Картотека игр по ТРИЗ технологиям
картотека по математике на тему
Материал для воспитателей и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр по технологии ТРИЗ
Игры на выявление подсистемных связей
1. «Где живет? » (проводится со 2 младшей группы)
Правила игры: Ведущий называет предметы окружающего мира. В средней группе это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы, дети называют среду обитания живых объектов. Ход игры: Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выберите себе любую! Воспитатель: Где живет медведь? Дети: В лесу, зоопарке. Воспитатель: А еще? Дети: В мультиках, в книжках. Воспитатель: Где живет собака? Дети: В конуре, если она дом охраняет. В доме, прямо в квартире. А есть собаки, живущие на улице - бродячие.
Игры на сравнение систем
1.«На что похоже» (проводится со 2 младшей группы)
Правила игры: ведущий называет объект, а дети называют объекты похожие на него. Примечание: Похожими объекты могут быть по следующим признакам: по назначению (по функции, по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать предметные картинки, особенно на этапе ознакомления с игрой. Ход игры Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи. Воспитатель: На что похожа колючка ежика? Дети: На иголки, на булавки, на гвозди. На стержни от ручки и т. д.
2.«Давай поменяемся» (проводится с середины средней группы)
Правила игры: Игра проводится подгруппой. Каждый ребенок загадывает свой объект (можно на одну тему) и говорит, что он умеет делать. Затем идет обмен функциями между детьми, загадавшими объект. Ход игры: Р1: Я - слон. Я могу обливаться водой из хобота. Р2: Я - еж. Я могу сворачиваться клубком. РЗ: Я - заяц. Я могу быстро скакать. Затем идет обмен функциями. Еж теперь может обливаться водой из хобота. Как это? А слон объясняет, как он научился быстро скакать, а заяц сворачиваться клубком.
3.Игра «Почему так произошло? » (со старшей группы) Цель: учить устанавливать причинные связи между событиями. Ход игры Ведущий называет 2 события, на первый взгляд, не связанные между собой и задает вопрос: «Объясни, почему так произошло? » Например:
1 .Белка сидела на дереве и упустила шишку. 2. Самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя. Ответ: Белка, сидя на дереве, упустила шишку. Шишка, падая, спугнула зайца. Заяц выскочил на дорогу. Шофер самосвала увидел зайца, остановил машину и побежал за ним. Шофер заблудился в лесу и самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя. Варианты: 1 .Собака погналась за курицей. 2. Школьники не смогли поехать на экскурсию. 1 .Молоко выкипело. 2. Самолет совершил вынужденную посадку. 1 .Папа раскрыл книгу. 2. Комната наполнилась дымом. 1 .Котенок подошел к блюдечку. 2. Мальчик не выучил урок. 1 .Дворник взял метлу. 2. Мама вдела нитку в иголку.
4.Игра «Путаница»
Цель: учить детей подбирать по смыслу слова в предложении, убирать лишнее слово и подбирать на его место другое. Ход игры - Ребята, однажды Дели-Давай перепутал все слова в предложениях. Сначала он разобрал предложения на слова, а когда решил составить предложения из слов, то у него получилось что-то необычное. Помогите найти лишнее слово в предложении, убрать его, а на его место поставить другое. Например: Летит колючий крокодил, (снег) Висит зеленая собака, (слива) Самолет ползет по рельсам, (поезд) Мальчик ест скакалку, (конфету) Летит воздушный диван, (шар) Рычит лохматый слон, (пес) Смотрю в прозрачное дерево, (стекло) Дверь открывают вилкой, (ключом) Бабушка связала мягкие подушки, (варежки) Мама сварила вкусный стол, (суп)
5.Игра «Да-нетка» по неизвестному слову.
(в старшей и подготовительной группе) Цель: научить работать с недостатком данных, классифицировать предметы, производить мыслительные действия. Ход игры Детям предлагается незнакомое по звучанию слово из словаря. Дети задают вопросы по схеме (аналогично «да-нетке» на загаданное слово) . Слова: торбаса (обувь, вигвам, острец (сорняк, студия, бондарь, цевница.
