Проект «Учимся, играя»
проект (средняя группа)
познавательно-творческий проект по использованию ТРИЗ-РТВ технологий для развития у детей познавательной деятельности. Средняя группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_triz_22_detsad_-_kopiya.docx | 570.64 КБ |
Предварительный просмотр:
«Учимся, играя» познавательно-творческий проект по использованию ТРИЗ-РТВ технологий для развития у детей познавательной деятельности. Средняя группа
Содержание
I | Введение | Стр. 3 |
II | Основная часть | Стр. 5 |
1 | Этапы реализации проекта | Стр. 5 |
2 | Условия реализации проекта | Стр. 6 |
3 | Результативность | Стр. 6 |
4 | Перспективное планирование | Стр. 6 |
III. | Заключение | Стр. 17 |
IV. | Список использованной литературы | Стр.17 |
Приложение | Стр.18 |
- Введение.
Актуальность проекта.
Традиционное обучение даёт ребёнку знания. Но сейчас нужны не столько знания, сколько умение оперировать ими. На первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности.
Не секрет, что традиционное образование основывается на обычной и ёмкой схеме "знания - умения - навыки", или «услышал - запомнил - повторил – применил». В результате уже в детском саду у ребёнка формируются стереотипы мышления и поведения. Возникает привычка мыслить по устоявшимся канонам, на основе уже опробованного опыта. В результате многократного повторения бытовых или учебных ситуаций вырабатывается условный рефлекс поведения, когда задача выступает как раздражитель. Всё в мире меняется, и появление новых условий или проблем обязательно потребует иных способов действия, тогда как инерция заставляет действовать по-старому до тех пор, пока не сформируется новый рефлекс.
Сегодня одним из приоритетных направлений педагогики является задача развития творчества. Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведёт к выявлению талантов, развивает способности детей, их уверенность в своих силах.
Дошкольник в силу своей возрастной специфики - искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. Педагоги давно заметили эту особенность. Поэтому стремление к повышению качества подготовки детей к школе привело к созданию увлекательных для малышей средств и форм обучения (дидактические игры, конструкторы и игрушки - трансформеры, занятия-путешествия). Как найти ту грань, где заканчивается игра и начинается серьезная интеллектуальная работа? Насколько совместимы эти понятия?
Дошкольный возраст уникален, ибо, как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и развивать ребенка под девизом «творчество всем». Ее целью является, с одной стороны, развитие таких качеств мышления как гибкость, подвижность, системность, а с другой стороны, развитие речи и творческого воображения, поисковой активности, стремления к новизне. ТРИЗ дает возможность проявлять свою индивидуальность, учит детей нестандартному мышлению. А еще, что немаловажно, ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без зубрежки
Новизна проекта.
Использование элементов ТРИЗ в работе с дошкольниками, помогает увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость, закономерность развития. В дошкольной педагогике нет методов в привычном смысле слова, а есть инструменты, с помощью которых педагоги сами изобретают свою педагогику. Способ использования ТРИЗ у каждого воспитателя должен быть свой. Если ребёнок научится в окружающей среде решать противоречия, в дальнейшем он будет легче разрешать проблемы. ТРИЗ не только педагогическая теория, ею можно пользоваться в любой сфере деятельности.
Тип проекта:
Познавательно-творческий проект.
Вид проекта:
Групповой, с привлечением родителей, долгосрочный.
Участники проектной деятельности:
Воспитанники и родители средней группы, педагоги.
Срок реализации проекта:
Сентябрь – май.
Цель проекта.
Раскрытие творческого потенциала каждого ребенка посредством ТРИЗ – технологии.
Задачи проекта.
Образовательные:
- Формировать у детей исследовательские навыки: умения наблюдать и
анализировать, сравнивать и моделировать процессы взаимодействия объектов;
- Вызвать у детей интерес, пробудить мотив к творческой деятельности;
- Учить самостоятельно добывать информацию через поисковую
деятельность.
Развивающие:
- Поддерживать инициативу детей, самостоятельность, оценочное и
критическое отношения к миру;
- Развивать умение анализировать новые ситуации, ставить и решать
нетиповые проблемы.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей интерес к процессу познания;
- Воспитывать умение работать в коллективе, учитывая при этом
индивидуальные особенности каждого ребенка.
Практическая значимость проекта.
- Комбинация методов и приёмов известных технологий ТРИЗ,
обеспечивающая развивающий эффект и творческий характер деятельности дошкольников.
- Разработанные приёмы и методы могут быть адаптированы в семье для
повышения эффективности развития творческого мышления, воображения, речи у детей, также для повышения взаимодействия педагогов с семьёй.
