Сообщение (на родительском собрании) на тему: «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»
материал (подготовительная группа) на тему
Сообщение
(на родительском собрании)
на тему:
«Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_2.docx | 28.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение
(на родительском собрании)
на тему:
«Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»
2015-2016 учебный год
Подготовила и провела:
педагог-психолог
Штода Т.М..
Цели собрания:
- педагогическое и психологическое просвещение родителей по вопросам воспитания и обучения детей, поступающих в первый класс школы;
- формирование представления о психологической и педагогической готовности к школьному обучению;
- знакомство с особенностями адаптации к новым образовательным условиям.
Задачи собрания:
обсуждения специфики обучения детей в подготовительной группе , возрастных особенностей детей 6-7 лет, параметров психологической готовности ребенка к
обучению в школе, информирования о программе работы педагога-психолога в группе.
Предварительная работа:
- Выпуск папок – передвижек «Советы психолога»;
- Оформление информации для стенда;
- Изготовление буклетов в помощь родителям.
- Анкетирование родителей для определения стиля семейного воспитания.
Материалы:
- Презентация на тему: «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»;
- Консультация на тему: «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»;
- Буклеты на тему: «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению».
План:
Теоретическая часть: презентация и сообщение на тему «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению».
Уважаемые родители! Ваш ребенок - будущий первоклассник.
Успешная учеба малыша не только радует родителей, но и доставляет ребенку чувство удовлетворения и гордости, что стимулирует его на дальнейшие ученические «подвиги». Очень часто бывает так, что ребенок умеет писать, считать, читать, но не умеет долгое время находиться в большом коллективе или не умеет следовать требованиям нового взрослого (учителя). Или через какое-то время ребенок отказывается идти в школу, говоря, что ему там надоело, не нравится, скучно, трудно и т. д. Это другая сторона готовности к школе – психологическая.
Что же такое «психологическая готовность ребенка к школьному обучению»
В ваших группах была проведена диагностика психологической готовности к обучению в школе.
Педагогическая диагностика - проверка навыков чтения, счета и общеобразовательных понятий. Однако психологическая подготовленность к школе определяется следующими факторами: при проведении психологической диагностики в основном оцениваются умения ребенка действовать по правилу, умения внимательно слушать и точно выполнять различные задания.
Из чего складывается психологическая готовность?
—Социальная-коммуникативная готовность ребенка связана с его способностью, легко включаться в различные группы детей для выполнения общих заданий. Социально ориентированный ребенок охотно помогает другим, делится с ними игрушками, сладостями, карандашами. Он спокойно идет на контакт со сверстниками и взрослыми; знает правила общения.Не стесняется задать вопрос, может связно высказывать мысли. Умеет работать в коллективе и участвовать в обсуждениях. У малыша к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Необходимо дать ему возможность самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и пр. Адекватная самооценка. Высокая самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что "школа плохая", "учитель злой" и т.д. Ребенок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение, результаты своей деятельности. На основе правильной самооценки вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение.
— Волевая готовность.Ребенок умеет управлять своим вниманием и поведением, знает, что можно и чего нельзя, не агрессивен, не драчлив.умеет достигать поставленных целей;Систематические занятия в школе предъявляют высокое требования к самоорганизации ребенка: не пропустить мимо ушей домашнее задание, не забыть захватить из дома все нужное для уроков, уметь быстро включиться в дело после перемены и т. д.
-интеллектуальная готовность. Определенный запас знаний, умений, навыков(навыки чтения, готовность руки к письму и т.д)Имеет широкий кругозор, запас конкретных знаний
-Физическая готовность. Если ребенок физически ослаблен, ему трудно сохранить осанку сидя за партой, трудно работать на уроке из-за быстрой утомляемости и неустойчивого внимания. Слабое развитие мелких групп мышц повышает утомляемость, кроме того, у ребенка может исчезнуть желание научиться писать, потому что руки быстро устают, цифры и буквы написаны криво и грязно.
Показатель зрелости детского организма - это «полуростовый скачок». Его переживают дети в 5-6-летнем возрасте.
