Проектная деятельность на тему " Изучение народных и православных традиций русской культуры как средство всестороннего развития и воспитания дошкольников" .авторы Капинос Т.И. , Ефремова Н.В.
проект (старшая группа)

Ефремова Наталия Викторовна

Проект был рассчитан на 1,5 месяца работы с детьми и затронул все виды образовательной деятельности дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ на тему « Изучение осенних народных и православных традиций русской культуры как средство всестороннего развития и воспитания дошкольника»

« Воспитание, если оно не хочет быть бессильным,

должно быть народным».

Составители проекта: 1) КАПИНОС Т.И., воспитатель

                                          2) ЕФРЕМОВА Н.В., музыкальный руководитель

                                      ГБОУ школы 492 СП  2 « Кораблик».

Срок реализации: проект краткосрочный ( октябрь месяц).

Участники проекта:     ДЕТИ 6-7 лет

                                          Воспитатели группы

                                         Музыкальный руководитель

                                         Родители воспитанников.

Актуальность: Устное народное творчество в доступной детям форме передает особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о доброте, красоте, правде, храбрости , верности, уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, веру в благополучное будущее. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. В народных праздниках и традициях фиксируются накопленные веками наблюдения за особенностями времен года, погодными изменениями. Они пробуждают душу ребенка, воспитывают в нём чувство красоты, любознательность.  Это помогает ребенку понять, что он часть великого русского народа. Мы предполагаем, что реализация нашего проекта должна помочь детям осознать самобытность родной культуры непосредственно через песни, обряды, игры, интерес и любовь к которым прививается с младшего возраста.

Цель проекта. Сохранение духовно- нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры. Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками, обрядами и декоративно-прикладным искусством. . 

Задачи проекта

1. Формировать представления детей о русском народном календарном празднике «Покров» . 

2. Вызвать у детей желание знакомиться с устным  народным  творчеством (пословицы, стихи, потешки). 

3. Развивать художественно-творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно-прикладного искусства. 

4. Воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием. 

5. Способствовать развитию у детей эмоциональной отзывчивости на русскую народную музыку, песни, танцы, игры.

6. Воспитывать интерес и уважение к русским народным традициям. 

Методы, используемые в реализации проекта

1. Интеграция образовательных областей. 

2. Наглядные иллюстрации, фото, альбомы, картины художников, иконы, живые объекты. 

3. Театрализованные представления. 

4. Слушание музыкальных произведений. 

5. Посещение выставки русских народных инструментов.

6. Экскурсия в русскую избу ДОУ.

Формы организации по реализации проекта.

  1. НОД
  2. Трудовая деятельность в группе, в цветнике и огороде ДОУ.
  3. Художественно-творческая деятельность детей с родителями и воспитателем.
  4. Игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные игры, народные подвижные игры и др.) .

Ожидаемые результаты.  

  1. Устойчивый интерес к культурным ценностям и народным традициям.
  2. Овладение связной речью и культурой языка.
  3. Эффективное использование накопленного материала педагогами и специалистами ДОУ.
  4. Воспитание нравственно-патриотических качеств дошкольника.
  5. Расширение знаний детей о православном празднике «Покров».
  6. Формирование нравственно-духовного отношения ребенка к действительности.
  7. Расширение связи ДОУ  с социумом.

I этап подготовительный.

  1. Составление плана проекта. Сбор и обработка материалов.
  2. Пополнение методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса.
  3. Оборудование уголка русской культуры в группе.
  4. Наличие музыкального зала, видео- и аудиоаппаратуры.
  5. Приобретение необходимого дидактического материала.
  6. Создание картотеки народных игр.
  7. Составление сценария музыкально-литературного развлечения «Посиделки на покров».
  8. Опрос родителей на согласие использования в работе элементов православия.  

II этап основной (работа с детьми) .

  1. Познавательная беседа о православном празднике «Покров».
  2. Посещение детей русской избы для проведения тематических вечеров.
  3. Рассматривание наглядного материала.
  4. НОД по художественно-эстетическому развитию.

А) Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи;

Б) Использование нетрадиционной техники в рисовании «Краски осени» (печатание деревьев капустными листами).

  1. Конструирование «туесок» из бросового материала и картона
  2. НОД. Ознакомление с окружающим. Праздник Покров.
  3. Видеопрезентация «Покров Пресвятой Богородице»
  4. Изучение песенного материала русской осенней традиции.
  5. Ознакомление с музыкальными народными инструментами и обучение игре на них в ансамбле.
  6. Обучение музыкально-ритмическим движениям в хороводах, танцах, играх.
  7. Ознакомление с народными музыкальными играми, с пением.
  8. Слушание русской народной музыки.
  9. Факультативные занятия, беседы, игры нравственно-духовного содержания.
  10. Использование фильмов, аудиозаписей и технических средств обучения.
  11. Использование театрализованной деятельности детей на осенних посиделках.
  12. Организация выставки (совместная деятельность детей и родителей).
  13. Постановка музыкальных сказок духовно-нравственного содержания.
  14. Проведение совместных праздников.
  15.  Знакомство детей с пословицами, поговорками, потешками об осени, труде и по теме «Покров».
  16. Художественное творчество. Ручной труд. Работа с тканью «Зайчик на пальчик-узелок»

Взаимодействие с родителями.

  1. Консультация для родителей на тему: «Что такое традиционная русская культура».
  2. Открытые показы воспитательно-образовательного процесса.
  3. Наглядный материал для родителей» оформление стенда по теме и папки-передвижки с рекомендациями.
  4. Выставка детских работ совместно с родителями.
  5. Совместные праздники, спектакли, именины детей.
  6. Помощь родителей в оформлении музыкального зала к посиделкам.
  7. Участие родителей в музыкальном развлечении «Посиделки на Покров».
  8. Посещение храма в музее «Коломенское» совместно родителей с детьми.

Заключительный этап.

  1. Выставка творческих детских работ, подготовленная совместно с родителями и воспитателями.
  2. Оформление фотоальбома.
  3. Представление видеоматериала  на сайте школы.
  4. Проведение музыкального развлечения «Посиделки на Покров» как итог реализации проекта.

Литература.

  1. Основная образовательная Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
  2. «Знакомим дошкольников с народной культурой» А. Я. Чебан, Л. Л. Бурлакова.
  3. Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре. Т. А . Попова.
  4. «Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по Государственному Образовательному Стандарту». С. Р. Николаева, И. Б. Катышева, В. А. Хомченко, Г. Н. Комбарова.
  5. Воспитание детей на традициях русской культуры Г. В. Лунина.
  6. «Красна изба» М. В. Тихонова, Н. С. Смирнова.
  7. Истоки русской народной культуры в детском саду. И. Г. Говрилова.
  8. Знакомство дошкольников с русским народным декоративно-прикладным искусством.
  9. Образовательная Программа «Основа православной культуры» А. В. Бородина.
  10. Парциальная программа «Горенка» М. В. Хазова.
  11. «Живём в ладу» под редакцией М. В. Уткиной и А. В. Писаревой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с природным материалом - эффективное средство всестороннего развития и воспитания детей.

Важность работы с природным материалом, для все стороннего развития ребёнка....

Игра как средство всестороннего развития и воспитания ребенка

Игра является важнейшей деятельностью ребенка дошкольного возраста, она влияет на развитие детей, выступает способом воспитания и обучения. Существуют различные виды игр: дидактические и сюжетно-ролев...