Семинар – практикум «ТРИЗ – понятие, принципы и подходы в образовательной работе с дошкольниками разного возраста»
презентация
Семинар – практикум
«ТРИЗ – понятие, принципы и подходы в образовательной работе с дошкольниками разного возраста»
ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя – фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
triz.docx | 40.59 КБ |
seminar_-_praktikum.pptx | 2.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум
«ТРИЗ – понятие, принципы и подходы в образовательной работе с дошкольниками разного возраста»
ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя – фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера.
Слайд №1.
- Для воспитания успешной личности необходимо учитывать мировые тренды конкурентной способности человека в современной экономике.
- Современная успешная Личность:
Мыслитель, обладающий дивергентным мышлением- творческим, разнонаправленным, вариативным, нестандартным, гибким;
Изобретатель, способный к изобретательству, т.е. придумыванию, созданию нового продукта с новыми свойствами;
Деятель, способность воплощать изобретенное, задуманное
Член команды деятелей, умеющий слушать других, высказываться, находить общий язык, бороться за общий результат.
Слайд №2.
- Все эти ресурсы возможно сформировать и развить в дошкольном детстве, используя в образовательном процессе технологии ТРИЗ .
Основные принципы и подходы ТРИЗ:
- творчеству и изобретательству можно научить! Причем в любом возрасте!
- трудности- не препятствие, а ТРИЗ - задача, которую надо решать
- любая задача и ситуация решаема с помощью инструментов ТРИЗ
- нет правильных и неправильных решений, их просто много
( нет психологическим барьерам перед неизвестным и трудным).
Слайд №3.
Цель Теории Решения Изобретательских Задач – это всестороннее развитие творческих способностей ребёнка.
Цели ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Слайд №4.
Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
Слайд №5.
Задачи использования технологии ТРИЗ:
- развитие нестандартного, системного, раскованного, широкоформатного, гибкого мышления, умения отслеживать тонкие причинно-следственные связи, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий;
- формирование целостной картины мира;
- воспитание интереса к поисковой деятельности, стремления разрабатывать необычные варианты решения задачи;
- развитие речи, памяти, творческого воображения.
Слайд №6.
Какова технология решения?
Формулируем задачу и применяем инструменты ТРИЗ.
Их разработано более 40. Некоторые из них:
- Метод проб и ошибок
- Метод мозгового штурма
- Системный оператор
- Метод фокальных объектов
- Морфологический Анализ
- Метод выявления противоречий
- Метод фантазирования
- Метод каталога
- Метод Данетка
- Метод Золотая рыбка
- Метод мозгового штурма.
Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
- Метод «Системный анализ».
Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу.
- Метод фокальных объектов.
Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.
- Метод морфологического анализа.
В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.
- Метод каталога.
Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.
- Метод Данетка Скорее игра, чем метод, данетка учит точно и понятно формулировать вопросы, выделять наиболее значимые признаки, систематизировать предметы по общим характеристикам.
- Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка».
Суть метода заключается в том, чтобы разделить ситуации на составляющие (реальную и фантастическую), с последующим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей.
- Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками).
моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое –газообразное).
- Мышление по аналогии. Так как аналогия - это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать
- Типовые приёмы фантазирования (ТПФ).
Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства объекта. Приёмы волшебства: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот.
Слайд №7
«Превращения»
Содержание: Взрослый даёт задание назвать то, во что может превратиться кружка без ручки (в стакан), кепка без козырька (в шапку), кувшин без горлышка и ручки (в вазу), диван без спинки (в кровать), стул без спинки (в табурет), кресло без подлокотников (стул).
Слайд №8
«Что это может быть?» (Метод ассоциаций)
— А что еще может быть мокрым и блестящим?
(Лед, лужа, трава, зеркало, окно, машина)
Слайд №9.
Игра "Хорошо- плохо" (Метод контрольных вопросов)
— Ребята, вы рады, что весна наступила?
— А что хорошо весной? (Ярко светит солнце, тает снег, можно пускать кораблики, птички прилетают, звери просыпаются и т.д.)
— Что плохо весной? ( Грязно, кругом большие лужи; можно промочить ноги и заболеть; можно упасть в лужу, испачкаться, мама будет ругать и т.д.)
Перед детьми предметные картинки: роза, мороженое, велосипед, воздушный шарик, компьютер и др. Педагог поочередно показывает детям картинки. Рассмотрев их, дети высказывают свои мнения по каждому объекту, что в нем хорошего, и что плохого. Например:
- В розе хорошо то, что она красивая и вкусно пахнет.
- Ее можно дарить в подарок, и это доставит людям радость.
