Игра как средство всестороннего развития и воспитания ребенка
статья (младшая группа) на тему
Игра является важнейшей деятельностью ребенка дошкольного возраста, она влияет на развитие детей, выступает способом воспитания и обучения. Существуют различные виды игр: дидактические и сюжетно-ролевые, с помощью которых ребенок познает мир и приобретает новый опыт поведения, общения и т.д. От правильности применения игр в воспитании и обучении зависит развитие ребенка во всех аспектах, влияет на его последующую жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_kak_sredstvo_vsestoronnego_razvitiya_i_vospitaniya_rebenka.docx | 27.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра как средство всестороннего развития и воспитания ребенка.
Игра является одной из важнейших деятельностей ребенка дошкольного возраста, которая помогает познавать мир во всех его проявлениях, это особое средство передачи детям общественного опыта, форма организации жизни и деятельности детей, воспитания, обучения и отдыха. В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности. Многие известные заслуженные педагоги занимались данным вопросом. Н. К. Крупская рассматривала игру как средство всестороннего развития ребенка: игра – способ познания окружающего и в то же время она укрепляет физические силы ребенка, развивает организаторские способности, творчество, объединяет детский коллектив. Н.К. Крупская тесно связывает игру и труд, у детей границы между данными понятиями стираются, так как их игра и есть работа, которая постепенно подводит детей к труду. А. С. Макаренко в своих работах уделял большое внимание анализу психологии игры. Он считал, что игра является осмысленной деятельностью, а радость игры – это «радость творческая», «радость победы». Сходство игры с трудом выражается и том, что дети чувствуют ответственность за достижение поставленной цели и за выполнение роли, которую им поручает коллектив. По его мнению, игра имеет важное воспитательное значение: она приучает детей к тем физическим и психическим усилиям, которые нужны для работы. Следует так руководить игрой, чтобы в ходе – ее формировались качества – будущего работника и гражданина.
Игра – это серьезное занятие, с ее помощью дети познают мир, учатся самостоятельности, развивают творческие способности и мышление в целом, приобретают опыт побед и поражений. Выбор жизненного сценария взрослого человека часто зависит от игр, в которые они играли в детстве. Игра помогает воспитателю сплотить детский коллектив, включаясь в активную деятельность, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки и правильно оценивать других.
Игра имеет 2 основные цели:
- Познавательная – дети учатся чему-то новому, выбирают способы действия с предметом;
- Воспитательная – выражается в способах сотрудничества, общения и взаимоотношения с другими детьми и взрослыми.
Многие исследователи выделяют 2 крупные категории игры: сюжетно-ролевые и игры по правилам (дидактические, обучающие, подвижные, настольные и т.д.)
Особенность игры в возрасте 2-4 лет состоит в том, что дети не умеют играть самостоятельно или с другими детьми вместе. Обычно это выглядит как бесцельное катание машинки взад-вперед, перекладывание предметов, быстрая потеря интереса к старой игрушке и желание подержать в руках новую на непродолжительное время. Очень важным педагогическим моментом в данной ситуации является создание условий для развития игры детей, а именно: подбор игрушек и участие в процессе игры. Игрушка — центр игры, материальная опора. Она задает тему игры, рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней, обогащает опыт ребенка. Общение во время игры оказывает полезное влияние на психику и мышление детей, поэтому на ранних этапах развития детям необходимо не только присутствие, но и непосредственное участие взрослых в игре, направление и управление игрой, создание правильной атмосферы и получение нужного результата игры. Таким образом, постепенно и развивается самостоятельность.
Сюжетно-ролевые игры - бесконечно разнообразные по сюжету, характеру ролевых взаимоотношений и степени обобщённости отображаемых событий - наиболее значимы для социального развития ребёнка, понимания им жизни общества и своего места в нём.– В таких играх ребенок впервые усваивает способы действий с предметами, отрабатывает последовательность игровых действий. Сначала игры должны быть простыми и понятными, например, как кормить куклу, одеть мишку, прокатить машинку. Постепенно с накопленным опытом сюжеты усложняются, добавляется новая составляющая – роли и взаимоотношение героев игры. Ребенок уже не просто автоматически повторяет действия, показанные взрослым, но уже сам начинает придумывать сюжет, что делать с персонажами, как распределить их роли, тем самым приобретая новый опыт, пробуя новые действия, развивая творчество. Игра выполняет крайне важную для воспитания у дошкольников волевых черт характера: умения ставить перед собой цель, находить способы для решения поставленных задач и осуществления задуманного плана, преодолевать трудности. Чтобы использовать положительное влияние игры и не допустить возникновения нежелательных игр, нужно учить детей различать, что хорошо и что плохо, воспитывать активное стремление к хорошему и неприязнь к плохому. С этой целью воспитатель через игру и в игре раскрывает детям смысл тех или иных положительных фактов, дает их оценку, вызывает у ребят желание подражать им и тем самым формирует их отношение к тому, что отображается в игре. Дальнейшие игры специально направлены на воспитание нравственно-волевых качеств личности. Они побуждают ребенка к гуманному отношению к своим сверстникам и углубляют контакты со взрослым. В каждой игре содержится пространственно-двигательная задача, решение которой учит детей согласованности движений и действий. Движение становится для ребенка наглядным и хорошо осознаваемым средством достижения игровой цели.
