Игра как средство всестороннего развития и воспитания ребенка
статья (младшая группа) на тему
Игра является важнейшей деятельностью ребенка дошкольного возраста, она влияет на развитие детей, выступает способом воспитания и обучения. Существуют различные виды игр: дидактические и сюжетно-ролевые, с помощью которых ребенок познает мир и приобретает новый опыт поведения, общения и т.д. От правильности применения игр в воспитании и обучении зависит развитие ребенка во всех аспектах, влияет на его последующую жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра как средство всестороннего развития и воспитания ребенка.
Игра является одной из важнейших деятельностей ребенка дошкольного возраста, которая помогает познавать мир во всех его проявлениях, это особое средство передачи детям общественного опыта, форма организации жизни и деятельности детей, воспитания, обучения и отдыха. В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности. Многие известные заслуженные педагоги занимались данным вопросом. Н. К. Крупская рассматривала игру как средство всестороннего развития ребенка: игра – способ познания окружающего и в то же время она укрепляет физические силы ребенка, развивает организаторские способности, творчество, объединяет детский коллектив. Н.К. Крупская тесно связывает игру и труд, у детей границы между данными понятиями стираются, так как их игра и есть работа, которая постепенно подводит детей к труду. А. С. Макаренко в своих работах уделял большое внимание анализу психологии игры. Он считал, что игра является осмысленной деятельностью, а радость игры – это «радость творческая», «радость победы». Сходство игры с трудом выражается и том, что дети чувствуют ответственность за достижение поставленной цели и за выполнение роли, которую им поручает коллектив. По его мнению, игра имеет важное воспитательное значение: она приучает детей к тем физическим и психическим усилиям, которые нужны для работы. Следует так руководить игрой, чтобы в ходе – ее формировались качества – будущего работника и гражданина.
Игра – это серьезное занятие, с ее помощью дети познают мир, учатся самостоятельности, развивают творческие способности и мышление в целом, приобретают опыт побед и поражений. Выбор жизненного сценария взрослого человека часто зависит от игр, в которые они играли в детстве. Игра помогает воспитателю сплотить детский коллектив, включаясь в активную деятельность, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки и правильно оценивать других.
Игра имеет 2 основные цели:
- Познавательная – дети учатся чему-то новому, выбирают способы действия с предметом;
- Воспитательная – выражается в способах сотрудничества, общения и взаимоотношения с другими детьми и взрослыми.
Многие исследователи выделяют 2 крупные категории игры: сюжетно-ролевые и игры по правилам (дидактические, обучающие, подвижные, настольные и т.д.)
Особенность игры в возрасте 2-4 лет состоит в том, что дети не умеют играть самостоятельно или с другими детьми вместе. Обычно это выглядит как бесцельное катание машинки взад-вперед, перекладывание предметов, быстрая потеря интереса к старой игрушке и желание подержать в руках новую на непродолжительное время. Очень важным педагогическим моментом в данной ситуации является создание условий для развития игры детей, а именно: подбор игрушек и участие в процессе игры. Игрушка — центр игры, материальная опора. Она задает тему игры, рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней, обогащает опыт ребенка. Общение во время игры оказывает полезное влияние на психику и мышление детей, поэтому на ранних этапах развития детям необходимо не только присутствие, но и непосредственное участие взрослых в игре, направление и управление игрой, создание правильной атмосферы и получение нужного результата игры. Таким образом, постепенно и развивается самостоятельность.
Сюжетно-ролевые игры - бесконечно разнообразные по сюжету, характеру ролевых взаимоотношений и степени обобщённости отображаемых событий - наиболее значимы для социального развития ребёнка, понимания им жизни общества и своего места в нём.– В таких играх ребенок впервые усваивает способы действий с предметами, отрабатывает последовательность игровых действий. Сначала игры должны быть простыми и понятными, например, как кормить куклу, одеть мишку, прокатить машинку. Постепенно с накопленным опытом сюжеты усложняются, добавляется новая составляющая – роли и взаимоотношение героев игры. Ребенок уже не просто автоматически повторяет действия, показанные взрослым, но уже сам начинает придумывать сюжет, что делать с персонажами, как распределить их роли, тем самым приобретая новый опыт, пробуя новые действия, развивая творчество. Игра выполняет крайне важную для воспитания у дошкольников волевых черт характера: умения ставить перед собой цель, находить способы для решения поставленных задач и осуществления задуманного плана, преодолевать трудности. Чтобы использовать положительное влияние игры и не допустить возникновения нежелательных игр, нужно учить детей различать, что хорошо и что плохо, воспитывать активное стремление к хорошему и неприязнь к плохому. С этой целью воспитатель через игру и в игре раскрывает детям смысл тех или иных положительных фактов, дает их оценку, вызывает у ребят желание подражать им и тем самым формирует их отношение к тому, что отображается в игре. Дальнейшие игры специально направлены на воспитание нравственно-волевых качеств личности. Они побуждают ребенка к гуманному отношению к своим сверстникам и углубляют контакты со взрослым. В каждой игре содержится пространственно-двигательная задача, решение которой учит детей согласованности движений и действий. Движение становится для ребенка наглядным и хорошо осознаваемым средством достижения игровой цели.
