Картотека по теме: "Защитники Отечества".
картотека (старшая группа)

Шалаева Елена Степановна

Картотека по теме: " защитники Отечества".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад №57 «Белочка» г. Улан-Удэ комбинированного вида

Проспект Победы, д. 9 А, г. Улан – Удэ, Республика Бурятия, 670017

Тел/факс 8(3012)21-60-10, 21-66-57, Е-mail: belochka-57@yandex.ru

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/104a/00110039-59f7ce65/img0.jpg

Выполнила: Шалаева Елена Степановна,

первая квалификационная категория.

Содержание

1. Физминутка.

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Артикуляционная гимнастика.

4. Зрительная гимнастика.

5. Сюжетная дыхательная гимнастика.

6. Психогимнастика.

7. Логоритмическое упражнение.

8. Речевое развитие: стихи, загадки, считалки, потешки, пословицы, поговорки.

9. Речевые игры.

10. Подвижные игры. 

ФИЗМИНУТКА

«На старт! Внимание! Марш!»

Ровным строем мы идём – раз, два, три.

(Марш на месте. Махи руками, согнутыми в локте)

В барабаны звонко бьём – раз, два, три.

(Продолжаем марш, имитируем стук в барабаны)

Мы летим, как самолёт-раз, два, три.

(Руки в стороны, раскачивание)

Ускоряется полёт-раз, два, три.

(Ускоряем движение)

Пересели в вертолёт – раз, два, три.

(Руки перед собой, изображаем пропеллер)

Поднимает вверх пилот – раз, два, три.

(Медленно поднимаем руки над головой, продолжая изображать пропеллер)

На ракете полетим – раз, два, три.

(Руки вытягиваем над головой, соединяем ладони)

И всех-всех опередим – раз, два, три.

(Не меняя положения рук приседаем и выпрыгиваем в верх)

Поплывем на корабле – раз, два, три.

(Руки перед собой под прямым углом, ладони соединены)

Нас качает на волне – раз, два, три.

(Руки в прежнем положении, раскачивание из стороны в сторону)

Наши пушки метко бьют – раз, два, три.

(Боксирующие движения руками)

Нашей Армии салют! Раз, два три!

(Подпрыгиваем, вскидывая вверх руки с раскрытыми ладонями)

«Мы – солдаты»

Раз-два – аты-баты,

Три-четыре – мы солдаты.

Маршируем, как пехота.

Раз-два – повороты.

В кабину сели самолёта,

Три-четыре – мы пилоты.

Вниз – вверх, вниз – вверх,

Наши крылья лучше всех.

А теперь на кораблях,

Мы качаемся в волнах.

Сквозь бинокль вдаль посмотрим –

Нелегко служить на флоте.

(Имитируем движения по тексту)

«Игра идёт!»
Мы – лётчики, пилоты,

(Руки в стороны, повороты туловища)
Мы водим самолёты.
Танкисты и ракетчики,

(Наклоны в стороны)
Мы – славные разведчики.
Мы – моряки, подводники,

(Приседания)
Мы – храбрые бойцы.
Скоро в Армию пойдём,

(Шагают на месте)
А пока игра идёт!

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

«Бойцы-молодцы»

Пальцы эти – все бойцы,

(Показать раскрытые ладони)

Удалые молодцы.

Два  –  больших и крепких малых

И солдат в боях удалых.

Два  –  гвардейца-храбреца,

(Сжать пальцы в кулаки и поочередно разжимать пальцы на обеих руках одновременно, начиная с больших)

Два  –  сметливых молодца.

Два  –  героя безымянных.

Но в работе очень рьяных!

Два  –  мизинца-коротышки  –

Очень славные мальчишки!  (Е. Карельская)

«Капитан»

Я плыву на лодке белой  

По волнам с жемчужной пеной.             

(Концы пальцев направить вперёд, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. как лодка)

Я - отважный капитан,                               

 Мне не страшен ураган.

(Проговаривая стишок, показывать, качается на волнах, а затем плавными движениями рук сами волны, потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе)

Чайки белые кружатся,                              

Тоже ветра не боятся.                                

Лишь пугает птичий крик                        

Стайку золотистых рыб.                            

И, объездив чудо-страны,     

Посмотрев на океаны,               

(Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок)

Путешественник-герой

К маме я вернусь домой.                    

(Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде)           

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

1.Развитие речевого дыхания и голоса «Ветер дует на парашюты».

Воздушный десант – это сбрасывание с самолёта солдат на парашютах. Если погода безветренная, парашютисты приземляются в нужное место без труда. Если же дует ветер, он уносит парашюты от места, где должен приземлиться десант.

(Чашечка-язычок прижат к верхним боковым зубам, между кончиком языка и передними верхними зубами щель, вот в неё-то и дует «ветер». Повторить 4 раза)

2.Артикуляционно-дыхательные и мимические упражнения:

«Автомат» [ТТТТТТТТТТТТТТТТТТТ]

«Мотор» [ДРРРРРРРРРРРРРРРР]-пальчик – под язычком.

«Самолёт» [а-э-и-о-у] с увеличением и уменьшением громкости.

3.Упражнения для щёк и губ:

«Парашют» (В чередовании «Трубочка» (парашют закрыт)- «Рупор» (раскрытый) под счет до 10).

4.Упражнения для язычка:

«Почистить пулемет» (Как упражнение «Почистить зубы». По очереди нижние, верхние).

«Рупор» - вытянуть губы широкой «трубочкой» и произносить звуки (ш-ш-ш-ш) и (ж-ж-ж-ж).

«Танк» - многократно побарабанить кончиком языка по верхней десне с произнесением звука {т}:т-т-т…

«Пулемётчики» - улыбнуться, слегка приоткрыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами: Д-Д-Д-Д-Д. Сначала медленно, постепенно убыстряя темп.

«Пулеметная очередь» - рот открыт, губы в улыбке. Во время длительного произнесения звука: д-д-д-д за верхними зубами быстрыми движениями чистым прямым указательным пальцем сам ребенок производит частые колебательные движения из стороны в сторону.

https://heckapix.com/images/parachute-cartoon-1.jpg

ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

«Чтобы зоркими нам быть»

Чтобы зоркими нам быть –

(Вращать глазами по кругу по 2-3 сек.) 

Нужно глазками крутить.

Зорче глазки, чтоб глядели,

(В течении минуты массажировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз.) 

Разотрем их еле-еле.

Нарисуем большой круг

(Глазами рисовать круг) 

И осмотрим всё вокруг

(Влево, вправо) 

Чтобы зоркими нам стать,

(Тремя пальцами каждой руки, легко нажать на верхнее веко соответствующего глаза и держать 1-2 сек.) 

Нужно на глаза нажать.

Глазки влево, глазки вправо,

(Поднять глаза вверх, опустить, повернуть вправо, влево) 

Вверх и вниз и всё сначала.

Быстро, быстро поморгать,

(Моргать в течение минуты) 

Отдых глазкам потом дай.

Нужно глазки открывать,

(Широко открывать и закрывать глаза с интервалом в 30 сек.) Чудо, чтоб не прозевать.

Треугольник, круг, квадрат,

(Нарисовать глазами геометрические фигуры по часовой стрелке и против часовой стрелки) 

Нарисуем мы подряд. 

«Стрельба глазами»

Отводить глаза до упора влево и вправо по 10 раз, не доводя их до утомления.

 

СЮЖЕТНАЯ ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

«Трубач» 

Ребёнок подносит к лицу сжатые кулачки, располагая их друг перед другом, – «труба». На выдохе медленно дует в «трубу», произнося различные звуки ([у],[ ду]…).

 «Пулемётчик» Вдохнуть носом, на выдохе протяжно произносить негромко [тра-та-та-та-та]. Выдох должен быть плавным, не должно быть напряжения.

«Самолёт»
Полетели, полетели,
Вперёд руками завертели.
А потом наоборот —
Назад помчался самолёт.

(Вращение прямыми руками вперёд и назад)

«Флажок»

Цели: укрепление круговой мышцы рта; тренировка навыка правильного дыхания; формирование углубленного ритмичного выдоха.

Оборудование: красный флажок.

Посмотри-ка, мой дружок,

Вот какой у нас флажок!

Наш флажок прекрасный,

Ярко-ярко красный.

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, губы трубочкой сложили и долго дуем. Повторить 4-6 раз.

http://blago-crimea.ru/userfiles/image/thumb/logo1494939589.jpg

ПСИХОГИМНАСТИКА

«Солдаты»

Встанем смирно, без движения,

Начинаем упражнения:

Руки вверх подняли – раз!