6.Игра «Один - много» Цель: учить находить в одном предмете множество его составных частей. Закреплять понятие «один - много» Ход игры - Ребята, сколько у меня расчесок? (одна) . -Чего в расческе много? (зубчиков) Аналогично: -коробка стол -книга дерево -ковер дом -клубок цветок -морковь дом
7. Игра «Как это раньше делалось? » (с подготовительной группы)
Цель: Учить определять временную зависимость объекта и его функции. Ход игры Ведущий называет современный объект, изготовленный человеком. Спрашивает детей, зачем это придумано и как раньше данная функция выполнялась. Например: - Настольная лампа. Для чего она придумана? (чтобы человеку было светло, когда он пишет) - Как освещался стол тогда, когда человек еще не изобрел лампу? (свечей, лучинкой) - Зачем человек придумал грузовую машину? (перевозить грузы) . - Как это раньше делалось? (на телеге, верблюде)
8.Игра Пространственная «да - нет ка» (с игрушками, геометрическими формами)
Цель: обучение мыслительному действию Ход игры 1. Линейная: с игрушками, геометрическими формами. На стол выставляется 5 (10, 20) игрушек. Ведущий: Я загадала игрушку, а вы должны сказать - это слева (справа) от машины (машинка стоит посередине) . 2. Плоскостная: на листе (столе, доске) располагаются предметные картинки. Дети мысленно делят лист бумаги по вертикали пополам. Ведущий: У меня загадана картинка. Задавайте вопросы. Дети: Это справа (слева) от середины? Затем дети делят лист по горизонтали: - Это ближе (дальше) от меня? Это слева (справа) от телевизора? Это в верхней половине? (нижней половине) В средней группе используется большее количество картинок, игрушек, цифры,
9.Игра «Раньше - позже» (со средней группы)
Цель: учить определять временную зависимость объекта и его функцию. Ход игры Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого или, что будет после. Например: Ведущий: Мама помыла посуду. А до этого что было? А что будет позже? Ответы детей могут быть разными. Ведущий выбирает какой-либо ответ ребенка (мама кормила свою дочку) . И вопросы к детям по прошлому могут касаться девочки. Затем кого-то из детей попросить рассказать последовательность событий.
10.Игра «Что можно сказать о предмете, если там есть.? » (со средней группы) Цель: учить «разбирать» любой объект на составляющие части и давать характеристику объекту по одной части. Ход игры Ведущий называет какую-либо составляющую, а ребенок должен дать характеристику объекту.
Например: - Что можно сказать об объекте, если у него есть глаза, которые видят ночью? (птица, животное или насекомое, днем спит, а днем добывает себе пищу) . - Что можно сказать об объекте, частью которого есть ласковые слова? (это может быть добрый человек, книга со стихами, открытка) . - Что можно сказать об объекте, в котором есть сор? (это неубранный дом, улица, специальный бак для мусора) .
Игры на формирование умения выделять функции объекта
1.«Что умеет делать» (проводится с середины 2 младшей группы)
Правила игры: Объект отгадать с помощью «Да-нетки» или загадки. Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.
Ход игры: Воспитатель: Что может слон? Дети: Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже таскает
Игры на формирование умения выделять функции объекта
1.«Дразнилка» (проводится с середины средней группы)
Правила игры: Ведущим называется объект. Дети, не называя его функцию вслух, подразнивают его с помощью суффиксов: -лка, -чк, -ще и др. Ход игры: Воспитатель: Кошка. Дети: Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка … Воспитатель: Собака. Дети: Гавкалка, рычалка, кусалка, сторожилище.
2.«Мои друзья» (проводится с начала средней группы)
Правила игры: Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего-либо или кого-либо. Дети определяют кто они (берут роль объекта материального мира). Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его. Дети, объект которых имеет это свойство, подходят к ведущему. Ведущий ребенок. Ход игры: Дети выбирают объекты природного мира. Воспитатель: Я – кабан. Мои друзья – это те, кто живет в лесу и умеет быстро бегать (животные: лиса, волк). Воспитатель: Я – лось. Мои друзья – это то, что умеет дышать (птицы, животные и др.). Воспитатель: Я – медведь. Мои друзья – это то, что умеет издавать звуки (животные, птицы, ветер и т.д.).