- Дети, умеющие применять методы и приемы ТРИЗ, обладающие
нестандартным мышлением, более успешны в освоении знаний в разных видах деятельности.
- Методики ТРИЗ – идеальные инструменты для проблемного, развивающего
обучения. Позволяют сделать и традиционное обучение развивающим.
- ТРИЗ - педагогика помогает воспитать у детей стремление к
самосовершенствованию.
Ожидаемые результаты проекта:
С детьми:
- В процессе исследовательской работы у детей развивается культура
мышления;
- Формируется умение видеть проблему (благодаря творческим задачам и
упражнениям);
- Развивается умение выдвигать гипотезы, задавать вопросы, давать
определения некоторым понятиям;
- Формируются классификационные умения;
- Появляются умения выдвигать идеи и их оценивать;
- Развиваются навыки исследовательского поведения и познавательные
функции.
С родителями:
- У родителей должен повыситься уровень знаний по использованию
современных педагогических технологий в воспитании и развитии детей;
- Родители овладеют умениями создавать условия для развития творческой
личности ребенка.
С педагогами:
- Повысится уровень педагогической компетентности;
- Профессиональный рост;
- Удовлетворённость работой;
- Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию
познавательных способностей.
- Основная часть проекта.
Этапы реализации проекта.
1 этап – подготовительный:
- Приобретение и изучение методической литературы;
- Подбор наглядного и дидактического пособий по теме;
- Изготовление специальных дидактических пособий;
- Создание системы игровых упражнений по ТРИЗ;
- Разработка анкет для родителей;
- Организация предметно - развивающей среды в группе для активной
познавательной деятельности детей;
- Оформление папки –передвижки «ТРИЗ – в работе с дошкольниками»;
- Анкетирование родителей;
- Разработка консультаций для родителей по теме проекта;
- Организация выставочного уголка «Специальные пособия для выполнения
заданий»;
- Привлечение родителей к изготовлению оборудования и пособий для
развивающей среды.
2 этап – практический:
Работа с детьми:
- Игровые упражнения, игры - головоломки, игры с элементами ТРИЗ;
- Развлечения, игровые тренинги;
- Сочинение загадок, рифмовок;
- Самостоятельны игры детей, сюжетно-ролевые, конструктивные игры;
- Занятия с элементами ТРИЗ - технологии.
Работа с родителями:
- Консультирование, беседы о технологии ТРИЗ;
- Сочинение загадок совместно с детьми по технологии ТРИЗ.
Распространение опыта среди педагогов:
- Консультирование, мастер-класс, выступление на педагогическом совете и
семинаре.
3 этап - заключительный:
- Обобщение, анализ результатов работы по проекту;
- Формулировка выводов и составление рекомендаций для родителей по
реализации проекта;
- Распространение опыта по методике ТРИЗ;
- Опрос и анкетирование педагогов и родителей.
Условия реализации проекта:
- Организация развивающей предметно – пространственной среды,
обеспечивающая эмоциональное благополучие детей и отвечающая их интересам, потребностям, желаниям;
- Осуществление коммуникативно - диалоговой основы взаимоотношений
дошкольников со взрослыми и сверстниками как аспект личностного развития ребенка при регулярной включенности игры в образовательный процесс;
- Создание единого ценностно - смыслового сотрудничества педагогов и
родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности детей.
Результативность.
Для детей:
- Активизировалась познавательная деятельность детей;
- Сформировались нестандартные и раскрепощенные ответы у детей;
- Расширился кругозор детей;
- Сформировалось стремление к новизне, к фантазированию.
Для родителей:
- Повысился интерес к совместной деятельности по развитию
познавательных и речевых способностей детей;
- Произошла более тесная взаимосвязь с ребенком.
Для педагогов:
- Повысился уровень педагогической компетентности;
- Удовлетворенность работой;
- Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию
познавательных способностей.
Перспективное планирование работы с детьми в рамках проекта
Тема: «Урожай. Фрукты» (1 неделя сентября)
Морфологический анализ (систематизация представлений о фруктах – работа в таблице).
Игры «На что похоже?», «Узнай по описанию», «Хорошо-плохо», «Наоборот». Игры с волшебниками (работа с ощущениями, получаемыми разными анализаторами).
Составление сравнений, рифмовок о фруктах.
Метод фокальных объектов (чудо - фрукты).
Игра «Заморские гости» (классификация фруктов по признаку места произрастания).
Решение творческой задачи: Как уберечь урожай вишен от птиц?
Моделирование содержания стихотворения Г. Сапгир «Садовник».
Игры «Что мне вкусно и невкусно». «Кто больше назовёт?» «Что было, что будет?».
Тема: «Урожай. Овощи» (2 неделя сентября)
Кольца Луллия «Что где растёт».
Морфологический анализ (систематизация представлений об овощах).
