Картотека игр по ТРИЗ технологии
материал
"Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален,
но его надо научить ориентироваться в современном мире,
чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_po_tehnologii_triz.docx | 22.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр по технологии ТРИЗ
Метод мозгового штурма.
- Игра: «Идеальный конструктор».
Цель: развивать монологическую речь детей, память, внимание, фантазию.
Ход игры: Предложить ребенку построить что-нибудь из ничего, т.е., из того, что есть под рукой.
-Высокую башню из предметов, которые находятся в группе.
-Разложить предметы в группе в порядке возрастания или убывания.
- Игра: «Хорошо-плохо».
Цель: учить выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
Ход игры: выбирается объект, который не вызывает у ребенка стойких ассоциаций, положительных или отрицательных эмоций. Такими объектами могут стать карандаш, шкаф, книга, лампа, стул, камень, лист бумаги и т.д. Всем играющим необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом предмете «плохо», а что «хорошо», что нравится и не нравится, что удобно и неудобно.
- Игра: «Сделай наоборот».
Цель: развивать фантазирование детей, способствовать свободному общению малышей друг с другом и с воспитателем, формировать коммуникативные способности.
Ход игры: Детям предлагается ответить на вопросы:
-Что нужно сделать ребенку, чтобы мама пустила гулять? ( Убрать игрушки, поесть, одеться). -Что нужно сделать ребенку, чтобы мама не пустила его гулять на улицу? (насорить, что-то разбить, не есть кашу, разбросать одежду, нагрубить бабушке, разорвать книгу и т.д.).
-Что нужно сделать, чтобы попасть под машину? (Играть с мячом на дороге, бегать по дороге, кататься на велосипеде по дороге и т.д.).
- Игра:«Скажи наоборот»
Цель: учить подбирать анонимы, слова, противоположные по значению.
Ход игры:
1 вариант: дети в кругу, воспитатель в центре с мячом: много-мало; далекоблизко; грустно-весело и т.д.
2 вариант: после нахождения антонима говорим третье слово (горячеехолодное: утюг; кислое -сладкое: яблоко и т.д.).
Метод системного анализа
- Игра: «Найди общее».
Цель: учить детей находить общее между различными явлениями или предметами; развивать память, обогащать словарный запас детей.
Ход игры: Предложить детям назвать общее между:
- элементами одной системы-человек (руки, ноги)-пальцы;
-однородными или близкими системами-(детский сад-школа), (деревоцветок);
-различными системами или элементами разных систем (лампочка-крокодил; мяч- калоши).
- Игра «Что это означает?».
Ход игры: Детям предлагается объяснить понятия:
- Мальчик как медведь;
-Воспитатель, как грозовая туча;
-Девушка как лебедь;
-Человек как стена;
-Трава, как ковер;
-Лед, как камень;
-Ноги, как вата.
- Игра: «Чем был - чем стал»
Цель: учить детей устанавливать взаимосвязи предметов и материалов во времени.
Ход игры: ведущий называет материал, а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют. Затем, ведущий называет предметы рукотворного мира, а дети определяют, какие материалы использовались при их изготовлении.
Пример: Было раньше тканью, а стало… платьем, одеждой, занавесками, скатертью.
Сейчас это картина, а было… красками, пустым холстом. А что еще стало из красок? Пятно, клякса, грязная вода.
- Игра: «Оператор РВС»
Цель: учить детей ориентироваться в размере, во времени и стоимости, развивать фантазию, творческое воображение.
Ход игры: воспитатель рассказывает детям истории: (Размер)
1. Идет маленький человечек, находит билетик и превращается в большого человека (с 9 этажный дом). Что он будет делать: работать, быть подъемным краном, мыть стекла, маяком для кораблей и т.д.
2. Мальчик стал маленьким с пальчик. Чего, или кого он будет бояться? (людей, птиц, насекомых, и т.д.)
(Время)
1.Что было со стулом много, много лет назад?
2.Что будет с Димой много, много лет вперед?
3.Маша, ты бабушка, тебе 75 лет. Ты у нас Мария Петровна. Что Вы сейчас будете делать? Что Вы будете есть? и т.д.
(Стоимость)
1.У кого дороже избушка у зайца, или у лисы? Почему?
2.Сколько продуктов положить, чтобы получился колобок самый дорогой, самый дешевый?
- Игра: «Назови отличие».
Цель: научить детей определять роль и место объектов, их роль.
Ход игры: Даны предметы: шкаф, магнитофон, книга, звонок, самолет. Чем эти предметы отличаются от карандаша, собаки, машины, телевизора. Найти как можно больше отличий.
- Игра: «Продолжи предложение».
Цель: научить детей определять роль и место объектов, их роль.
Ход игры: Детям дается задание продолжить предложение:
-В горах нельзя громко кричать потому, что….
-Птицы начали вить гнезда потому, что…..
-Ласточки летают низко потому, что….
-Птицы полетели на юг потому, что…..
Метод фокальных объектов
- Игра:«Фоторобот».
Цель: развивать монологическую речь детей, память, внимание, фантазию.
Ход игры: дети составляют героя из частей других объектов, героев других сказок.
Усложнение: придуманного героя зарисовать и «отправить» его в новую сказку.
- Игра: «Что это такое?».
Цель: развивать фантазию, воображение, обогащать словарный запас детей.
Ход игры: берется несколько предметов не имеющих четкого применения (коробки, кубики, палочки и т.д.). Чем они могут быть в игре?