Несложный филиппинский тест поможет родителям решить вопрос, прошел ли ребенок этап взросления. Тест отражает не столько степень развития скелета, сколько более важный показатель - степень зрелости всего организма! И конечно, уровень созревания нервной системы, способность головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Правую руку ребенка при вертикальном положении головы накладывают поперек середины темени. Пальцы руки вытянуты в направлении ушной раковины. У ребенка старше 6 лет кончики пальцев должны доставать до ушной раковины. Можно попросить ребенка достать правой рукой левое ухо.
— Мотивационная готовность-это выраженное желание учиться, узнавать новое. Заставить ребёнка успешно учиться невозможно, если он сам этого не захочет. Ваш ребенок активно интересуется окружающим, задает вопросы, увлеченно ищет ответы сам или ждет пояснения от взрослых? Значит ребенок мотивационно готов к учебе в школе.Если у ребенка нет желания учиться, то его интеллектуальная готовность не будет реализована в школе. Существенного успеха в школе такой ребенок не достигнет.
Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу. Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы. Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался.Если ребенок указывает, что в школе двойки будут ставить, там программа трудная, играть будет некогда, то это, как правило, результат ошибок в воспитании. Запрещается запугивание детей школой, что особенно вредно по отношению к детям робким, неуверенным в себе. "даже двух слов сказать не можешь...", "Там тебе покажут!».
Часто задаваемые вопросы:
1.Нужны ли ребенку дополнительные занятия?
Для ребенка, посещающего д,с – Центры развития, подготовительные курсы в школе конечно полезны, но не всегда необходимы. Нужно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Некоторые дети готовы общаться с утра до вечера и не хотят уходить(д,с, секция, подготовительные курсы). А некоторые уже после д,с устают, испытывают психоэмоциональное напряжение. Им нужно к маме, в домашнюю обстановку.
- В каком возрасте отдавать ребенка в школу?
Нужно придерживаться золотой середины. Я покажу вам крайности и чем они опасны, а вы уже сами решайте, исходя из индивидуальных особенностей. Важно, чтобы ребенку нравилось. Любое обучение, воспитание должно быть веселым, чтобы ребенок играл, чтобы ему было интересно, и здесь очень важно за этим следить. Готов ли он психологически, хочет ли он в коллектив. Почему плохо рано. Потому что ребенок будет младше основной массы детей и если он не очень общительный могут быть проблемы с адаптацией в коллективе. Для детей семи лет – год разница, это огромная разница. А если пойдет почти в восемь, то возможно он будет интеллектуально перезрелым и ему будет неинтересно. Нельзя как ускорять так и замедлять психическое развитие ребенка.У шестилеток еще проблема в том, что им трудно усидеть на месте даже небольшой промежуток времени, особенно если ребенок гиперактивный, а их 10%., И ЕСЛИ ИДТИ В ШКОЛУ, ТО ЛУЧШЕ ПОЗЖЕ, ЧЕМ СТАРШЕ СТАНОВИТСЯ ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК, ТЕМ ЛУЧШЕ У НЕГО РАЗВИВАЕТСЯ СПОСОБНОСТЬ УПРАВЛЯТЬ СВОЕЙ ЭНЕРГИЕЙ, ТЕРПЕТЬ, т.е. появляется саморегуляция деятельности и поведения.
- Если дети не находят контакта с первой учительницей и с одноклассниками.
Первую скрипку играет конечно учитель, потому что хороший учитель, профессионал, он найдет контакт практически с любым ребенком. Поэтому я всегда советую родителям выбирать не школу, а учителя. Первое качество – добрый. В педагогическом плане. Материнская забота. Желает добра своим ученикам. Это всегда видно по разговору. Если учитель привык всегда строить там всех, равняйсь, смирно, упал, отжался, то такой учитель не способен наладить контакт с ребенком, у которого например сложный характер. Как выяснить добрый учитель или нет, способен ли он построить глубокий эмоциональный контакт с ребенком. Ведь это очень важно, потому что именно учитель определяет мотивацию ребенка к учебе. Мастерство в обучении и воспитании как раз в значительной мере выражается в способах индивидуального подхода к каждому ребенку.Очень часто приходится встречать детей 9-10 лет, в начальной школе, которые вообще не хотят идти в школу и не любят учиться. Это в основном из-за отсутствия глубокого эмоционального контакта с учителем. Чтобы выбрать правильно учителя есть несколько средств. Пообщаться с мамами, можно поспрашивать у самих учеников с 1-4 класс. Посмотреть на перемене, как дети бегут встречать учителя, позитивно, улыбаются, особенно девочки. Всё-таки, доброта, я считаю ключевой критерий, определяющий мотивацию к учебе и самое важное, в первых классах, чтобы ребенок хотел идти в школу и у него это желание не пропало, из=за неверной позиции учителя.