Игра «паровозик» (на примере бобовых: фасоль, горох, боб, соя).
Игра «Мои друзья» (группировка овощей на основе одного из признаков: вкусовые качества, форма, величина, цвета, способ приготовления и др.).
Системный анализ сказки «Пых».
Составление сравнение, загадок, рифмовок об овощах.
Системный оператор (понятие «огород»).
Игры: «Хорошо-плохо», «Наоборот», «Загадалки», «Ценпочка», «Что сначала, что потом?».
Решение творческой задачи: как посадить много овощей на маленьком огороде?
Моделирование содержания и заучивание стихотворения Ю. Тувима «Овощи».
Тема: «Деревья. Лес. Грибы» (3 неделя сентября)
Игра «Да-нет» (объектная: деревья, грибы, лесные обитатели; линейная – с картинками или муляжами).
Морфологический анализ (систематизация представлений о грибах) с выходом на продуктивную деятельность (лепка «Необычные грибы»).
Кольца Луллия («Где растёт», «Чудо-гриб»).
Игры: «Хорошо-плохо», «Что такое? Кто такой?» (отгадывание по описанию).
Составление загадок о грибах и деревьях.
Игра «Складушки-ладушки», составление простейших рифмовок о грибах (боровик, мухомор, лисичка, поганка).
Составление сказки динамического характера на основе метода «Морфоанализа» (игры с «волшебными дорожками»).
Системный анализ сказки В. Сутеева «Под грибком».
Тема: «Осень» (4 неделя сентября)
Решение творческой задачи: как убрать большую лужу на участке?
Игры: «Ты мой кусочек», «Раньше-позже», «Дразнилка», «Хорошо-плохо», «Поезд времени», «Что умеет делать?».
Рассматривание и составление рассказа по серии картинок «Как дети грибы собирали».
Морфологический анализ «Как природа к зиме готовится» (работа в таблице).
Игры: «Опиши объект», «Угадай по описанию».
Рассматривание картины об осени, составление описательного рассказа на основе возможного восприятия объектов картины.
разными органами чувств.
Игры «Лифт», «Кто больше назовет?», «Что без чего не может быть?».
Тема: «Труд людей осенью» (1 неделя октября)
Кольца Луллия (орудия труда, форма и спецодежда).
Морфологический анализ (систематизация представлений о специфике труда взрослых в осенний период).
Игры:»Чье дело?», «Необычный подарок» (обмен функциями, трудовыми орудиями), «Теремок» (поиск общих признаков у объектов. Содержание картинок должно соответствовать теме недели).
Составление загадок об орудиях труда.
Кольца Луллия «Профессии».
Составление загадок, рифмовок об овощах.
Игры с волшебниками (работа с ощущениями, получаемыми разными анализаторами).
Составление сказки методом «Каталог».
Игра «Да-нет» (объектная, загадываются представители профессий и орудия труда).
Тема: «Знакомство с дымковской игрушкой» (2 неделя октября)
Морфологический анализ (систематизация основных признаков дымковской игрушки: элементы росписи, тематика, создание своих образов) с выходом на продуктивную деятельность выкладывание силуэтов дымковских игрушек, «роспись» по мотивам дымковской игрушки.
Кольца Луллия («Придумай игрушку»).
Составление загадок о дымковских игрушках (птичка, барышня, индюк).
Игры: «Часть – целое», «Ожившие предметы».
Эмпатия: «Если бы ты был игрушкой, как бы ты себя чувствовал, если бы тебя уронили? Если бы поставили в горячую печь? Если бы стали раскрашивать?...».
Составление текста сказочного содержания динамического плана по методу «Каталог».
Составление сравнений, лимериков об игрушках.
Игра «Загадалка».
Тема: «Знакомство с татарским орнаментом» (3 неделя октября)
Кольца Луллия («Найди элемент», «Составь узор»).
Игры: «На что похоже?», «Части – целое», «Угадай по описанию».
Системный оператор (на примере фартука, вышитого татарским национальным орнаментом).
Игры на группировку и классификацию: «Ищу друзей», «Кому что», «Раз, два, три, ко мне… беги!».
Составление сравнений, загадок о предметах татарского народного быта.
Решение проблемной ситуации (на поиск ресурсов): глиняную посуду украшают росписью. Но на пластилин краска не ложится. Как украсить посуду для кукол, вылепленную из пластилина?
Игры: «Ты мой кусочек», «Из чего это сделано?», «Кто внимательный?».
Пазлы «Тюбетейка».
Тема: «Семья» (4 неделя октября)
Системный оператор (составление «родословного дерева» по 4-5 поколения).
Игры с волшебником Времени (ускорение, замедление, перепутывание времени).
