Программа по самообразованию "Развитие познавательного интереса у детей в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности".
материал
Самообразование воспитателя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_eksperementalnaya_deyatelnost.doc | 384.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
1. | Паспорт Программы | 3 |
2. | Пояснительная записка | 5 |
3. | Актуальность выбранной темы | 6 |
4. | Цель и задачи программы | 7 |
5. | Предполагаемые результаты | 8 |
6. | Этапы реализации Программы | 9 |
7. | План деятельности по теме самообразования | 10 |
7.1. | Модуль «Научно-методическое обеспечение» | 10 |
7.2. | Модуль «Психолого-педагогическое обеспечение» | 13 |
7.3. | Модуль «Условия реализации темы по самообразованию» | 14 |
7.4. | Модуль «Обобщение результатов» | 15 |
8. | Литература | 15 |
- Паспорт Программы
Название программы | Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности. |
Автор-разработчик | Воспитатель: Кутузова Светлана Васильевна |
Нормативный срок освоения программы | Один год |
Основания для разработки программы |
|
Цель | Повышение уровня личного профессионального мастерства и компетентности в познавательном развитии детей дошкольного возраста через организацию опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности. |
Задачи |
|
Предполагаемые результаты | Для педагога:
Для воспитанников:
|
2. Пояснительная записка
Настоящая программа по самообразованию (далее – Программа) разработана в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Программа ориентирована на овладение основными профессиональными компетенциями в зависимости от личных потребностей и возможностей.
Данные компетенции реализуется с помощью:
- развития представлений о своих профессиональных возможностях;
- своей ответственности за развитие, обучение и воспитание детей раннего возраста;
- освоения познавательной базы решения проблемы;
- расширения собственного профессионального образовательного пространства;
- активного взаимодействия с родителями воспитанников.
Профессиональное самообразование проходит в определенных организационных формах (индивидуальных, групповых, коллективных) с привлечением разнообразных средств образования: учебных и методических текстов, наглядных пособий, технических видео средств, информационно-коммуникационных технологий.
- Актуальность выбранной темы
Анализ результатов самоанализа собственной профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО, позволили выявить затруднения (профессиональные дефициты) и проблемы развития профессиональных компетентностей в соответствии с выполняемыми должностными обязанностями.
Мною были выявлены следующие профессиональные дефициты:
- Недостаточность теоретических знаний об особенностях познавательного развития у детей старшего дошкольного возраста.
- Недостаточность практических умений для развития познавательного интереса через познавательно-исследовательскую деятельность.
В связи с этим, основными направлениями профессионального самообразования были выбраны:
-приобретение необходимых профессиональных знаний по формированию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
- формирование необходимых профессиональных знаний по организации опытно-экспериментальной деятельности для познавательного развития детей
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процесс обучения и воспитания.
Перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и - обязательно - инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Именно на это указывается в законе РФ “Об образовании”. Активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит возможность для совершенствования.
Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающего мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является поисково-исследовательская деятельность и экспериментирование. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи). В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы
Я считаю, что одной из эффективных форм познавательного развития детей старшего дошкольного возраста является опытно-экспериментальная деятельность. Именно поэтому при взаимодействии с воспитанниками я использую метод исследования не только в процессе непосредственно образовательной деятельности, но и в режимных моментах: при умывании, прогулке.
Для решения задач развития познавательного интереса организую целенаправленную работу с детьми по следующим направлениям:
- формирование у детей умений самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать своё мнение, обобщать результаты опытов.
- развитие у детей наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.
- развитие мелкой моторики рук, используя при этом игры с песком, водой, сенсорные игры.
- расширение и активизация словарного запаса в процессе экспериментирования.
- создание в окружении ребенка речевой среды, понятной и доступной ему.
Таким образом, в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе самоанализа, работы с детьми старшего дошкольного возраста, а также в соответствии с современной стратегией познавательного развития воспитанников, я определила цель и задачи Программы по самообразованию.
- Цель и задачи Программы
Цель: Повышение уровня личного профессионального мастерства и компетентности в познавательном развитии детей дошкольного возраста через организацию опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности.
Задачи:
- Изучить психолого-педагогические особенности и специфику познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.
- Изучить методики опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности.
- Совершенствовать методику педагогического сопровождения воспитанников в процессе экспериментирования.
- Разработать проект, развлечение, дидактический, иллюстративный и информационный материал по данной теме.
- Организовать и провести мониторинг по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста
- Создать условия для развития познавательной активности воспитанников, предусматривающие научно-методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды.
- Создать безопасную и психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия воспитанников.
- Организовать взаимодействие с родителями по вопросам познавательного развития детей через опытно-экспериментальную деятельность.
- Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег на муниципальном, региональном и всероссийском уровне, в средствах массовой информации и в сети Интернет.
- Предполагаемые результаты
Для педагога:
- Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.
