Критическое мышление - это шаг к активным, творческим методам.
консультация

Ширшова Людмила Николаевна

Актуальность технологии развития критического мышления состоит в том, что она является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности ребенка. Она представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности, развития его мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kriticheskoe_myshlenie.docx16.02 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Критическое мышление - это шаг к активным, творческим методам.

Актуальность технологии развития критического мышления состоит в том, что она является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности ребенка. Она представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности, развития его мышления. Критическое мышление происходит, когда новые, уже понятые идеи проверяются, оцениваются, развиваются и на основе проделанной работы делаются выводы. Критическое мышление - это шаг к активным, творческим методам. Если мы хотим воспитать ребенка неординарной личностью, стоит не просто пичкать его информацией, но побуждать его мыслить критически, то есть делать собственные умозаключения на основании полученной информации, размышлять, ставить правильные вопросы.

Критическое мышление – это способ добывания знания, умение анализировать, оценивать, выносить обоснованное суждение, вырабатывать собственное мнение и умение применять полученные знания в любой ситуации.

Ключевым приоритетом развития образования становятся его личностно ориентировочная направленность. Наша задача, как воспитателя, заключается в создании условий для развития личности ребенка. Работая в режиме технологии развития критического мышления у ребенка, воспитатель превращает обучение в совместный поиск информации.

Ведь не зря, возраст 3-5 лет называют «возрастом почемучек». Ребенок за день задает более 10 вопросов. Ему интересно абсолютно все, что его окружает: назначение предметов, значение слов, суть вещей и т.д. Проявляя любознательность ребенок, тем самым тренирует свои познавательные способности. В это время активно пополняет свой словарный запас.Самое главное не спешить отвечать на вопрос ребенка, а узнать, как он сам считает, почему это его заинтересовало и т.д. Если ребёнок выдвигает гипотезы, обобщает, ищет причины — он мыслит, мобилизует свой запас знаний, фантазирует, и это уже намного ценнее того ответа, который мы можем дать.

Вот некоторые советы,

которые помогут развить критическое мышление у детей:

  • В высказываниях должна быть логика. С самого раннего возраста нужно обучать ребенка мыслить логически. Старайтесь сами чаще рассуждать при ребенке, обосновывайте свое мнение, учите ребенка строить фразы по модели: "Если ..., то ...".
  • Приучайте малыша развивать мышление разными способами и в игровой форме.
  • Пусть он сравнивает предметы, находит общие черты, делает выводы после прочтения сказок.
  • Не принимайте ответ: "Потому что так хочу" или "Потому что мне так нравится", если речь идет об аргументации мнения о чем-либо. Попросите ребенка подумать и назвать настоящую причину. Разумеется, не стоит заставлять малыша сразу озвучивать аргументы. Пусть сначала он научится задумываться над этим. Помогите ему, задавая наводящие вопросы.
  • Позвольте ребенку сомневаться. Ваш ребенок в чем-то сомневается, выражает недоверие к каким-то фактам — отлично! Значит, он будет стараться доказать, что он прав. Значит, захочет узнать все об объекте спора. Узнает и запомнит много нового и интересного.
  • Ваш ребенок указывает на ошибку в ваших рассуждениях? Или задает много уточняющих вопросов? Это замечательно. Значит, он внимателен, готов высказать свое мнение и очень хочет все знать. Поощряйте такие разговоры.
  • Старайтесь приучить ребенка сначала выяснять всю информацию, а уже потом делать выводы. Покажите, что неразумно критиковать то, о чем ничего не знаешь, нужно всегда стараться судить объективно.

Пробуждая в детях критическое мышление, воспитатель учится честно отвечать на детские вопросы, даже если он не знает ответа. И самое лучшее. Что можно ответить в таком случае: «Я не знаю, почему это так. Давай вместе придумаем, как это можно узнать»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе по окружающему миру по теме "Пингвины" с применением методов технологии критического мышления

Конспект занятия в средней группе по окружающему миру по теме "Пингвины" с применением методов технологии критического мышления...

Игровые тренинги "Методы технологии критического мышления как средство повышения познавательной активности дошкольников"

Опыт выступления на районном семинаре "Новые подходы к организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования"...

Буклет "Использование метода КРОССЕНС (технология критического мышления) в развитии детей дошкольников"

Использование метода КРОССЕНС для развития познавательно - речевых способностей детей старшего дошкольного возраста...

Рекомендации семинара «Формирование познавательной активности на занятиях учителя – логопеда с применением технологии развития критического мышления у детей – логопатов»

Все приемы данной технологии универсальны. Их можно применять на всех стадиях (вызов, осмысление, рефлексия), можно интегрировать с любой образовательной деятельностью.Эти приемы предполагают как инди...

План по самообразованию "Использование методов ТРИЗ для развития активного творческого мышления дошкольников"

   Использование элементов ТРИЗ в игровом процессе с детьми помогает научить их анализировать все происходящее вокруг, видеть явления и системы не только в структуре, но и во временно...

«Шесть шляп мышления» - увлекательный метод развития критического мышления дошкольников

В материале рассказывается об опыте  использования в работе с детьми подготовительной группы  методики по развитию критического мышления «Шесть шляп мышления» или «Шесть ду...