Игра «Паровозик времени» (возрастная линия человека от младенца до старика).
Игра «Да-нет» (объектная).
Игра «Весёлая семейка» (с картинками – группировка изображений объектов по заданному признаку).
Рассматривание сюжетной серии картин и составление рассказов «Дружная семья».
Игры: «Подарок маме», «Положи на место».
Тема: «Моё тело» (1 неделя ноября)
Системный оператор (систематизация представлений об организме с акцентом на необходимость ведения здорового образа жизни).
Составление рифмовок о предметах гигиены (мыло, мочалка).
Игры с волшебниками (волшебник Размера, Дели-Давай, Всёмогу, Могутолько).
Эмпатия – рефлексия состояния отдельных органов нашего тела в проблемной ситуации: разбитая коленка, но во время сильного насморка и т.д.
Игры: «Что умеет делать?», «Путаница», «Живые картинки», «Зеркало времени», «Наоборот».
Работа с палочками Кюизенера.
Рассматривание сюжетной серии картинок и составление по ним связного рассказа «Собираемся гулять».
Решение творческой задачи: маленькие дети быстро растут, и новые штанишки им становятся коротки. Что можно сделать?
Тема: «Одежда, обувь» (2 неделя ноября)
Системный оператор (на примере конкретных предметов одежды: платье, пальто).
Морфологический анализ (систематизация представлений об одежде и обуви).
Кольца Луллия («Мы – модельеры»).
Игры: «Всё в мире перепуталось», «Ты мой кусочек» (игры с волшебником Дели-Давай), «Теремок» (поиск общих свойств и признаков) «Раньше-позже» (закрепление последовательности процесса одевания).
Составление загадок о предметах одежды.
Рассматривание сюжетной серии картинок и составление по ним связного текста «Одеваем куклу на прогулку». Решение творческой задачи: погода осенью переменчива. Как одеться утром, чтобы днём не было холодно, если станет пасмурно, и чтобы не было жарко, если выглянет солнышко?
Системный оператор (на примере конкретного вида обуви: ботинки, туфли).
Моделирование и заучивание стихотворения Е. Благининой «Научу обуваться».
Тема: «Посуда» (3 неделя ноября)
Кольца Луллия (описание объектов на основе признаков и их значений).
Системный оператор (на примере кухонной плиты).
Морфологический анализ (систематизация признаков посуды, придумывание новых предметов посуды, более функциональных и универсальных).
Составление загадок о предметах посуды.
Игры: «Всё в мире перепуталось», «Хорошо-плохо», «Один – хорошо, много – плохо», «Загадалка», «Угадай по описанию», «Часть-целое».
Наглядное моделирование продуктов питания (компот, чай, суп) (метод маленьких человечков).
Игры: «Часть – целое», «Ожившие предметы».
Составление текста сказочного содержания динамического плана по методу «Каталог».
Составление сравнений, лимериков о предметах посуды.
Тема: «Игрушки» (4 неделя ноября)
Игра «Да-нет» (плоскостная и объемная – с игрушками).
Системный оператор (составление сказки описательного характера на основе сказки «Федорино горе»).
Игры: «Подарки», «Купец» (на основе оперирования значениями признака).
Волшебник «Дробление-Объединение» с выходом на продуктивную деятельность (лепка по мотивам глиняной дымковской игрушки).
Игры со счётными палочками «На что похоже».
Моделирование и заучивание содержания стихотворения «Раз, два, три, четыре, мы посуду перемыли»
Игры: «Ищу друзей», «Часть-целое», «Четвертый лишний», «Магазин игрушек» (упражнение в описании объектов по внешним признакам),«Из чего это сделано?», «Кто внимательный?».
Коллективное составление лимериков об игрушках.
Тема: «Зимушка хрустальная» (1 – 2 недели декабря)
Метод фокальных объектов («Портрет Зимушки»).
Игра «Загадалка» (загадывание состояния объектов в зимний период и зимних природных явлений через описание их признаков).
ММЧ (моделирование процессов замерзания воды и таяния льда; снежинки, сосульки, замерзание реки или озера).
Игра «Выбери признак, который есть у других объектов».
Игры «Хорошо-плохо», «Наоборот».
Составление загадок о зиме.
Коллективное составление рифмовок о снежинке.
Моделирование и заучивание содержания стихотворения Я. Акима «Первый снег».
Игры с волшебниками (волшебник Дели – Давай, Размера, Всёмогу, Могутолько, Наоборот).
Игра «Да-нет» (линейная, плоскостная, объектная).
Игра «Паровозик» на формирование понятий «прошлое объекта», «объект в настоящем», «объект в будущем».
Тема: «Новый год у ворот» (3 – 4 недели декабря)
Морфологический анализ (готовим подарки малышам) с выходом на практическую деятельность – конструирование.
