Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников».
методическая разработка
Семинар-практикум в ДОУ
«Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников».
Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников, систематизировать знания и умения педагогов по данной проблеме.
I часть. Информационная.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Тема нашего семинара – практикума «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников».
Патриотическое воспитание включает в себя ряд задач:
•воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и городу;
•формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому;
•воспитание уважения к людям разных профессий и результатам их труда;
•развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей;
•знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;
•ознакомление с историческим прошлым нашей Родины;
•формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
Основными принципами реализации патриотического воспитания являются систематичность и последовательность, взаимосвязь различных образовательных деятельностей: коммуникативной, познавательной, продуктивной, музыкально-художественной, двигательной. А так же направления:
•духовно-образовательное (тематические занятия, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций);
•воспитательно-образовательное (развлечения, народные праздники, игровая деятельность);
•культурно-познавательное (экскурсии, целевые прогулки, встречи с интересными людьми);
•нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, организация труда детей).
Для реализации нравственно -патриотического воспитания дошкольников необходимо соблюдение некоторых очень важных условий.
1. Повышение уровня самообразования педагогов дошкольных образовательных учреждений. В этом помогут различные методические мероприятия: консультации, семинары-практикумы, деловые игры, показ открытых занятий, работа творческих групп и т. д.
2. Создание предметной развивающей среды. Например, в группах детей младшего дошкольного возраста оформлены уголки по социально-нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с семьей, детским садом, любимым городом, селом; в группах детей старшего дошкольного возраста - уголки патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой.
3. Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников.
Дошкольное детство - важнейший и самоценный период в становлении и развитии личности дошкольника, период его обогащения событиями и впечатлениями окружающей жизни. Именно в дошкольном детстве следует начинать воспитание эмоционально-ценностного отношения ребенка к традиционной культуре своего народа.
II часть. Практическая. Предлагаю вам сегодня принять участие в деловой игре.
Цель деловой игры:
Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.
Ход игры:
Звучит песня «Отчего так в России березы шумят»
Ведущий читает стихотворение:
Начинается Родина с памяти с почитанья истоков своих,
С герба, гимна, Российского знамени, с уваженья заветов святых.
Начинается Родина с Пушкина, чудных сказок, что прелесть одна,
Деревень с их кривыми избушками, где жива всё ещё старина.
Начинается Родина с детства, с материнской, отцовской любви,
Школьной парты, букетов цветистых, Что учителю мы принесли.
Ведущий: - Я предлагаю всем участникам игры поделиться на две команды (использую чудесный мешочек с красными и синими кубиками). За правильно выполненное задание команда получает часть пазла, который нужно будет собрать в единую картинку. Приглашаю вас отправиться в путешествие.
Под песенку паровозика, участники двигаются по центру, выполняя движения, на слова «Стоп. Остановка» музыка выключается, все останавливаются.
Станция № 1. Эрудиты
Вопросы к I команде, ко II команде
1. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны. (Государство)
2. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом. (Страна).
3. Символ государства, его суверенитета, прикрепленное к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы. (Флаг.)
4. Каким законом устанавливается государственный флаг, герб, гимн Российской Федерации? (-Федеральным конституционным законом;.)
Ведущий обращает внимание на стоящую, на столе, матрешку.
Вопрос к обеим командам: Почему матрёшка стала символом России? (В матрешке заложена идея продолжения рода, а также отображена русская традиция одежды, роспись и тд.)
Включается песенка паровозика, путешествие продолжается.
Станция № 2 Экологическая
Ведущий:
- С чего начинается Родина… с родной природы. Кто не любит свою природу, тот не любит Отчизну свою. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.
Задание:
- Следующее задание для наших команд состоит из игры «Исключи лишние карточки с …». Задания находятся в конвертах.
1. Исключите птиц, которые не водятся в центральной полосе России: дятел, киви, сова, попугай, тукан, страус, соловей, фламинго, лебедь, павлин, цапля, аист, колибри.
2. Исключите животных, которые не живут в России: ягуар, жираф, панда, слон, лев, лиса, заяц, лось, волк, белка.