- А плохо в розе то, что у нее шипы. Можно больно уколоть руку.
Вопросы к детям:
• Дети, а это хорошо или плохо, что шарик легкий?
• Что в этом хорошего?
• А что плохого в том, что шарик легкий
«Что это может быть?» (Метод ассоциаций)
— А что может быть мокрым и блестящим?
«Что это может быть?» (Метод ассоциаций)
— А что еще может быть Холодным и вкусным?
«Что это может быть?» (Метод ассоциаций)
— Что может быть круглым и светящимся?
Слайд №10
Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.
Слайд №11
ТРИЗ - технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной, так и в играх и режимных моментах).
Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.
В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста.
Одной из самых распространённых форм обучения в д/саду является занятие. Эта форма привычна и удобна тем, что охватывает, целую группу детей. Однако нельзя не согласиться, что традиционные подходы к организации занятий не всегда бывают интересными и увлекательными, но их можно сделать интересными, если придать им принципиально новый вид.
Поэтому основной задачей, которую ставит перед собой педагог, является не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через грамотно организованное коллективное рассуждение, и через игры и тренинги. Одним из средства, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения, является система творческих заданий на основе методов ТРИЗ -технологий.
Занятия будут интересней, если построить по следующим правилам:
- Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.
- Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций – мозговой штурм.
- Системный подход (всё в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии).
- Включение в процесс познания всех доступных для ребёнка мыслительных операций и средств восприятия (анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно, предметно-схематичной наглядности и т. д.)
В процессе проектирования занятий с дошкольниками рекомендуется придерживаться следующей последовательности:
- выбор темы занятия в соответствии с комплексно – тематическим планом. При этом не имеет значения, какая программа лежит в основе деятельности педагога;
- определение вида занятия (выбор определённой методики или комплексный вариант). Заметим, что комплексный подход – та форма работы, которая обеспечивает наибольшую активность детей и свободу их выбора. Кроме того, в продуктивной деятельности, без которой комплексное занятие не обходится, происходит закрепление материала и рефлексия;
- формулировка программного содержания;
- выбор разнообразных инструментов обучения;
- составление конспекта.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Творчеству и изобретательству можно научить! Трудности - не препятствие , а очередная ТРИЗ-задача , которую надо решать Любая задача решаема с помощью инструментов ТРИЗ НЕТ правильных и неправильных решений, их просто много Т еория Р ешения И зобретательских З адач
Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.
ТРИЗ- технология , как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной, так и в играх и режимных моментах ).
Цель Т еории Р ешения И зобретательских З адач – всестороннее развитие творческих способностей ребёнка .
технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения . Целью использования ТРИЗ
- развитие нестандартного, системного, раскованного, широкоформатного, гибкого мышления, умения отслеживать тонкие причинно-следственные связи, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий; - формирование целостной картины мира; - воспитание интереса к поисковой деятельности, стремления разрабатывать необычные варианты решения задачи; - развитие речи, памяти, творческого воображения Задачи использования технологии ТРИЗ:
- Метод проб и ошибок - Метод мозгового штурма - Метод с истемный оператор - Метод фокальных объектов - Морфологический Анализ - Метод выявления противоречий - Метод фантазирования - Метод каталога - Метод д анетка - Метод золотая рыбка Инструменты ТРИЗ ( более 40 )
Игра "Хорошо- плохо" ( Метод контрольных вопросов) — Ч то хорошего? — А что плохо? Роза Шарик (воздушный ) Велосипед
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум "Здоровьесберегающие технологии: стретчинг с элементами сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста"
Семинар - практикум для воспитателей и специалистов ДОУ содержит новые технологии здоровьесбережения, а именно слияние сказкотерапии и игрового стретчинга, что позволяет наиболее эффективно повысить у...
Семинар - практикум для воспитателей. "Использование игр малой подвижности в работе с детьми дошкольного возраста"
Семинар - практикум для воспитателей. "Использование игр малой подвижности в работе с детьми дошкольного возраста"...
Семинар-практикум «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста»
Семинар-практикум для педагогов «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста»...
Презентация к семинару-практикуму «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста»
Презентация к семинару-практикуму для педагогов «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста»...
Семинар - практикум "Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной деятельности с дошкольниками"
Цель: Представление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Задачи:Познакомить пе...
Семинар-практикум для педагогов ДОО: "Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой"
Семинар-практикум для педагогов «Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой»...
Семинар-практикум "Использование проблемных ситуаций при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми дошкольного возраста"
Семинар-практикум "Использование проблемных ситуаций при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми дошкольного возраста"...