Программа клубного часа "Волшебные шашки"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Программа клубного часа «Волшебные шашки»
Воспитатель: Сундеева Наталья Александровна
Программа составлена для детей 5-7 лет
Срок реализации: 1 года
Направление: социально - педагогическое
Количество участников – 14 человек
Актуальность.
Настольные игры уже давно уступили место компьютерным, за которыми дети готовы просиживать часами. Компьютер не заменит непосредственного живого общения. Дух партнёрства, товарищества, а позже и соперничества, который возникает при обучении, а затем во время настольных интеллектуальных игр, сложно переоценить. Настольные игры, одной из которых являются шашки, развивают у детей мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. На протяжении обучения дети овладевают важными логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов.
Шашки знакомы и любимы многими, однако в последнее время интерес к игре снижается, во многом потому, что для занятий с детьми взрослым не хватает времени.
Игра в шашки в детском саду - интеллектуальный досуг, который направлен на формирование предпосылок учебной деятельности и на развитие интегративных качеств детей, обеспечивающих им социальную успешность.
Цель: обучение детей игре в русские шашки.
Образовательные:
- обучать технике игры в шашки;
- знакомить с правилами игры в шашки.
Развивающие:
- активизировать мыслительную деятельность детей: тренировка логического и стратегического мышления, памяти и наблюдательности;
- развивать умственных способностей: умения производить расчеты на несколько шагов вперед, образного и аналитического мышления;
- обучать умению ориентироваться на плоскости.
Воспитательные:
- воспитывать отношение к шашкам, как к серьезному и полезному занятию, имеющему спортивную и творческую направленность;
- воспитывать настойчивость, целеустремленность, уверенность и волю к победе;
- вырабатывать у воспитанников умение применять полученные знания на практике.
Ожидаемые результаты освоения программы:
- развитие умений анализировать, сравнивать, прогнозировать результаты деятельности;
- повышение уровня развития (развиваются пространственное воображение и
логическое мышление):
- сформированный интерес к шашкам как к спортивно-интеллектуальному
досугу.
Формы занятий:
В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа. Занятия проводятся 1
раз в неделю. Продолжительность 30 минут.
Методическое обеспечение:
- учебно-тематический план;
- набор шашек и шашечных досок.
Учебно-тематический план.
Месяц | Неде-ля | Тема | Цель |
Октябрь | «Волшебная доска" Терминология | Познакомить детей с доской и фигурами, учить обращаться с шахматной доской, фигурами. Познакомить с понятиями «ход», «бой». | |
"По местам" | Учить расставлять шашки на игровом поле. | ||
Шашечный ход | Учить игровым ходам, развитие и совершенствование мыслительных операций. | ||
Терминология | Познакомить с понятиями «противоположные стороны», «диагонали», «вертикаль», «горизонталь»', развитие интеллектуальных способностей. | ||
Д/и «Расставь на доске». Правила игры в шашки | Вспомнить и закрепить правила расстановки шашек. Ознакомление с правилами игры, развитие внимания. | ||
Ноябрь | Д/и «Письма по адресам» | Закрепление правил игры, повторение понятий «горизонталь», «вертикаль», «диагональ». | |
Игра | Обучение игре «шашки», развитие и самосовершенствование мыслительных операций. | ||
Дамка | Продолжить учить игре «шашки», познакомить с положением в игре дамок; развивать внимание | ||
Ничья в шашках | Развитие и совершенствование мыслительных операций. | ||
Декабрь | Интеллектуальная разминка. Игра с соперником | Совершенствование знаний правил игры в шашки. Воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным: развивать логическое мышление, мелкую моторику. Анализ игры. | |
Интеллектуальная разминка. Игра с соперником | Совершенствование знаний правил игры в шашки. Воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным: развивать логическое мышление, мелкую моторику | ||
3 | Соревнования по шашкам | Развитие и совершенствование мыслительных операций. Учить анализировать сыгранные партии | |
4 | Соревнования по шашкам | Развитие и совершенствование мыслительных операций. Учить анализировать сыгранные партии | |
Январь | 1 | Правила игры. Игра с соперником | Повторить правила игры. Развитие и совершенствование мыслительных операций. Учить анализировать сыгранные партии. |
