Реализация мер по поддержке одаренных детей в дошкольных образовательных учреждениях
методическая разработка на тему

Лопаткина Елена Евгеньевна

Методический материал  для руководителей и старших воспитателей: «Реализация мер по поддержке одаренных детей в дошкольных образовательных учреждениях»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специфика работы с одаренными детьми.

Проблемы одаренных людей

 

Подготовила старший воспитатель

Зеленогорского д/с №6 

Лопаткина Е.Е.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест.

Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Так каких же детей называют одарёнными? Как происходит их дальнейшее развитие? Что можно сделать для их поддержки?

Одарённый дошкольник отличается от своих сверстников более высоким уровнем обучаемости, большими возможностями усвоения нового. Одарённые дети дошкольного возраста  остаются дошкольниками со всеми присущими возрасту психологическими особенностями, которые необходимо учитывать, избегая «овзросления» детей, на которое может наталкивать педагога высокий уровень умственного развития его воспитанников. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления.

В построении работы с детьми, проявляющими признаки одаренности,  важно решить два вопроса. Первый: как распознать, как диагностировать творческую одаренность? И второй: как работать с детьми, имеющими высокий уровень общих способностей?

Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей мы направляем усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения и воспитания.

Работа нашего коллектива в течение многих лет доказывает, что от воспитателя требуется не только профессионализм и  общая квалификация, но и знание психологии одаренных детей,  творческого взаимодействия с ребенком.  Основная задача образовательной работы состоит в том, чтобы обеспечить развитие умственных и художественных способностей ребенка, развитие специфических видов деятельности. Но необходимо отметить, что к одарённым дошкольникам (так же, как и к дошкольникам вообще) неприменимы школьные требования и приёмы обучения.

Работа с одарёнными детьми имеет характерные сложности, в которых значительную роль играют опережающее развитие и нетрадиционный взгляд на мир.

Ведущей деятельностью одарённых детей, также как и обычных, продолжает оставаться сюжетно-ролевая игра, неизменно вызывающая их интерес и эмоциональный отклик. Соответственно она остаётся и основной формой проведения развивающих занятий, на которых большая часть заданий даётся в игровой, максимально привлекательной для детей форме.

Кроме того, в процессе образовательной деятельности следует использовать принципы максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; создания условий для совместной работы детей при минимальном участии педагога, а также принцип свободы выбора одарёнными детьми дополнительных образовательных услуг, помощи со стороны взрослых или сверстников.

Работа с одарёнными дошкольниками предполагает использование специальных методов и способов преподнесения заданий, различных педагогических технологий, позволяющих таким детям самостоятельно искать и находить ответы на интересующие их вопросы.

Ведущими и основными являются методы творческого характера (проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные) в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы, имеющие высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствующие уровню познавательной активности и интересов одарённых детей.

               Как показывает практика, наиболее эффективным методом взаимодействия педагога с высоко одарённым ребёнком являются индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.

Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего учителя.

Роль семьи в развитии одаренности ребенка, является решающей. Однако практика работы с родителями показывает, что они неодинаково относятся к своим одаренным детям. Одни считают, что не надо обращать внимание на фантазии ребенка, его любознательность. Это особенности возраста. Другие, наоборот, преувеличивают творческие возможности ребенка, подчеркивая тем самым, что их малыш не такой, как все, что его одаренность дает ему право на особые привилегии.

Развитию же одаренности детей, способствуют высокие познавательные интересы самих родителей. В общении с ребенком такие родители выходят за круг бытовых проблем, в общении используют общие игры, совместную работу на компьютере, обсуждение сложных задач и проблем. Здесь, на наш взгляд, для становления личности одаренного ребенка важно, прежде всего, повышенное внимание родителей.

Наряду с тем, что одаренные дети имеют ряд преимуществ перед своими сверстниками, им приходится сталкиваться и со специфическими трудностями. В первую очередь это связано с отношениями родителей к одаренности своих детей. Некоторые, обнаруживая у своего ребенка ранние проявления одаренности, все свои усилия направляют на развитие его способностей в соответствии со своими представлениями о целях и задачах воспитания. При этом, как отмечает А.В. Петровский, считая своего ребенка вундеркиндом, внимание обращают лишь на первую часть этого слова – акцентируют исключительность ребенка, забывая, что он остается все же ребенком.

Многочисленные проблемы и трудности одарённых детей нуждаются в особом, сбалансированном подходе к процессу оказания им помощи. Нередко одарённый ребёнок ставит перед собой завышенные цели, не имея возможности их достичь, так как у него ещё не выработалось умение правильно оценивать перспективу, выбирать оптимальные пути решения поставленных задач. Это, как правило, вызывает сильнейшие переживания, потерю уверенности в своих силах, снижение самооценки. В этой связи одной из основных задач взрослого является задача научить детей не только понимать других, но и лучше разбираться в своих чувствах и переживаниях. Необходимо во всех сферах деятельности всячески поддерживать детскую инициативу, быть готовым изменить ход занятий в соответствии с ней. Следует помнить, что одарённый ребёнок может оказаться «умнее» взрослого при выполнении того или иного задания, придумать свой способ решения задачи, не предусмотренный заранее, что требует от взрослого особого внимания и гибкости во взаимоотношениях с одарёнными детьми. 
              Поэтому педагогам нужно помнить, что поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо важная задача обучения одаренных детей.