Применение дидактических игр также важно в воспитании детей. Данная категория игр, в первую очередь, направлена на умственное развитие детей (в процессе дети овладевают определенными умениями, приобретают новые знания, закрепляют их, пробуют их на практике, индивидуально, в коллективе, в разных ролях), такие игры в наибольшей степени приближены к учебным занятиям. Одновременно с этим игра должна оставаться игрой, то есть быть не только поучительной, но обязательно увлекательной и интересной. Тогда она определенно принесет пользу и хороший результат.
В раннем дошкольном возрасте дидактические игры проводятся часто с дидактическими игрушками, такими как пирамидки, матрешки, кубики ,которые способствуют осуществлению не только игровых, но и познавательных задач.
Действия малышей с дидактическими игрушками приобретают игровой характер: дети составляют из нескольких частей целую матрешку, подбирают детали по цвету, размеру, обыгрывают полученный образ. Наличие игрового содержания в занятиях с дидактическими игрушками дает право объединить их с дидактическими играми и назвать этот вид деятельности детей младшего возраста дидактическими играми – занятиями.
Также к дидактическим играм относятся – словесные. Среди них можно назвать песенки, стишки, прибаутки, потешки, сказки. Такие игры способствуют освоению родного языка развитию восприятия на слух, улучшают внимательность, реакцию на словесную речь, дети учатся прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова, воспринимать произведения народного творчества, любить художественные произведения. В дальнейшем выработанная выразительность речи может активно применяться в самостоятельных сюжетных играх.
Данные игры помогают поставить правильное произношение звуков и слов. Дети, играя, многократно повторяют не только движения, но и определенные слова, а также совершают какие-либо действия в соответствии с командами, словами. Стихотворения развивают чувство ритма, динамики, их содержание можно иллюстрировать игрушками, что помогает легкому запоминанию слов, фраз и сюжетов
Дидактические игры расширяют кругозор и познавательный опыт дошкольников об окружающем мире, они способствуют обогащению их знаний о предметах, людях, явлениях и действиях.
Нельзя забывать и про игры активные, которые являются хорошей физической разминкой, обеспечивают выход энергии, который необходим всем детям, поддержание здорового образа жизни в дальнейшем. Это веселое и естественное занятие. Задача взрослых состоит в том, чтобы правильно организовать данный вид игр ,чтобы они принесли только пользу. Также в игре проще всего развивать моторику рук, которая играет важную роль для развития памяти и интеллекта.
Для всестороннего развития ребенка и его подготовки к обучению лучше всего использовать комплексные методики, разработанные и опробованные на практике. Они должны включать как познавательную, так и эмоциональную составляющие образовательного процесса. Также необходимо соблюдать разумный баланс между активными и пассивными занятиями с учетом психологических особенностей каждого ребенка.
Таким образом, игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни
Литература:
Богачкина Н.А., Молодцова Е.Е., Огурцова Л.А., Петровская В.Н., Ткаченко И.В. "Ролевые игры для детей
Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2009
Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2009
Игра дошкольника / Сост. е. В. Зворыгина. — М.: Просвещение 1999
Лямина Г. М. Воспитание детей раннего возраста/ Г. М. Лямина. – М.: Просвещение, 1974,
Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре/ Д. В. Менджерицкая. – М.: Просвещение, 1982
Эльконин Д.Б. "Психология игры"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованные игры, как средство всестороннего развития ребенка
сообщение из опыта работы на педагогическом совете...
Игра-как средство всестороннего развития ребенка
Невозможно представить себе детство без игр. Даже самых маленьких, находящихся еще в коляске трехмесячных детей уже привлекают висящие перед глазами игрушки. Ребенок тянется к яркому предмету, н...

презентация "Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития ребенка"
В презентации использованы материалы работы по социализации: профессии....
презентация "Сюжетно- ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка»
В презентации рассказывается о методике организации сюжетно - ролевых игр в средней группе детского сада....
Консультация для воспитателей "Народные подвижные игры как средство всестороннего развития детей дошкольного воспитания"
Всем известно, что мир детства неразрывно связан с игрой. Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, она точно соответствует...
Русские народные хороводные игры как средство всестороннего развития, в том числе воспитания патриотических чувств.
В данном материале представлены три русских народных хороводных игры с описанием поставленных задач....