- Разработан проект и развлечение по опытно-экспериментальной деятельности с детьми.
- Разработан учебно-методический комплект: картотека игр с песком, картотека игр с водой, дидактические игры, сенсорные игры с крупой, схемы опытов, операционные карты, мнемотаблицы, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации.
- Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.
- Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и особенностей.
Для воспитанников:
- Ребенок умеет делать предположения, адекватные выводы, слушать и понимать других
- Дети читают операционные карты, схемы, мнемотаблицы
- Самостоятельно выполняет элементарные опыты и эксперименты
- Знает разнообразные игры с водой, песком, крупой, дидактические и сенсорные игры.
- Сформирован познавательный интерес
- Сформировано произвольное поведение
- Этапы реализации Программы
Программа по самообразованию состоит из нескольких этапов, каждый из которых посвящен решению определенных задач развития профессиональной компетентности:
I этап – информационно-аналитический
Задачи этапа:
- Анализ собственных профессиональных проблем.
- Определение приоритетного направления в организации самообразования.
- Определение условий организации профессионального развития, средств контроля, материально-технического и научно-методического обеспечения.
На первом этапе анализируется собственная профессиональная деятельность, выявляются профессиональные затруднения (дефициты) изучается научно-методическая литература, современное состояние проблемы, определяются теоретико-методологические подходы к ее рассмотрению, психолого-педагогические условия реализации темы и средства эффективного формирования профессиональной компетентности в процессе повышения собственной квалификации.
II этап – практико-ориентированный
Задачи этапа:
- Разработка тематического планирования.
- Обеспечение условий для реализации программы.
- Ознакомление, апробация и внедрение в профессиональную деятельность необходимых умений, знаний и трудовых действий.
На втором этапе разрабатывается план деятельности по теме самообразования. План включает комплекс различных форм самообразования: обучение на семинарских занятиях, изучение методической литературы, показ открытых образовательных мероприятий для педагогов и родителей, презентации педагогического опыта и др. Предусматривается организация самостоятельной работы по разработке проектов, конспектов образовательной деятельности, дидактических, подвижных игр и др.
Формирование практических умений осуществляется на различных мероприятиях, включенных в программу. Главная цель этих мероприятий - обеспечить возможность использовать теоретические знания применительно к особенностям изучаемой проблемы, а также овладеть необходимыми навыками и умениями.
III этап – обобщающий
Задачи этапа:
- Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами.
- Обобщение опыта работы по теме самообразования.
- Определение перспективы и дальнейшего развития своей профессиональной деятельности.
На третьем этапе проводится качественная и количественная обработка полученных результатов, их теоретическая интерпретация. Анализируются и обобщаются результаты деятельности, внедряется в практику полученный опыт работы.
- План деятельности по теме самообразования
Планирование педагогической деятельности разработано на основании модулей и включает основные направления профессионального саморазвития.
- Модуль «Научно-методическое обеспечение»
№/№ | Направления деятельности по теме | Содержание деятельности | Сроки |
1. | Обучение по теме самообразования | - обучение на вебинарах, семинарах по данной теме; - изучение опыта других педагогов по вопросам развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности. | В течение учебного года |
2. | Ознакомление с научной и методической литературой по теме | Изучить методические пособия:1. Веракса Н.Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве. Учебное пособие. Мозаика-Синтез, 2014 2. Ермолаева С.Д. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Детство-Пресс-2020 3.Организовать работу кружка, создать рабочую учебную программу кружка; Изучить и проанализировать современные подходы к познавательному развитию детей из книг:1. Н.В.Исакова Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. / Санкт-Петербург «детство-пресс»2013г. 2. Афанасьева М.В. Игры и эксперименты с песком и камнями для дошкольников 4-7 лет. Учебно-методическое пособие. ФГОС-Детство-Пресс-2020 2013г. Изучить педагогическую технологию с учетом специфики ДОУ, возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников группы: 1.А.И. Савенков – Методика исследовательского обучения дошкольников Подобрать развивающие игры на основании методических пособий: 1) Гаврина С.Е. Игры и упражнения на внимание и мышление. 2) Жукова О. Развивающие задания для дошкольников. Издательство «Сфера», 2016;3) Сумнительный К.Е «Домашняя школа Монтесори. Сенсорное развитие». М. «Детство-гид», 2018; 4) Омельченко Л.В. «Иинтерактивные развивающие познавательно-речевые игры для детей 5-7 лет”. –Учитель- 2018; | Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 |
3. | Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса | Разработать учебно-методический комплект, включающий: -атрибуты для опытно-экспериментальной деятельности. -картотеку опытов и экспериментов -операционные карты, схемы, - картотеку «Сенсорные игры»; - картотеку «Игры с водой», Выпуск альбома «Замки на песке», «Волшебный песок» -развлечение «Мы исследователи» -разработка и проведение НОД по познавательному развитию;
Рекомендации и консультации для родителей и педагогов «Развитие исследовательской деятельности детей дома», «Развитие исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста с использованием игр на прогулке», «Играем, познаем, экспериментируем» -папка-передвижка «Познавательное развитие дошкольника в процессе экспериментирования» -буклеты «Опытно-экспериментальная деятельность детей дома», «Занимательные опыты в домашних условиях» | Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 |