3. Общее задание: исключите растения, которые не растут в центральной полосе России: баобаб, календула, перекати-поле, полынь, верблюжья колючка, мята, пальма, пустырник, шиповник, росянка.
Включается песенка паровозика, путешествие продолжается.
Станция № 3 Игровая
Ведущий - С чего начинается Родина… с изучения традиций, национальных праздников, народных игр и культуры…- Ни один народный праздник не проходит без веселья, игр, состязаний. – Воспитателям предлагается поиграть в народную подвижную игру: «Поясок – элемент народного костюма»
Команде раздают по три ленточки.
Задание: Пока играет музыка, командам нужно правильно, без ошибок сплести поясок.
Описание игры: Один человек держит за края вместе ленточки, остальные 3 человека держат каждый свою ленточку. Каждый игрок с краю (двух сторон) по очереди (начинает плести поясок) встаёт между двумя игроками. Так продолжают плести, пока не сплетут поясок.
Включается песенка паровозика, путешествие продолжается.
Станция № 4 Смекалистых
Ведущий:
- С чего начинается Родина… со сказок, легенд, былин, потешек, пословиц, поговорок… С младенчества ребенок слышит родную речь. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
- Предлагаем командам-участницам вспомнить русские пословицы, поговорки. Ваша задача собрать пословицу, из отдельных слов. Каждая команда выбирает слова в конверте своего цвета:
1. Береги землю родимую, как мать любимую.
2. Человек без Родины, что земля без семени.
(Раздаются карточки с тексом современных пословиц).
На карточках находятся пословицы других стран современных трактовок, предлагаем их прочитать и вспомнить аналог русских, уже знакомых вам пословиц.
Игра: «Скажи иначе пословицу»
- Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог:
1.«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу –кобыле легче».
2.«В знакомых местах уважают человека, а в незнакомых - шубу» (казахс.) – «Встречают по одежке, провожают по уму».
1.«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».
2.«Разговорами риса не сваришь» (кит.) – «Соловья баснями не кормят».
Включается песенка паровозика, путешествие продолжается.
Станция № 5Душевная (все усаживаются в кружек на подушечки)
Патриотизм – любовь к Родине, преданность к ней, стремление защитить ее от врагов своими телами, служить её интересам – чувство великое, необходимое. Эта любовь во все века проявляется в ее готовности защищать, не жалея жизни своё Отечество.
Многие из тех, кто защищал Родину, ушли из жизни. Но память о них не померкнет в веках. Именно они тогда защищали нашу Родину для нашего с вами благополучия. А в этом тяжелом бою им помогали автомат, танк и песня.
Песня нужна была всем, даже тем, кто ждал солдат с войны. Они вселяли надежду, что их близкие родные вернуться живыми, здоровыми.
- Предлагаю песенный блиц-турнир. Каждая команда должна вспомнить название или строчку из полюбившихся песен о войне и напеть, чтобы заработать, оставшиеся пазлы.
А что такое Родина? … Родина - это то, где человек родился и вырос, где получил образование и встал на ноги. Каждый человек должен любить и защищать свою Родину. "Где родился, там сгодился" - эту поговорку знают многие, но ни кто не задумывается о её смысле. Так как же её понимать? - Родить патриота нельзя, его надо воспитать.
Таким образом, у каждого из вас возник свой образ родины. А сейчас я предлагаю вам по очереди продолжить фразу, что это значит «Воспитать патриота России…»
- это наполнить повседневную жизнь ребенка благородными чувствами, которые окрашивали бы всё, что человек познает и делает.
Команды собирают пазлы (флаг и герб)
IV. Обмен мнениями.
V. Завершение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_v_dou.docx | 27.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум в ДОУ
«Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников».
Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников, систематизировать знания и умения педагогов по данной проблеме.
I часть. Информационная.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Тема нашего семинара – практикума «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников».