Предварительный просмотр:

 Методики для диагностики детской одаренности:

1.Анкета "Как распознать одаренность" Л.Г. Кузнецова,

Л.П. Сверч

2.Методика "Карта одаренности" Хаана и Каффа (5-10 лет)

3. Прогрессивные матрицы Равена

4. Тест Гилфорда (модифицированный)

Методики для диагностики детской одаренности:

1.Анкета "Как распознать одаренность" Л.Г. Кузнецова,

Л.П. Сверч

2.Методика "Карта одаренности" Хаана и Каффа (5-10 лет)

3. Прогрессивные матрицы Равена

4. Тест Гилфорда (модифицированный)

Методики для диагностики детской одаренности:

1.Анкета "Как распознать одаренность" Л.Г. Кузнецова,

Л.П. Сверч

2.Методика "Карта одаренности" Хаана и Каффа (5-10 лет)

3. Прогрессивные матрицы Равена

4. Тест Гилфорда (модифицированный)

Методики для диагностики детской одаренности:

1.Анкета "Как распознать одаренность" Л.Г. Кузнецова,

Л.П. Сверч

2.Методика "Карта одаренности" Хаана и Каффа (5-10 лет)

3. Прогрессивные матрицы Равена

4. Тест Гилфорда (модифицированный)



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение

«Зеленогорский детский сад №6 «Улыбка»

Работа с одаренными детьми.

Развитие речь у одаренных детей

Подготовила :

ст. воспитатель Лопаткина Е.Е.

 «Одаренность человека-это маленький росточек,

едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе

огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,


ухаживать за ним, сделать его благороднее,

чтобы он вырос и дал обильный плод».

В.А. Сухомлинский.

 В группе  может оказаться ребенок, который будет заметно отличаться от других детей группы. Он задает много вопросов, проявляя интерес к окружающему, как правило, успешен в деятельности, знает больше, чем его сверстники, отвечает на вопросы раньше, чем воспитатель успел их полностью сформулировать; приносит в детский сад новые интересные книги, увлекательно пересказывает их содержание, придумывает необычные истории и сказки, строит удивительные постройки, экспериментирует с предметами, пытаясь понять различные закономерности. С таким ребенком интересно общаться, но он иногда не «удобен» в общей работе с детьми: перебивает, стараясь быстрее дать ответ, задает вопросы, которые ставят Вас в тупик, навязывает свое мнение, мешает воспитателю заниматься с другими. Возможно, что это одаренный ребенок.

Одаренность — это высокий уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся также значительной познавательной активностью.

Способности всегда проявляются в деятельности, следовательно, и одаренность может проявляться и развиваться только в конкретной деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает удовольствие, радость. Чем больше дошкольник занимается этим видом деятельности, тем больше ему хочется это делать, ему интересен не результат, а сам процесс. Больше всего это относится к специальным способностям: музыкальным, изобразительным, математическим и др.

Одаренность, также как и способность, может быть общей и специальной. Существует одаренность, которая влияет на успешность во многих видах деятельности, и тогда она может быть названа общей одаренностью. Общую одаренность принято подразделять на умственную и художественную.

Умственно одаренные дети способны правильно решать очень разнообразные познавательные задачи. Дети четко видят условие, выделяют в задаче существенные отношения, находят решение через переструктурирование условий. Задача часто решается в уме, легко и быстро. Ребенок может придумать совершенно неожиданный, оригинальный ход решения задачи.

Умственно одаренные дети обладают также не насыщаемой познавательной активностью, потребностью приобретать новые знания, любознательностью, стремлением находить и решать разнообразные познавательные задачи. Развитие умственных способностей является основным содержанием умственного развития ребенка.

Общая художественная одаренность обнаруживается, если ребенок проявляет себя успешно в нескольких видах художественной деятельности, например, изобразительной, музыкальной, литературной.

Можно выделить особенности, дающие возможность предположить высокий уровень развития способностей, одаренность. Они проявляются в повседневной жизни, в самостоятельных занятиях детей, при выполнении различных заданий дома, в детском саду.

Эти особенности можно обнаружить, непосредственно наблюдая за ребенком и в беседах с взрослыми, окружающими ребенка.

Одно из ярких проявлений одаренности в дошкольном возрасте — богатство фантазии. Одаренные дети, как правило, чаще других что-нибудь придумывают, сочиняют. Процесс фантазирования идет легко, взрослому не надо создавать ситуацию, которая провоцировала бы ребенка — он сам охотно сочиняет. Персонажи, о которых идет речь в придуманной истории, чаще всего необычны, нестандартны, фантастичны. Так, если ребенок со средним уровнем развития фантазии, придумывая сказку про зверей, чаще всего говорит о лисе, медведе, волке, зайце, то в сказках одаренного ребенка появляются такие персонажи как Жар-птица, бобер, черепаха, бабочка и т.п. Действия, которые совершают эти герои, тоже необычны, редко встречаются в рассказах и сказках других детей.

И, наконец, центральным проявлением одаренности, в котором фокусируются все особенности одаренных детей, можно считать характер детских замыслов, относящихся к разным видам деятельности дошкольников. То, как ребенок задумывает игру, как он сочиняет рассказ, как планирует будущую постройку, рисунок или аппликацию помогает определить уровень развития его способностей. Помимо развернутости и продуманности замысла детей может отличать высокая степень оригинальности — несоответствия общепринятому, что, как правило, передается детям от взрослых путем направленного или стихийного обучения при придумывании кем-то из детей детского коллектива и передается от ребенка к ребенку.