Игры «Выбери признак, который есть у других объектов»,«Опиши объект», «Загадалки», «Хорошо-плохо», «Наоборот».
Составление загадок о сказочных персонажах, атрибутах Нового года.
Коллективное сочинение сказки о том, как Дед Мороз на елку спешил (метод фокальных объектов, «дорожка» времени, волшебники).
Игры: «Цепочка», «Я еду на Север».
Моделирование и заучивание содержания стихотворения К. Чуковского «Были бы у елочки ножки…».
Игра на определение подсистемных связей объектов «Что можно сказать о предмете, если там есть…».
Игры «Часть-целое», «Выбери признаки, которые есть у других объектов».
Решение творческой задачи: что надо сделать, чтобы никто не вырубал елочки в лесу без разрешения?
Тема: «Зимние развлечения» (2 – 3 недели января)
Игры: «Раньше-позже», «Живые картинки», «Теремок», «Я твой кусочек». Моделирование и заучивание содержания стихотворения В. Брестова «Гололедица». Анализ противоречия, заложенного в стихотворении с помощью приема «Точка зрения».
Составление загадок (в рамках содержания темы).
Игры с волшебниками «Замри-Отомри», «Дели-Давай».
Составление рифмовок в рамках темы.
Решение творческой задачи (на поиск ресурсов): придумываем новые забавы на прогулке.
Игры по системному мышлению, по формированию чувствительности к противоречию: «Наоборот», «Маятник», «Хорошо-плохо», «Объяснялки».
Составление загадок о самостоятельно выбранных детьми объектах.
Решение исследовательской задачи: почему при замерзании уровень воды в сосуде повышается? (на основе экспериментирования и наглядного моделирования).
Игры «Старая сказка на новый лад», «Перевертыши» (закрепление умения выделять в объектах положительные и отрицательные стороны), «Цветные льдинки» (знакомство с явлением диффузии), «Город смешанных человечков» (моделирование «маленькими человечками»).
Игровое задание «Добавь словечко» (Метод прямой аналогии).
Тема: «Птицы зимой» (4 неделя января)
Системный оператор (на примере снегиря, синицы. Основной акцент: изменение образа жизни с изменением надсистемы – наступлением зимы).
Кольца Луллия («Чей признак?», «Чем питается?»).
Игры: «Что умеет делать?», «Выбери самое главное» работа с признаками и их значениями), «Хорошо-плохо», «Наоборот».
Рассматривание сюжетной серии картинок и составление связного рассказа «Кормим птиц».
Моделирование и заучивание содержания стихотворения А. Яшина «Покормите птиц».
Составление сказки «Приключения Синички» (конфликтного типа).
Эмпатия - рефлексия физического состояния объектов живой природы в связи с проблемами зимнего существования (синичка голодна, воробышку холодно).
Составление загадок о зимующих птицах (снегирь, синица, голубь, воробей, клест).
Составление лимериков о зимующих птицах.
Решение изобретательской задачи: кормушка должна висеть высоко, чтобы кот не достал, и должна висеть невысоко, чтобы дети могли сами подсыпать корм.
Тема: «Домашние и дикие животные» (1 неделя февраля)
Кольца Луллия («Кто, где живет»).
Игры: «Угадай, кто прячется в домике?», «Что забыл художник?». «Давайте поменяемся», «Теремок», «Кем был, кем стал?», «Чьи следы, хвост, лапа, уши?».
Составление загадок, рифмовок о животных и их детенышах.
Составление конфликтной сказки «Как кошка цыплят воспитывала».
Рассматривание картины и составление описательного рассказа о местонахождении объекта на картинке «живая картинка».
Моделирование содержания стихотворения С. Маршака «Усатый –полосатый».
Морфологический анализ (систематизация представлений об особенностях зимовья животных).
Дидактическая игра «Лесенка противоположностей» (Прием «Наоборот»).
Системный анализ русской народной сказки «Зимовье зверей».
Кольца Луллия («Чей домик», «Давайте поменяемся»).
Игра на классификацию «Все в мире перепуталось».
Эмпатия – рефлексия состояния представителей дикой природы в ситуации возникновения проблемы («медведь шатун», «голодные волки», «птичке холодно» и т.д.).
Тема: «Комнатные растения» (2 неделя февраля)
Системный оператор (анализ проблемной ситуации: почему завял цветок?).
Игры: «Цепочка», «Опиши объект», «Давай поменяемся», «Угадай по описанию». Эмпатия – рефлексия состояния обитателей уголка природы в ситуации возникновения проблемы: цветок забыли полить, теплолюбивое растение оказалось на солнце.