Игры на определение линии развития объекта
1.«Чем был – тем стал» (проводится с начала средней группы)
Правила игры: Ведущий называет материал, а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют … Ход игры: При уточнении понятия относительности размера Воспитатель: Это было маленьким, а стало большим. Дети: Был маленьким медвежонком, а стал взрослым медведем. Воспитатель: Было деревом, а стало…Чем может стать дерево? Дети: Домиком для берлоги, домик для бобра, берлога для медведя.
2. «Раньше – позже» (проводится со 2 младшей группы) Правило игры: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом. Ход игры: Воспитатель: посмотрите, какая медведя сделана берлога? Дети: Большая, крепкая, добротная. Воспитатель: Она всегда была такой? Что с ней было раньше? Дети: Ее не было, росли деревья. Воспитатель: Правильно, а еще раньше? Дети: Росли маленькие ростки. Воспитатель: А еще раньше? Дети: Семечки в земле. Воспитатель: А что будет с берлогой потом? Дети: Она развалится, сгниет, смешается с землей.
Игра на определение подсистемных связей объектов.
1.«Что можно сказать о предмете, если там есть…» (проводится с середины средней группы)
Правила игры: Ведущий называет части объекта или предмета, а ребенок должен назвать, что это за объект и дать ему характеристику.
Ход игры: Воспитатель: Что можно сказать об объекте, который имеет лапки с присосками? Дети: Это животное или птица, которая живет на деревьях или скалах. Воспитатель: Что можно сказать об объекте, если там есть «Мяу»? Дети: Кошка, котенок.
Игры на объединение надсистемы и подсистемы объекта.
1.«Хорошо – плохо» (проводится со 2 младшей группы)
Правила игры: Ведущим называется любой объект, явление, у которого определяются положительные и отрицательные свойства. Вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо – почему?», «что-то плохо – почему?» - идут по цепочке. Ход игры: Воспитатель: Лиса – это хорошо. Почему? Дети: Потому что она красивая, пушистая, мягкая, рыженькая. Воспитатель: Лиса – это плохо. Почему? Дети: Потому что ворует кур и гусей, ест мышек и зайчиков.
Игры на объединение надсистемы и подсистемы объекта.
1.«Волшебный светофор» (проводится с начала средней группы)
Правила игры: У «Волшебного светофора» красный цвет означает подсистему объекта, желтый – систему, зеленый – надсистему. Таким образом рассматривается любой объект. Рассматриваемый предмет может висеть (лежать) перед ребенком, а может убираться после показа.
Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Воспитатель: Если я подниму кружочек красного цвета – вы мне назовете части животного. Если я подниму круг зеленого цвета, вы мне скажите, частью чего является животное. А если я подниму круг желтого цвета, то вы мне скажите для чего оно или какую пользу приносит. Данная игра может использоваться при рассматривании картины по любой теме, в том числе и по теме «Животные». Воспитатель: Если я подниму круг красного цвета – вы будете называть те объекты, которые вы видите на картине. Если я покажу вам круг желтого цвета, вы скажите, как эту картину можно назвать. А если я подниму зеленый круг – определите, частью чего является сюжет картины (природный мир. домашние, дикие животные). Воспитатель: Заяц ( поднимает зеленый кружок).
Дети: Заяц относится к природному миру, к живой системе, к диким животным. Он живет в лесу. Воспитатель: Поднимает красный кружок. Дети: У зайца есть голова, уши, туловище, хвост, лапы, нос, шерстка. Воспитатель: Почему заяц меняет шубку зимой? Дети: Чтобы скрываться от врагов: лисы, волка. Воспитатель: поднимает желтый кружок. Дети: Зайчик – это доброе, безобидно животное, он никого не обижает. Он нужен для того, чтобы в лесу жили животные и было красиво.