Выделяемые обычно родителями и воспитателями в качестве признаков умственной одаренности высокое речевое развитие, запоминание большого количества стихов и сказок, сами по себе о такой одаренности свидетельствовать не могут. Большой объем знаний также часто основывается на хорошей памяти ребенка, а хорошая память, хотя и характерна для многих умственно одаренных детей, однако не является определяющим в их развитии. Часто хорошая механическая память оказывается чисто возрастной характеристикой дошкольников, ее уровень значительно меняется на протяжении дальнейшей жизни ребенка. Знания, приобретенные на основе запоминания, могут усваиваться формально, без достаточного осмысления, и вовсе не сказываться на уровне умственного развития дошкольника. Хороший уровень развития речи также не служит сам по себе достоверным показателем одаренности ребенка. Нужно различать случаи так называемого «вербализма», когда развитая речь является единственным «достижением» ребенка и маскирует недостаточное развитие необходимых для этого возраста наглядно — образного мышления, воображения, слабое владение детскими видами деятельности.

У одаренных детей, особенно это проявляется у детей со специальной одаренностью (в области математики, изобразительной деятельности, музыки и других), могут по-разному проявляться различные познавательные процессы. В деятельности, связанной с одаренностью, дети гораздо лучше запоминают, дольше могут быть внимательными, сосредоточенными, дольше сохраняют работоспособность, легче усваивают материал, чем в других видах деятельности.

Умственно одаренных детей, как правило, характеризуют также неравномерность развития: опережение умственного развития по сравнению с эмоционально-личностным. Такое расхождение создает в жизни одаренного ребенка много проблем. Повышенная восприимчивость, чувствительность к окружающему приводит к уязвимости, ранимости психики, не способной адекватно отреагировать на такое количество воздействий. Дети многое воспринимают на свой счет, чувствуют вину, даже когда их ни в чем не обвиняют.

Критичность к себе часто приводит к тому, что ребенок начинает плохо относиться к самому себе, плохо себя оценивает, становится неуверенным. Взрослые не могут понять, почему ребенок с такими большими возможностями так не уверен в себе, чувствителен, раним. Однако часто они сами способствуют этому. Успехи детей со средними, низкими способностями поощряются, их хвалят, замечают их достижения. Успехи же одаренного ребенка считаются чем-то само собой разумеющимся, его не поощряют, боясь перехвалить.

И ребенок начинает сомневаться в своих возможностях, считая, что его не отметили, потому что он сделал что-то недостаточно хорошо.

Одаренные дети часто находятся в сложных взаимоотношениях с другими детьми группы. Повышенная активность и инициатива ребенка на занятиях, стремление привлечь внимание взрослого, подкрепленное возможностями ответить на вопросы воспитателя раньше других детей, приводит к тому, что другие дети начитают отрицательно относиться к проявлениям одаренного ребенка. Да и сам одаренный ребенок нередко бывает, нетерпелив по отношению к другим детям, часто не может принять то, что предлагают дети, стоящие ниже его в развитии. Он делает им замечания, перебивает, всячески выражает нетерпение, досаду. Следует учить одаренного ребенка принятию окружающих. В общении с одаренным ребенком важно быть особенно терпеливым и не забывать хвалить его, когда он проявляет терпение, дает возможность другим детям и взрослым выразить свою мысль полностью, закончить предложение.

Часто родители и воспитатели создают вокруг одаренного ребенка «эффект ореола», ожидая от него высоких результатов буквально во всем. Однако вполне возможно, что способности ребенка высоки только в отдельных сферах. Одаренному дошкольнику полезно сталкиваться с ситуациями, в которых он не блещет, не достигает вершин. Ребенок может принимать участие и получать удовольствие от занятий, в которых он не преуспевает. Следует дать понять ребенку, что неудача — нормальная вещь, случающаяся со всеми.

Выявление одаренных детей возможно различными путями. Самый простой и доступный для воспитателей — это наблюдение. Результаты наблюдения могут быть использованы при заполнении специальных анкет, разрабатываемых для родителей и воспитателей.

Работу с одаренными детьми лучше проводить с привлечением игровой мотивации, позволяющей осмысливать ситуации, создавать проблемные ситуации, предлагать задачи и загадки. Целесообразно также использовать на занятиях соревновательную мотивацию, отвечающую стремлениям к первенствованию.

Педагоги, привлекаемые к работе с одаренными детьми, должны также обладать рядом специальных качеств. Это, прежде всего, высокий уровень собственного интеллектуального развития, позволяющий общаться с одаренными детьми, отвечать на их многочисленные вопросы; это так называемая психологическая зрелость, предполагающая положительную реализацию себя в жизни и дающая возможность принятия за счет этого других людей, принятия нового; это положительная оценка самого себя. Человек с непринятием себя закрывается от других, боясь нанести урон себе. Это также эмоциональная стабильность, позволяющая контролировать эмоции, не реализовывать их на детях; это способность воспитателя работать по новой, необычной программе.

Выявление, обучение и воспитание одаренных детей с учетом их особенностей — залог их дальнейшего благополучного развития



Предварительный просмотр:

Анкета "Как распознать одаренность" Л.Г. Кузнецова,

Л.П. Сверч

Цель анкеты "Как распознать одаренность": выявить область одаренности ребенка, степень выраженности у ребенка тех или иных способностей.

Ход работы: данная анкета заполняется отдельно учителем, работающим с учеником, родителем ученика  и самим учеником (начиная со средней ступени обучения). За каждое совпадение с утверждением ставится один балл. После этого по каждой шкале способностей высчитывается коэффициент выраженности способности и выстраивается график выраженности способностей на ребенка, из которого можно увидеть, в какой области ребенок наиболее одарен.

