картотека игр по ТРИЗ технологии
картотека по окружающему миру (старшая группа) на тему
подобраны игры для детей старшего дошкольного возрста по ТРИЗ технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_po_triz_tehnologii.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра «Кем был раньше?» Цель: Формировать у детей умение называть прошлое предмета или объекта, развивать смекалку, мышление. Ход: Воспитатель называет предмет или объект, а дети называют его название в прошедшем времени. Например: - Лошадь (жеребёнок) - Шкаф (доска) - Хлеб (мука) - Дуб (жёлудь) -Лягушка (головастик) -Бабочка (гусеница) -Рубашка (ткань) -Рыба (икринка). | Игра «Один - много» Цель: учить детей находить в одном предмете множество его составных частей. Материал: разные предметы. Ход. Воспитатель: Дети, сколько у меня расчёсок? Дети: Одна расчёска. Воспитатель: Чего в расчёске много? Дети: много зубчиков. Аналогично: - книга - цветок - дерево - морковь… |
Игра «Цепочка слов» Цель: развивать у детей мышление, умение составлять длинный «поезд» из слов – каждое слово вагончик. Вагончики как и слова должны быть соединены между собой, а каждое слово должно тянуть за собой следующее. Материал: модели поезда и вагончиков. Ход игры Дети делятся на две подгруппы. Воспитатель предлагает детям составить длинный поезд из слов. Воспитатель называет слово например: зима –(какая?) –ставит вагончик на стол – зима. Дети: снежная, метельная, вьюжная, суровая, холодная (ставят 5 вагончиков) Воспитатель: А что ещё бывает холодным? Дети: мороженное, лёд, снег, ветер (за каждое слово ставится вагончик) Воспитатель отталкиваясь от последнего слова, задаёт вопрос: А ветер какой? Дети: Северный, южный, сильный и т. д. пока детям не надоест или не кончатся вагончики. Выигрывает та подгруппа, которая больше поставит (наберёт) вагончиков(у кого длиннее поезд) | Игра «Наоборот» Цель: подводить детей к овладению понятием противоречия, учить подбирать слова – антонимы. Ход игры. Воспитатель называет слово, дети подбирают к нему слово-антоним. Например: много – мало, твёрдый – мягкий, трусливый – храбрый. Можно детям предложить вставлять недостающие слова противоположного значения в стихотворные строки, например: Скажу я слово высоко, а ты ответишь – низко. Скажу я слово далеко, а ты ответишь – близко и т. д. На следующем этапе игру можно усложнить. Например: Волк/злой/ - бабушка/добрая/. Карандаш/пишет/ - резинка/стирает/. Книга/даёт знания/ - ребёнок/забирает знания/ |
Игра «Хорошо – плохо» Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны, (дети учатся находить противоречия в окружающей жизни, пытаются их понять и правильно сформулировать), развивать у детей творческое воображение. Правила игры: Воспитатель называет любой объект ,который не вызывает у ребёнка стойких ассоциаций, положительных или отрицательных эмоций. Всем играющим необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте «плохо» а что «хорошо» что нравится и не нравится, что удобно и неудобно и т. д. Ход игры. Например: Вариант 1. Дождь. «Хорошо»: всё быстрее начинает расти, весело лягушкам, песню хорошо под дождь сочинять, всё чистит и моет, ручьи бегут и прибавляют воды в реках, можно бегать по лужам, на оконном стекле от бегущих капель образуется красивый узор, можно выстирать любую вещь, повесив на бельевую верёвку на улице, можно гулять в резиновых сапогах, можно увидеть на небе красивую радугу и т. д. «Плохо»: нельзя развести костёр, на дорожках грязь, шумно когда дождь стучит по крыше, по окнам, может быть наводнение, мама не разрешает гулять, большая влажность, плохая видимость, можно простудиться и | Метод технологии ТРИЗ «Составление загадок». Цель: формирование навыков речевой творческой деятельности детей дошкольного возраста; обучение детей созданию сравнений, созданию образных характеристик объектов. Ход игры: Перед детьми вывешивается таблица с изображением модели составления загадок. Предлагаем детям составить загадку про какой-либо объект. Выбираем объект, например, мяч. Далее детьми даются образные характеристики по заданным Воспитателем признакам: Какой мяч по цвету? (разноцветный, пестрый, яркий) Какой мяч по форме? (круглый) Что он делает? (скачет, прыгает) Далее просим детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы. Что бывает таким же? Разноцветный. Что бывает таким же? (цветы, радуга…) Круглый. Что бывает таким же? (арбуз, солнце, апельсин…) Прыгает и скачет. Кто делает так же? (заяц…) После заполнения таблицы Воспитатель предлагает детям прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «как» или «но не». Получилась загадка о мяче: Разноцветный, как радуга. Круглый, как арбуз. Прыгает и скачет, как заяц. Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребёнок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом. |
Метод технологии ТРИЗ «Сужение поля поиска» (Игра «Да – Нет»). (на примере тема «Транспорт») Цель: закрепление названий транспорта, развитие пространственной ориентировки (слева – справа); употребление существительных в родительном падеже единственного числа с предлогом «от», развитие умения задавать вопросы. Оборудование: На доске в одну линию расставляется 9 транспортных средств (лодка, легковой автомобиль, автобус, катер, самолет, грузовик, троллейбус, вертолет, трамвай). Ход игры: Воспитатель загадывает 1 транспортное средство. Дети отгадывают этот предмет, выясняя с помощью вопросов, с какой стороны от среднего предмета он находится, справа или слева. Воспитатель отвечает «да» или «нет». Вопросы детей: — это самолет? – нет — это слева от самолета? – нет — это справа от самолета? – да (убираются трамвай, вертолет, троллейбус, грузовик и самолет). — это автобус? – нет — это левее автобуса? – нет — это правее автобуса? – да — это легковой автомобиль? – да. | Метод технологии ТРИЗ «Эмпатия» (на примере темы: «Посуда») Цель: учить детей принимать на себя образы рукотворного мира; обогащать словарь детей оценочной лексикой. Ход игры: Представьте себя кастрюлей. Изобразите такую кастрюлю, про которую я говорю. Кастрюлю забыли помыть, оставили в раковине грязную. Что чувствует кастрюля? (ей неприятно, она липкая, неприятно пахнет). Кастрюлю помыли, сварили в ней вкусные аппетитные щи. Что чувствует кастрюля? (она довольна, ей приятно чувствовать себя нужной, полезной). Кастрюлю забыли убрать с огня, она пригорела, у нее сгорело дно. Что чувствует кастрюля? (ей больно, неприятно…). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр по ТРИЗ-технологии
Игры для занятий по ТРИЗ развивают не только мыслительные процессы, фантазию, воображение, но и речь ребенка....
Картотека игр по ТРИЗ технологиям
Материал для воспитателей и родителей....
Картотека игр по ТРИЗ технологии
Картотека игр по ТРИЗ технологии, все самое интересное...
Картотека игр по ТРИЗ – технологии
Картотека игр по ТРИЗ – технологии...
Картотека игр по триз технологии
Игры созданы для развития воображения, развитие речи и творческих способностях у дошкольников...
Картотека игр по ТРИЗ технологии
для детей младшей группы (от 3 лет)...