Моделирование содержания и заучивание стихотворения Е. Благининой «Огонёк». Морфологический анализ (систематизация представлений об особенностях развития комнатных растений).
Временная цепочка развития растений («Дорожка времени»).
Составление сказки о комнатном растении методом «Каталог».
Рассматривание сюжетной серии картинок о комнатных растениях и составление связного рассказа «Что сначала, что потом».
Дидактическое упражнение «На что похоже?» (Метод графической символической аналогии).
Решение проблемной ситуации в игровой форме: «Что случится, если вынести комнатные растения зимой на улицу»
Тема: «День защитника Отечества» (3 неделя февраля)
Игра на определение линии развития объекта «Чем был – тем стал».
Игра на сравнение систем «Давай поменяемся».
Игра «Да – нет-ка» на загаданное слово.
Игра «Что было бы, если убрать часть?».
Дидактическая игры «Штабные учения» (на постановку изобретательской задачи и нахождение способов ее решения), «Что это может быть?» (метод ассоциаций), «Кем я буду в Армии служить?» (на развитие абстрактного мышления).
Заучивание стихотворения по модели «охраняет нашу Родину солдат».
Дидактические упражнения «Чем похожи и чем отличаются?», «Кто лишний?».
Составление сказки о богатырях методом «Каталог».
Решение проблемной ситуации «Если вдруг».
Дидактическая игра «Кто защищает наши границы?» на выявление причинно – следственных связей.
Тема: «Кто работает в детском саду?» (4 неделя февраля)
Игры: «Угадай по описанию», «Чье дело?», «Хорошо-плохо», «Да-нет», «Составь рифму», «Живые картинки».
Игры с волшебниками Всёмогу, Могутолько, волшебник Перепутывания Времени.
Составление загадок о детском садике.
Составление описательной сказки «Как Баба Яга в детский сад пришла».
Игры: «Цепочка слов», «Назови одним словом», «Наоборот», «Отгадай-ка» (мозговой штурм), Загадай профессию, а мы угадаем».
Круги Луллия «Профессии».
Игра «Хорошо – плохо» (метод контрольных вопросов).
Тема: «8 марта» (1 неделя марта)
Заучивание стихотворения по модели о празднике 8 Марта.
Составление сравнений о временах года.
Игры: «Цепочка слов», «Назови одним словом», «Волшебные картинки», «Кто лишний?», «Изменение цвета в природе».
Дидактическое упражнение «Чем похожи и чем отличаются?».
Составление загадок о весенних явлениях в природе.
Игра «Соедини нас» на установление ситуативных связей.
Игра « Что в чем?» на умение по определению подсистемы выстраивать систему.
Игра «Вопрос – ответ» (метод типового фантазирования).
Тема: «Весна шагает по планете» (2 – 3 недели марта)
Системный оператор (систематизация представлений об изменениях, связанных с наступлением весны в жизни людей).
Игры на классификацию по заданному признаку: «Что кому?», «Найди домик».
Решение проблемной ситуации: как уберечься от падающих с крыш сосулек.
Игры: «Загадалки», «Объяснялки», «Наоборот», «один – хорошо, много – плохо».
Рассматривание картин, подбор антонимов об объектах.
Игры «Природный мир бывает разный», «Ты мой кусочек», «Раньше-позже», «Дразнилка», «Хорошо-плохо», Поезд времени», «Что умеет делать?».
Составление динамической сказки «Как звери весну встречают».
Игры: Рассматривание и составление рассказа по серии картинок «Скворечник».
Составление загадок о весенних признаках.
Морфологический анализ «Как природа весной оживает» (работа в таблице).
Игры: «Опиши объект», «Угадай по описанию».
Рассматривание картины о весне, составление описательного рассказа на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств.
Тема: «Свойства и качества материалов» (4 неделя марта)
Кольца Луллия («Что из чего?»).
Игры: «Опиши объект», «Что умеет делать?», «Паровозик», «Невпопад», «Угадай, кто прячется в домике?», «Ищу друзей», «Часть-целое».
Морфологический анализ (систематизация объектов по признакам и их значениям).
Игры «Что без чего не может быть?», «Раньше-позже», «Кто больше назовет?».
Составление сравнений, загадок.
Решение творческой задачи на поиск ресурсов: у нас закончилась бумага, а рисовать хочется. На чём можно рисовать?
Рассматривание картинок, составление описательных рассказов на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств.
Игры «На что похоже» (на сравнение разнообразных систем), «Чем был - чем стал» (на взаимосвязь предметов и материалов во времени), «Все в мире перепуталось» (метод системного анализа).
Тема: «Воздух» (1 неделя апреля)
«Что такое воздух» (исследовательский проект на основе ММЧ).
Игры: «Необычный подарок», «Купец»,«Маленькие человечки».
