картотека игр по ТРИЗ технологии
картотека по окружающему миру (старшая группа) на тему

леонтьева ирина геннадьевна

подобраны игры для детей старшего дошкольного возрста по ТРИЗ технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_igr_po_triz_tehnologii.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «Кем был раньше?»

Цель: Формировать у детей умение называть прошлое предмета или объекта, развивать смекалку, мышление.

Ход:

Воспитатель называет предмет или объект, а дети называют его название в прошедшем времени.

Например:

- Лошадь (жеребёнок)

- Шкаф (доска)

- Хлеб (мука)

- Дуб (жёлудь)

-Лягушка (головастик)

-Бабочка (гусеница)

-Рубашка (ткань)

-Рыба (икринка).

Игра «Один - много»

Цель: учить детей находить в одном предмете множество его составных частей.

Материал: разные предметы.

Ход.

Воспитатель: Дети, сколько у меня расчёсок?

Дети: Одна расчёска.

Воспитатель: Чего в расчёске много?

Дети: много зубчиков.

Аналогично:

- книга

- цветок

- дерево

- морковь…

Игра «Цепочка слов»

Цель: развивать у детей мышление, умение составлять  длинный «поезд» из слов – каждое слово вагончик. Вагончики как и слова должны быть соединены между собой, а каждое слово должно тянуть за собой следующее.

Материал: модели поезда и вагончиков.

Ход игры

Дети делятся на две подгруппы.

Воспитатель предлагает детям составить длинный поезд из слов.

Воспитатель называет слово например: зима –(какая?) –ставит вагончик на стол – зима.

Дети: снежная, метельная, вьюжная, суровая, холодная (ставят 5 вагончиков)

Воспитатель: А что ещё бывает холодным?

Дети: мороженное, лёд, снег, ветер (за каждое слово ставится вагончик)

Воспитатель отталкиваясь от последнего слова, задаёт вопрос: А ветер какой?

Дети: Северный, южный, сильный и т. д.  пока детям не надоест или не кончатся вагончики.

Выигрывает та подгруппа, которая больше поставит (наберёт) вагончиков(у кого длиннее поезд)

Игра «Наоборот»

Цель: подводить детей к овладению понятием противоречия, учить подбирать слова – антонимы.

Ход игры.

Воспитатель называет слово, дети подбирают к нему слово-антоним.

Например: много – мало, твёрдый – мягкий, трусливый – храбрый.

Можно детям предложить вставлять недостающие слова противоположного значения в стихотворные строки, например:

Скажу я слово высоко, а ты ответишь – низко.

Скажу я слово далеко, а ты ответишь – близко и т. д.

На следующем этапе игру можно усложнить. Например:

Волк/злой/ - бабушка/добрая/.

Карандаш/пишет/ - резинка/стирает/.

Книга/даёт знания/ - ребёнок/забирает знания/

Игра «Хорошо – плохо»

Цель:  учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны, (дети учатся находить противоречия в окружающей жизни, пытаются их понять и правильно сформулировать), развивать у детей творческое воображение.

Правила игры:

Воспитатель называет любой объект ,который не вызывает у ребёнка  стойких ассоциаций, положительных или отрицательных эмоций. Всем играющим необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте «плохо» а что «хорошо» что нравится и не нравится, что удобно и неудобно и т. д.

Ход игры.

Например:

 Вариант 1. Дождь.

«Хорошо»: всё быстрее начинает расти, весело лягушкам, песню хорошо под дождь сочинять, всё чистит и моет, ручьи бегут и прибавляют воды в реках, можно бегать по лужам, на оконном стекле от бегущих капель образуется красивый узор, можно выстирать любую вещь, повесив на бельевую верёвку на улице, можно гулять в резиновых сапогах, можно увидеть на небе красивую радугу и т. д.

 «Плохо»: нельзя развести костёр, на дорожках грязь, шумно когда дождь стучит по крыше, по окнам, может быть наводнение, мама не разрешает гулять,  большая влажность, плохая видимость, можно простудиться и

Метод технологии ТРИЗ «Составление загадок».

Цель: формирование навыков речевой творческой деятельности детей дошкольного возраста; обучение детей созданию сравнений, созданию образных характеристик объектов.

Ход игры: Перед детьми вывешивается таблица с изображением модели составления загадок.

Предлагаем детям составить загадку про какой-либо объект.

Выбираем объект, например, мяч.

Далее детьми даются образные характеристики по заданным Воспитателем признакам:

Какой мяч по цвету? (разноцветный, пестрый, яркий)

Какой мяч по форме? (круглый)

Что он делает? (скачет, прыгает)

Далее просим детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы. Что бывает таким же?

Разноцветный. Что бывает таким же? (цветы, радуга…)

Круглый. Что бывает таким же? (арбуз, солнце, апельсин…)

Прыгает и скачет. Кто делает так же? (заяц…)

После заполнения таблицы Воспитатель предлагает детям прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «как» или «но не».

Получилась загадка о мяче:

Разноцветный, как радуга.

 Круглый, как арбуз.

Прыгает и скачет, как заяц.

Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребёнок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

Метод технологии ТРИЗ «Сужение поля поиска» (Игра «Да – Нет»).

(на примере тема «Транспорт»)

Цель: закрепление названий транспорта, развитие пространственной ориентировки (слева – справа); употребление существительных в родительном падеже единственного числа с предлогом «от», развитие умения задавать вопросы.

Оборудование: На доске в одну линию расставляется 9 транспортных средств (лодка, легковой автомобиль, автобус, катер, самолет, грузовик, троллейбус, вертолет, трамвай).

Ход игры: Воспитатель загадывает 1 транспортное средство. Дети отгадывают этот предмет, выясняя с помощью вопросов, с какой стороны от среднего предмета он находится, справа или слева. Воспитатель отвечает «да» или «нет».

 Вопросы детей:

— это самолет? – нет

— это слева от самолета? – нет

— это справа от самолета? – да (убираются трамвай, вертолет, троллейбус, грузовик и самолет).

— это автобус? – нет

— это левее автобуса? – нет

— это правее автобуса? – да

— это легковой автомобиль? – да.

Метод технологии ТРИЗ «Эмпатия»

(на примере темы: «Посуда»)

Цель: учить детей принимать на себя образы рукотворного мира; обогащать словарь

детей оценочной лексикой.

Ход игры: Представьте себя кастрюлей. Изобразите такую кастрюлю, про которую я говорю.

Кастрюлю забыли помыть, оставили в раковине грязную. Что чувствует кастрюля? (ей неприятно, она липкая, неприятно пахнет).

Кастрюлю помыли, сварили в ней вкусные аппетитные щи. Что чувствует кастрюля? (она довольна, ей приятно чувствовать себя нужной, полезной). Кастрюлю забыли убрать с огня, она пригорела, у нее сгорело дно. Что чувствует кастрюля? (ей больно, неприятно…).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по ТРИЗ-технологии

Игры для занятий по ТРИЗ развивают не только мыслительные процессы, фантазию, воображение, но и речь ребенка....

Картотека игр по ТРИЗ технологиям

Материал для воспитателей и родителей....

Картотека игр по ТРИЗ технологии

Картотека игр по ТРИЗ технологии, все самое интересное...

Картотека игр по ТРИЗ – технологии

Картотека игр по ТРИЗ – технологии...

Картотека игр по триз технологии

Игры созданы для развития воображения, развитие речи и творческих способностях у дошкольников...

Картотека игр по ТРИЗ технологии

для детей младшей группы (от 3 лет)...