2 | Парные игры детей в шашки. Индивидуальные игры с отдельными детьми в шашки. | Решение шашечных задач. Совершенствовать навыки игры в шашки. Воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным; развивать логическое мышление, мелкую моторику. | |
3 | Парные игры детей в шашки. Индивидуальные игры с отдельными детьми в шашки. | Решение шашечных задач. Совершенствовать навыки игры в шашки. Воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным; развивать логическое мышление, мелкую моторику. | |
Февраль | 1 | «Поддавки» | Учить игре в «поддавки», показ и объяснение ходов игры. |
2 | «Поддавки» | Продолжить ознакомление с игрой, развитие интеллектуальных способностей. Анализ игры. | |
3 | Игры между соперниками в «Шашки» и «Поддавки» | Закрепление навыков игры в «шашки» и «поддавки», развитие чувства товарищества, умения быть как победителем, так и проигравшим. Развитие и совершенствование мыслительных операций. | |
4 | Игры между соперниками в «Шашки» и «Поддавки» | Закрепление навыков игры в «шашки» и «поддавки», развитие чувства товарищества, умения быть как победителем, так и проигравшим. Развитие и совершенствование мыслительных операций. | |
Март | 3 | «Уголки» | Познакомить с правилами новой игры, развивать интеллектуальные способности у детей |
4 | «Уголки» | Совершенствовать навыки игры в «Уголки», развивать мышление, память, внимание. | |
1 | Игра в «Уголки» между соперниками | Развитие и совершенствование мыслительных операций. Анализ игры. | |
Игра в «Уголки» между соперниками | Развитие и совершенствование мыслительных операций | ||
Апрель | 1 | Игра между соперниками по выбору детей. | Развитие и совершенствование мыслительных операций. |
2 | Соревнование в поддавки | Развитие и совершенствование мыслительных операций. Выявление победителей | |
3 | Соревнование в поддавки | Развитие и совершенствование мыслительных операций. Выявление победителей. | |
4 | Соревнование в уголки | Развитие и совершенствование мыслительных операций. Выявление победителей | |
5 | Соревнование в уголки | Развитие и совершенствование мыслительных операций. Выявление победителей. | |
Май | 1 | Игра в шашки | Развитие и совершенствование мыслительных операций. |
2 | Соревнование по шашкам | Развитие и совершенствование мыслительных операций. Выявление победителя. | |
3 | Соревнование по шашкам | Развитие и совершенствование мыслительных операций. Выявление победителя. |
Список литературы:
- Герцензон Б., Напреенков А. Шашки - это интересно. - СПб.: Литера, 1992. - 250 с.
- Городецкий В. Б. Книга о шашках. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 320 с.
- Погрибной В. К. Шашки. Сборник комбинаций. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 160 с.
- Рамм Л. М. Курс шашечных начал. - М.: Физкультура и спорт, 1953. - 348 с.
- В. К. Погрибной, В. Я. Юзюк. Шашки для детей. Изд. 2-е, перераб. И доп. - Ростов н/д;
Феникс, 2010. - 137 с.
- Костров В. В., Рожков П. П. Тысяча шахматных задач. Архангельск, изд. «Правда Севера»,
2012.
- Петрушина Н. М. Шахматный учебник для детей. - Изд 12-е. Ростов н/Д: Феникс, 2012
- Погрибной В. К. Шашки для детей. - Изд. 4-е. Ростов н/Д: Феникс, 2013.
- Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА КРУЖКА «ЧУДО ШАШКИ»
Настоящая программа предназначена для шашечного кружка в детском саду «Улыбка» и предусматривает продолжение изучение детьми материала по теории и истории шашек, участие в соревнованиях.В ...
Дополнительная развивающая программа "Шахматы и шашки"
Дополнительная общеразвивающая программа "Шахаматы и шашки"...
Рабочая программа кружка "Волшебные шашки"
Для планомерной и последовательной работы с детьми по основам шашечного искусства просто необходима обучающая программа занятий. Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошко...
Рабочая программа "Клубный час "LEGO"
Развитие инженерно-технического направления в современной промышленности ставит новую задачу перед образованием - подготовку специалистов с современным инженерно-техническим мышлением. В с...
Программа клубного часа "Тестопластика"
Программа клубного часа "Тестопластика" для детей 4 - 6 лет. Образовательная область "Художественное творчество"...
Рабочая программа клубного часа "Тестопластика"
Рабочая программа клубного часа "Тестопластика"...
Рабочая программа клубного часа "Калейдоскоп" с детьми 5-7 лет
Образовательная область "Речевое развитие"...