Познавательное развитие у детей с ЗРР
консультация
Предварительный просмотр:
Познавательное развитие у детей с ЗРР.
Отставание ребенка в овладении речью при сохранном интеллекте и без психических отклонений называется задержкой речевого развития.
В поведении наблюдаются заметные отклонения от нормы. Это может выражаться в гиперактивности, неумении сосредоточиться на определенном занятии, повышенной утомляемости.
Малыш не может самостоятельно есть, брать в руку ложку или вилку, неверно держит карандаш, неуклюж, часто падает. При отсутствии коррекционной работы отставание может перерасти в задержку психо-речевого развития. ЗПРР тяжелее поддается коррекции.
Нормой считается, если:
- К четырем месяцам малыш узнает близких, улыбается, гулит, плачет, если его не берут на руки.
- У ребенка хорошо развиты хватательные рефлексы.
- В год у него имеется не менее 10 слов в обиходе. Они могут быть сокращенными, состоять из слогов, однако, малыш должен понимать их значение, показывать, реагировать на правильное произнесение взрослыми (принеси мяч, подай куклу).
- К 2 годам словарь заметно расширился (до 150 слов). Ребенок произносит фразы, короткие предложения.
- В 2 с половиной года употребляет прилагательные, знает собственное имя, в словаре до 300 слов, пытается задавать вопросы.
- В 3 года дети уже в достаточной мере овладевают связной речью, используют предлоги, правильно используют окончания, строят предложения из нескольких слов. Посторонний человек должен понимать, что говорят дети в этом возрасте.
Выделяют физиологические и социальные факторы ЗРР.
К физиологическим относят:
- внутриутробные инфекции, травмы, кислородное голодание, перенесенные тяжелые заболевания, операционное вмешательство; во время беременности женщина может перенести ряд заболеваний, инфекций, оказывающих влияние на формирование органов плода, развитие головного мозга, нервной системы.
- токсикоз беременности;
- патологии органов артикуляции (неба, губ, языка);
- нарушения слуха и зрения;
- наследственная предрасположенность;
- частые простудные заболевания;
- органическое поражение мозга; курение, употребление алкоголя, прием антибакте-риальных препаратов сказываются на формировании организма
- аутизм, детский церебральный паралич, задержка психического развития.
К социальным факторам относят:
- отсутствие внимания со стороны взрослых;
- невнятная и слишком громкая речь, ограничение общения, замещение его телевизором, компьютером;
- отсутствие мотивации к познаванию окружающего мира (когда родители исполняют любую прихоть ребенка), гиперопека;
- воспитание в двуязычной семье;
- чрезмерное давление со стороны взрослых, принуждение к занятиям, оказывающим отрицательное влияние на желание говорить;
- педагогически запущенный ребенок.
При исследовании высших психических функций у детей с ЗРР наблюдаются истощаемость, сужение объема и концентрации внимания, нарушения зрительного, слухового, двигательного внимания, недостаточность зрительного восприятия, снижение объема речеслуховой памяти, двигательной и речеслуховой памяти, недостаточность наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Дети с ЗРР затрудняются обобщать и группировать предметы, устанавливать причинно-следственные связи.
Можно сделать вывод, что состояние высших психических функций у детей раннего возраста с ЗРР находятся на среднем и низком уровне. Для них характерны: низкая умственная работоспособность, быстрая истощаемость психических процессов, замедленное формирование пространственно-временных представлений, замедленное формирование высших психических функций.
Если своевременно не начать коррекционные занятия с дефектологом, это может привести в дальнейшем к появлению вторичных нарушений в развитии: ЗПР, несформированность коммуникативных навыков, негативные изменения в развитии личности ребенка - формирование замкнутости и закомплексованности.
Согласно исследованиям, отделы мозга, отвечающие за речь, окончательно формируются к трем годам. Человек на первом году жизни еще не владеет необходимыми навыками для полноценного общения. Но ему доступна имитация. Именно благодаря ей закладывается основа для понимания норм речи, единиц языка и правил их использования. В этом возрасте сложно выявить ЗРР, но при внимательном наблюдении можно заметить ряд признаков, указывающих на нарушение.