Спортивный талант

Если…

  • он энергичен и все время хочет двигаться
  • он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;
  • не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;
  • лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;
  • предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, беготню;
  • кажется, что он всерьез никогда не устает;
  • неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.

Технические способности

Если…

  • ребенок интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;
  • любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;
  • сам "докапывается" до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки;
  • может починить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек;
  • любит и умеет рисовать ("видит") чертежи и эскизы механизмов;
  • интересуется специальной технической литературой.

Литературное дарование

Если…

  • рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
  • любит фантазировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;
  • выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета;
  • изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными;
  • любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.

Музыкальный талант

Если…

  • ребенок любит музыку и музыкальные записи, всегда стремиться туда, где можно послушать музыку;
  • очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
  • если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;
  • сочиняет свои собственные мелодии;
  • научился или учиться играть на каком-либо музыкальном инструменте.

         Художественные способности вашего ребенка могут проявиться

Если ребенок…

  • не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;
  • в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуации;
  • серьезно относиться к произведениям искусства;
  • когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
  • стремиться создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение-украшение для дома, одежды;
  • не робеет высказывая собственное мнение даже о классических произведениях

Способности к научной работе

Если ребенок…

  • обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;
  • умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение;
  • любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги;
  • часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;
  • с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, схем, конструкции
  • не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.

Артистический талант

Если ребенок…

  • часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;
  • стремиться вызвать эмоциональные реакции у других,
  • меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
  • с большим желанием выступает пере аудиторией;
  • с удивляющей вас легкостью "передразнивает" чьи-то привычки, позы, выражения;
  • пластичен и открыт всему;
  • любит и понимает значение красивой и характерной одежды.

Незаурядный интеллект

Если ребенок…

  • хорошо рассуждает, ясно мыслит и понимает недосказанное, улавливает причины поступков людей;
  • обладает хорошей памятью;
  • легко и быстро схватывает новый школьный материал;
  • задает очень много продуманных вопросов;
  • любит читать книги, причем по своей собственной программе;
  • обгоняет сверстников по учебе,
  • гораздо лучше и шире информирован, чем сверстников;
  • обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла;
  • очень восприимчив и наблюдателен.

Обработка результатов: За каждое совпадение с предложенными утверждениями поставьте один балл и высчитайте коэффициент выраженности способностей (Кс) по формуле:(Кс) = (Б:У) * 100%,где Б – балл, полученный по каждой шкале способностей отдельно; У – общее количество утверждений по каждой шкале отдельно. Постройте график выраженности тех или иных способностей.



Предварительный просмотр:

Работа с музыкально одаренными детьми

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни.

Музыкальный руководитель детского сада, приступая к организации работы с одаренными детьми оказывается перед рядом проблем:

  • выбор метода выявления детей с выраженной музыкальностью;
  • подбор методов и приёмов развития музыкальных способностей, а так же обеспечения реализации творческого потенциала таковых детей;
  • актуализация проблем одаренных детей перед другими участниками образовательного процесса – родителями и педагогами образовательного учреждения.

Что же такое музыкальность и музыкальные способности? Под музыкальностью понимается компонент музыкальной одаренности, необходимый для занятия именно музыкальной деятельностью (любого ее вида), в отличие от всякой другой. Основным признаком музыкальности крупнейший отечественный исследователь проблемы музыкальных способностей Б. М. Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку, т.е. способность ее переживания. Наряду с этой способностью, по мнению ученого, признаком музыкальности становится способность дифференцированного восприятия музыкальной ткани, позволяющая определить ее предметно и содержательно, т. е. музыкальный слух (ладовое чувство и способность к слуховому представлению мелодии) и чувство ритма.

Итак, Теплов выявляет три основные музыкальные способности:

1. ладовое чувство, т.е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии;

2. способность к слуховому представлению, т. е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение;

3. музыкально-ритмическое чувство, т. е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Музыкальные способности у всех детей выявляются по – разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. Наиболее сложно развиваются у детей музыкально – слуховые представления – способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте.  У  большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей.

Нужны постоянные наблюдения за детьми с проведением диагностических срезов развития. Диагностика музыкальных способностей, проводимая один – два раза в год, позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание занятий.

Планирование и учет работы по музыкальному воспитанию, как правило, включает в себя только контроль  за приобретаемыми детьми программными навыками и умениями. Для того чтобы обучение носило развивающий характер, важно контролировать не только развитие навыков и умений, но и в первую очередь музыкальных способностей детей.

Диагностика музыкальных способностей различается тем, какие способности в структуре музыкальности считаются основными. В теории и практике музыкального воспитания принята диагностика, основанная на выявлении трех основных музыкальных способностей – ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма (Б. М. Теплов).                       Эмоциональная отзывчивость на музыку (центр музыкальности) в наибольшей степени проявляется в первой и третьей способностях. Исходя из этой структуры музыкальности важно определить показатели развитости каждой музыкальной способности в соответствии с возрастными возможностями детей.

Для выявления музыкально одаренных детей в педагогической практике используется технология педагогического наблюдения.

