Перспективный план по самообразованию "Воспитание сказкой детей среднего дошкольного возраста"
календарно-тематическое планирование (средняя группа)

Горбова Любовь Николаевна

Перспективное планирование по самообразованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_po_samoobrazovaniyu.docx25.4 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №30 «РОДНИЧОК»

                                                                                                                                                                 

План по самообразованию

Тема: «Воспитание сказкой детей среднего дошкольного возраста»

                

Подготовила воспитатель: Горбова Л.Н.

2019-2020г.

 Пояснительная записка.

«Сказка - это зёрнышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребёнком жизненных явлений». (В. А. Сухомлинский)

В.А. Сухомлинский писал: «Дорогой друг, молодой воспитатель, если вы хотите, чтобы воспитанник ваш стал умным, любознательным, сообразительным, если у вас есть цель утвердить в его душе чувствительность к тончайшим оттенкам мысли и чувств других людей, - воспитывайте его ум красотой слова, мысли, а красота родного слова, его волшебная сила раскрывается, прежде всего, в сказке. Сказка – это колыбель мысли, сумейте поставить воспитание ребенка так, чтобы он всю жизнь сохранил волнующие воспоминания об этой колыбели. Красота родного слова – его эмоциональные краски и оттенки – доходит до ребенка, трогает его, пробуждает чувство собственного достоинства, когда сердце касается сердца, ум – ума. Поэтическое звучание родного слова становится музыкой для ребенка, когда он сам берет в руки инструмент, сам творит музыку, видит, чувствует, как его музыка влияет на других людей».

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребёнка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, и выражает своё собственное отношение к добру и злу. 

Актуальность:

Несомненно, на сегодняшний день данная тема очень актуальна. Сказки создают словесные картины человеческой жизни, мира животных и оживляют детскую фантазию. Поступки, чувства, мысли персонажей, их взаимоотношения, события, которые с ними происходят, предметы, которые их окружают, - все это отражено в слове, несущем в себе номинативно-образное и эмоциональное значение. Дети верят всему, о чем говорится в сказке, становятся как бы соучастниками событий, волнуются за персонажей, радуются их успехам, печалятся неудачам.

Пересказ сказки, ее разыгрывание, оказывают большое влияние на познавательное и нравственное развитие ребенка. Образность и яркость сказочных персонажей, олицетворение ими добра и зла, способствуют развитию у ребенка внутреннего содействия, сопереживания героям, в которых воплощены определенные нравственные качества человека.

В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира «по законам красоты».

Цель:

Воспитание и развитие детей через сказки с использованием музыкального, театрального и изобразительного искусства.

Задачи:

  • Подбор литературы по данной теме;
  •  Определить уровень знаний у детей в сказках;
  • Выявить педагогические условия использования средства и методов в педагогическом процессе с детьми;
  •  Развивать интерес и любовь к сказкам разных народов, разного исторического времени;
  •  Формировать у детей интерес к творчеству через сказки с использованием музыкального, театрального и образовательного искусства.

С помощью сказки мы воспитываем у детей:

  • Волю — сложное и многогранное качество личности.
  • Веру в себя — умение противостоять неудачам.
  • Смелость — самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.
  • Трудолюбие — нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.
  • Настойчивость — терпение и выдержку при достижении цели.
  • Обязательность — умение держать слово.
  • Оптимизм — веру в успех, увлечённость, душевный подъем.
  • Целеустремлённость — умение определять цель и настойчиво добиваться её достижения.
  • Доброту и честность.

С помощью сказки мы развиваем у ребёнка:

  • умение слушать;
  • умение познавать;
  • умение сравнивать, сопоставлять;
  • умение мыслить словами;
  • связную речь;
  • интерес к учебе;
  • мышление;
  • внимание;
  • память;
  • воображение;
  • мимику лица и жесты;
  • эстетические чувства;
  • чувство юмора.

Предполагаемый результат:

  • Дети должны знать признаки, по которым мы узнаем сказку, какие бывают сказки;
  • Знать сказки народов;
  • Выразительно передавать содержание сказок, замечать характерные особенности изображения персонажей в книжных иллюстрациях;
  • Уметь передавать р рисунке эпизоды знакомых сказок.

Этапы работы.

1. Подготовительный этап.

- Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала. Список методической литературы

2. Основной этап.

- Подбор различных пед. технологий и методик организации работы с дошкольниками,

- составление перспективного плана работы с детьми и их родителями, подбор консультаций.

- Знакомство детей дошкольного возраста со сказками.

- Работа с родителями 

Работы со сказкой

- Знакомство детей со сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.

-  Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.

-  Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить своё отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.

-  Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

3. Заключительный этап.

