу, оказывают взрослым посильную помощь, дружно играют, делятся игрушками, убирают их на место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Тема: Из опыта работы воспитателей второй младшей группы «Взаимодействие воспитателей с родителями».

Консультация для воспитателей   Тема: Из опыта работы воспитателей второй младшей группы  «Взаимодействие воспитателей с родителями»....

Формирование и развитие культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя второй младшей группы).

Актуальность темыВ последнее время, наряду с другими проблемами, является особенно актуальным физическое воспитание детей. Возросшие за последние годы требования программы, изменившиеся условия жизни ...

Семинар на тему: "Формирование и развитие культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя второй младшей группы)".

В последнее время, наряду с другими проблемами, является особенно актуальным физическое воспитание детей. Возросшие за последние годы требования программы, изменившиеся условия жизни способствуют гипо...

Формирование и развитие КГН у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя второй младшей группы).

Важной целью при формировании здорового образа жизни является – воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в повседневной жизни в детском саду и в...

Статья "Развитие культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя первой младшей группы)».

Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, она продиктована не только требованиями гигиен...