Выше носа, выше глаз.

Упражнение втрое,

Положенье рук иное.

Будем делать повороты,

Выполнять с большой охотой.

А третье у нас упражнение –

Руки к плечам, круговые движения.

Вперёд-вперёд, назад-назад.

Это полезно для наших ребят.

На ноги свои обрати ты внимание.

Делай глубокие ты приседания!

На одной ноге одной постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

А теперь постой на правой,

Если ты солдатик бравый.

 (Дети имитируют движения по тексту) 

ЛОГОРИТМИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ

«Нашей Армии – салют!»

Наши воины идут: раз-два, раз-два,

(Ходьба на месте)

В барабаны громко бьют: тра-та-та, тра-та-та.

(Имитируют игру на барабане)

В море наши корабли: нынче здесь – завтра там!

(Руки в стороны, покачиваются с ноги на ногу)

Долго плавали в дали по морям, по волнам!

(Круговые движения руками)

Пограничник на посту: кто идёт? кто идёт?

(«Держат автомат», поворачиваясь вправо-влево)

Едут танки по мосту: трр-вперёд, трр-вперёд!

(«Моторчик»)

Над землёю самолёт: у-у, у-у!

(Руки в стороны) 

Разрешён ракетам взлёт: у-у-у-ух, у-у-у-ух!

(Приседают, ладошки сложены перед грудью, встают-поднимают руки вверх) 

Наши пушки точно бьют: бух, бах!

(«Бокс», выбрасывают вперёд то правую, то левую руки)

Нашей армии – салют!

(Поднимают руки в стороны-вверх) 

Ура! Ура!

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

СТИХОТВОРЕНИЯ

«Дуют ветры в феврале»

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле

Легкая поземка.

Поднимаясь, мчатся вдаль

Самолетов звенья.

Это празднует февраль

Армии рожденье! (С. Маршак)

«Мой боец»

Ты зайдёшь в любую хату,

Ты заглянешь в дом любой –

Всем, чем рады и богаты,

Мы поделимся с тобой.

Потому что в наше время,

В дни войны, в суровый год,

Дверь открыта перед всеми,

Кто воюет за народ.

Кто своей солдатской кровью

Орошает корни трав

У родного Приднепровья,

У донецких переправ.

Никакое расстоянье

Между нами в этот час

Оторвать не в состоянье,

Разлучить не в силах нас.

Ты готовил пушки к бою,

Ты закапывался в снег –

В Сталинграде был с тобою

Каждый русский человек.

Ты сражался под Ростовом,

И в лишеньях и в борьбе

Вся Россия добрым словом

Говорила о тебе.

Ты вступил на Украину,

Принимая грудью бой,

Шла, как мать идет за сыном,

Вся Россия за тобой.

Сколько варежек связали

В городах и на селе,

Сколько валенок сваляли, –

Только был бы ты в тепле.

Сколько скопленных годами

Трудовых своих рублей

Люди честные отдали, –

Только стал бы ты сильней.

Землю эту, нивы эти

Всей душой своей любя,

Как бы жили мы на свете,

Если б не было тебя?!  (С.Михалков)

РАССКАЗ О 23 ФЕВРАЛЯ

     

      23 Февраля – праздник, День защитника Отечества. Это важный и торжественный день. Почему он считается таковым? Потому что в этот день чествуем мы защитников Родины, людей, готовых в любой момент отстоять её рубежи.

В этот день мы поздравляем всех, кто защищал Отчизну от врагов, ветеранов войн, тех, кто служил и служит. Мы поздравляем и мальчишек – будущих защитников Отечества. Именно к ним перейдёт почётная миссия  — защищать Родину. 23 февраля традиционно мы поздравляем всех мужчин: коллег по работе, по службе, дедушек, пап, юное поколение, которое встанет на защиту Родины.

Родина-мать – это святое, это наша земля, где мы родились, выросли, где живут дети и взрослые. Где трудятся люди, растят хлеб, учатся… Это святой клочок земли. «Родину-мать умей защищать», «Кто за Родину дерётся, тому и сила двойная даётся».