Игры на сравнение систем
1.«Теремок» (проводится со средней группы)
Правила игры: детям раздаются различные предметные картинки. Один ребенок выполняет роль едущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в «Теремок» сможет туда попасть только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются: «Тук-тук. Кто в теремочке живет?» Примечание: В ходе игры ведущий может менять установки: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня». Или: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня». Похожести и различия могут быть по функции (по назначению предмета), по составным частям, по местонахождению или видовой принадлежности. Ход игры: Похожести у объектов живого мира. Дети: Тук-тук. Кто в теремочке живет? Ведущий: Это я, лиса. А ты кто? Дети: А я волк, пусти меня к себе! Ведущий: Пущу тебя к себе, если скажешь, чем ты лиса, похожа на меня, волка. Дети: И ты, и я – дикие животные. У нас одинаковое строение: есть 4 лапы. Туловище, голова,2 уха, шерсть, мы относимся к природному миру, живой природе. Мы живые, поэтому дышим и т.д. Различия у объектов живого мира
Дети: Тук-тук. Я заяц. Кто в теремочке живет? Пусти меня к себе! Ведущий: Это я – белка. Пущу тебя к себе, если скажешь, чем мы с тобой отличаемся. Дети: Заяц немного больше белки. У нас разный окрас (белка рыженькая, а заяц – зимой белый, а летом – серый), у нас разное питание (белка питается орешками, грибами сухими, а зайчик – травкой, корой деревьев, морковкой); белка живет на дереве в дупле, а заяц бегает по земле.
3.«Найди друзей» (проводится с середины средней группы) Правила игры: Ведущий называет объект, выделяет его функцию, а дети говорят, кто или что выполняет эту же функцию. Примечание: В данную игру можно играть подгруппой, или группой при фронтальных формах работы (на занятии). Игру рекомендуется использовать после того, как дети ознакомятся с понятием «функция». Ход игры:
Ведущий: Лошадь перевозит груз, а кто еще из животных выполняет эту функцию? Дети: Перевозят груз слон. Может собака – на Севере, олень, верблюд. Ведущий: Заяц умеет скакать, а кто еще из животных умеет скакать? Дети: Умеет скакать кенгуру, белка, лошадь.
4.Игра «Фантазия»
Цель: развивать умение находить ресурсы предметов, заменять их на другие предметы. Ход: Ребята. Представьте себе, если на земле исчезнут … - все пуговицы. Чем их можно заменить? (липучками, кнопками, крючками, замками). - все учебники - все спички - ручки - ластики.
5.Игра «Волшебные картинки» Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами).
Ход: Ребята, сейчас закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам предметы, образы животных, людей и т.д. Закрасьте и дорисуйте им необходимые части.
Игра на классификацию объекта
1.«Все в мире перепуталось» (проводится со 2 младшей группы). Примечание: Для игры используется «модель мира», которая на первом этапа ознакомления состоит из двух частей: рукотворного и природного мира. С постепенным усвоением количество частей мира увеличивается. В старшем дошкольном возрасте ведущим может быть ребенок. В игру можно играть как подгруппой, так и группой. Ведущий просит объяснить, почему предмет определили именно в эту часть мира, а затем воспитатель обобщает. Во 2 младшей группе воспитатель сам показывает, помещает или раздает детям предметные картинки. Вместе с воспитателем дети определяют местонахождение объекта на модели мира, объясняют, почему этот объект относится к природному или рукотворному миру. Правила игры со средней группой: Ведущий игры – воспитатель (в конце года – ребенок) показывает картинку с объектом. Играющие определяют, к какому миру относится. Если объект относится к рукотворному миру, то требуется определить к какой функциональной группе он относится (одежда, мебель, посуда, обувь, транспорт, игрушки и т.д.) Примечание: Расширение этой части модели мира происходит постепенно с расширением представлений детей об окружающем мире. В этом возрасте появляются новые разделы в секторе рукотворного мира и в секторе природного мира (воздух, вода, земля). Ход игры: Воспитатель: На картинке – собака. К какому миру принадлежит7
Дети: К природному. Воспитатель: Где живет собака? Где обитает? Дети: Собака живет у человека в доме, может у дома, в будке; на земле. Воспитатель: Значит, картинку можно поместить в сектор «земля». Воспитатель: На картинке – бобер. К какому миру он относится? Дети: К природному. Воспитатель: Где живет бобер? Где обитает? Дети: Бобер живет и на земле и в воде. Воспитатель: Значит, картинку можно поместить и в сектор «вода», и сектор «земля». Но где больше всего обитает бобер? Вспомните сказки о бобре. Дети: Больше всего в воде. Туда поместим картинку.
