Доклад на педсовете. Тема: "Организация работы с родителями по формированию ЗОЖ у детей младшего дошкольного возраста "
материал (младшая группа)

Богомазова Екатерина Михайловна

Работа по формированию здорового образа жизни заключается в том, чтобы совместно с родителями сформировать у детей привычки, которые сохраняют и укрепляют здоровье с детсва: соблюдение режима дня, правильное питание, закаливание, формирование потребности в движении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Городского округа Королев Московской области

«Детский сад общеразвивающего вида №39

«Солнечный город»

Доклад на педсовете

Тема:

«Организация работы  с родителями

по формированию ЗОЖ

у детей младшего дошкольного возраста»

Подготовила:

воспитатель

Богомазова Екатерина Михайловна

г. Королев, 2019

 «Чтобы сделать ребенка умным

и рассудительным, сделайте

его крепким и здоровым: пусть

он работает, действует,

бегает, кричит, пусть он

находится в постоянном движении».

                                                         

Жан Жак Руссо

Мы не ошибемся, если скажем, что во все времена человеческой истории здоровье было одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. «Будьте здоровы» - говорят люди друг другу. «Желаем вам самого главного – здоровья», - говорят наши близкие. По большому счету здоровье было и остается дороже власти и богатства (зачем все это больному человеку?).

Поэтому целесообразно начинать работу по приобщению детей к здоровому образу жизни еще с дошкольного возраста. В своей презентации хочу представить один из аспектов этой работы – работа с родителями по формированию у  наших воспитанников основ здорового образа жизни.

Все начинается с семьи. Первое слово, первый шаг, полезные и вредные привычки ребенок увидит впервые в семье, среди людей, которые любят его не за что-то, а за то, что он просто есть, такой красивый, смышленый, с хорошим аппетитом, и не всегда с хорошим здоровьем. Вряд ли найдутся такие родители, которых не интересует здоровье своего ребенка. В современном мире многие родители с точностью назовут заболевание (если ребенок болеет), препараты, которыми лечат, название клиники, в которой ребенок проходил консультацию. Проводя беседу с детьми на вопрос «Что нужно делать, чтобы не болеть?»  80% ребятишек ответили: «Лечиться!».

Работа по формированию здорового образа жизни заключается в том, чтобы совместно с родителями сформировать у детей привычки, которые сохраняют и укрепляют здоровье с детства: соблюдение режима дня, правильное питание, закаливание, формирование потребности в движении. Родители должны быть постоянными активными участниками образовательной деятельности, проводимой в учреждении. Активизируя роль родителей через организацию совместной деятельности детей и взрослых можно достичь наилучших результатов в физическом развитии и оздоровлении дошкольников. Но проблема в том, что родители чаще всего выступают зрителями, и реже участниками мероприятий.

Главная цель:  формирование в содружестве с родителями потребности к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста.

Задачи :

*     Повышать педагогическую культуру родителей.

*     Изучать, обобщать и распространять положительный опыт семейного воспитания.

*     обогащать знания о ЗОЖ через различные виды деятельности

*     создать единое  здоровьесберегающее пространство в детском саду и   дома.

Принципы взаимодействия с семьей

1. Принцип партнерства, взаимопонимание и доверия.

  1. Принцип «Активного слушателя»
  2. Принцип согласованности действий.
  3. Принцип самовоспитания и самообучения.
  1. Принцип ненавязчивости.
  2.   Принцип жизненного опыта.

7.  Принцип безусловного принятия

Здоровые дети – это великое счастье. На протяжении веков люди искали причину от болезней и видели ее секреты то в специфике питания, то в закаливании, то в отдельных видах физических упражнений. А причина эта, оказывается, рядом. Она кроется в здоровом образе жизни.

Важность воспитания здорового образа жизни у детей обусловлена пониманием, что только с самого раннего детства можно привить основные знания, навыки и привычки по здравоохранению, которые со временем превратятся в важный компонент общей культуры человека и повлияют на формирование здорового образа жизни всего общества. Именно в дошкольном возрасте закладывается будущий потенциал здоровья, это важнейшее время для воспитания здорового образа жизни. Дети дошкольного возраста уже способны понимать и осознавать зависимость состояния здоровья от образа жизни.

Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но не задумывается о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим их миром, с людьми.

  Опыт моей работы с дошкольниками показал, что детям, не научившимся заботиться о своем здоровье, сложнее вникнуть в реалии современной жизни. А ведь новое тысячелетие заставит их столкнуться с тем, что больше успехов в жизни и карьере добиваются более здоровые и образованные сверстники.

Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. А чтобы понять всю многогранность этой проблемы, необходимо уточнить, что такое здоровье. Наиболее общепринятой во всем мире является формулировка: “Здоровье - это состояние полного физического, психического, социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов”. Выпадение хоть одной из этих структурных частей приводит к утрате целого. Чаще всего мы судим о здоровье как об отсутствии на данный момент заболеваний. Но до чего неполно это представление! А ведь критериями здоровья являются и предрасположенность к болезням, и уровень физического и психического развития, и состояние сопротивляемости и многое другое.

В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушениями осанки. Этот перечень можно было бы продолжать еще очень долго. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных — малоподвижный образ жизни. Дома родители предпочитают завлечь ребёнка спокойными играми: в лучшем случае рисованием, интеллектуальными или другими настольными играми, в худшем - просмотром телепередач или видеофильмов.

И это вполне понятно: родители хотят отдохнуть после трудового дня, в квартирах много мебели и мало места, а ребенок, разбегавшись, может получить травму или что-то разбить. Пусть лучше посидит — спокойнее будет.

Движение - врожденная потребность человека, от удовлетворения которой зависит его здоровье. Поэтому крайне необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении. Оно служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нем, а также средством всестороннего развития дошкольника.

Помимо общепринятых рекомендаций по выполнению режима дня, достаточной двигательной активности, здоровый образ жизни предполагает воспитание у детей активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, которая обуславливает сам стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, понимание того, как эту жизнь и здоровье сохранить в окружающей среде, полной незаметных опасностей. Дошкольный возраст - наилучшее время для закрепления на всю жизнь привычке к чистоте. Дети могут успешно усвоить все основные гигиенические навыки, понять их важность и привыкнуть систематически, выполнять их правильно и быстро. Для их выработки дети учатся закатывать рукава, хорошо намыливать руки мылом, тщательно ополаскивать их, мыть лицо, досуха вытирать личным полотенцем, пользоваться носовым платком.

Повторность режимных моментов, постоянство требований обеспечивает прочность знаний и навыков самообслуживания, помогает при воспитании самостоятельности. Большую помощь также оказывает художественная литература: рассказы Л. Воронковой «Маша-растеряша», стихи К. Чуковского «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», З. Александровой «Что взяла, клади на место», «Топотушки», И. Муравейка «Я сама», а также народные песенки, потешки: «Водичка, водичка, умой моё личико», «Травка-муравка», «Ночь пришла, темноту привела». Некоторые стихи и потешки дети заучивали на память.

В закреплении навыков умывания, воспитания опрятности и аккуратности большую роль играют познавательные занятия, дидактические игры. Но главное внимание уделяется повседневному закреплению у малышей культурно-гигиенических навыков и самостоятельности. При этом используются такие разнообразные приемы, как показ, объяснение, непосредственная помощь, поощрение. Терпеливо, многократно детям показывается, как удобно есть, сидеть за столом, вытирать рот после еды. Применяется также метод поручений («Принеси», «Убери на место»), который способствует закреплению понятия о том, что игрушки после игры и чайную чашку со стола надо убирать на место.

Наиболее эффективным в воспитании здорового ребенка являются физические упражнения и физкультурные занятия. Для растущего организма особую ценность они приобретают, если проводятся на воздухе, поскольку усиливают обмен веществ и поступление в организм большого количества кислорода. Игры и занятия на воздухе во все времена года способствуют закаливанию организма ребенка, повышению его работоспособности и снижению заболеваемости.

Совместная деятельность детского сада с родителями по формированию здорового образа жизни детей.

Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, но лишь семья является самым важным звеном передачи ребенку опыта, в том числе здорового образа жизни. Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

Таким образом, подтверждается необходимость связи семейного и общественного воспитания как двух взаимодополняющих социальных институтов.

Без активного взаимодействия в системе «ребенок - родитель - педагог» невозможно эффективное развитие ребенка.

Основные задачи по работе над здоровым образом жизни среди родителей и формирование его у детей:

- настрой на здоровый образ жизни;

- достаточная двигательная активность;

- умение регулировать свое психическое состояние;

- правильное питание;

- четкий режим дня;

- отказ от вредных привычек в семье;

- выполнение гигиенических требований;

- умение предупреждать опасные ситуации и правильно вести себя при их возникновении.

