Консультации для педагогов
консультация
Педагогическая технология воспитания детей 5-8 лет в духе толерантного общения «Истории карапушек: как жить в мире с собой и другими?»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Аннотация:
1 слайд. Педагогическая технология воспитания детей 5-8 лет в духе толерантного общения «Истории карапушек: как жить в мире с собой и другими?» является одной из вариативных образовательных технологий, способной воплотить философский смысл идеи толерантности в повседневную практику межличностного и межкультурного взаимодействия детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Состоит из 2-х сборников - методических рекомендаций для педагогов и практикума для детей. В основе технологии - интеграция различных видов деятельности (общение, игра, познавательно-исследовательская, поисковая деятельность), направленная на развитие личностного потенциала всех участников образовательного процесса. Адресована широкому кругу специалистов системы дошкольного образования, учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, родительской аудитории.
Авторы: АЛИЕВА ЭВЕЛИНА ФАКИРОВНА., РАДИОНОВА ОЛЬГА РАДИСЛАВОВНА. Истории карапушек: как жить в мире с собой и другими? Педагогическая технология воспитания детей 5–8 лет в духе толерантного общения : методические рекомендации / Э. Ф. Алиева, О. Р. Радионова. — М. : Издательство «Национальное образование», 2015. — 144 с. : ил. — (Серия «Коллекция открытий дошкольного образования»).
Рецензия № 417 от «11» октября 2010 г. ФГУ «ФИРО». Протокол заседания Экспертного совета по образованию и социализации детей при ФГУ «ФИРО» от «01» октября 2010 г. № 4 ).
Педагогическая технология полностью соответствует требованиям ФГОС ДО.
2 слайд. Актуальность педагогической технологии «Истории карапушек: как жить в мире с собой и другими?» продиктована потребностью современного российского общества в воспитании подрастающего поколения в духе миролюбия, толерантности, уважения к основным жизненным ценностям других народов, взаимопонимания, солидарности.
Цель: воспитание подрастающего поколения в духе миролюбия, толерантности, уважения основных жизненных ценностей других народов, взаимопонимания, солидарности и духовного единства между людьми разных убеждений.
Основные задачи работы с детьми: развитие навыков выстраивания диалога, позитивного общения, потребности в проявлении искренней дружбы, согласия, взаимопомощи.
3 слайд. Материалы педагогической технологии состоят из двух сборников.
Первый сборник представляет собой методические рекомендации, разработанные для учителей, воспитателей, педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования, всех тех, кто будет непосредственно реализовывать технологию на практике со своими учениками и воспитанниками.
4 слайд. Ознакомьтесь пожалуйста с содержанием программы на слайде.
Начинать работу по педагогической технологии следует с обучения специалистов образовательных учреждений. С этой целью разработан обучающий тренинг «Мы разные, но дружные!», направленный на постепенное «погружение» педагогов в изучаемую проблему параллельно с реализацией полученных знаний на практике в своем образовательном учреждении.
Вовлечение родителей в работу по педагогической технологии также происходит постепенно в основном через участие в деятельности родительского клуба «Большие Карапуши». Работа с детской аудиторией начинается только после того, как взрослые (педагоги и родители) уже начали совместную деятельность. Очень важно, чтобы такая «этапность» была соблюдена, поскольку все, что дети будут осваивать по педагогической технологии в стенах образовательного учреждения, должно закрепляться и поддерживаться в условиях семьи.
5 слайд. Второй — сборник сказочных историй «Как карапушки учились понимать друг друга» с творческими заданиями для детей 5–8 лет. Сборник включает 13 сказочных историй, которые в увлекательной форме рассказывают детям о том, как основные персонажи, карапушки, учились понимать друг друга, принимать поступки и мнения непохожих на них героев.
Сборник может использоваться не только в образовательной организации в качестве методического пособия при работе с детьми, но и как книга для домашнего чтения.
Главные герои - Карапушки на рисунках к каждой сказочной истории разные. У каждой истории – свое лицо, и это своеобразный «воспитательный секрет» педагогической технологии. Дело в том, что образы Карапушек постоянно меняются не только внешне, но и внутренне. Новизна образов героев историй акцентирует внимание детей на том, что Карапушки, общаясь друг с другом, постепенно становятся другими: добрее, справедливее, мудрее, радостнее. Заботливее, дружнее…
6 слайд. Тематика сказочных историй разнообразна. Многие события, положенные в их основу – реальные эпизоды. Взятые их жизни детских коллективов. Например, «История о том, как Карапушки поспорили», «Как Карапушки участвовали в конкурсе», «Сказка о том, как Карапушки украшали елочку», «Необыкновенное превращение Одуванчика в паровозик», «Как Карапушки встречали праздник – День примирения» и др.
АЛГОРИТМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ СО СКАЗОЧНОЙ ИСТОРИЕЙ И ВЫПОЛНЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ К НЕЙ
Одним из основных и достаточно сложных моментов при работе с педагогической технологией является процесс ознакомления со сказочной историей и выполнения творческих заданий к ней. Сказочные истории в сборнике расположены в таком порядке, что работу по ним можно сочетать с традиционными «сезонными» мероприятиями, проводимыми в образовательной организации: праздниками, спортивными соревнованиями, творческими конкурсами и др. Каждая история по своей тематике и содержанию соответствует конкретному концептсценарию
В сказочной истории «взрослый» язык концепт-сценария переводится на «детский», с соответствующими детскому восприятию образами и понятиями. При кажущейся легкости этот процесс достаточно сложен, поскольку перед взрослым (педагогом или родителем) стоит особая задача: не только прочитать детям сказочную историю, а вызвать яркий эмоциональный отклик, помочь раскрыть и понять смысл поступков героев, рассмотреть в карапушках самих себя.