Составление загадок, рифмовок.
Составление сказки конфликтного типа «Как Ветерок друзей искал».
«Если хочешь быть здоров» (системный анализ факторов, влияющих на здоровый образ жизни. Значение свежего воздуха для состояния здоровья).
Решение исследовательской задачи: где живет воздух?
Решение проблемной ситуации в игровой форме: «Что будет, если воздуха станет мало?».
Игры «Чем был - чем стал» (метод маленьких человечков), «Фантастические гипотезы» - придумывание нелепых вопросов.
Тема: «Город. Улица. Светофор. Транспорт» (2 неделя апреля)
Кольца Луллия («Знаки дорожного движения»).
Рассматривание сюжетной серии картинок «Как ребята улицу переходили».
Игра «Выбери признак, который есть у других объектов», «Карусель», «Волшебный светофор».
Решение проблемной ситуации: «Если светофор сломался…»
Коллективное составление морально-этической сказки «Однажды в гараже».
Игра «Волшебный светофор» (метод системного анализа).
Системный оператор (прогнозирование развития системы «автомобиль»).
Морфологический анализ (систематизация представлений о транспорте.
Игры: «Угадай по описанию», «Опиши объект», «Выбери самое главное».
Игры с волшебниками Всёмогу, Могутолько, Дели-Давай, Замри - Отомри, Составление лимериков, загадок о видах транспорта.
Тема: «В гостях у сказки» (3 неделя апреля)
Игры: «Часть-целое», «Теремок», «На что похоже», «Ищу друзей», «Чем был, чем стал?», «Дорисуй», «Всё в мире перепуталось», «Какую пользу приношу?», «Купец», «Найди ошибку», «Сравни по материалу».
Кольца Луллия («Из какой сказки герой»).
Составление лимериков (по мотивам русских сказок).
Игры «Салат из сказок», «Поменяй местами», «Сказка переехала», «Путаница».
«Моделирование сказок».
Игра «Знакомые герои в новых обстоятельствах».
Составление сказки «Золушка» наизнанку (Золушка дрянная девчонка, издевалась над мачехой и обижала сестер).
Составление коллажа из сказок.
Тема: «Я хочу быть здоровым!» (4 неделя апреля)
Игра «Незнайка в городе Кривых зеркал».
Дидактическая игра «Хорошо - плохо» (о здоровом образе жизни).
Словесная игра « Что было бы, если…».
Дидактическая игра с использованием морфологической таблицы «Приготовление еды».
Игры «Что нужнее в огороде», «Хорошо- плохо», «Зубы» (по этажному конструированию), «Найди предмет по его свойствам».
Кольца Луллия «Полезное – вредное».
Составление сказки конфликтного типа «Приключения Витаминки».
Составление загадок, рифмовок.
Игра «Волшебные картинки» (метод типового фантазирования).
Тема: «Лес. Животные. Насекомые весной» (1 неделя мая)
Моделирование (временная цепочка развития растений).
Игры: «Что сначала, что потом?», «Опиши объект», «Угадай по описанию», «Выбери самое главное», «Давай поменяемся», «Паровозик».
Кольца Луллия («Кто где живёт?»).
Решение исследовательской задачи (с помощью системного анализа): откуда в весеннем лесу появились насекомые?
Моделирование содержания стихотворения И. Токмаковой «Сосны».
Игры: «Угадай, кто прячется в домике?», «Что забыл художник?», «Давайте поменяемся», «Теремок», «Кем был, кем стал?».
Составление загадок, рифмовок о животных и их детенышах.
Рассматривание картины и составление описательного рассказа о местонахождении объекта на картинке «живая картинка».
Дидактическая игра «Лесенка противоположностей» (Прием «Наоборот»).
Игра на классификацию «Все в мире перепуталось».
Тема: «Деревья, кусты весной» (2 неделя мая)
Круги Луллия («Чья веточка», «Догадайся и найди»).
Игры: «Опиши объект», «Что сначала, что потом?». «Цепочка», «Выбери признак, который есть у других объектов», «Необычный подарок».
Составление загадок о деревьях и кустах.
Игры: «Мои друзья», «Что умеет делать?», «Наоборот», «Паровозик».
Решение творческой задачи на основе прямой аналогии: как помочь молодому деревцу прижиться на новом месте?
Игры: «Всё в мире перепуталось», «Хорошо-плохо», «Один – хорошо, много – плохо», «Загадалка», «Угадай по описанию», «Часть-целое».
Работа с индивидуальным набором карт (модификация знакомого текста в соответствии с заданным набором карт).
Тема: «Перелётные птицы» (3 неделя мая)
Системный оператор (на примере ласточки).
