Игровые тренинги "Методы технологии критического мышления как средство повышения познавательной активности дошкольников"
методическая разработка
Опыт выступления на районном семинаре "Новые подходы к организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_vystupleniya.docx | 33.59 КБ |
dlya_seminara.pptx | 1.58 МБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ детский сад «Березка» г. Белоярский
Семинар «Новые подходы к организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования»
Тема выступления
Игровые тренинги:
«Методы технологии развития критического мышления как средство повышения мотивации к познанию дошкольников»
Воспитатель
Тухтасинова Шолпан Гельмухановна
2018г.
Доброе утро, уважаемые коллеги. Меня зовут Тухтасинова Шолпан Гельмухановна я работаю воспитателем в данном учреждении.
Надеюсь, что и мое выступление будет интересным и полезным, и вы останетесь довольны проделанной работой. Я хочу представить вашему вниманию краткую информацию о технологии развития критического мышления и поделиться своим небольшим опытом работы по данной технологии.
Тема моего выступления ««Методы технологии развития критического мышления как средство повышения мотивации к познанию дошкольников»
Почему именно эта технология? Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я заметила, что многие дети очень пассивны на занятиях, у них отсутствует интерес к получению новых знаний, они стараются быть не замеченными, боятся высказать свое собственное мнение, у многих детей преобладает низкая самооценка. А ведь не за горами школа. И от того насколько будут сформированы качества внутренней потребности в знаниях, зависит качество его образования. Необходимость формирования познавательных интересов дошкольников и подвигло меня на поиски эффективных образовательных методов. И одним из самых эффективных методов в моей практике явилась технология развития критического мышления. Что же такое ТРКМ? Впервые об этой технологии заговорили американские педагоги, желающие научить детей мыслить. Живя в мире с постоянно возрастающей информацией,важно уметь выделить из нее главное и нужное,оценивать с точки зрения за и против. И этому умению необходимо научить наших детей.
Слайд 2: КМ-это методика обучения ,которая отвечает на вопрос как учить мыслить
То есть научить анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные решения и применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать продуманные решения.
Задача воспитателя заключается не в передаче готовых знаний и умений, а в создании условий для развития личности ребенка
Слайд 3 Цель ТРКМ –научить ребенка использовать метод исследования в обучении,ставить перед собой вопросы и стараться найти на них ответы,с тем чтобы применить их в различных ситуациях
Слайд 4 Задачи Пробуждать в ребёнке стремление к образованию, прежде чем образовывать его своими наставлениями
-Учить ребёнка мыслить, начиная не с ответов на вопросы воспитателя, а с собственных вопросов и проблем
Воспитывать в ребёнке желание конструировать своё знание, которое рождается в процессе деятельности, а не присваивать готовое
Слайд5
КР предполагает использование на занятии трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.
1 этап — «Вызов» (ликвидация чистого листа).пробуждение интереса к получению новых знаний
Ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме. Работа с вопросами может проходить в 2 этапа: «я сам», «мы вместе» (парная или групповая работа). На стадии вызова у ребёнка должно сформироваться представление, чего же он не знает «Что хочу узнать?».
2 этап — «Осмысление» (осмысление содержания).получение новой инфрмации
На данной стадии ребенок под руководством воспитателя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать) Это, как правило, самый длительный этап занятия, который предполагает получение новых знаний, их осмысление, соотнесение с имеющимися. Цель данного этапа – побудить ребёнка к высказываниям, дать толчок к анализу своих знаний, поддержать интерес учащихся к информации и добиться ее понимания. При этом важно, чтобы дети обменивались мнениями, говорили, ведь это обогащает их словарный запас, вырабатывает гибкость мышления.
3 этап — «Рефлексия» (размышление). Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на занятии по данной проблеме. Итак, технология развития критического мышления предлагает строить занятие по схеме вызов – осмысление — рефлексия и предлагает набор приёмов и стратегий. Данный этап способствует целостному осмыслению темы, выработке собственного отношения к изучаемому материалу, выявлению тем и проблем для дальнейшей работы, а также анализу самого процесса изучения материала. Дети щиеся самостоятельно делают выводы, приводят сравнения, анализ, соотносят новые знания с имеющимися
Какие же методы и приемы данной технологии применимы в ДОУ?