Основные направления и формы работы с родителями:

- Взаимопонимания, взаимоинформирование: анкетирование, стенды, беседы, консультации, информация на сайте.

- Непрерывное образование воспитывающих взрослых( просветительская работа): родительские собрания, ширмы для родителей, мастер классы

- Совместная деятельность педагогов, родителей и детей: конкурсы, совместные проекты, совместные игры, досуги.

Принцип единства с семьей - главный принцип.

Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, культурно-гигиенических процедур, развития двигательных навыков.

Поэтому очень важно оказывать необходимую помощь родителям, привлекать их к участию в совместных мероприятиях.

Содержание работы с семьей:

- Индивидуальные беседы с родителями по укреплению здоровья детей;

(о полезной и вредной пище, положительное отношение к культурно-гигиеническим навыкам, правила безопасности жизни, правильный режим сна);

- Консультации по данному вопросу;

-Анкетирование на тему: «Что мы знаем о здоровье».

По результатам анкетирования, цель которого состояла в том, что бы выяснить проблемы, возникающие у родителей в воспитании здорового ребенка, а также проанализировать знания родителей о здоровом образе жизни, выяснилось, что работа по формированию здорового образа жизни у детей ведётся не во всех семьях. Дети неправильно питаются, не соблюдают режим сна, много времени проводят перед телевизором, наблюдают, как родители курят, ведут неподвижный образ жизни.

Заключение

Целью дальнейшей работы по формированию здорового образа жизни - привлечение родителей к более активному участию в жизни группы, чтобы они стали единомышленниками и нашими партнерами.

Таким образом, представляется возможным утверждать, что работа педагога с родителями по формированию здорового образа жизни будет эффективной, если:

- она будет строиться на основе сотрудничества;

- методы работы с родителями будут способствовать их личной заинтересованности в её результатах.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Городского округа Королев Московской области «Детский сад общеразвивающего вида №39 «Солнечный город» «Организация работы с родителями по формированию ЗОЖ у детей младшего дошкольного возраста» Подготовила : воспитатель Богомазова Екатерина Михайловна

Слайд 2

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении». Жан Жак Руссо.

Слайд 4

Главная цель: формирование в содружестве с родителями потребности к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста. Задачи : * Повышать педагогическую культуру родителей. * Изучать, обобщать и распространять положительный опыт семейного воспитания. * обогащать знания о ЗОЖ через различные виды деятельности * создать единое здоровьесберегающее пространство в детском саду и дома.

Слайд 5

. Принципы взаимодействия с семьей 1. Принцип единства с семьей. 2. Принцип партнерства, взаимопонимание и доверия. 3. Принцип «Активного слушателя» 4. Принцип согласованности действий. 5. Принцип самовоспитания и самообучения. 6. Принцип ненавязчивости. 7. Принцип жизненного опыта. 8. Принцип безусловного принятия


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 6

Совместные досуги

Слайд 10

ВЫВОД : Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от качественного взаимодействия семьи и педагогов ДОУ. Формируя отношение ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе педагогов, всего персонала детского сада и непосредственного участия родителей. Только с изменением уклада ДОУ и семьи можно ожидать реальных результатов в изменении отношения детей дошкольников и их родителей к собственному здоровью. А это значит, что главная цель – формирование в содружестве с родителями потребности к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста, воспитание здорового, гармонически развитого ребёнка, способного легко адаптироваться в условиях школьного обучения,- достигнута .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для воспитателей Дома ребёнка «Куклотерапия как эффективный метод развития речи детей младшего дошкольного возраста в условиях Дома ребёнка»

Куклотерапия позволяет ребёнку с проблемами в развитии из пассивного слушателя постепенно превращаться в активного соучастника игры. Кукла учит, воспитывает, развивает, дарит положительные эмоции ребё...

Доклад на тему: «Формирование диалогической речи детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»

Доклад на тему: «Формирование диалогической речи детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»...

Педсовет: Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Консультация для родителей по формированию ЗОЖ у детей младшего дошкольного возраста.

Гигиенические навыки - это очень важная часть культуры поведения. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать  правила, то у них появиться уважение к окружающим....

Доклад на тему «Организация различных видов деятельности, способствующих развитию сенсорных способностей детей среднего дошкольного возраста»

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п....

Доклад «Формирование функциональной грамотности детей младшего дошкольного возраста через создание игровых ситуаций, формирующих правила взаимоотношения со сверстниками»

На современном этапе образования функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию ребенка во всех видах его деятельности, потребностью активной личност...