1. Объект педагогического наблюдения - музыкальность дошкольников;

2. Цель наблюдения - выявить детей с задатками музыкальности;

3. Предмет наблюдения (единицы наблюдения):

· Выраженное стремление к музыкальной деятельности

1. Проявляет интерес к музыке и всему, что с ней связано

2. Выражает желание петь, танцевать, выступать на сцене

3. В произвольной игре, в свободной деятельности использует элементы музыкального творчества

· Доминирующие характеристики учебной и игровой деятельности:

1. инициативность - безынициативность;

2. креативность, эвристичность - репродуктивность;

3. образность, эмоциональность - рациональность, понятийность;

4. спонтанность - аккуратизм;

5. воля, упорство- мягкотелость, нерешительность

· Характер общения и поведения на музыкальных занятиях

1. заинтересованность

2. инициативность

3. активность

4. творческость

· Уровень развития творческих способностей (показатели психологической диагностики)

1. Высокий

2. Средний

3. Низкий

· Уровень развития музыкальных способностей (показатели педагогической диагностики)

1. Высокий

2. Средний

3. Низкий

Любой музыкальный руководитель знает своих воспитанников и без специально организованных процедур диагностики может различать группу воспитанников по тем или иным качествам. Так педагог знает, кто из детей больше любит солировать в песне, танце, инсценировке, и, как правило, у таких детей это лучше получается. Знает он и детей с недостаточным развитием тех или иных способностей, но и для них подбирает задания, роли, чтобы ребенок мог ощутить радость от музыкального творчества или просто от соприкосновения с музыкой. Учитывая выше сказанное, без специально организованных процедур педагогической диагностики музыкальный руководитель все же не может обойтись.

Для родителей детей с высоким уровнем музыкальности проведены индивидуальные консультации по вопросам развития и музыкального воспитания детей. От них получено согласие на дополнительную работу с их детьми, а так же мы заручились поддержкой и согласием родителей на участие детей в различных конкурсах и программах.

Поэтому для детей с высоким уровнем развития музыкальности мы организовали  дополнительную кружковую работу, которая предполагает в дальнейшем:

  • участие в фестивалях, конкурсных программах и проектах на местном, муниципальном уровнях;
  • подготовка сольных номеров для концертных программ и досуговых мероприятий, соответствующих тому или иному календарному празднику, проводимых в детском саду.

Музыкальный материал, предлагаемый детям не обязательно должен быть сложнее, он должен быть разнообразным и вариативным. И подбирается он с учетом возможностей и предпочтений детей. Большой мотивационной силой является новизна – музыкального репертуара, сопровождающего аккомпанемента, декораций, костюмов и прочей атрибутики творческого процесса. Содержание кружковой работы не должно сводиться к простому разучиванию и репетициям. Педагог, работая с одаренными детьми всегда должен оставлять место импровизации, творчеству. Коллектив таких детей вряд ли назовешь дисциплинированным, поэтому работа в нем требует от педагога колоссального личностного и профессионального потенциала. Очень важно, чтобы музыкальный руководитель, приступая к работе с одаренными детьми, сам обладал креативным  мышлением, чтобы испытывал потребность в творческой деятельности. Ведь только при таком условии педагог сможет понять потребности одаренных детей, их тревоги и даже страхи, сможет вдохновить и поддержать, аккуратно направить силу и энергию их личности.

В нашем ДОУ организована работа с музыкально одаренными детьми в пении и разработана программа по данному направлению.

Цель программы: Приобщать дошкольников к миру вокальной музыки, формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, способствовать развитию творческих проявлений.

Задачи:

  1. Расширять диапазоны голосов детей дошкольного возраста и  формировать их естественное звучание;
  2. Организовать деятельность голосового аппарата, укреплять голосовые связки;
  3. Совершенствовать певческие способности детей дошкольного возраста, формировать правильное дыхание, дикцию, артикуляцию в пении;
  4. Формировать эмоционально - эстетическое восприятие окружающего мира через пение;
  5. Развивать у дошкольников творческое начало, поощрять самостоятельность, инициативу и импровизационные способности в пении.

Структура занятий:

1 . Артикуляционная гимнастика.

Цель: Совершенствовать дикцию, артикуляцию, помогать правильно и чисто проговаривать трудно произносимые слова, фразы;

2. Интонационно – фонетические упражнения.

3. Упражнения на дыхание.

Цель: Укреплять лёгкие и голосовой аппарат дошкольников, формировать правильное дыхание;

4. Основная часть - вокально-хоровая работа.

4.1. Распевание;

4.2. Пальчиковые и подвижные игры;

4.3. Работа над песней:

4.3.1. Знакомство с песней (1 – 2 занятия);

4.3.2. Прослушивание;

4.3.3. Беседа, разъяснение текста;

4.3.4. Повторное исполнение;

4.4. Разучивание песни (3 – 4 занятия):

4.4.1. Работа над звукообразованием;

4.4.2. Работа над звуковедением;

4.4.3. Работа над дыханием;

4.4.4. Работа над ансамблем;

4.4.5. Работа над дикцией;

4.5. Закрепление (1 – 2 занятия).

4.5.1. Работа над выразительностью и эмоциональным исполнением песни.

Музыкальную основу программы составляют произведения для детей дошкольного возраста, песни современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.

Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).

Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.