Слайд 6 Очень широк и разнообразен список приемов и методов этой технологии. Необходимо лишь умение правильно выбрать прием, учитывать способности детей, удачно их комбинировать, вмещать в рамки уже знакомых традиционных форм занятия. В основном технология развития критического мышления рассчитана на детей школьного возраста, так как многие приемы можно использовать только при умении читать. Но некоторые приемы, если изменить немного систему действий, вполне можно, и с неплохим результатом применять у дошкольников.
Слайд 7 Приём «Кластер» Применять можно на всех стадиях
Цели:
1.На этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности дошкольников, мотивации к размышлению до начала изучения темы.
2.На стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал.
3.На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.
Алгоритм составления кластера
1.Кластер оформляется в виде модели планеты со спутниками.
2. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями (слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы)
3. Вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.
Примечание. Так как дети дошкольного возраста еще не умеют писать, можно использовать предметные картинки по теме или делать схематические зарисовки. В основном он используется мной на стадии рефлексии, для подведения итогов по теме.
Сначала я использовала самый простой вид кластера «Солнышко лучистое»
Слайд 10 Прием «Кубик»
Цель: активация мыслительной деятельности детей, учить анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.
Применение-на любой стадии
Каждая сторона кубика несёт вопрос:
- Картинка изображаемого предмета. Что это?
- На что похоже?
- Форма, величина, цвет
- Как это делают?
- Для чего используют?
* За и против (положительное и отрицательное
Приём «Синквейн»
Цель: добиться более глубокого осмысления вопроса, развивать умение детей кратко и точно излагать свои мысли на заданную тему
Применение – на стадии вызова и рефлексии.
Синквейн – стихотворение, состоящее из пяти строк:
1 строка – тема произведения, выраженная одним словом (существительным)
2 строка – описание темы в двух словах (прилагательных)
3 строка – описание действия тремя словами (обычно глаголами)
4 строка – фраза их 4-х слов, выражающая отношение к этой теме
5 срока – одно слово, синоним к первому на эмоционально - образном или философско-обобщённом уровне, повторяющее суть темы
На этапе подготовки к введению синквейна,провожу с детьми игру «Оживление» (на основе «синквейна»)
Цель: активизация мыслительных навыков, вывод наружу имеющихся знаний
Применение - на стадии осмысления
Алгоритм игры:
Дети стоят полукругом, воспитатель надевает шапочку животного, изучаемого на занятии объекта и задает вопросы
-Кто я?
-Какой (-ая,-ое) я?
-Что я делаю?
-Что мне помогает жить? (где я живу?)
-На что я похож (-а)?
Составление синквейна может быть не только устным, но и письменным с заменой слов на схематические рисунки. Примеры детских работ представлены на выставочном столе.
Более полно и конкретно о каждом приеме вы можете ознакомиться в картотеке игр, используемых мной в практической деятельности. Так как в этом году я работу с детьми младшего возраста, я попробовала адаптировать некоторые приемы, которые также вошли в эту картотеку.
Применение ТРКМ дает возможность
- размышлять, классифицировать, оценивать, критически анализировать информацию, делать выводы;
- способствует формированию коммуникативных навыков, активности в образовательной деятельности и самое главное активно развивает познание дошкольника.
Теперь я предлагаю вам немного отвлечься и хочу угостить вас конфетами. Наслаждайтесь. А сейчас я предлагаю вам попробовать на вкус тркм и приступить к практической части.
