Программа по самообразованию "Развитие познавательного интереса у детей в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности".
материал

Кутузова Светлана Васильевна

Самообразование воспитателя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie_eksperementalnaya_deyatelnost.doc384.66 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Alexey\Downloads\рабочий стол 001.jpg

Содержание

1.

Паспорт Программы

3

2.

Пояснительная записка

5

3.

Актуальность выбранной темы

6

4.

Цель и задачи программы

7

5.

Предполагаемые результаты

8

6.

Этапы реализации Программы

9

7.

План деятельности по теме самообразования

10

7.1.

Модуль «Научно-методическое обеспечение»

10

7.2.

Модуль «Психолого-педагогическое обеспечение»

13

7.3.

Модуль «Условия реализации темы по самообразованию»

14

7.4.

Модуль «Обобщение результатов»

15

8.

Литература

15

  1. Паспорт Программы

Название

программы

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности.

Автор-разработчик

Воспитатель: Кутузова Светлана Васильевна        

Нормативный срок освоения

программы

Один год

Основания для разработки

программы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 – 13).
  5. Устав МБОУ «Средняя школа № 18»
  6. Образовательная программа дошкольного образования МБОУ «Средняя школа № 18»

Цель

Повышение уровня личного профессионального мастерства и компетентности в познавательном развитии детей дошкольного возраста через организацию опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности.

Задачи

  1. Изучить психолого-педагогические особенности и специфику познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.
  2. Изучить методики опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности.
  3. Совершенствовать методику педагогического сопровождения воспитанников в процессе экспериментирования.
  4. Разработать творческие и познавательные проекты, дидактический, иллюстративный и информационный материал по данной теме.
  5. Организовать и провести мониторинг по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста
  6. Создать условия для развития познавательной активности воспитанников, предусматривающие научно-методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды. 
  7. Создать безопасную и психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия воспитанников.
  8. Организовать взаимодействие с родителями по вопросам познавательного развития детей через опытно-экспериментальную деятельность.
  9. Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег на муниципальном, региональном и всероссийском уровне, в средствах массовой информации и в сети Интернет.

Предполагаемые результаты

Для педагога:

  1. Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.
  2. Разработаны творческие и познавательные проекты по опытно-экспериментальной деятельности с детьми.
  3. Разработан учебно-методический комплект: картотека игр с песком, картотека игр с водой, дидактические игры, сенсорные игры с крупой, схемы опытов, операционные карты, мнемотаблицы, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации.
  4. Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.
  5. Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и особенностей.

Для воспитанников:

  1. Ребенок умеет делать предположения, адекватные выводы, слушать и понимать других
  2. Дети читают операционные карты, схемы, мнемотаблицы
  3. Самостоятельно выполняет элементарные опыты и эксперименты
  4. Знает разнообразные игры с водой, песком, крупой, дидактические и сенсорные игры.
  5. Сформирован познавательный интерес
  6. Сформировано произвольное поведение.

2.  Пояснительная записка

Настоящая программа по самообразованию (далее – Программа) разработана в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Программа ориентирована на овладение основными профессиональными компетенциями в зависимости от личных потребностей и возможностей.

Данные компетенции реализуется с помощью:

- развития представлений о своих профессиональных возможностях;

- своей ответственности за развитие, обучение и воспитание детей раннего возраста;

  • освоения познавательной базы решения проблемы;
  • расширения собственного профессионального образовательного пространства;
  • активного взаимодействия с родителями воспитанников.

Профессиональное самообразование проходит в определенных организационных формах (индивидуальных, групповых, коллективных) с привлечением разнообразных средств образования: учебных и методических текстов, наглядных пособий, технических видео средств, информационно-коммуникационных технологий.

  1. Актуальность выбранной темы

Анализ результатов самоанализа собственной профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО, позволили выявить затруднения (профессиональные дефициты) и проблемы развития профессиональных компетентностей в соответствии с выполняемыми должностными обязанностями.  

Мною были выявлены следующие профессиональные дефициты:

  1. Недостаточность теоретических знаний об особенностях познавательного развития у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Недостаточность практических умений для развития познавательного интереса через познавательно-исследовательскую деятельность.