Перспективный план работы

Период прохождения материала

Программное содержание

Репертуар

Сентябрь - октябрь

- Расширять диапазон детского голоса;                                                         - Закреплять у детей умение точно переда-вать ритмический рисунок хлопками и на металлофоне;                                                                          - Способствовать прочному усвоению детьми разнообразных интонационных оборотов, включающих различные виды мелодического движения (вверх-вниз) и различные интервалы;                                                                                        - Учить детей точно попадать на первый звук мелодии песни;                                                         - Учить детей петь легко, не форсируя звук, с чёткой дикцией;                                                   - Брать дыхание после вступления и между музыкальными фразами;                                                  - Учить слушать и слышать себя и товарищей по пению;                                                                          - Учить петь хором, небольшими ансамбля-ми, по одному, с музыкальным сопровожде-нием и без него;                                                                   - Учить петь ускоряя и замедляя темп, усиливая и ослабляя звук;                                                - Добиваться выразительного исполнения песен;                                                                               - Учить детей передавать характер и смысл каждой песни;                                                                          - Стимулировать сочинение собственных мелодий, марша, колыбельной (без текста);                                                                                                - Совершенствовать умение правильно сидеть  и стоять во время пения.                                                  

Дыхательные упражнения:        «Ладошки», «Погончики», «Насос», «Кошка», «Обними плечи», «Маятник», «Повороты головы».                                                   Артикуляционные упражнения: Iблок.                                   Подвижные игры: «Ёлочка», «Синий шар», «Каша».                Упражнения для развития вокально-хоровых навыков:      «Кукушка»Е.Тиличеевой,             «Бубенчики»Е.Тиличеевой,          «Качели» Е.Тиличеевой.                Песни:                                              «Кукушка» А.Варламова,               «Если добрый ты» Б.Савельева,                      «Мама» Н.Тимофеевой, «Улыбка» В.Шаинского.                Творческие задания:                    «Самолёт» Т.Бырченко,                  сочинение марша, колыбельной.                             

Ноябрь - декабрь

- Уточнять умение детей различать высокие и низкие звуки в пределах терции;                                                                                                               - Упражнять в чистом пропевании этого интервала сверху вниз;                                         - Упражнять в чистом интонировании поступенных и скачкообразных движений мелодии;                                                                     - Закреплять умение различать долгие и короткие звуки, отмечать длительности движением руки;                                                                                                                                            

Дыхательные упражне-ния:        

«Ушки», «Маятник головой», «Перекаты», «Рок-н-ролл», «Мячик», «Песня волка», «Песня ветра», «Ниточка».                                     Артикуляционные упражнения:I и II блок. Подвижные игры: «Тарелка»,     «Чашка», «Утки».                           

 

Ноябрь - декабрь

- Учить детей удерживать интонацию на одном звуке;                                                                      - Продолжать учить петь без форсирования звука, естественным голосом;                                                                                                             - Удерживать дыхание до конца фразы, концы фраз не обрывать, заканчивать мягко;                                                                                           - Правильно выполнять логические ударения;                                              - Продолжать учить детей чисто интониро-вать мелодию в поступенном движении вверх и вниз, а также скачки вверх вниз на квинту и кварту;                                                                      - Упражнять в точном интонировании трезвучий (фа-ля-до, ре-фа-ля), удерживать интонацию на повторяющихся звуках, точно интонировать тонический ход на сексту вверх;                                                                    - Петь выразительно, меняя интонацию в соответствии с характером песни (ласковая, светлая, задорная, игривая и т.д.);                                     - Побуждать детей импровизировать простейшие мотивы определённого характера, жанра (вальс, марш, полька);                             - Контролировать певческую установку во время пения.    

Упражнения для развития вокально-хоровых навыков:      «Барабан» Е.Тиличеевой,               «Как под наши ворота» (р.н.п.),    «Вальс» Е.Тиличеевой.                  Песни:                                              «Голубой вагон» В.Шаинского,                    «Спляшем Ваня» А.Варламова,                             «Гномики» К.Костина.              Творческие задания:                    «Снежок» Т.Бырченко,                   «Вальс», «Полька», «Марш», «Плясовая».                                                               

 

Январь - февраль

- Продолжать учить различать и самостоя-тельно определять направление мелодии, слышать и точно интонировать повторяющиеся звуки;                                                                      - Упражнять в чистом пропевании поступенного и скачкообразного движения мелодии;                                                                                          - Упражнять в чёткой дикции;                                                                        - Формировать хорошую артикуляцию;                                                        - Уметь показать рукой движение мелодии вверх и вниз, чередование долгих и коротких звуков;                                                                               - Уточнить умение детей вовремя вступать после музыкального вступления, точно попадая на первый звук;                                     - Чисто интонировать в заданном диапазоне;                                                - Учить самостоятельно реагировать на одинаковые музыкальные фразы с разным окончанием;                                                                          - Совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания;                                      - Добиваться выразительного исполнения песен различного характера;                                                                                                                    

Дыхательные упражнения:        «Восход-заход», «Стокатто», «Удивлялки», «Знакомство», «Веточка», «Кукушонок», «Певец».           Артикуляционные упражнения: I, II, III блоки. Подвижные игры: «Конь», «Мамочка», «Ворона», «Петух».                                           Упражнения для развития вокально-хоровых навыков:      «Небо синее» Е.Тиличеевой,          «Бубенчики» Е.Тиличеевой,          «Труба» Е. Тиличеевой.   Песни:                                              «Где водятся волшебники?» М.Минкова,                                     «Дождь пойдёт по улице» В.Шаинского,                                                            

Январь - февраль

- Петь с музыкальным сопровождением и без него;                                                                                                - Подводить детей к умению самостоятельно давать оценку качеству пения товарищей, отмечая не только правильное и неправильное пение, но и выразительное исполнение;                                                        - Продолжать стимулировать и развивать песенное творчество детей;                                                  - Учить детей самостоятельно находить песенные интонации различного характера на заданный текст;                                                     - Развивать ладотональный слух, используя интонационно-фонетические упражнения (Приложение №2).