Метод каталога
- Игра: «Продолжи сказку»
Цель: развивать фантазию, воображение ребенка, его словарный запас.
Ход игры: воспитатель рассказывает детям начало придуманной сказки и просит детей ее продолжить.
Пример: Жил был маленький гиппопотамчик. Многие звери смеялись над ним, что он такой маленький. Больше всего смеялась одна муха. Среди мух она была самой большой. И вот однажды села она на ветку рядом с гиппопотамчиком и стала его дразнить…..
- Игра: «Интересные сказки».
Цель: развивать воображение ребенка, его связную и образную речь.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы:
-как сделать так, чтобы Ваня напился, а козленочком не стал?
-куда нужно положить яйцо, чтобы оно не разбилось?
-как сделать, чтобы лиса не съела колобка?
-как сделать, чтобы медведь Машу сам выгнал?
- Игра: «Новая сказка».
Цель: развивать воображение ребенка, его связную и образную речь.
Ход игры: Детям предлагается по двум картинкам из разных сказок придумать новую сказку (красная шапочка и вертолет и т.д.).
- Игра: «Придумай сказку».
Цель: учить детей решению сказочных задач, моделированию новых сказок.
Ход игры: Детям предлагается придумать сказку на темы: «Стул ожил и пошел гулять», «Ты стал домашним животным» и т.д.
- Игра: «Круглые очки».
Цель: развивать воображение ребенка, его связную и образную речь.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям представить, что они одели круглые очки. Это волшебные очки, через которые можно увидеть только круглые вещи. Воспитатель предлагает детям назвать все круглые предметы в комнате.
- Игра: «Почему это произошло?»
Цель: развивать воображение ребенка, его связную и образную речь.
Ход игры: Детям предлагается составить рассказ на заданные ситуации:
-Во всем доме внезапно погасли все электрические лампы;
-Речка вышла из берегов и затопила окрестные луга;
-Подойдя к дому можно было увидеть, что все окна распахнуты настежь;
-Внезапно из леса раздалось громкое, протяжное, звериное рычание;
-Из крана вместо воды полился сок;
-Вместо слез, когда ты плачешь, падают деньги.
Метод усовершенствования
- Игра: «Что будет, если?
Ход игры: воспитатель предлагает детям ответить на вопросы:
-Что будет, если изменить форму предмета?;
- Что будет, если изменить материал из которого изготовлен предмет?;
- Что будет, если изменить величину?;
-Что будет, если изменить цвет?;
-Что будет, если изменить стоимость предмета?
Метод исследования
- Игра: «Животные».
Ход игры: Детям предлагается выбрать одно животное (собака) и рассказать о нем, как можно больше (какие виды собак бывают, какие свойства у собаки, какие функции выполняет, как влияет на семью и т.д.)
- Игра: «Группировка слов».
Ход игры: Детям предлагается назвать как можно больше слов, обозначающих, что может: давить, летать, свистеть и.т.д.
- Игра: «Объяснялки».
Ход игры: Детям предлагается объяснить выражения:
-Золотая середина;
-Золотые руки;
-Козел отпущения;
-Буря в стакане воды;
-Рыльце в пуху;
-А Васька слушает да ест;
-Умывать руки;
-Белая ворона;
-Не все золото, что блестит;
-Не красна изба углами, а красна пирогами;
-Семь раз отмерь, один отрежь;
-Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.
- Игра: «Узнай объект по описанию».
Ход игры: Детям предлагается узнать объект по описанию:
-По снегу покатите -я подрасту,
На костре согреете -я пропаду.
(снежный ком)
-Новый дом несу в руке,
Дверца дома на замке, Тут жильцы бумажные
И ужасно важные.
(портфель).
-Держит девочка в руке Облачко на стебельке.
Стоит дунуть на него-
И не будет ничего.
(одуванчик).
-Очень любят дети
Игры на воображение
- Игра: «В мире животных»
Цель: показать характерные особенности зверей, используя мимику и жесты.
Ход игры: детям дается задание показать мимикой и жестами животных:
слон, жираф, верблюд, обезьяна и т.д.
- Игра: «Скульптура».
Цель: дать детям почувствовать уверенность в своих силах.
Ход игры:
1 вариант. Дети разбиваются на пары. 1-скульптор, 2-скульптура. Задача скульптора мелкими движениями сделать какую-то скульптуру.
2 вариант. Скульптор -1 ребенок. Скульптуры -несколько детей.
- Игра: «Замороженный»
Ход игры: Группа ребят разбита на пары, в паре-замороженный. Задача другого рассмешить, используя мимику и жесты.
- Игра: «На что похоже?»
Ход игры: Вырезать и раскрасить геометрические фигуры. Дети должны ответить: на что похоже: желтый кружок (яйцо, цыпленок, солнце, репка, яблоко и т.д.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр по ТРИЗ-технологии
Игры для занятий по ТРИЗ развивают не только мыслительные процессы, фантазию, воображение, но и речь ребенка....
картотека игр по ТРИЗ технологии
подобраны игры для детей старшего дошкольного возрста по ТРИЗ технологии...
Картотека игр по ТРИЗ технологиям
Материал для воспитателей и родителей....
Картотека игр по ТРИЗ технологии
Картотека игр по ТРИЗ технологии, все самое интересное...
Картотека игр по ТРИЗ – технологии
Картотека игр по ТРИЗ – технологии...
Картотека игр по триз технологии
Игры созданы для развития воображения, развитие речи и творческих способностях у дошкольников...
Картотека игр по ТРИЗ технологии
для детей младшей группы (от 3 лет)...