- Подведение итогов

- Оформление результатов работы по теме самообразования.

План работы с родителями

1. Консультации 

- «Сказко - терапия или сказочное лечение души».

- «Как подружить ребенка с книгой»

- «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста»

- «Как выбрать полезную сказку для малыша»

- «Учите детей любить книгу»

Оказать помощь родителям в воспитании детей искусством.

2. Выставка семейных рисунков «Наши любимые сказки». Привлечь родителей к участию в жизни детского сада. Вызвать у детей и родителей положительные эмоции.

3. Оформление уголка для родителей на тему: «Роль сказки в воспитании дошкольников».

4.Анкетирование для родителей: «Какая прелесть – эти сказки»

Перспективный план по самообразованию «Воспитание сказкой детей среднего дошкольного возраста»

Месяц

 Тема плана

Методические приемы

Работа с родителями

Сентябрь

Тема: «Воспитание сказкой детей среднего дошкольного возраста».

Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями

Консультация для родителей: «Как подружить ребёнка с книгой».

Октябрь

Изучение темы: «Роль сказки в развитии речи детей».

Чтение и пересказ сказки: «Волк и семеро козлят», рассматривание иллюстрации.

-Чтение сказки К. Чуковского «Телефон»

. Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками.

Консультация для родителей: «Роль сказок в развитии детей»«Учите детей любить книгу».

Ноябрь

Создание картотеки сказок для работы с детьми.

Пересказ сказки детьми «Пузырь, Соломинка и Лапоть»

- Чтение сказок: «Семь дочерей», «Большое и маленькое» В. Сухомлинский.

-Дидактическая игра: «Угадай сказку

Консультация: «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста».

Декабрь

«Использование сказок в работе с детьми».

-Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк»

-Чтение сказки «Кому же идти за дровами?» В.Сухомлинский.

-Чтение сказки «Сказка о гусыне» В. Сухомлинского

- Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?»

-Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).

В уголке для родителей поместить рублику советов и пожеланий по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях. 

Темы: «Личная библиотека вашего ребенка», «Как и когда рассказывать сказки».

Выставка работ (дети и родители) «Любимые сказки».

Январь

Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребёнка».

-Чтение русской народной сказки «Зимовье»

-Чтение сказки «Как зайчик зимой при месяце грелся» В Сухомлинский.

-Чтение детям сказки: «Три медведя».

Беседа индивидуальная с родителями ребёнка на тему: «Как подружить ребёнка с книгой» - о пользе домашнего чтения.

Февраль

. Изучение темы «Роль сказки в воспитании детей».


-Чтение сказки В А. Сухомлинского «Карасик в аквариуме»

-Мини-викторина по сказкам К. Чуковского.

-Чтение сказки «Федорино горе» К. Чуковского

Рассказывание сказки с новой концовкой: «Волк и семеро козлят».

-Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».

Март

Изучение темы: «Влияние сказок на психику ребёнка».

-Чтение сказки «Как ежиха приласкала своих деток» В.А.Сухомлинский.

-Чтение сказки «Петушок и бобовое зёрнышко».

-Мини-викторина «Русские сказки»

-Дидактическая игра: «Из какой сказки герой».

-Приобрести в группу раскраски по народным сказкам.

-Консультация для родителей: «Как выбрать полезную сказку для малыша

Апрель

Изучение темы «Театрализация сказок как средство духовно- нравственного воспитания детей».

-Учить детей обыгрывать знакомые сказки

Добавить материал в театральный уголок.

Май

Самоанализ по самообразованию.

Продолжать учить детей обыгрывать знакомые сказки

Итоговое родительское собрание «Какая прелесть – эти сказки» .

2. Выставка работ детей и родителей: «Наши любимые сказки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план целевых прогулок для детей среднего дошкольного возраста

План составлен для детей средней группы. Рассчитан на обычную городскую местность без водоемов и лесополос....

Перспективный план работы с родителями детей среднего дошкольного возраста по ПДД

Форма работыТема Первый квартал Общее мероприятие: родительское собрание с участием инспектора ГИБДД "Дети на дороге"Консультация педагога-­психолога "Психофизиологические...

Перспективный план проекта «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через театрально-игровую деятельность»

Перспективный план проекта «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через театрально-игровую деятельность»...

Перспективный план развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказки 2018- 2019 учебный год

В материале указаны задачи работы на год, совместная деятельность с детьми, самостоятельная деятельность детей, работа с родителями....

Перспективный план по ОБЖ для детей среднего дошкольного возраста

Перспективный план по ОБЖ для детей среднего дошкольного возраста включает в себя цикл бесед, знакомящих детей с правилами ПДД, ППБ, ЗОЖ, и правилами общения со сверстниками....