Предлагаю по видам съеденных конфеткок и организовать рабочую группу.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Критическое мышление – это особая методика обучения, которая отвечает на вопрос: как учить мыслить. Ребёнок нуждается в критическом мышлении, оно помогает ему жить среди людей
Цель технологии развития критического мышления – научить ребёнка использовать метод исследования в обучении, ставить перед собой вопросы, искать на них ответы и стараться, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя
Пробуждать в ребёнке стремление к образованию, прежде чем образовывать его своими наставлениями Учить ребёнка мыслить, начиная не с ответов на вопросы воспитателя, а с собственных вопросов и проблем Воспитывать в ребёнке желание конструировать своё знание, которое рождается в процессе деятельности, а не присваивать готовое Задачи критического мышления
Технология критического мышления состоит из трёх этапов: 1 фаза - вызов (пробуждение интереса к получению новых знаний) 2 фаза – осмысление содержания (получение новой информации) 3 фаза – рефлексия (рождение нового знания)
Приёмы развития критического мышления: Верные и неверные утверждения Кластер Дерево предсказаний Толстые и тонкие вопросы Таблицы Чтение с остановками Синквейн Кубик Перемешанные события Заучивание по схеме Загадка Зигза г Цитата Круги Корзина идей и многое другое
Информация систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре – ключевое понятие. Последующие ассоциации логически связаны с ключевым понятием. Можно составлять кластеры по любой из тем: «Транспорт», «Времена года», «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Птицы и другое Приём «Кластер»
Воздушный Водный Транспорт Грузовой Подземный Наземный Подводный Строительный Снегоуборочный Пассажирский Служебный Хлебоуборочный Грузовой Космический Пассажирский Военный Вертолет, Самолет, Фуникулер, Дирижабль. Вертолет, Самолет Вертолет, Самолет Ракета, Луноход, Спутник, Корабль, пароход, п арусник, лодка, л едокол, яхта, Подводная лодка Грузовик, камаз , прицеп Каток, экскаватор, бульдозер, панелевоз, автокран, башенный подъемный кран Трактор, комбайн, сеялка Велосипед, мотоцикл, автобус, троллейбус, трамвай, поезд, маршрутное такси Пожарная машина, скорая помощь, машина газовой службы, полиция Эскалатор, подземная электричка
Каждая сторона кубика несёт вопрос: Картинка изображаемого предмета. Что это? На что похоже? Форма, величина, цвет Как это делают? Для чего используют? За и против (положительное и отрицательное) Приём «Кубик»
Кубик « Карандаши » Карандаши Похожи на палочки Деревянные палочки небольшого размера, с цветным стержнем внутри Выстругивают из отходов дерева одинаковой длины и толщины Используются для того, рисовать Хорошо то, что карандашами можно все рисовать. Плохо то, что при сильном нажатии ломается стержень, всегда надо точить, может закончиться
Синквейн – стихотворение, состоящее из пяти строк: 1 строка – тема произведения, выраженная одним словом (существительным) 2 строка – описание темы в двух словах (прилагательных) 3 строка – описание действия тремя словами (обычно глаголами) 4 строка – фраза их 4-х слов, выражающая отношение к этой теме 5 срока – одно слово, синоним к первому на эмоционально - образном или философско-обобщённом уровне, повторяющее суть темы Приём « Синквейн »
Вывод: Технология развития критического мышления дает возможность размышлять , классифицировать, оценивать, критически анализировать информацию, делать выводы; способствует формированию коммуникативных навыков, активности в образовательной деятельности и самое главное активно развивает познание дошкольника .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Проектный метод как средство повышения познавательной активности дошкольников»
Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.В. Сухомлинский...
Эссе "Исследовательская деятельность и экспериментирование как средство повышения познавательной активности дошкольников"
Исследовательская активность дошкольника - основное выражение его креативности, его настойчивое стремление реализовать посредством поисковой деятельности (экспериментирования, метода проб и ошибок, оп...
Эссе "Исследовательская деятельность и экспериментирование как средство повышения познавательной активности дошкольников"
Исследовательская активность дошкольника - основное выражение его креативности, его настойчивое стремление реализовать посредством поисковой деятельности (экспериментирования, метода проб и ошибок, оп...
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА.
В статье рассматриваются вопросы использования средств ИКТ в совместной деятельности педагога и ребёнка....
Экспериментирование, как средство повышения познавательной активности дошкольника.
Известно, что дети очень любят задавать вопросы. Именно вопросы являются показателем наличия у детей любознательности, интереса к познавательной деятельности. Эти качества всячески обязан ...
Дидактическая игра как средство повышения познавательной активности дошкольников
В статье освещается содержание работы по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста через дидактические игры...
Интерактивные игры как средство повышения познавательной активности дошкольников
Современное образование заставило нас по-новому взглянуть на процесс воспитательно-образовательной работы в детском саду. Значительную роль в этом может сыграть применение современных информационно-ко...