В наши дни праздник 23 февраля имеет название – День защитника Отечества. Но именовался так он не всегда. Можно вспомнить его предыдущие названия:

— День Красной Армии и Флота,

— День Советской Армии и Военно-Морского Флота.

В настоящее время в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации (1995 год), праздник именуется как «День защитника Отечества».

Накануне и в праздничный день 23 февраля принято посещать памятные места,  места былых сражений, слушать рассказы ветеранов, чтить память тех, кто сложил свою голову, защищая Отечество.

Есть такая профессия – защищать Родину. «Военному делу учиться всегда пригодится», «Смелый боец — в ученье и в бою молодец». На тех, кто в данный момент защищает рубежи нашей Родины, лежит особая ответственность. Именно эти люди сейчас охраняют покой, мир на земле.

ЗАГАДКИ

Он границу охраняет,
Чужака не пропускает,
И все время смотрит в оба,
А порядок был бы чтобы.  
(Пограничник)

Стоят тут три старушки,
Суровые подружки,
Вздохнут они да охнут,
Вблизи все люди глохнут. 
(Пушки)

Любит он на море качку,
Ходит тихо он, в раскачку,
Бородой подчас зарос,
Старый, доблестный
…(матрос)

Двадцать третье февраля –
Этот праздник знаем.
Подскажите, а кого
Всё же поздравляем?
(Мальчишек и взрослых мужчин)

В форме ровно все стоят,
И молчание хранят,
Поздравляем мы отряд,
Нашей Родины 
…(солдат)

Он такой ловкач, братва,
Сварит суп из топора,
И такой мудрец в работе,
А прославился в 
…(пехоте)

Любой профессии военной
Учиться нужно непременно.
Быть чтоб опорой для страны
Дай Бог, чтоб не было
...(войны)

В самолёте он летает,
Страну нашу охраняет.
Выполняет он приказ:
Защищая с неба нас.
(Лётчик)

Бескозырка и тельняшка,
Вьются ленты за спиной.
По полгода ходит в море,
Вы узнали кто такой?
(Моряк)

Начинал простым курсантом,
Потом стал он лейтенантом.
Он обучен воевать,
Как, скажи, его назвать?
(Офицер)

На границе он стоит,
Враг не лезет к нам, дрожит.
В поле, иль на берегу,
Преграждает путь врагу.
(Пограничник)

Дружит с рацией не зря,
Слух отличнейший, друзья!
(Радист)

Гусеницы, башня, пушка,
Люк открытый на верхушке.
Та машина в поле чистом
Управляется
…(танкистом)

Защитит он нас умело,
С парашютом между делом
Прыгнет вниз и без прикрас,
Выполнит любой приказ.
(Десантник)

От террористов защитит нас
Конечно же, крутой
…(спецназ)

Если ранили солдата,
Он внезапно тут как тут.
Забинтует и подлечит
Как его друзья зовут?
(Военный врач)

Охранять свою страну
Буду вместе с братом.
Когда вырасту, друзья,
Стану я 
…(солдатом)

Спешит по вызову отряд,
Готов он разыскать снаряд.
Три мины обезвредил смело,
Боец поистине умелый
. (Сапёр)

Он в форме темно-синей
Служит на субмарине.
Охраняя океан,
Был в портах десятка стран.
(Подводник)

Он все решает в один миг,
Границ отваги не достиг.
Великий подвиг совершает,
Его народ как величает?
(Герой)

В выходные мы опять,
С папой в тир идем стрелять.
Чтобы к армии я смог
Стать как «Ворошиловский»…
(стрелок)

Не президент он и не царь,
Но в армии друзья.
Ослушаться его приказ
Никак, никак нельзя
. (Командир)

Имя девичье носила
Ну а как врага косила!
Замыслы врага порушит
Легендарная
…(Катюша)

Стоят подружки,
Грозные старушки.
Если только охнут,
Вокруг все люди глохнут.
(Пушки)

Грозный ствол его торчит,
Беспощадно он строчит.
Меня многие поймут,
Скажите, как его зовут?
(Пулемёт)

ПОСЛОВИЦЫ

Где смелость, там и победа.

Герой за Родину горой.

Герой никогда не умрет, он вечно в народе живет.

Грудь солдата – защита Отечества.

Для Отечества лучше, если сыны отца превосходят.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Для смелого солдата и рукавица – граната.