6 слайд. Алгоритм знакомства со сказочной историей
1-й этап. Работа со «Словарем основных понятий».
Знакомство происходит через цитаты, пословицы, поговорки.
2-й этап. Ознакомление с концепт-сценарием по теме
«Всегда можно найти причину для оправдания своего равнодушия»
Пример, вопросы.
3-й этап. Работа с «фотословарем»
Вопросы, что за эмоция.
4-й этап. Работа со сборником сказочных историй.
«Как карапушки учились понимать друг друга»
Приключения карапушек на снежной горке
В один из морозных зимних дней карапушки отправились кататься со снежной горки. Им очень нравилось это развлечение, потому что карапушки в зимней теплой одежде немного похожи на шарики, а все шарики могут легко катиться с горки. Ох, какое веселье царит на снежной горке! Кто-то катится кубарем, как снежный ком. Кто-то скатывается с горки, как ракета, поднимая за собой целый вихрь снежинок. Кто-то катается в компании с другом, кто-то в одиночестве. Но это и неважно, потому что всем очень весело! Не смолкает заразительный смех! Как здорово, что пришла снежная зима!
И вот в самый разгар веселья среди катающихся малышей появляется новичок. У него тоже радостно блестят глазки, и он тоже хочет вместе со всеми поучаствовать в таком веселом катании! Карапушки рады новому знакомому и с интересом рассматривают его. Надо же, а новичок не такой как все! Он совсем не похож на шарик! Он, скорее, напоминает маленькую пирамидку с острой верхушкой. Его так и зовут – Пирамидка. У новичка открытая улыбка и добрые глаза.
«Присоединяйся к нам! Катайся как мы!» – кричит новичку Звездочка и быстро скатывается с горки. Пирамидка с радостью принимает приглашение своих новых друзей и уже представляет, как он, уже через несколько мгновений, окажется у подножия горки – в мягком сугробе.
«Раз, два, три… вперед!!!» – дружно кричат карапушки. Но Пирамидка остается на месте. Он не понимает, что происходит и пытается оттолкнуться от горки руками. Но, не тут-то было! Новичок словно примерз к горке! Карапушки тоже пытаются помочь Пирамидке скатиться вниз, подталкивая новичка в спину. Но, увы, ничего не меняется. Среди друзей возникло замешательство. Что же делать? Пришлось Пирамидке подняться и уступить место другим малышам. Он, грустно вздыхая, отошел в сторону. Ему хотелось стать совсем невидимым, чтобы никто не смотрел в его сторону с сожалением. Пирамидка не знал, как поступить. Почему же ему никак не удается скатиться с горки так, как это делают другие?
А карапушки снова продолжали веселое катание. Через некоторое время, казалось, уже никто и не вспоминал о случившемся, кроме Пирамидки. Он уже собрался уходить, как вдруг кто-то окликнул его.
«Пирамидка! Смотри, что у меня есть!» – радостно кричал с горки Ветерок. Он держал в руках… санки!
«Иди сюда! Теперь ты тоже сможешь кататься вместе с нами!» – Пирамидка не верил своим глазам. Как хорошо, что кто-то позаботился о нем!
«Вот это – настоящий друг!» – думал новичок, торопливо поднимаясь на горку. Все расступились, а Пирамидка с опаской посмотрел на санки. Не разочарует ли он снова своих новых знакомых? Но тут Ветерок подбежал к нему и потянул за руку. «Давай вдвоем поедем на санках!» – предложил он.
И вот уже Ветерок и Пирамидка вместе мчатся с горки. Другие карапушки машут им вслед. Пирамидка счастлив! Теперь он может скатываться с горы так же быстро, как это делают карапушки! И еще он очень благодарен своему новому другу Ветерку.
«Как замечательно ты все придумал! Спасибо, что ты позаботился обо мне!» – поблагодарил Пирамидка Ветерка. А тот ответил: «Это совсем не трудно, когда ты внимателен к другим!».
5-й этап. Организация мини-проекта
Интересный вопрос:
Почему у Пирамидки не получалось съезжать с горки?
Для самых внимательных и любознательных:
Что придумал карапушка Ветерок?
Задание для фантазеров:
Как вы думаете, почему другие карапушки не смогли помочь Пирамидке?
Тем, кому нравится аппликация:
Карапушки Ветерок и Пирамидка подружились. Они часто ходят на горку и вместе катаются на санках. А еще они очень любят лепить из снега крепость. Потом они раскрашивают ее цветными краскам, и получается волшебный замок.
У вас есть возможность с помощью цветной бумаги, ножниц и клея сделать объемный макет такого же волшебного замка. Проявите фантазию!
6-й этап. Проведение мега-проекта
День здоровья на тему «Снежные забавы» (из цикла «Истории карапушек: жить в мире с собой и другими?»).
Вопросы: с чем (с какими историями) ассоциируется сборник сказочных историй?
Чему учит технология?
Если есть желание познакомиться по ближе можно зайти на сайт (ФИРО)
Федеральный ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/16/picture-479305-1410861853.jpg)
Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/05/picture-1069567-1541444258.jpg)
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/26/picture-1252308-1590483946.jpg)
Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/09/picture-1246594-1607509250.jpg)
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000858-1516782882.jpg)
Консультация для педагогов. Консультация для педагогов "Учёт свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками"
Информация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/07/picture-1036397-1525690409.jpg)
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....
Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи
Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...