В связи с этим, основными направлениями профессионального самообразования были выбраны:

-приобретение необходимых профессиональных знаний по формированию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

 - формирование необходимых профессиональных знаний по организации опытно-экспериментальной деятельности для познавательного развития детей

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процесс обучения и воспитания.

Перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и - обязательно - инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Именно на это указывается в законе РФ “Об образовании”. Активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит возможность для совершенствования.

Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающего мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является поисково-исследовательская деятельность и экспериментирование. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи). В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы

Я считаю, что одной из эффективных форм познавательного развития детей старшего дошкольного возраста является опытно-экспериментальная деятельность. Именно поэтому при взаимодействии с воспитанниками я использую метод исследования не только в процессе непосредственно образовательной деятельности, но и в режимных моментах: при умывании, прогулке.

Для решения задач развития познавательного интереса организую целенаправленную работу с детьми по следующим направлениям:

- формирование у детей умений самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать своё мнение, обобщать результаты опытов.

- развитие у детей наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.

- развитие мелкой моторики рук, используя при этом игры с песком, водой, сенсорные игры.

- расширение и активизация словарного запаса в процессе экспериментирования.

- создание в окружении ребенка речевой среды, понятной и доступной ему.

Таким образом, в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе самоанализа, работы с детьми старшего дошкольного возраста, а также в соответствии с современной стратегией познавательного развития воспитанников, я определила цель и задачи Программы по самообразованию.

  1. Цель и задачи Программы

Цель: Повышение уровня личного профессионального мастерства и компетентности в познавательном развитии детей дошкольного возраста через организацию опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности.

Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогические особенности и специфику познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.
  2. Изучить методики опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности.
  3. Совершенствовать методику педагогического сопровождения воспитанников в процессе экспериментирования.
  4. Разработать проект, развлечение, дидактический, иллюстративный и информационный материал по данной теме.
  5. Организовать и провести мониторинг по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста
  6. Создать условия для развития познавательной активности воспитанников, предусматривающие научно-методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды. 
  7. Создать безопасную и психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия воспитанников.
  8. Организовать взаимодействие с родителями по вопросам познавательного развития детей через опытно-экспериментальную деятельность.
  9. Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег на муниципальном, региональном и всероссийском уровне, в средствах массовой информации и в сети Интернет.

  1. Предполагаемые результаты

Для педагога:

  1. Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.
  2. Разработан проект и развлечение по опытно-экспериментальной деятельности с детьми.
  3. Разработан учебно-методический комплект: картотека игр с песком, картотека игр с водой, дидактические игры, сенсорные игры с крупой, схемы опытов, операционные карты, мнемотаблицы, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации.
  4. Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.
  5. Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и особенностей.

Для воспитанников:

  1. Ребенок умеет делать предположения, адекватные выводы, слушать и понимать других
  2. Дети читают операционные карты, схемы, мнемотаблицы
  3. Самостоятельно выполняет элементарные опыты и эксперименты
  4. Знает разнообразные игры с водой, песком, крупой, дидактические и сенсорные игры.
  5. Сформирован познавательный интерес
  6. Сформировано произвольное поведение

  1. Этапы реализации Программы

Программа по самообразованию состоит из нескольких этапов, каждый из которых посвящен решению определенных задач развития профессиональной компетентности:

I этап – информационно-аналитический

Задачи этапа:

  1. Анализ собственных профессиональных проблем.
  2. Определение приоритетного направления в организации самообразования.
  3. Определение условий организации профессионального развития, средств контроля, материально-технического и научно-методического обеспечения.

На первом этапе анализируется собственная профессиональная деятельность, выявляются профессиональные затруднения (дефициты) изучается научно-методическая литература, современное состояние проблемы, определяются теоретико-методологические подходы к ее рассмотрению, психолого-педагогические условия реализации темы и средства эффективного формирования профессиональной компетентности в процессе повышения собственной квалификации.

II этап – практико-ориентированный

Задачи этапа:

  1. Разработка тематического планирования.
  2. Обеспечение условий для реализации программы.
  3. Ознакомление, апробация и внедрение в профессиональную деятельность необходимых умений, знаний и трудовых действий.