4. | Проектирование деятельности | Разработка и ведение тематического плана по теме самообразования. Разработка проекта по познавательному развитию детей с использованием технологии экспериментирования «Юные следопыты» | Сентябрь-май Апрель 2023 |
5. | Мониторинг деятельности | Проведение диагностических наблюдений; - обработка полученных данных; соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами | Сентябрь 2022 Май 2023 |
- Модуль «Психолого-педагогическое обеспечение»
№/№ | Направления деятельности по теме | Содержание деятельности | Сроки |
1. | Создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды | - проведение экспериментов в различные режимные моменты (умывание, прогулка); - поддерживание доброжелательных отношений воспитанников друг к другу; - поддерживание взаимодействия воспитанников друг с другом в разных видах деятельности; - ориентировка на интересы и возможности каждого ребенка; - поддерживание инициативы и самостоятельности воспитанников; - применение в образовательной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей. | В течение года |
2. | Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме самообразования | - проведение совместно с родителями и для родителей: - Изготовление сборника игр для мам и пап «Сыпь песок, лей водичку» - развлечение «Энергия» | Январь 2023 Март 2023 |
3. | Взаимодействие с социальными партнерами по теме самообразования | Подготовка и проведение совместного тематического мероприятия: - с учащимися начальной школы | По плану организации |
7.3. Модуль «Условия реализации темы по самообразованию»
№/№ | Направления деятельности по теме | Содержание деятельности | Сроки |
1. | Создание развивающей предметно-пространственной среды | - оформление развивающей познавательной зоны в группе: «Познайка» - оснащение пространства группы оборудованием, пособиями и атрибутами к различным познавательным играм и опытно-экспериментальной деятельности; - создание объектов и предметов, обеспечивающих разнообразную деятельность детей по методической теме: подбор специальных книг, альбомов; подбор демонстрационного материала по теме; - пополнение видеотеки по опытно-экспериментальной деятельности | Январь 2023 С января по май С января по май |
7.4.Модуль «Обобщение результатов»
№/№ | Направления деятельности по теме | Содержание деятельности | Сроки |
1. | Описание и обобщение деятельности по теме самообразования | представление опыта в форме: - проекта «Юные следопыты» - презентация «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности». - проведения непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в течение учебного года; | Май 2023 |
- Литература:
Нормативно-правовые документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 – 13).
Научная и методическая литература:
1. Веракса Н.Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве. Учебное пособие. Мозайка-Синтез, 2014
2. Ермолаева С.Д. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Детство-Пресс-2020
3. Н.В.Исакова Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. / Санкт-Петербург «детство-пресс»2013г.
4. Афанасьева М.В. Игры и эксперименты с песком и камнями для дошкольников 4-7 лет. Учебно-методическое пособие. ФГОС-Детство-Пресс-2020
5.Кобзев Т.Г. Организация деятельности детей на прогулке- Издательство «Учитель» 2013г.
6.А.И. Савенков – Методика исследовательского обучения дошкольников
7. Гаврина С.Е. Игры и упражнения на внимание и мышление.
8. Жукова О. Развивающие задания для дошкольников. Издательство «Сфера», 2016;
9. Сумнительный К.Е «Домашняя школа Монтесори. Сенсорное развитие». М. «Детство-гид», 2018;
10.Омельченко Л.В. «Интерактивные развивающие познавательно-речевые игры для детей 5-7 лет”. –Учитель
11.Познание предметного мира: комплексные занятия для детей 5-7 лет. / Волгоград: «Учитель» 2009г. Санкина Л.К./
12. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
13. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Меньщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.
14. Интернет ресурсы по теме: «экспериментальная деятельность в ДОУ», «Опыты и эксперименты», «Весёлые опыты», «Занимательные фокусы». Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию на 2013-2014 уч.год "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности".
План работы по самообразованию на 2013-2014 учебный год "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности"....
Методический семинар на тему: «Развитие познавательных способностей детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности»
Данный методический семинар "Развитие познавательных способностей детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности" был проведён на зональном этапе конкурса профессионального мастерства "Учитель...
Тема: « Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности».
Тема: « Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности»....
Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности
laquo;Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при...
План работы по самообразованию " Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности"
Цель самообразования: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: изучение необходимой литературы, проведение открытых мероприятий для анализа с...
Рабочая программа по теме: «Познавательное развитие детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности во второй младшей группе»
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью дошколь...
"Развитие познавательной активности детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности"
Опытно – экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность, пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все...