«Три весёлых зайчика» К.Костина,                                                      «Бабочка» А.Варламова.                                       Творческие задания:                     «Зайка, зайка, где бывал?» М.Скребковой.       

Март – апрель - май

- Закреплять умение детей различать долгие и короткие звуки, отмечать длительность движением руки, выкладыванием ритмичес-кого рисунка мелодии на фланелеграфе;                                                                - Продолжать упражнять в умении удержи-вать интонацию на одном повторяющемся звуке;                                                                                     - Закреплять навык звуковысотной ориенти-ровки, добиваясь осмысленного, быстрого и точного пропевания одного и того же мело-дического оборота выше – ниже;                                                           - Учить детей распознавать на слух движения мелодии, определять повторность звуков, наличие скачка в начале;                                              - Упражнять в умении удерживать интонацию на высоком звуке (до2, ре2);                                                                                                                    - Петь выразительно, передавая динамику не только от куплета к куплету, но и по музыкальным фразам; выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические ударения в соответствии с текстом произведения;                                                           - Закреплять навык естественного звукообразо-вания, умение петь легко, свободно, без напряжения;                                                                  - Следить за правильным дыханием;                                                              - Удерживать интонацию при переходе от одной тональности в другую;                                                                                                              - Продолжать учить детей импровизировать мелодии различного характера на заданный текст и придуманный самостоятельно (по картинке, исходя из словесного образа и т.д.);                                             - Добиваться, чтобы при самостоятельных поисках песенных импровизаций дети использовали свой музыкальный опыт, знание музыкальной речи, сочиняя песню – марш, песню – вальс, песню – польку, грустную и весёлую песни и т.д.;                                                                                                  

Дыхательные упражнения:        «Свечи», «Воздушный шарик», «Сова», «Аист», «Шапка», «Гармошка», «Деревья», «Зоосад».                 Артикуляционные упражнения: I, II, III блок. Подвижные игры: «Зайка», «Звери», «Медвежонок», «Грузовик», «Бабочка».                  Интонационно-фонетические упражнения.                      Упражнения для развития вокально-хоровых навыков:      «Смелый пилот» Е.Тиличеевой, «Скок-поскок» р.н.попевка,           «Вальс» Е.Тиличеевой.                   Песни:                                              «Самая счастливая» Ю.Чичкова,                                    «Дорога добра» М.Минкова,          «Кот Мурлыка» Л.Олифировой,    «Кашалотик» Р.Паулса.                  Творческие задания:                    «Осенью», «Весной» Г.Зингера,    «Весёлая песенка», «Грустная песенка» В Агафонникова.  

Для определения направлений и форм  работы с детьми используются некоторые виды контроля как одного из способов отслеживания динамики творческого роста воспитанников.

Предварительный контроль проводится в первые дни обучения и имеет своей целью выявление исходного уровня подготовки воспитанников.

Формы контроля:

- собеседование – выявляются интересы и творческий уровень детей;

- прослушивание – выявляются музыкальные данные ребенка: музыкальная память, музыкальный слух, ритм; вокальные данные ребенка – тембр, диапазон, четкость произношения.

Текущий контроль определяет степень усвоения детьми музыкального материала, эмоционально-оценочное отношение к произведениям, уровень подготовленности воспитанников к занятиям, их заинтересованность в усвоении материала.

Форма контроля:

- творческая результативность в течение года, вокальный репертуар, краткая характеристика воспитанников на конец года и рекомендации на следующий год.

Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний, ориентации воспитанников на дальнейшее обучение.

Форма контроля:

- отчетный концерт в конце учебного года, который способствует развитию музыкальных способностей детей, демонстрирует творческий рост, является видом поощрения и стимулирования воспитанников.

Самоконтроль воспитанника выражается в самодисциплине, четкой организации выполнения домашнего задания, ответственности перед выступлением.

Используемые формы, методы, приемы организации музыкально-эстетической деятельности позволят создать благоприятные условия для развития эстетического вкуса, эстетической культуры воспитанников, обогатить процесс эстетического воспитания в целом.

Планируемый результат.

  • наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в концертах);
  • владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);                                      
  • уметь двигаться под музыку,  не бояться сцены, культура поведения на сцене;
  • стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;                                                              
  • умение исполнять  длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм);
  • умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием.

Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала.

Для развития и реализации творческого потенциала детей с выраженной музыкальностью необходимо создать следующие педагогические условия:

  • разработать метод выявления детей с выраженной музыкальностью
  • осуществлять дифференцированный подход в процессе музыкального воспитания;
  • организовать кружковую и индивидуальную работу с детьми с выраженной музыкальностью;
  • способствовать обогащению предметно развивающей среды, в которой протекает процесс музыкального воспитания детей;
  • организовать работу с родителями детей с выраженной музыкальностью, вовлечь их в процесс музыкального развития и воспитания детей, в качестве активных участников и партнеров.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение

«Зеленогорский  детский сад № 6 «Улыбка»»

Доклад на семинаре «Реализация мер по поддержке одаренных детей в дошкольных образовательных учреждениях.

«Система воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении по выявлению, сопровождению и поддержке одаренных детей»

        Подготовила:

Лопаткина Е.Е.

Каждый ребенок умен и талантлив по-своему. Нет ни одного ребенка неспособного, бездарного. Важно, чтобы этот ум, эта талантливость стали основой успехов в учении, чтобы ни один ребенок не развивался ниже своих возможностей. (В.А. Сухомлинский)

Каждый ребенок уникален и имеет право развиваться в своем темпе, воспитываться по своей образовательной траектории. Задача взрослых — увидеть и поддержать задатки способностей, предоставить ребенку возможность для их реализации в тех видах деятельности, к которым он проявляет наибольший интерес, содействовать реализации одаренности.