Применение дидактических игр также важно в воспитании детей. Данная категория игр, в первую очередь, направлена на умственное развитие детей (в процессе дети овладевают определенными умениями, приобретают новые знания, закрепляют их, пробуют их на практике, индивидуально, в коллективе, в разных ролях), такие игры в наибольшей степени приближены к учебным занятиям. Одновременно с этим игра должна оставаться игрой, то есть быть не только поучительной, но обязательно увлекательной и интересной. Тогда она определенно принесет пользу и хороший результат.
В раннем дошкольном возрасте дидактические игры проводятся часто с дидактическими игрушками, такими как пирамидки, матрешки, кубики ,которые способствуют осуществлению не только игровых, но и познавательных задач.
Действия малышей с дидактическими игрушками приобретают игровой характер: дети составляют из нескольких частей целую матрешку, подбирают детали по цвету, размеру, обыгрывают полученный образ. Наличие игрового содержания в занятиях с дидактическими игрушками дает право объединить их с дидактическими играми и назвать этот вид деятельности детей младшего возраста дидактическими играми – занятиями.
Также к дидактическим играм относятся – словесные. Среди них можно назвать песенки, стишки, прибаутки, потешки, сказки. Такие игры способствуют освоению родного языка развитию восприятия на слух, улучшают внимательность, реакцию на словесную речь, дети учатся прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова, воспринимать произведения народного творчества, любить художественные произведения. В дальнейшем выработанная выразительность речи может активно применяться в самостоятельных сюжетных играх.
Данные игры помогают поставить правильное произношение звуков и слов. Дети, играя, многократно повторяют не только движения, но и определенные слова, а также совершают какие-либо действия в соответствии с командами, словами. Стихотворения развивают чувство ритма, динамики, их содержание можно иллюстрировать игрушками, что помогает легкому запоминанию слов, фраз и сюжетов
Дидактические игры расширяют кругозор и познавательный опыт дошкольников об окружающем мире, они способствуют обогащению их знаний о предметах, людях, явлениях и действиях.
Нельзя забывать и про игры активные, которые являются хорошей физической разминкой, обеспечивают выход энергии, который необходим всем детям, поддержание здорового образа жизни в дальнейшем. Это веселое и естественное занятие. Задача взрослых состоит в том, чтобы правильно организовать данный вид игр ,чтобы они принесли только пользу. Также в игре проще всего развивать моторику рук, которая играет важную роль для развития памяти и интеллекта.
Для всестороннего развития ребенка и его подготовки к обучению лучше всего использовать комплексные методики, разработанные и опробованные на практике. Они должны включать как познавательную, так и эмоциональную составляющие образовательного процесса. Также необходимо соблюдать разумный баланс между активными и пассивными занятиями с учетом психологических особенностей каждого ребенка.
Таким образом, игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни
Литература:
Богачкина Н.А., Молодцова Е.Е., Огурцова Л.А., Петровская В.Н., Ткаченко И.В. "Ролевые игры для детей
Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2009
Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2009
Игра дошкольника / Сост. е. В. Зворыгина. — М.: Просвещение 1999
Лямина Г. М. Воспитание детей раннего возраста/ Г. М. Лямина. – М.: Просвещение, 1974,
Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре/ Д. В. Менджерицкая. – М.: Просвещение, 1982
Эльконин Д.Б. "Психология игры"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованные игры, как средство всестороннего развития ребенка
сообщение из опыта работы на педагогическом совете...
Игра-как средство всестороннего развития ребенка
Невозможно представить себе детство без игр. Даже самых маленьких, находящихся еще в коляске трехмесячных детей уже привлекают висящие перед глазами игрушки. Ребенок тянется к яркому предмету, н...
презентация "Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития ребенка"
В презентации использованы материалы работы по социализации: профессии....
презентация "Сюжетно- ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка»
В презентации рассказывается о методике организации сюжетно - ролевых игр в средней группе детского сада....
Статья "Подвижная игра как средство всестороннего развития ребенка"
Подвижная игра занимает особое место в развитии ребенка дошкольного возраста.Существует около 300 тысяч подвижных игр, жизнь без игры немыслима, т. к. все взрослые «родом из детства», то можно сказать...
«Подвижная игра как средство всестороннего развития ребенка»
консультация...
Игра как средство всестороннего развития и воспитания ребенка.
Всестороннее развитие детей...