Патриотическое воспитание включает в себя ряд задач:
•воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и городу;
•формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому;
•воспитание уважения к людям разных профессий и результатам их труда;
•развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей;
•знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;
•ознакомление с историческим прошлым нашей Родины;
•формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
Основными принципами реализации патриотического воспитания являются систематичность и последовательность, взаимосвязь различных образовательных деятельностей: коммуникативной, познавательной, продуктивной, музыкально-художественной, двигательной. А так же направления:
•духовно-образовательное (тематические занятия, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций);
•воспитательно-образовательное (развлечения, народные праздники, игровая деятельность);
•культурно-познавательное (экскурсии, целевые прогулки, встречи с интересными людьми);
•нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, организация труда детей).
Для реализации нравственно -патриотического воспитания дошкольников необходимо соблюдение некоторых очень важных условий.
1. Повышение уровня самообразования педагогов дошкольных образовательных учреждений. В этом помогут различные методические мероприятия: консультации, семинары-практикумы, деловые игры, показ открытых занятий, работа творческих групп и т. д.
2. Создание предметной развивающей среды. Например, в группах детей младшего дошкольного возраста оформлены уголки по социально-нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с семьей, детским садом, любимым городом, селом; в группах детей старшего дошкольного возраста - уголки патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой.
3. Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников.
Дошкольное детство - важнейший и самоценный период в становлении и развитии личности дошкольника, период его обогащения событиями и впечатлениями окружающей жизни. Именно в дошкольном детстве следует начинать воспитание эмоционально-ценностного отношения ребенка к традиционной культуре своего народа.
II часть. Практическая. Предлагаю вам сегодня принять участие в деловой игре.
Цель деловой игры:
Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.
Ход игры:
Звучит песня «Отчего так в России березы шумят»
Ведущий читает стихотворение:
Начинается Родина с памяти с почитанья истоков своих,
С герба, гимна, Российского знамени, с уваженья заветов святых.
Начинается Родина с Пушкина, чудных сказок, что прелесть одна,
Деревень с их кривыми избушками, где жива всё ещё старина.
Начинается Родина с детства, с материнской, отцовской любви,
Школьной парты, букетов цветистых, Что учителю мы принесли.
Ведущий: - Я предлагаю всем участникам игры поделиться на две команды (использую чудесный мешочек с красными и синими кубиками). За правильно выполненное задание команда получает часть пазла, который нужно будет собрать в единую картинку. Приглашаю вас отправиться в путешествие.
Под песенку паровозика, участники двигаются по центру, выполняя движения, на слова «Стоп. Остановка» музыка выключается, все останавливаются.
Станция № 1. Эрудиты
Вопросы к I команде, ко II команде
1. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны. (Государство)
2. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом. (Страна).
3. Символ государства, его суверенитета, прикрепленное к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы. (Флаг.)
4. Каким законом устанавливается государственный флаг, герб, гимн Российской Федерации? (-Федеральным конституционным законом;.)
Ведущий обращает внимание на стоящую, на столе, матрешку.
Вопрос к обеим командам: Почему матрёшка стала символом России? (В матрешке заложена идея продолжения рода, а также отображена русская традиция одежды, роспись и тд.)
Включается песенка паровозика, путешествие продолжается.
Станция № 2 Экологическая
Ведущий:
- С чего начинается Родина… с родной природы. Кто не любит свою природу, тот не любит Отчизну свою. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.
Задание:
- Следующее задание для наших команд состоит из игры «Исключи лишние карточки с …». Задания находятся в конвертах.
1. Исключите птиц, которые не водятся в центральной полосе России: дятел, киви, сова, попугай, тукан, страус, соловей, фламинго, лебедь, павлин, цапля, аист, колибри.
2. Исключите животных, которые не живут в России: ягуар, жираф, панда, слон, лев, лиса, заяц, лось, волк, белка.
3. Общее задание: исключите растения, которые не растут в центральной полосе России: баобаб, календула, перекати-поле, полынь, верблюжья колючка, мята, пальма, пустырник, шиповник, росянка.
Включается песенка паровозика, путешествие продолжается.
Станция № 3 Игровая
Ведущий - С чего начинается Родина… с изучения традиций, национальных праздников, народных игр и культуры…- Ни один народный праздник не проходит без веселья, игр, состязаний. – Воспитателям предлагается поиграть в народную подвижную игру: «Поясок – элемент народного костюма»
Команде раздают по три ленточки.
