Поддержка одаренных детей
статья
Предварительный просмотр:
Зонова Е.Г.
педагог-психолог МБДОУ детский сад 12,
ГО красноуфимск
Формирование системы поддержки и развития одаренности детей дошкольного возраста.
Я слышу, и я забываю.
Я вижу, и я помню.
Я делаю, и я понимаю.
Конфуций
Одаренность – системное качество человека, развивающееся в процессе его жизнедеятельности и определяющее возможность достижения им незаурядных, выдающихся результатов в ценных для общества видах деятельности.
Одаренный ребенок – ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Общая одаренность детей – единая и целостная характеристика ребенка, связанная с его высоким творческим потенциалом, складывающаяся в процессе его психического развития в результате системного взаимодействия личностных свойств и условий окружения и составляющая особо благоприятную внутреннюю предпосылку дальнейшего развития.
Эти идеи обобщены в современной «Рабочей концепции одаренности» (Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков и др.). Важнейшими положениями концепции является трактовка одаренности как интегрального феномена, соотносимого с личностью в целом.
Развитие одаренности заключается не только в формировании системы знаний, умений и навыков или развитии теоретического мышления, но, скорее, в обогащении индивидуального ментального (умственного) опыта ребенка, которое и выступает в качестве психологической основы развития личности.
Важным является этический аспект выявления одаренности у детей, учет возрастных закономерностей в признаках одаренности, понимание потенциального характера детской одаренности как общей предпосылки творческого развития человека, выявление зависимости ее проявления и развития от социального окружения и условий, созданных в образовательных учреждениях.
Проблема организации педагогического процесса, развивающего одарённость, рассматривается в работах Ю.К. Кулюткина, М.И. Махмутова, А.М. Матюшкина, В.И. Панова, А.В. Хуторского и др. Исследователи отмечают, что следует осуществлять системное формирующее воздействие на одаренных детей через определенный комплекс психолого-педагогических условий.
Для актуализации одаренности детей дошкольного возраста в МБДОУ детский сад 12 создана среда, отвечающая следующим требованиям.
- Высокая степень неопределенности и потенциальной многовариативности (богатство возможностей).
Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых. Многовариативность обеспечивает возможность нахождения путей решения. Кроме того, такая среда должна содержать образцы креативного поведения и его результаты.
- Предметно-информационное обогащение среды. Предполагает наличие необходимого (максимального) материального и информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной среде, возможность любого их использования.
- Активизация трансформационных возможностей предметно-пространственной среды. Предметно-пространственная среда должна быть способна к самым разным, неожиданным преобразованиям.
- Гибкость в использовании времени, средств и материалов. Предполагает отсутствие прямых указаний, предоставление дошкольникам возможности самостоятельно ставить задачу, выбирать время, последовательность, способы ее решения.
- Сочетание индивидуальной игровой и исследовательской деятельности с ее коллективными формами. Одаренного ребенка необходимо обучать не только в индивидуальной, но и коллективной творческой деятельности.
На основании выделенных психолого-педагогических условий, характеристик развивающей среды, можно предложить следующие рекомендации для участников образовательных отношений МБДОУ детского сада 12 по развитию одаренности детей дошкольного возраста:
1) вовлечение дошкольников в свободные игры со сверстниками;
2) моделирование для детей ситуаций незавершённости и открытости деятельности и мышления в отличие от жёстко заданных и строго контролируемых условий;
3) акцент на вовлечении дошкольников в специфические детские виды деятельности (предметные игры, рисование, конструирование, лепка и др.);
4) разрешение и поощрение высказывания множества вопросов;
5) использование в обучении дошкольников провокационных вопросов (постановка проблем или затруднений, для устранения которых нет известных средств), стимуляция выработки детьми собственных средств осуществления деятельности, а не принятие готовых;
6) привлечение внимания к интересам детей со стороны воспитателей и родителей, предоставление детям возможностей осуществления совместной с взрослыми деятельности, наличие в окружении ребенка образцов и результатов взрослой креативности;
7)обеспечение предметно-информационной насыщенности развивающей среды (наличие необходимого информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной микросреде, в т.ч. современные ИКТ-средства, возможность разнообразного их использования детьми);
8) стимулирование самостоятельности и независимости дошкольников, формирование ответственности за себя и свое поведение;
9) использование аргументированной оценки для анализа действий, а не для награды или осуждения;
10) субъект-субъектные отношения, обеспечивающие возможность сотрудничества, диалога и творчества в процессе познания;
11) признание ценности творчества ребенка значимыми взрослыми (педагогами и родителями), а также признание социальной значимости творческих достижений детей (участие в конкурсах, олимпиадах).
12) создание атмосферы взаимопонимания (принятия) и возможности спонтанной экспрессии, творческого использования знаний.
Способности вырастают, развиваются из задатков при одном обязательном условии – деятельность, которой занимается ребенок, должна быть связана с положительными эмоциями, приносить радость, удовлетворение.
Формирование умения видеть проблему и не бояться ее новизны, оригинальность и продуктивность мышления, изобретательность, интуиция… - спрос на эти качества очень высок в настоящем и, несомненно, будет возрастать в будущем.
Все лучшее, что делается нами
Весенней созидательной порой,
Творится не тяжелыми трудами,
А легкою искрящейся игрой.
И. Губерман
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выявление и поддержка одаренных детей через народную куклу
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольк...
Семинар "Система выявления и поддержки одаренных детей в условиях ДОУ"
Семинар для воспитателей...
Руководство секцией музыкальных руководителей ДОУ в составе ресурсного методического центра «Выявление и поддержка одаренных детей»
Педагогический музыкальный опыт в широком смысле - это такое мастерство музыкальных руководителей, которое дает стабильно высокие результаты в обучении и воспитании дошкольников, в развитии конкретног...
протокол №3 РМЦ "Выявление и поддержка одаренных детей"
Использование интегративного подхода в процессе художественно-эстетического развития младших дошкольников...
Доклад на тему: "Выявление и поддержка одаренных детей в ДОУ"
Материал является методической копилкой для воспитателей ДОУ....
Реализация мер по поддержке одаренных детей в дошкольных образовательных учреждениях
Методический материал для руководителей и старших воспитателей: «Реализация мер по поддержке одаренных детей в дошкольных образовательных учреждениях»...
Протокол №5 Ресурсного методического центра "Выявление и поддержка одаренных детей"
Протокол №5 Ресурсного методического центра "Выявление и поддержка одаренных детей"...
- Мне нравится (1)