4.Как родители могут подготовить ребенка к адаптации в коллективе.
Есть дети у которых действительно существуют сложности в общении, это видно. Воспитатель вашего ребенка легко ответит на этот вопрос. Если у вашего ребенка нет проблем с общением, то скорее всего какая то специальная подготовка ему не нужна. А если вы видите, что ребенку сложно сходиться с людьми, у него есть трудности в общении, он не умеет разрешать конфликты, то необходимо научить его навыкам общения, БАЗОВЫМ. Во-первых научите ребенка знакомиться «Здравствуйте, меня зовут Саша» Смотреть в глаза и улыбаться. Больше ничего не нужно. Порепетируйте дома на куклах в сценках. Это очень важно. Это 50% проблем в общении решено. Вторая проблема, это навыки разрешения конфликтов. Это сложнее. В основном ребенок учится им, глядя на то, как это делают родители. Следует поддерживать доброжелательные отношения вашего ребенка с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого. Если в отношениях с ребенком родители – начальники, т.е. я командую, ты должен это сделать. Приказы используются слишком часто, то ребенок понимает что в общении надо занять позицию начальника, т.е. не получаются контакты и отсюда все проблемы. Старайтесь личным примеров развивать у ребенка способности находить взаимоприемлемые решения.
Сколько длится период адаптации к школьным условиям.
Детей можно поделить на 3 группы. Первая- у этих детей никакой адаптации нет, т.е. она мгновенно происходит. Они радуются: новые ребята, тут же начинают знакомиться и т.д. Таких большинство 50%. Вторая 20% у них период адаптации не наступает вообще, т.е они как не умели общаться(в силу проблем из семьи) так и не научились. Третья – адаптируются медленно. Есть дети которые долго присматриваются, они могут долго ни с кем не общаться. Затем начинают общаться со всеми. Или выбирают одного кого-то и с ним общаются. Это можно считать адаптацией. Они не вступают в особые контакты с остальными детьми.
5.Как могут родители заинтересовать ребенка, если ему не нравится учиться.
Ну конечно большинство вопросов связанных с учебой, это все-таки учитель. Поэтому вы можете хоть что делать, как говорится из кожи вон, но ребенок придет на занятия к нелюбимому учителю и у него из-за этого нелюбовь может распространиться на все предметы. И соответственно наоборот, даже если вы не проявляете инициативы в отношении к учебе, а ребенок любит учителя, то он хочет ему понравиться, это естественное желание понравиться любимому взрослому.
При успешной адаптации учеба воспринимается ребенком, как увлекательный процесс общения с педагогом и сверстниками. В ином случае школа для ребенка превращается в безрадостную повинность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к родительскому собранию на тему: "Психологическая готовность ребенка к школе".
Школьная готовность, компоненты школьной готовности, психологическая готовность....
Выступление на родительском собрании на тему: «Психологическая готовность ребенка к школе»
Что такое психологическая готовность к школе? Какие умения должны быть сформированы у ребенка дошкольника?...
Конспект родительского собрания в подготовительной группе "Готовность ребенка к школьному обучению"
Данный материал предназначен для воспитателей, для проведения родительского собрания. В данном материале собрана необходимая информация о том, что же должен знать и уметь ребенок 6-7 лет и как же опре...
Родительское собрание на тему: «Психологическая готовность ребенка к школе»
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной прогр...
Выступление на общешкольном родительском собрании на тему: "Психологическая готовность ребенка к школе"
Цель выступления: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе. Задачи: Познакомить родителей с понятием школьная зрелость ребенка. ...
Родительское собрание Тема: «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»
Цель: Обратить внимание родителей на психологическую готовность ребенка к обучению в школе....
Собрание для родителей Тема: «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»
Психологическая готовность ребенка к школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в детском саду и семье. Ее содержание определяется системой требований, которую школа предъявляет...