Задание: Пока играет музыка, командам нужно правильно, без ошибок сплести поясок.
Описание игры: Один человек держит за края вместе ленточки, остальные 3 человека держат каждый свою ленточку. Каждый игрок с краю (двух сторон) по очереди (начинает плести поясок) встаёт между двумя игроками. Так продолжают плести, пока не сплетут поясок.
Включается песенка паровозика, путешествие продолжается.
Станция № 4 Смекалистых
Ведущий:
- С чего начинается Родина… со сказок, легенд, былин, потешек, пословиц, поговорок… С младенчества ребенок слышит родную речь. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
- Предлагаем командам-участницам вспомнить русские пословицы, поговорки. Ваша задача собрать пословицу, из отдельных слов. Каждая команда выбирает слова в конверте своего цвета:
1. Береги землю родимую, как мать любимую.
2. Человек без Родины, что земля без семени.
(Раздаются карточки с тексом современных пословиц).
На карточках находятся пословицы других стран современных трактовок, предлагаем их прочитать и вспомнить аналог русских, уже знакомых вам пословиц.
Игра: «Скажи иначе пословицу»
- Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог:
1.«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу –кобыле легче».
2.«В знакомых местах уважают человека, а в незнакомых - шубу» (казахс.) – «Встречают по одежке, провожают по уму».
1.«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».
2.«Разговорами риса не сваришь» (кит.) – «Соловья баснями не кормят».
Включается песенка паровозика, путешествие продолжается.
Станция № 5Душевная (все усаживаются в кружек на подушечки)
Патриотизм – любовь к Родине, преданность к ней, стремление защитить ее от врагов своими телами, служить её интересам – чувство великое, необходимое. Эта любовь во все века проявляется в ее готовности защищать, не жалея жизни своё Отечество.
Многие из тех, кто защищал Родину, ушли из жизни. Но память о них не померкнет в веках. Именно они тогда защищали нашу Родину для нашего с вами благополучия. А в этом тяжелом бою им помогали автомат, танк и песня.
Песня нужна была всем, даже тем, кто ждал солдат с войны. Они вселяли надежду, что их близкие родные вернуться живыми, здоровыми.
- Предлагаю песенный блиц-турнир. Каждая команда должна вспомнить название или строчку из полюбившихся песен о войне и напеть, чтобы заработать, оставшиеся пазлы.
А что такое Родина? … Родина - это то, где человек родился и вырос, где получил образование и встал на ноги. Каждый человек должен любить и защищать свою Родину. "Где родился, там сгодился" - эту поговорку знают многие, но ни кто не задумывается о её смысле. Так как же её понимать? - Родить патриота нельзя, его надо воспитать.
Таким образом, у каждого из вас возник свой образ родины. А сейчас я предлагаю вам по очереди продолжить фразу, что это значит «Воспитать патриота России…»
- это наполнить повседневную жизнь ребенка благородными чувствами, которые окрашивали бы всё, что человек познает и делает.
Команды собирают пазлы (флаг и герб)
IV. Обмен мнениями.
V. Завершение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Современные подходы к организации экологического воспитания дошкольников
Мы живём в современном обществе, где существует множествопроблем. Но проблема сохранения окружающей среды - одна из насущных.Последние десятилетия люди стремительно старались обуздать природу,забывая,...
" О современных подходах к организации творческих игр дошкольников"
Выступление на педсовете...
Презентация семинара - практикума для воспитателей "Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в виду реализации ФГОС"
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активн...
Семинар – практикум «ТРИЗ – понятие, принципы и подходы в образовательной работе с дошкольниками разного возраста»
Семинар – практикум«ТРИЗ – понятие, принципы и подходы в образовательной работе с дошкольниками разного возраста»ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в на...
Семинар-практикум для педагогов «Использование современных технологий в формировании финансовой грамотности дошкольников»
Цель: познакомить педагогов с технологиями экономического воспитания...
семинар-практикум «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Материал полезен для педагогов дошкольных учреждений...
Семинар-практикум для педагогов «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
Семинар-практикум для педагогов «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»...