клубный час"Умные шашки"
рабочая программа
Создание условий для развития личности воспитанников посредством обучения игре в шашки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umnye_shashki.docx | 32.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Новоангарский детский сад «Золотой петушок»
Клубный час
«Умные шашки»
Возраст обучающихся 4-6 лет
Срок реализации 1 год
Воспитатель:
Пагиева Т.Т.
п. Новоангарск
2022-2023г.
Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка.
В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного воспитания и обучения говориться о том, что дошкольное воспитание и обучение обеспечивает: познавательное развитие ребенка, формирование способов интеллектуальной деятельности, развитие любознательности, формирование личности дошкольника, владеющего навыками познавательной деятельности, умеющего понимать целостную картину мира и использовать информацию для решения жизненно важных проблем.
Считается, что познавательная активность – это самостоятельное присвоение ребенком знаний об окружающем мире в процессе деятельности.
Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры. Значительна роль шашек и в эстетическом воспитании. Шашки – игра творческая. В этом и заключается секрет ее привлекательности. Шашки обладают исключительно сложным и занимательным игровым механизмом, предоставляют широкие возможности для применения логических, творческих, умственных способностей детей.
Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. Правила игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение как о весьма легкой и простой. В действительности же научиться хорошо играть в шашки – дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины.
Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Оно поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. И совершенно необходимо сохранять и развивать систему обучения шашкам в дошкольных учреждениях. Все чаще воспитатели детских садов задают вопросы: «Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шашки или это доступно только одаренным детям? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра? Обстоятельный ответ дал в своей статье «К вопросу об обучении, воспитании и развитии детей шестилетнего возраста» доктор психологических наук, профессор А.В. Запорожец (хотя непосредственно о шашках речь в ней не шла): «В настоящее время внимание ученых всего мира приковано к громадным потенциальным возможностям развития, таящимся в дошкольном детстве…Педагогические, психологические и физиологические исследования свидетельствуют о том, что потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний и общего развития у детей 5–7 лет, но и более раннего возраста, то он уже давно получил в педагогике положительное решение».
Такое веское авторитетное заключение о функциональных особенностях организма детей дает все основания широко популяризовать шашки среди дошкольников старшего возраста.
Для планомерной и последовательной работы с детьми по основам шашечного искусства просто необходима обучающая программа занятий. Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.
Авторские права: Программа разработана на основе программы «Феникс» А.В.Кузин, Н.В.Коновалов, Н.С.Скаржинский
Направленность данной программы-познавательное развитие.
Актуальность:
Главное достоинство программы в том, что большой акцент на начальную подготовку детей, в основном старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля».
Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.
- Шашки – игра творческая. В этом, очевидно, заключается секрет её привлекательности. Шашки обладают исключительно сложным и занимательным игровым механизмом, предоставляют широкие возможности для применения логических и творческих способностей играющих. Поиски комбинаций, разбор вариантов, составление оригинального плана в игре – всё это нужно отнести к категории творчества.
- Обучение игре «шашки» представляет собой воспитательный процесс, характеризующийся всеми присущими педагогическому процессу общими признаками (ведущая роль педагога – специалиста, направленность деятельности педагога и детей на реализацию задач воспитания и обучения, построение системы занятий в соответствии с дидактическими и другими общепедагогическими принципами и т.д.). В то же время игра в шашки имеет свои специфические особенности, которые отличают ее от других видов деятельности. Прежде всего – это процесс, протекающий по закономерностям деятельности, обеспечивающей упорядоченное формирование и совершенствование умений и навыков наряду с оптимизацией развития человека.
- Основное направление предложенной программы обучения игре в шашки детей старшего дошкольного возраста характеризуется наличием нестандартной методики, выражающей идеи гармоничного развития ребенка.
- Программа поможет педагогу полностью раскрыть творческие способности детей, повысить уровень их подготовленности к этой игре. Сегодня, как никогда, от педагога требуется выработать новое мышление, в процессе своей деятельности при выборе методов воздействия на ребенка постоянно учитывать его интересы и наклонности. Безусловно, особое внимание уделять нравственно – волевому качеству личности, создавая благоприятные условия для полноценного психофизического развития ребенка.
- Подбор материала программы, его продуманное – от простого к сложному – расположение дают возможность сравнить творческие достижения детей с разным уровнем игры, убедительно показывая красоту, глубину и неисчерпаемость игры в шашки.
- Программа служит для того, чтобы воспитанники смогли овладеть этой игрой в объёме начальной подготовки и творчески применять полученные знания на практике.
На современном этапе развития дошкольного образования развитие познавательного интереса и активности - одна из актуальных проблем детского воспитания.
Новизна данной темы заключается
Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. Систематические занятия по данной программе, приближает начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры воспитанники научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.
Педагогическая целесообразность.
Рабочая программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Отличительными особенностями данной программы Программа рассчитана на подготовку и обучение игре в шашки детей старшего дошкольного возраста, начинающих «с нуля», направлена на формирование общей культуры детей и развитие интереса к игре как к интеллектуальному досугу, развитие интегративных качеств, обеспечивающих социальную успешность, формирование предпосылок учебной деятельности.
Возрастные особенности развития детей 4-7 лет.
Возраст обучающихся 4-7 лет. Акцент при обучении делается на развитии внимания, памяти, восприятия, мышления и воображения. Процесс обучения построен в формах, доступных для данной возрастной группы. Наряду с традиционными методами работы (беседа, объяснение, рассказ, демонстрация), предполагается широко использовать сказки, соревнования, игры, занимательные задачи. Чтобы совершенствоваться надо постоянно состязаться, поэтому на каждом занятии отводится время для 1-2 игр в шашки.