Характеристика ЗРР в первый год жизни (внешние проявления):
Характеристика | Особенности детей с ЗРР | |
Физическая характеристика |
со стороны НС наблюдается повышенная возбудимость или пассивность; при манипуляциях с игрушками нет определенной цели; рот постоянно приоткрыт; | |
Характеристика речи | Пассивный словарь (понимание) | отсутствуют эмоциональные реакции (не улыбается, не реагирует на голос матери); плохая или полностью отсутствующая реакция на обращенную речь;
|
Активный словарь |
|
Характеристика | Особенности детей с ЗРР | |
Физическая характеристика | плохо развита мелкая моторика рук; плохая координация мышц языка, губ | |
Характеристика речи | Пассивный словарь (понимание |
|
Активный словарь | -не более 10 слов схожей конструкции: слова из 2-3 открытых слогов (мама, баба, папа); -используют только открытые слоги, при необходимости меняют слово, добавляя гласную; часто вместо слова используют один слог или звук; полисемантика (то есть один звук или слог используется для обозначения разных предметов); нет пополнения активного словаря, используют только постоянные, хорошо знакомые конструкции
|
Характеристика двухлетних детей с ЗРР:
Задержка речевого развития, характеристика детей 2-3 лет:
Характеристика | Особенности детей с ЗРР | |
Физическая характеристика |
физическая активность низкая. Есть проблемы с координацией и чувством равновесия; не развит «щипковый» захват. Проявляется в том, что небольшой предмет дошкольник берет всей кистью, а не пальцами. | |
Характеристика речи | Пассивный словарь (понимание | предпочитает индивидуальные игры; не запоминает новые слова, пассивный словарь не соответствует норме; не стремится к общению с другими людьми |
Активный словарь | в активном словаре не более двух десятков слов. Не может назвать части тела или окружающие предметы; не использует простые фразы; по-прежнему использует лепетные слова; в речи отсутствуют неологизмы (выдуманные слова, образованные по аналогии с известными); речь невнятная, непонятная для окружающих; В этом возрасте отставание в речи уже заметно сказывается на вербальной памяти и запоминании. |
Характеристика при ЗРР после 3-х лет:
Характеристика | Особенности детей с ЗРР | |
Физическая характеристика | быстрая утомляемость; неловкость; плохо развитая моторика кистей рук и пальцев; двигательная активность низкая, очень часто хаотична; плохая координация движений | |
Психологическая характеристика (особенности психического развития при задержке речевого развития) | испытывает сложности с запоминанием новой информации; внимание неустойчивое; не сформированы представления о пространстве и окружающем мире; нет понимания связи между причиной и следствием; быстрая потеря интереса; не развивается логика (дошкольник с трудом сравнивает, обобщает, анализирует информацию); есть трудности в понимании сложных инструкций; плохо развиты навыки самообслуживания; низкий самоконтроль, не доводит дело до конца; всячески избегает общения, в играх предпочитает те, в которые можно играть одному. Во многих случаях не испытывает вообще потребности в игре, может начать играть только по инициативе взрослого. Игры однообразны | |
Характеристика речи | Пассивный словарь (понимание | Словарный запас гораздо ниже нормы. Не всегда в состоянии понять инструкцию педагога |
Активный словарь | использует слова и фразы из мультфильмов; речь невнятная, часто нарушено звукопроизношение; предложения использует примитивные |
С возрастом задержка в умственном развитии становится все ощутимее, поэтому характеристика со временем будет все сильнее меняться. Несмотря на то, что информация нужна, в первую очередь, специалистам, родителям также будет полезно с ней ознакомиться. Это поможет взглянуть на ситуацию со стороны и, возможно, пересмотреть свои методы воспитания.
Для детей с ЗРР характерны: неустойчивое внимание, несобранность, неумение вовремя включится переключиться с одного объекта на другой, которые у многих детей сочетаются с быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью. Перечисленные особенности ведут к появлению различного рода ошибок при выполнении заданий, т.к. дети не умеют вслушиваться в речь взрослого и понимать ее.
Часто дети с патологией речи моторно неловки, у них плохо развиты движения кисти, тонкие движения пальцев, к двум годам отсутствует «щипковый захват», дети не могут точно, координированно выполнять движения губами, языком.
Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитие памяти. При относительно сохранной смысловой памяти у таких детей заметно снижены, по сравнению с нормально говорящими сверстниками, вербальная память и продуктивность запоминания. Дети часто забывают сложные инструкции (двух-трех ступенчатые, опускают некоторые их элементы, заменяют последовательность предложенных заданий. Заучивая стихи, дети переставляют слова, заменяют их на другие, пытаясь передать смысл стихотворения, а неточно воспроизвести его, т.к. смысловое содержание стихотворения для детей важнее, чем ритмический рисунок.
У некоторых детей отмечаются низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливают, по словам И.И.Мамайчук, некоторые специфические особенности мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступные их возрасту, дети однако, отстают в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, без специфического обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением.
У детей с ЗРР чаще наблюдается отсутствие внимания к речи, пониженная регуляция и саморегуляция деятельности.
Т.о, приходим к выводу, что у детей с ЗРР задерживаются и другие психические процессы, особенно тесно связанные с речью. Развитие ребенка при ЗРР отличается своими темпами, уровень развития ребенка соответствует уровню развития нормального, но младшего по возрасту.
В основу коррекционной работы с детьми с ЗРР положено формирование у них предметно-практической деятельности. В процессе становления предметной деятельности у ребенка развиваются:
- ориентировочные реакции на новый предмет,
- умение выделять предметы,
- способы действия с ними;
- ориентировка на свойства и качества предметов.
Недоразвитие предметных действий в значительной степени оказывает негативное влияния на формирование восприятия и таких его свойств, как константность, предметность, обобщенность. Все это определяет основные задачи психологической коррекции. Среди этих задач выделяются следующие;
- обучение детей с ЗРР усвоению сенсорных эталонов с помощью развития у них предметно-практических действий;
- развитие целостности, константности, предметности и обобщенности восприятия.
В процессе планирования занятий необходимо соблюдать следующие принципы;
- принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий,
- принцип доступности заданий,
- принцип систематичности занятий, предполагающий и определенную частоту занятий,
- принцип закрепления усвоенного.
Педагог в процессе обучения детей с ЗРР предметно-практическим манипуляциям формирует у них поисковые способы ориентировки в задании, обучает ребенка усвоению формы, цвета и величины предмета.
Во время занятий ребенку необходимо показать такие действия, совершая которые он мог бы понять, что от умения определить форму зависит результат его деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по познавательному развитию для детей 5-6 лет в рамках городского «Фестиваля занятий по патриотическому воспитанию детей», посвященного дню Победы.
Форма занятия (телемост и экскурсия по городу) и его содержание способствуют развитию познавательного интереса у детей, социализации ребенка, проявлению нравственно-патриотических качеств и реал...
Конспект ИОС по разделу познавательное развитие для детей средней группы «Знакомство с профессией врача» Конспект ИОС по разделу познавательное развитие для детей средней группы «Знакомство с профессией врача»
Конспект ИОС по разделу познавательное развитие для детей средней группы «Знакомство с профессией врача» ...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности c элементами квеста по образовательным областям «Физическое развитие» и «Познавательное развитие» для детей старшей группы на тему: «Подарок Сарпике»
Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя (справа, слева, спереди, сзади) и на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа....
Конспект непрерывной образовательной деятельности познавательной игры - путешествия по образовательной области «познавательное развитие» для детей подготовительной группы 6 – 7 лет на тему: «Огородные помощники»
Цель: Развивать познавательные интересы детей, используя бросовый материал в игровой форме....
Статья по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста "Детское экспериментирование на прогулке и его влияние на развитие познавательной деятельности"
Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями об объектах и явлениях живой и неживой природы...
Методическая разработка по образовательной области «Познавательное развитие» для детей с задержкой психического развития подготовительного к школе возраста
Методическая разработка по образовательной области «Познавательное развитие» для детей с задержкой психического развития подготовительного к школе возраста1. Сенсорное развитие...
Конспект интегрированного занятия по развитию математических представлений и познавательному развитию для детей старшей группы с ТНР «Космическое путешествие»
Расширять элементарные знания о космосе...