Познавательная беседа с детьми подготовительной группы «БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Бабкина Екатерина Викторовна

Цель и задачи:

– обогатить знания детей о героическом прошлом города – Ленинград (Санкт – Петербург) – блокаде;

– дать представления о тяжелых и героических днях в истории города; 

– воспитывать патриотизм, уважение к истории своей страны.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bessedy_s_detmi.docx220.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Белозерский детский сад №1»

Познавательная беседа с детьми подготовительной группы 

«БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА»

 

             

           Воспитатель :

                                                                    первой квалификационной категории:

                                                    Бабкина Екатерина Викторовна

 

2023

Цель и задачи:

– обогатить знания детей о героическом прошлом города – Ленинград (Санкт – Петербург) – блокаде;

– дать представления о тяжелых и героических днях в истории города; 

– воспитывать патриотизм, уважение к истории своей страны.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Виды детской деятельности: общение с взрослым, совместные игры со сверстниками, восприятие музыки, стихов, рассматривание картинок.

Интегрированные задачи:

Образовательные: Закрепить знания детей о героической обороне Ленинграда. Расширять знания детей об истории города, о героизме людей, переживших блокаду используя ИКТ. 

Развивающие: Закрепить навыки речевой, музыкальной и продуктивной деятельности на патриотическом материале; активно участвовать в диалоге с воспитателем. Развивать устную речь; активизировать в словаре детей: город – герой, добровольцы, монумент, мемориал

Воспитательные: Воспитывать любовь и гордость к городу Ленинград, чувство благодарности и уважения к его защитникам. Учить видеть состояние города, воспитывать умение сочувствовать, сопереживать. Прививать уважительное отношение к пожилым жителям города.

Материалы и оборудование: песня «Ленинградцы» муз. И. Шварца, сл. В. Коростылева, презентации «Блокадный Ленинград», ноутбук, книги и иллюстрации по теме; запись песни «Священная война», муз. А. Александрова, сл. Лебедева – Кумача, Запись голоса Ю. Левитана объявление о начале войны»

 Содержание беседы.

(Звучит песня «Ленинградцы» муз. И. Шварца, сл. В. Коростылева)

 Воспитатель: Скажите, ребята, какое сегодня число?

Дети (27 января)

Воспитатель: Ребята, 27 января- важный праздник в нашей стране «День полного снятия Блокады Ленинграда». Много лет тому назад, когда нас с вами еще не было на свете,

22 июня 1941 года фашисты напали на нашу страну.

(Запись голоса Ю. Левитана объявление о начале войны»)

Началась война, которая принесла много горя и разрушений. Враг был очень силен. Он разрушал города и села, убивал мирных людей. Очень скоро враг оказался рядом с городом Ленинград. Он хотел его завоевать, но город превратился в крепость. Улицы были перегорожены противотанковыми надолбами, оплетены колючей проволокой, все окна заклеивали бумагой, чтобы при обстрелах осколки стекла не смогли поранить людей. Враг окружил Ленинград со всех сторон

В сентябре 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады длиною 900 дней и ночей. В кольце блокады оказалось много жителей города, дети, женщины, старики.

– Ребята, а вы знаете, что означает слово блокада?

(ответы детей)

– Давайте мы сейчас встанем в круг возьмемся за руки. Вот так стояли враги вокруг города со своим оружием. Для жителей Ленинграда блокада означала – смерть.

(Звучит «Священная война» (стихи В. И. Лебедева-Кумача, музыка А. В. Александрова)

В начале войны была написана эта песня, которая звала народ на борьбу. Это вой сирены, голод, холод, летящие с неба бомбы и обстрелы города днем и ночью. Люди жили в разрушенных от бомбежек домах, без света, тепла и еды.

Трудно было взрослым, но детям еще труднее. Они очень быстро поняли, что происходит: почему нет папы, почему мама часто плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище.

Самым вкусным, сладким для них была не конфета, а крошечный кусочек хлеба.

– Ребята, посмотрите на этот маленький кусочек черного хлеба. Практически это был единственным продуктом питания. Хлеб выдавали по карточкам. Норма 125 грамм. Блокадная карточка с суровой надписью: «При утере не возобновляется» Она была дороже всего. (Показ иллюстраций на экране)

Однако всю блокаду в городе работали детские сады, но находились они при при больницах. Там детям давали не только хлеб, но и кашу из цветочной травы.

Взрослые в детских садах и больницах все делали, чтобы дети выжили, даже устраивали им праздники – Новый год, спортивные праздники.