- В процессе занятий выявляются индивидуальные психологические особенности детей, которые педагог, по возможности, корректирует в нужном направлении.
-Вид детской группы – группа постоянного состава.
-Набор детей – свободный.
-Уровень подготовки детей при приеме в группу следующий:
- нормальное общее развитие;
- интерес ребенка.
Обучение шашечной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания дошкольника то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии. Без воспитания в себе сильной воли, нельзя добиться серьёзных результатов в шашках. Эту мысль тренер – педагог должен постоянно подчёркивать как во время занятий в кружке, так и вне кружка. Каждый кружковец-дошкольник обязан знать шашечный кодекс. Занимаясь по программе, дети приобретают ряд качеств: усидчивость, сосредоточенность, последовательность рассуждений, изобретательность, умение анализировать, абстрактно и логически мыслить, применять ассоциативную фантазию, которые помогут им решать многие жизненные ситуации.
Объем и срок усвоения программы: 1 год- 36 недели
Форма обучения: очная
Формы организации программы - кружковая
Формы проведения занятий:
коллективная, подгрупповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия, фронтальные.
Цель и задачи: Создание условий для развития личности воспитанников посредством обучения игре в шашки.
Задачи:
Образовательные:
1. Обучение технике шашечной игры;
2. Ознакомление с теорией шашечной игры.
3.Развитие логического мышления, смекалки, наблюдательности, внимания дошкольников, умения производить расчеты на несколько ходов вперед.
4.Обучение умению ориентироваться на плоскости.
5.Развитие стремления детей к самостоятельности.
6. Развитие социальных навыков детей, умения работать группой.
7. Воспитание отношения к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность; 8. Воспитание настойчивости, целеустремленности, уверенности, воли
Работа по развитию познавательной активности детей строится на основании следующих принципов:
1.Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
2. Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны.
3. Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
4. Принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
5. Принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Учебный план
№ | Месяц | Тема занятия | Форма контроля |
1 | Сентябрь | Занятие №1. «Волшебная доска». Входящий мониторинг уровня умений детей играть в шашки. История возникновения игры. Знакомство с игрой: простая шашка, доска, поля черные и белые. | Наблюдение |
2 | Октябрь | Занятие№2. Пригласить на занятие детей второго года обучения и устроить – показательную игру для ознакомления. Изучаем правила игры. Игра детей с ограниченным количеством шашек. | Наблюдение |
3 | ноябрь | Повторение названий: горизонталь, вертикаль, диагональ. Дидактические упражнения: «Гуляем по дорожкам…(а, в, с…), «На лифте» (до нужной цифры - «этажа»), «Быстрые ракеты» (диагонали – самая длинная, короткая и т. д.) Изучаем правила игры | Наблюдение, опрос |
4 | Декабрь | Индивидуальные и подгрупповые занятия. Изучаем правила игры. Простая шашка и дамка. Дидактическая игра «Найди дом для зверушек» (мелкие игрушки)» (где буква – название улицы, цифра – номер дома); Дидактическая игра «Посели матрешку в дом и назови её адрес». | Наблюдение, опрос |
5 | Январь | Дидактическая игра «Кто быстрее переведет шашки на сторону соперника» (соблюдаем очередность хода). Игра с ограниченным количеством шашек. | Наблюдение, опрос |
6 | Февраль | Индивидуальные игры с отдельными детьми. Парные игры детей. | Наблюдение, опрос |
7 | Март | Игра «шиворот-навыворот» (игра в поддавки). | опрос |
8 | Апрель | Повторяем правила игры. Викторина «Кто лучше знает правила» (побеждает получивший большее количество звездочек за правильные ответы – ему вручается медаль «Знаток шашек»). | опрос |
9 | Май | Итоговое. Лэпбук-шашки. | Наблюдение |
Литература для педагогов.
- Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями от 03.02.2011г.)
- Шашки для детей/ В.К. Погрибной, В.Я. Юзюк. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 137 с.
- Романчук О.А., «Юному шашисту», - М.:Просвещение, 2009.
- Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 160 с.
- Егоров А.П., «Как научить играть в шашки?», - М.: Чистые пруды, 2005.
- Барский Ю.П., Герцензон Б.П. Приключения на шашечной доске. – Л.: Ленинздат, 1969. – 128 с.
- Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб.: Литера, 1992. – 250 с.
- Кулинчихин А.И. История развития русских шашек. – М.: Физкультура и спорт, 1982.
- Литвинович В.С., Негра Н.Н. Курс шашечных дебютов. – Минск: Полымя, 1985. – 256 с.
- Рамм Л.М. Курс шашечных начал. – М.: Физкультура и спорт, 1953. – 348 с.
- Сидлин А.М. Как научиться играть в шашки. – М.: Физкультура и спорт, 1951. – 187 с.
- Юровский Е.М. Кондратьева Л.П. Зайкины шашки: Книжка-игра для маленьких.-СПб.: Издательский дом «Литера»: 2001.-64с.: ил.
Литература для детей и родителей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Умные шашки"
Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наря...
.Кружок "Умные шашки" по игре в шашки для детей подготовительной группы
Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкоьного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участии в соревнованиях. ...
Шашечный турнир «Умные шашки»
Сценарий проведения шашечного турнира "Умные шашки" для детей старших групп....
Перспективное планирование "Умные шашки"
Шашки по праву признана одной из самых интеллектуальных игр...
Тематический план по обучению детей игре в шашки по программе "Умные шашки"
Основной целью программы "Умные шашки" является стимулирование предпосылок учебной деятельности, раскрытие умственного, нравственного, волевого потенциала личности ребёнка посредством освоен...
Дополнительная программа «Умные шашки»
Представляемая программа - это не только способ обучения игре в шашки, но и средство образования....