На втором этапе разрабатывается план деятельности по теме самообразования. План включает комплекс различных форм самообразования: обучение на семинарских занятиях, изучение методической литературы, показ открытых образовательных мероприятий для педагогов и родителей, презентации педагогического опыта и др. Предусматривается организация самостоятельной работы по разработке проектов, конспектов образовательной деятельности, дидактических, подвижных игр и др.

Формирование практических умений осуществляется на различных мероприятиях, включенных в программу. Главная цель этих мероприятий - обеспечить возможность использовать теоретические знания применительно к особенностям изучаемой проблемы, а также овладеть необходимыми навыками и умениями.

III этап – обобщающий

Задачи этапа:

  1. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами.
  2. Обобщение опыта работы по теме самообразования.  
  3. Определение перспективы и дальнейшего развития своей профессиональной деятельности.

На третьем этапе проводится качественная и количественная обработка полученных результатов, их теоретическая интерпретация. Анализируются и обобщаются результаты деятельности, внедряется в практику полученный опыт работы.

  1. План деятельности по теме самообразования

Планирование педагогической деятельности разработано на основании модулей и включает основные направления профессионального саморазвития.

  1. Модуль «Научно-методическое обеспечение»

№/№

Направления деятельности

по теме

Содержание деятельности

Сроки

1.

Обучение по теме самообразования

- обучение на вебинарах, семинарах по данной теме;

- изучение опыта других педагогов по вопросам развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности.

В течение учебного года

2.

Ознакомление с научной и методической литературой по теме

Изучить методические пособия:

1. Веракса Н.Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве. Учебное пособие. Мозаика-Синтез, 2014

2. Ермолаева С.Д. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Детство-Пресс-2020 

3.Организовать работу кружка, создать рабочую учебную программу кружка;

Изучить и проанализировать современные подходы к познавательному развитию детей из книг:

1. Н.В.Исакова Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через

экспериментальную деятельность. / Санкт-Петербург «детство-пресс»2013г.

2. Афанасьева М.В. Игры и эксперименты с песком и камнями для дошкольников 4-7 лет. Учебно-методическое пособие. ФГОС-Детство-Пресс-2020
 
3) Кобзев Т.Г. Организация деятельности детей на прогулке/издательство «учитель»

2013г.

Изучить педагогическую технологию с учетом специфики ДОУ, возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников группы:

1.А.И. Савенков – Методика исследовательского обучения дошкольников

Подобрать развивающие игры на основании методических пособий:

1) Гаврина С.Е. Игры и упражнения на внимание и мышление.

2) Жукова О. Развивающие задания для дошкольников. Издательство «Сфера», 2016;

3) Сумнительный К.Е «Домашняя школа Монтесори. Сенсорное развитие». М. «Детство-гид», 2018;

4) Омельченко Л.В. «Иинтерактивные развивающие познавательно-речевые игры для детей 5-7 лет”. –Учитель- 2018;

Сентябрь 2022


Октябрь 2022

Ноябрь 2022

Декабрь 2022

3.

Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

Разработать учебно-методический комплект, включающий:

-атрибуты для опытно-экспериментальной деятельности.

-картотеку опытов и экспериментов

-операционные карты, схемы,

- картотеку «Сенсорные игры»;

- картотеку «Игры с водой»,

Выпуск альбома «Замки на песке», «Волшебный песок»

-развлечение «Мы исследователи»

-разработка и проведение НОД по познавательному развитию;

 

Рекомендации и консультации для родителей и педагогов «Развитие исследовательской деятельности детей дома», «Развитие исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста с использованием игр на прогулке», «Играем, познаем, экспериментируем»

-папка-передвижка «Познавательное развитие дошкольника в процессе экспериментирования»

-буклеты «Опытно-экспериментальная деятельность детей дома», «Занимательные опыты в домашних условиях»

Январь 2023

Февраль 2023

Март 2023

4.

Проектирование деятельности

Разработка и ведение тематического плана по теме самообразования.

Разработка проекта по познавательному развитию детей с использованием технологии экспериментирования «Юные следопыты»

Сентябрь-май

Апрель 2023

5.