Игры: «Живые картинки», «Угадай по описанию», «Давай поменяемся», «Где живёт?», «Ищу друзей», «Догадайся, чей голос», «Хорошо-плохо», «Наоборот».
Составление загадок, рифмовок о птицах.
Решение творческой задачи: что надо сделать ласточке, чтобы её птенцы не выпали из гнезда.
Эмпатия, «Точка зрения».
Составление динамической сказки о грачах.
Кольца Луллия («Чей признак?», «Чем питается?»).
Моделирование и заучивание содержания стихотворения «Возвращаются певцы» Г. Ладонщикова.
Составление лимериков о перелётных птицах.
Тема: «Цветы садовые и полевые» (4 неделя мая)
Игры «Часть-целое». «Опиши объект», «Угадай по описанию», «Давай поменяемся», «Необычный подарок», «Карусель», «Найди загаданный цветок», «Что произойдёт?».
Составление сравнений, загадок о садовых и полевых цветах.
Составление лимерика о садовых и полевых цветах.
Метод фокальных объектов (называние признаков объектов и перенос их на объект «цветок» (по выбору детей).
Морфологический анализ (путешествие цветка).
Игра «Цветочная поляна» на подбор объектов по одинаковому или противоположному признаку.
Коллективное сочинение сказки о цветке методом «Каталог».
Игры «Раньше – позже», «Мир вокруг нас», «Волшебные очки», «Теремок» (типовые приёмы фантазирования).
- Заключение
Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз - творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала. В ней нет методов, в привычном смысле слова, есть инструмент, с помощью которого воспитатели и родители сами изобретают свою педагогику, озарённые светом детских идей. Нет и воспитания в привычном его значении, есть способ овладения навыками, которые позволяют жить интересно, всем вместе и творить себя: и воспитателям, и родителям, и детям.
- Cписок использованной литературы:
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте - М.:
Просвещение, 1991г.;
- Гин С.И. Мир фантазии. Часть 1 и 2. Гомель, 1995г.;
- Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Мн., 2008г.;
- Дыбина О.В. Что было до. М.: Творческий центр СФЕРА, 2004г;.
- Жихар О.П. ОТСМ - ТРИЗ в дошкольном образовании Мозырь, 2006г.;
- Корзун А.В. Веселая дидактика. Элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн, 2010 г.;
- Корзун А.В., Кишко С.В. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста средствами ТРИЗ-педагогики. Мозырь, 2003 г.;
- Корзун А.В. Цели, задачи и содержание ТРИЗ-педагогики. Решение проблем многоуровневого образования средствами ТРИЗ-педагогики. Саратов, 2008 г.;
- Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. Ульяновск, 2003 г.;
- Прохорова Л.Н. Путешествие по Фантазии. СПб.: Детство-Пресс, 2003 г.;
- Сидорчук Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать
творческие задачи. Ульяновск, 2006 г.;
- Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому
рассказыванию по картине. Ульяновск, 2007 г.;
- Сидорчук Т.А. Методы развития воображения дошкольников. Ульяновск,
2007 г.;
- Тамберг Ю. Г. «Развитие творческого мышления детей». Ростов, 2007 г.
- Кислов А.В., Пчелкина Е.Л. Учебно-методический комплекс по ТРИЗ
педагогике.Часть1,2,3. – С-Пб.: ИПК «Нива», 2010 г.
- Журнал «Ребенок в детском саду» № 2, 3, 4, 5, 6, 2006 г.
- Журнал «Ребенок в детском саду» № 1, 6, 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический проект "Учимся, играя"
Тематический проект "Учимся, играя"...
Проект "Учимся играя"
Формирование музыкальных способностей через игру на шумовых музыкальных инструментах....
логопедический проект "Учимся играя"
На современном этапе существует тенденция увеличения количества детей с речевыми нарушениями. Приходится вкладывать много труда на постановку и автоматизацию звуков. Для оптимизации процес...
Детско-родительский проект "Учимся, играя!"
Педагогический, краткосрочный проект. Цель: развивать речь детей средствами совместного творческого взаимодействия с родителями по совершенствованию фонематических представлений....
Проект «Учимся-играем, грамоту изучаем».
Проект направлен на:1. Активизация роли родителей в обучении грамоте дошкольников с ОНР.2. Повышение компетентности родителей по вопросам игровой деятельности и обучению грамоте в дошкольном возрасте,...
Творческий проект «Учимся играя» (сенсорное воспитание детей дошкольного возраста)
Данный проект способствует успешному освоению сенсорных эталонов и сенсомоторного развития дошкольников через дидактические игры и упражнения, а также направлен на повышение уровня компетентности у пе...
проект "Учимся играя"
Сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его дальнейшего успешного обучения. С восприятия предметов и явлений окружающего мира ...