Одним из принципов стандарта дошкольного образования является, мы уже свами обсуждали этот вопрос принцип интеграции, принцип индивидуализации, в основе которого лежит создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями развития, склонностями, способностями и творческого потенциала. Именно поэтому, на сегодняшний день, становится актуальным вопрос о совершенствовании форм и методов, приемов работы с одаренными детьми.

И на основании ФГОС ДО в каждом дошкольном учреждении в идеале должна быть разработана программа которая  бы  легла в основу системы по выявлению, развитию, поддержки одаренных детей и обеспечения их личностной самореализации.

Система должна включать  основные направления, которые взаимосвязаны и интегрируются между собой:

1.Организация информационно-методического обеспечения процесса управления развитием одаренных детей.

На первоначальном этапе, с целью информационного обеспечения образовательного процесса, методической службой ДОУ, должен   быть создан банк методической литературы, который обеспечил педагогов необходимой теоретической информацией по вопросам организации работы с детьми со склонностями и способностями.

Совместно подобран диагностический инструментарий по выявлению одаренных детей.  Это и  составлены схемы наблюдений за детьми в различных видах деятельности; подобраны анкеты, опросники для родителей и воспитателей, систематизированы методики индивидуального обследования воспитанников по выявлению детей с ярко выраженными способностями к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности.

2.Создание условий для развития способностей наших воспитанников. 

Это и мониторинга готовности предметно — пространственной развивающей среды для работы с одарёнными детьми и по необходимости необходимо  обновить и обогатить развивающую среду современным оборудованием, дидактическими играми, опытным материалом, игровыми пособиями. Это и работа  кружков в каждой возрастной группе. Дает  возможность раскрыть и реализовать свои способности нашим воспитанникам.

1.        2 группа раннего возраста   -  «Семейный кружок»  (для родителей)

2.        1 младшая группа      -  «Умняшки» (нетрадиционное рисование)

3.        Средняя группа  - «Умелые ручки»  (Бросовый материал)

4.         Старшая группа - «Берегиня»  (Русская народная культура)

5.        Подготовительная группа – «Чудеса своими руками» (соленое тесто, рукоделие)

6.        Оздоровительная группа – «Самоделкины» (природный и бросовый материал).

3.Повышение педагогической компетентности педагогов по вопросам выявления и сопровождения одаренных детей.

 Особое место в работе по выявлению, сопровождению и поддержке одаренных детей мы отвели повышению профессиональной компетентности педагогов. Наши педагоги постоянно  являются участниками различных семинаров как областных так и всероссийских. Учувствуют в различных конкурсах как на уровне учреждения, а так участие   в конкурсах муниципального, областного уровней  позволяет педагогам демонстрировать свои достижения, профессиональную компетентность по работе с детьми, в том числе и одаренными. В конечном итоге, повышение профессиональной компетентности педагогов позволило выстроить эффективную систему взаимодействия по схеме — педагог тире талантливый ребенок, а так же повысить качество работы с одаренными детьми. Возможность раскрыть и реализовать свои способности наши воспитанники могут в кружках организованных педагогами ДОУ в рамках совместной деятельности.

4.Разработка рабочих программ по работе с одаренными детьми. На следующий учебный год у нас будет разработана программа работы с одаренными детьми, т.к уже в течении двух лет наши педагоги ведут работу по выявлению и   развитию задатков воспитанников.

5.Сопровождение одаренных детей и их семей.

Сопровождение и поддержка одаренных детей, невозможна без активного участия родителей. В каждом учреждении должна быть  созданная информационная среда, обучающие мастер — классы, практикумы, консультации по запросу, а так же участие детей и родителей в соревнованиях, исследовательских проектах, выставках, конкурсах способствуют достижению одаренными детьми зримых результатов на уровне дошкольного учреждения и не только.

С целью демонстрации достижений, успехов воспитанников, а так же в рамках работы по преемственности, мы тесно сотрудничаем с социальными партнерами, это и Дом культуры,  Дом детского творчества,  музыкальная школа, Общественная организация молодежный парламент, Зеленогорский многопрофильный техникум, «Центр детского творчества» центрального района г. Кемерово. Так же на базе учреждения открыта экспериментальная площадка по духовно – нравственному воспитанию, мы ведем активное сотрудничество с представителями духовенства, клубом «Патриот». Участвуя в выставках,  творческих заседаниях, соревнованиях, праздниках, развлечениях наши воспитанники имеют возможность не только демонстрировать личные достижения, но и выбрать направление дальнейшего развития с учетом способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по развитию одаренных детей в дошкольных образовательных учреждениях

Методические рекомендации по развитию одаренных детей в дошкольных образовательных учреждениях...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Актуальность изучения проблемы одаренности, прежде всего, обусловлена своей сложностью и загадочностью, а также потребностью современного общества в неординарной творческой личности. Неопределенность ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Актуальность изучения проблемы одаренности, прежде всего, обусловлена своей сложностью и загадочностью, а также потребностью современного общества в неординарной творческой личности. Неопределенность ...

Способы и направления поддержки детской инициативы в дошкольных образовательных учреждениях

Представляю Вашему вниманию новое направление обучения и поддержания детской инициативы - изготовление лэпбуков....

Организация системы выявления и работы с одаренными детьми в дошкольных образовательных учреждениях

Статья для специалистов ДОУ и родителей о работе с одаренными детьми....