Жить – Родине служить.

За край родной иди бесстрашно в бой.

Кто Отчизну любит, тот врага рубит.

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ

«Кто служит в армии?»

Служит в пехоте – пехотинец

Охраняет границу – пограничник

Служит в артиллерии – артиллерист

Служат в десантных войсках – десантник

Прыгают с парашютом – парашютист

Служат на подводной лодке – подводник

Летает на самолёте – лётчик

Летает на вертолёте – лётчик

Ездит на танке – танкист

Служит в разведке – разведчик

Служит в войсках связи – связист

Служит в ракетных войсках  – ракетчик

«Один – много»

Артиллерист - артиллеристы
Врач (военный) - врачи
Мина - мины
Бомба - бомбы
Защитник - защитники
Капитан - капитаны
Танкист - танкисты
Лётчик – летчики
Разведчик - разведчики
Сапер - саперы
Парашютист - парашютисты
Солдат - солдаты

«Есть – нет» (родительный падеж единственного числа)

Офицер – нет офицера

Пограничник – нет пограничника

Танкист – нет танкиста

Солдат – нет солдата

Лётчик – нет лётчика

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

«Защита укрепления»

Дети становятся по кругу. С помощью считалочки выбирается защитник, который защищает кеглю, стоящую в маленьком нарисованном кругу в центре большого. Игроки стараются сбить кеглю мячом. Мяч можно перебрасывать, но из общего круга бросающему выходить и менять место нельзя. Тот, кому удается сбить кеглю, становится на место защитника.

«Меткий стрелок»

Цель: Учим бросать мячик в намеченную цель.

Для игры понадобятся три круга разных цветов, вырезанные из плотного картона, диаметром 10 см. Прикрепим мишени на стене (с помощью скотча), на высоте 110 см от уровня пола. Расстояние между кругами должно быть не менее 30 см.

Ребёнок встает от цели на расстоянии около 80 см, называет цвет кружка и бросает в него мячом. После того как малыш станет легко справляться с этим заданием, предложите ему потренироваться бросать мячи разного диаметра и веса.Упражнение нужно выполнить не менее трех раз, тогда полученные результаты закрепятся. Если играют два–три ребенка, то целей должно быть на несколько кругов больше, чем детей.

«Разведчики, парад, засада»

По команде «Парад» дети идут парадным шагом, высоко поднимая колени.

По команде «Разведчики» дети идут осторожно, согнувшись.

По команде «Засада» приседают и не шевелятся.

 «Военные»  

Лётчики – бег врассыпную, прямые руки в стороны;

Моряки – бег врассыпную, сложив ладони вместе и вытянув руки вперед;

Танкисты – ходьба в полуприседе;

Пехотинцы  – ходьба парами строевым шагом;

Снайперы – лечь на пол, приняв позу стрелка;

Тревога – построение в одну шеренгу

https://2.bp.blogspot.com/-DydNR9ndgSA/Vs2slUWagNI/AAAAAAAABws/J50q6tLlyQ8/s1600/2016-02-15%2B15-17-43%2B%25D0%25A1%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B8%25D0%25BD%25D1%2588%25D0%25BE%25D1%2582%2B%25D1%258D%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B0.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занмательный материал по лексической теме "Защитники Отечества"

Материалом могут воспользоваться как логопеды, так  восптател дошкольных учреждений...

Открытое занятие на тему: "Защитники нашего отечества" в подготовительной к школе группе

Программное содержание:1.Воспитывать в детех чувство гордости за наших воинов.2.Привлечь их внимание к празднику-Дню защитника отечества3. Познакомить с боевыми действиями пехотинцев и мотострелков4. ...

Конспект проведения НОД в старшей группе по теме ФГОС области " Познание, формирование целостной картины мира". Тема : " Защитники Отечества" (с использованием презентации)

Познакомить детей с вооружёнными силами России. Дать знания об их названии и уметь различать по назначению. Продолжать учить отвечать на поставленные вопросы, используя полученные ранее знания....

СЦЕНАРИЙ К ДНЮ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА в средней группе на тему: «Защитники Отечества»

Праздник для детей должен быть не только интересным, но и познавательным. Кто такие защитники Отечества – это люди, вставшие на защиту своей Родины. Во время Великой Отечественной войны отцы, бр...