Универсальные системные игры
1.Игра «Числовая да-нет ка» (со 2 младшей группы)
Цель: обучать мыслительному действию, работать с недостатком данных. Ход:
1. На доске чертим горизонтальную ось с цифрами. 2. Ведущий говорит: Я задумала число до 10 (20), а вы должны отгадать его. 3. Дети задают вопросы, а воспитатель отвечает «да» или «нет». Но детей сначала надо научить задавать вопросы. Дети должны делить числовую ось всегда пополам, т.е. находить цифру и спрашивать: - Это число больше 5? Меньше 5? Затем дети делят следующую половину пополам и спрашивают: - Это больше 3? Меньше3? Снова делят часть: - Это крайняя цифра? Первая? В середине?
2.Игра Пространственная «да – нет ка» (с игрушками, геометрическими формами)
Цель: обучение мыслительному действию. Ход: 1. Линейная: с игрушками, геометрическими формами. На стол выставляется 5(10,20) игрушек.
Ведущий: Я загадала игрушку, а вы должны сказать – это слева (справа) от машины (машинка стоит посередине). 2. Плоскостная: на листе (столе, доске) располагаются предметные картинки. Дети мысленно делят лист бумаги по вертикали пополам. Ведущий: У меня загадана картинка. Задавайте вопросы. Дети: Это справа (слева) от середины? Затем дети делят лист по горизонтали: - Это ближе 9дальше) от меня? Это слева (справа) от телевизора? Это в верхней половине? (нижней половине?) В средней группе используется большое количество картинок, игрушек, цифры, буквы.
3.Игра «Да-нет ка» по неизвестному слову. (в старшей и подготовительной группе)
Цель: научить работать с недостатком данных, классифицировать предметы, производить мыслительные действия.
Ход: Детям предлагается незнакомое по звучанию слово из словаря. Дети задают вопросы по схеме (аналогично «да-нет ке» на загаданное слово). Слова: торбаса (обувь), вигвам, острец (сорняк), студия, бандарь, цевница…
4.Игра «Один – много»
Цель: учить находить в одном предмете множество его составных частей. Закреплять понятие «один – много»
Ход: - Ребята, сколько у меня расчесок? (одна). -Чего в расческе много? (зубчиков) Аналогично: -коробка стол -книга дерево -ковер дом -клубок цветок -морковь дом
5. Игра «Где живет (работает)?» (со 2 младшей группы)
Цель: научить определять разные места обитания объекта, искать объекты, выполнять те же самые функции.
Ход: Ведущий называет объект. А дети говорят, где, в каком месте, его можно встретить и что он там делает. Ведущий: Тигр. Дети: В джунглях живет, в зоопарке, на этикетке нарисован для красоты, в мультфильме для радости. - Болтик. (В велосипеде, машине. Он скрепляет все между собой.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/07/picture-418345-1610007223.jpg)
Картотека игр по ТРИЗ-технологии
Игры для занятий по ТРИЗ развивают не только мыслительные процессы, фантазию, воображение, но и речь ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/15/picture-768630-1458057568.jpg)
картотека игр по ТРИЗ технологии
подобраны игры для детей старшего дошкольного возрста по ТРИЗ технологии...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/26/picture-1071519-1540573953.jpg)
Картотека игр по триз технологии
Игры созданы для развития воображения, развитие речи и творческих способностях у дошкольников...