Воспитатели где могли доставали игрушки для детей. Вот такие игрушки были в те тяжелые времена. (Показ иллюстраций на экране)

Дети постарше вместе со взрослыми встали на защиту любимого города. Они дежурили и тушили зажигательные бомбы на чердаках, разгребали завалы после бомбежек, встали к станкам на военных заводах.

Многие были настолько малы, что не доставали до станков и для них были изготовлены маленькие скамеечки.

Главным подвигом юных жителей города была учеба. Работало несколько ленинградских школ. Они работали без перерыва даже в самые тяжелые зимние дни.

Физкультминутка: «Ура!» 

Раз, два, три, четыре Руки в стороны и с силой к плечам. 

Будем всех сильнее в мире.

Будем мир мы защищать, Поднимают прямые руки и скрещивают 

Будем маму обнимать. над головой. 

На носочки встанем, Поднимаются на носочках. 

Солнышко достанем. 

До пяти считаем, Приседают пять раз.

Дружно приседаем. Ура! Кричат, подняв руки вверх.

– Ярким примером отваги ленинградцев было спасение зоопарка. Он проработал всю блокаду, был закрыт только несколько месяцев. Нечеловеческими усилиями сотрудниками зоосада были спасены многие животные.

Лишь только одна дорога связывала блокадный город с большой землей- шла она по воде, а с наступлением холодов по тонкому льду Ладожского озера.

Эта дорога спасла от смерти многих ленинградцев. Поэтому ее назвали «Дорогой жизни»

По этой дороге смогли эвакуировать часть населения, в первую очередь детей и женщин.

(Показ видеоматериала мультфильм «Блокада Ленинграда»)

«Дорогой жизни шел к нам хлеб

Дорогой жизни многих к многим

Еще не знают на земле

Страшней и радостней дороги.»

Не жалея себя, шоферы ремонтировали машины и везли хлеб в город, умирающим от голода и холода жителям.

Ленинградцы не сдавались, они выстояли. А наши солдаты делали все возможное, чтобы освободить город.

И наконец, наступил день великого ликования – 27января 1944года.

Радио объявило: «Город Ленинград освобожден от вражеской блокады»

Отшумели тяжелые бои. Многие здания были разрушены. Город стал залечивать раны, отстраивать и восстанавливать то, что разбомбил враг.

Подвиг, совершенный в годы блокады, навсегда останется в памяти народа. Память о погибших в названиях улиц и площадей города, в величественных монументах и мемориальных комплексах.

На месте, где было прорвано кольцо блокады, установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо»

Священное место, для каждого ленинградца – Пискаревское мемориальное кладбище. В годы войны и блокады оно стало одним из основных мест захоронения умерших жителей.

На Пискаревском кладбище горит вечный огонь.

За мужество и героизм город Ленинград получил звание «Город-герой»

Давайте почтим память людей, погибших в этой страшной войне минутой молчания.

Минута молчания.

Воспитатель: Мы говорим спасибо всем, кто отстоял этот город. За наше мирное небо, за наше счастливое детство.

Память о них мы сохраним в наших сердцах.

Беседа с детьми подготовительной группы о школе

Возраст детей: 6 - 7 лет.

Образовательные задачи:

1. Формирование познавательного интереса к школе

2. Повышение мотивационной готовности детей к школе.

3. Развитие познавательных процессов (внимания, памяти, речи, мышления, зрительно – моторной координации).

4. Развитие произвольной регуляции деятельности и усидчивости.

5. Развитие навыков взаимодействия и умения работать в команде.

Методы и приемы: словесные (рассказ, чтение пословиц и поговорок); наглядные (наблюдение, рассматривание наглядных пособий: предметов, картинок); практические (упражнение «Выложи узор по памяти»); игровые (дидактическая игра «Собери портфель».).

Оборудование: карточки с изображением школьных принадлежностей, картинки, игрушки, портфель (ранец), книги, ручки, пеналы, карандаши, ластики, наборы счётных палочек.

Ход беседы.

Воспитатель помещает на стенд картину «В школу». Задаёт вопросы:

-Как можно назвать эту картину? Придумайте ей название.

-Почему?

- Почему вы думаете, что эти дети идут в школу, а не в детский сад? - Как назвать одним словом детей, которые идут в школу? (ученики, школьники, первоклассники).

Воспитатель:

https://pandia.ru/text/82/395/images/img1_133.pnghttps://pandia.ru/text/82/395/images/img2_85.png

Воспитатель: Ребята, скоро вы станете школьниками. Когда вы пойдете в школу?

Дети: Осенью, 1 сентября.