Мониторинг деятельности

Проведение диагностических наблюдений;

- обработка полученных данных;

соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами

Сентябрь 2022

Май 2023

  1. Модуль «Психолого-педагогическое обеспечение»

№/№

Направления деятельности по теме

Содержание деятельности

Сроки

1.

Создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды

-  проведение экспериментов в различные режимные моменты (умывание, прогулка);

-  поддерживание

доброжелательных отношений воспитанников друг к другу;

-  поддерживание взаимодействия воспитанников друг с другом в разных видах деятельности;

-  ориентировка на интересы и возможности каждого ребенка;

-  поддерживание инициативы и самостоятельности воспитанников;

-  применение в образовательной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.

В течение года

2.

Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме самообразования

-  проведение совместно с родителями и для родителей:

-  Изготовление сборника игр для мам и пап «Сыпь песок, лей водичку»

-  развлечение «Энергия»

Январь 2023

Март 2023

3.

Взаимодействие с социальными партнерами по теме самообразования

Подготовка и проведение совместного тематического мероприятия:

- с учащимися начальной школы

По плану организации

7.3. Модуль «Условия реализации темы по самообразованию»

№/№

Направления деятельности по теме

Содержание деятельности

Сроки

1.

Создание развивающей предметно-пространственной среды

- оформление развивающей познавательной зоны в группе:

«Познайка»

- оснащение пространства группы оборудованием, пособиями и атрибутами к различным познавательным играм и опытно-экспериментальной деятельности;

- создание объектов и предметов, обеспечивающих разнообразную деятельность детей по методической теме:

подбор специальных книг, альбомов; подбор демонстрационного материала по теме;

- пополнение видеотеки по опытно-экспериментальной деятельности

Январь

2023

С января по май

С января по май

7.4.Модуль «Обобщение результатов»

№/№

Направления деятельности по теме

Содержание деятельности

Сроки

1.

Описание и обобщение деятельности по теме самообразования

 представление опыта в форме:

- проекта «Юные следопыты»

- презентация «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности».

-  проведения непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в течение учебного года;

Май 2023

  1. Литература:

Нормативно-правовые документы:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 – 13).

Научная и методическая литература:

1. Веракса Н.Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве. Учебное пособие. Мозайка-Синтез, 2014

2. Ермолаева С.Д. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Детство-Пресс-2020 

3. Н.В.Исакова Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. / Санкт-Петербург «детство-пресс»2013г.

4. Афанасьева М.В. Игры и эксперименты с песком и камнями для дошкольников 4-7 лет. Учебно-методическое пособие. ФГОС-Детство-Пресс-2020
5.Кобзев Т.Г. Организация деятельности детей на прогулке- Издательство «Учитель» 2013г.

6.А.И. Савенков – Методика исследовательского обучения дошкольников

7. Гаврина С.Е. Игры и упражнения на внимание и мышление.

8. Жукова О. Развивающие задания для дошкольников. Издательство «Сфера», 2016;

9. Сумнительный К.Е «Домашняя школа Монтесори. Сенсорное развитие». М. «Детство-гид», 2018;

10.Омельченко Л.В. «Интерактивные развивающие познавательно-речевые игры для детей 5-7 лет”. –Учитель

11.Познание предметного мира: комплексные занятия для детей 5-7 лет. / Волгоград: «Учитель» 2009г. Санкина Л.К./

12. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

 13. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Меньщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.

14. Интернет ресурсы по теме: «экспериментальная деятельность в ДОУ», «Опыты и эксперименты», «Весёлые опыты», «Занимательные фокусы». Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию на 2013-2014 уч.год "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности".

План работы по самообразованию на 2013-2014 учебный год "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности"....

Методический семинар на тему: «Развитие познавательных способностей детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности»

Данный методический семинар "Развитие познавательных способностей детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности" был проведён на зональном этапе конкурса профессионального мастерства "Учитель...

Тема: « Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности».

Тема: « Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности»....

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности

laquo;Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при...

План работы по самообразованию " Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности"

Цель самообразования: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: изучение необходимой литературы, проведение открытых мероприятий для анализа с...

Рабочая программа по теме: «Познавательное развитие детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности во второй младшей группе»

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью дошколь...

"Развитие познавательной активности детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности"

Опытно – экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность, пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все...