Воспитатель: Правильно. Сейчас в детском саду мы много говорим о школе. А в школе вы, наверное, будете вспоминать детский сад. Чем отличается детский сад от школы?

Дети: В детском саду - воспитатель, а в школе - учитель.

- У нас - занятия, а в школе - уроки.

- В детском саду столы, а в школе – парты.

- В школе есть столовая, а в детском саду – кухня.

- В школу ходят с портфелями или с рюкзаками, а в детский сад - хочешь сумочку возьми или без нее.

- В детском саду дети спят, а в школе нет.

- В школе - классы, а в детском саду - группы.

- В школе меньше игрушек, а в детском саду больше.

Воспитатель: Скажите мне, пожалуйста, ребята, какие школьные принадлежности вы знаете?

Дети: Пенал, ручка, карандаш, кисть, тетрадь…и т. д.

Воспитатель: Кому нужны школьные принадлежности?

Дети: Ученику, школьнику.

Воспитатель: Для чего они нужны?

Дети: Учиться писать, считать, читать….

Воспитатель: А вы хотите в школу?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда мы с вами поиграем в игру «Собери портфель».

«Портфель – это самый главный атрибут школьника. Каждый ученик должен уметь его собирать. А вы хотите попробовать? Давайте разделимся на 2 команды. Каждой команде я выдам портфель, а вам ребята, нужно его собрать. Посмотрите, на моем столе лежит множество различных предметов. Из них нужно выбрать те, которые пригодятся вам в школе, и положить их в портфель. Собираем портфель по - очереди. За один раз разрешается взять только один предмет. А затем мы проверим, что вы положили в свои портфели. Победит та команда, которая лучше справится с этим заданием. Готовы? На старт. Внимание. Начали!»

Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите ходить в школу, чтобы получать знания или хорошие оценки?

Ответы детей.

Воспитатель: А чтобы получать и знания и хорошие оценки, нужно быть старательным и не ленивым.

Вот послушайте мою историю про одного мальчика…

Жил-был ученик Кирилл Стебельков. Учился Кирилл неплохо. Его часто хвалила учительница Мария Даниловна. Кирилл был учеником внимательным и вдумчивым. Любил выступать на торжественных мероприятиях (он хорошо читал стихи), но… чего только не бывает в жизни! Не любил делать домашнее задание. Когда мама напоминала ему о том, что пора готовить уроки, он начинал капризничать, показывать всем видом, что ему это делать неохота. Кирилл говорил, что приступит к урокам через пять минут, потом через десять, и, в конце концов, рассерженный и недовольный открывал учебники.

И вот однажды, когда Кирюша, как обычно, сердитый и раздосадованный, сел за уроки, то услышал такой разговор:

— Ха-ха, он опять не хочет делать домашнее задание. Вот красота! Можно лежать и смотреть в потолок! — надсмехалась Шариковая Ручка.

— Смотрите, сейчас опять начнет капризничать, как лялька. Это весело! – потешался Простой Карандаш.

— Нервно будет открывать тетрадь и учебник, — прошептал Ластик.

— Ага, и при этом дуться на весь мир, как мышь на крупу, — тихонечко пробормотал Пенал.

Кирюша слушал все эти разговоры, и ему становилось не по себе. Как так? Ведь он не лентяй, не двоечник, на хорошем счету в школе. Но получается, всё хорошо, пока он на виду. А дома он капризный, недовольный ребёнок?

Честно говоря, в душе Кириллу не хотелось быть капризным. Он – современный мальчишка, уже достаточно взрослый. А капризничают малыши, которые ещё не умеют разобраться в том, как и на что надо реагировать.

— Так, — сказал Кирюша. — Уважаемые ручки, карандаши и прочие школьные принадлежности! Начинаем работать — писать, рисовать, чертить, стирать, измерять… Кто будет лениться, тот отправится в дальний шкаф!

С хорошим настроением Кирилл сел за выполнение домашнего задания. Он старался писать аккуратно, чертить ровно, стирать, не оставляя следов. Кирюша следил за своей работой и за работой школьных принадлежностей.

Домашнее задание Кирилл Стебельков выполнил быстро и аккуратно. У него ещё осталось время, чтобы почитать книгу.

А раньше этого времени не было – оно уходило на капризы!

Воспитатель: Какие хорошие черты были у Кирилла Стебелькова?

Как вы думаете, по какой причине Кирилл долго не приступал к выполнению домашнего задания?

Какой неприятный разговор подслушал Кирилл?

По какой причине Кирилл изменился?

В результате чего у Кирилла появилось свободное время?

Воспитатель: Какие пословицы подходят к рассказу?

Не скоро запряг, да скоро поехал.

Учеба – главный труд.

Не ошибается тот, кто ничего не делает.

Воспитатель: Главный смысл рассказа заключается в том, что кто много старается, не ленится и упорно трудится, тот и получает хорошие результаты и оценки. Кирилл прояснив ситуацию, взялся за себя, настроил себя на правильный лад.

А чтобы настроить себя на правильный лад, с чего нужно начинать каждое утро? Правильно с зарядки.

Физкультминутка.

Каждый день по утрам

Делаем зарядку.

Очень нравится нам всё

Делать по порядку:

Весело шагать,

Руки поднимать,

Руки поднимать,

Приседать и вставать,

Прыгать и скакать.

Воспитатель: Как вы думаете, в школе дети дружат между собой?

Да. В школе тоже дети дружат между собой.

Вы тоже там найдёте себе друзей. И может быть на всю жизнь.

А зачем друзья нужны в школе?

Давайте вспомним пословицы о дружбе.

Гусь свинье не товарищ. Друга ищи, а найдешь — береги. Друг познается в беде. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Сытый голодному не товарищ. Друзья — не разлей вода. Старый друг лучше новых двух. Друг денег дороже. Друга за деньги не купишь.

Воспитатель: А сейчас посмотрим какие вы можете быть дружные.

Пальчиковая гимнастика «Дружба». Дети встают парами.

Дружат в нашей группе (соединяют пальчики)

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим (делают «замок»)

Маленькие пальчики.

1-2-3-4-5 (соединяют пальчики)

Начинай играть опять! (хлопают в ладоши друг с другом)

Воспитатель: Как вы думаете, что нужно делать школьнику, чтобы хорошо учиться?

Правильно. В школе дети должны быть очень внимательные. Каждый ученик должен слушать задания учителя и правильно выполнять их. А сейчас посмотрим, какие вы внимательные.

Игра: «Выложи узор по памяти»

Задание:

Выкладывание узора из счётных палочек.

Выставляю образец на 1 минуту, затем убираю. Дети по памяти составляют узор.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы были очень внимательными и выполнили это задание без ошибок. Вас можно смело отправлять в школу.

Заключение.

Цель: обсуждение занятия, подведение итогов.

Воспитатель: Кто вспомнит, о чем мы сегодня говорили?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, сегодня мы говорили о школе. А что нового вы узнали?

Ответы детей:

- Что такое школа.

- Зачем нужно в нее ходить.

- Почему нужно много стараться, не лениться и упорно трудиться.

- Какие бывают школьные принадлежности.

- Что нужно делать школьнику, чтобы хорошо учиться.

Воспитатель: Молодцы! Какие же вы сегодня были внимательные. Какое задание вам больше всего понравилось?

Ответы детей:

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы сегодня были очень внимательными и активными. Хорошо отвечали на вопросы и отлично выполнили все задания. Узнали много интересного и подготовились к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект беседы с детьми старшей группы " Блокада Ленинграда"

Конспект  беседы  с детьми старшей группы о блокаде Ленинграда  Цель: расширение представлений детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечест...

Познавательная беседа с детьми старшей группы «Блокада Ленинграда»

- воспитывать у детей чувства патриотизма и любви к Родине,- развивать у детей интерес к истории своей страны,- формировать знание детей об одном важном этапе истории во время ВОВ и ценностное отношен...

Конспект занятия к дню снятия блокады Ленинграда для подготовительной группы "Блокада Ленинграда"

Материал может быть использован на занятиях по познавательному развитию, при проведении досуга по данной теме и др....

Беседа с детьми подготовительной группы "Блокада Ленинграда "

Формирование интеллектуальной компетентности дошкольников на примерах жизни детей и взрослых в тылу врага во время Великой Отечественной Войны. ...

Познавательная беседа с детьми старшей группы «Блокада Ленинграда»

Задачи:- воспитывать у детей чувства патриотизма и любви к Родине,- развивать у детей интерес к истории своей страны,- формировать знание детей об одном важном этапе истории во время ВОВ и ценностное ...

Тематическая беседа в подготовительной группе "Блокада Ленинграда"

Тематическая беседа в подготовительной группе "Блокада Ленинграда"...

Беседа с детьми средней группы : «Блокада Ленинграда»

Беседа с детьми средней группы : «Блокада Ленинграда» Цель: продолжать расширять знания детей о ВОВЗадачи:образовательныеформировать у детей понятие исторической важности событий...