Статья в научный журнал "Вестник Науки"
статья (младшая группа)
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: одним из вариантов развивающих игр для развития мелкой моторики у детей являются пальчиковые игры. Это замечательный способ формирования устной речи ребенка и мелкой моторики рук, прекрасная возможность в интересной игровой форме прививать культурно-гигиенические навыки, корректировать эмоциональное состояние, а также увлекательный способ провести время с пользой.
Ключевые слова: дошкольная педагогика, младший дошкольный возраст, развитие мелкой моторики, пальчиковые игры, игровые методы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o_b_zeberova_1.docx | 25.35 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 373.24
Зеберова Ольга Борисовна,
воспитатель, ГБДОУ «Детский сад №5 комбинированного вида» Красносельского района
(г. Санкт-Петербург, Россия)
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: одним из вариантов развивающих игр для развития мелкой моторики у детей являются пальчиковые игры. Это замечательный способ формирования устной речи ребенка и мелкой моторики рук, прекрасная возможность в интересной игровой форме прививать культурно-гигиенические навыки, корректировать эмоциональное состояние, а также увлекательный способ провести время с пользой.
Ключевые слова: дошкольная педагогика, младший дошкольный возраст, развитие мелкой моторики, пальчиковые игры, игровые методы.
Существует много различных способов добиться ускорения развития мелкой моторики рук. Это массаж кистей и пальцев рук, игры с мелкими предметами (мозаики, пазлы, бусинки, всевозможные конструкторы), игры с песком и водой, аппликация (как обрывная, так и при помощи ножниц), оригами, всевозможные плетения, лепка, рисование, штриховки и графические упражнения [5].
Пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок. Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников [3]. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития:
- Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом. Именно поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
- Способствуют развитию творческой деятельности. Ведь руками можно «рассказывать» целые истории!
- Активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
- Помогают в игре формировать элементарные математические представления.
- Учат ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.
- Развивают память, ведь в пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи.
- Развивают эмоциональность, формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком [1].
Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях – на сжатие, на растяжение, на расслабление. При этом можно использовать следующие приемы:
- систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;
- последовательность – (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и “перепрыгивать” через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;
- все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть утилитарным и оцененным;
- если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму [2].
Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно условно разделить на несколько групп:
- игры на развитие тактильного восприятия,
- игры с водой и песком,
- фольклорные пальчиковые игры,
- упражнение с предметами,
- игры на выкладывание,
- игры на нанизывание,
- игры с конструкторами и т.д. [4].
Пальчиковые игры обогащают занятия эмоционально, их можно использовать при переходе от одного вида деятельности к другому. Занятия мелкой моторикой оказывают благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогают ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.
Пальчиковые игры – интересное и увлекательное занятие и для детей, и для взрослых. В них могут играть со своими детьми родители, их же могут применять в работе воспитатели ДОУ. Пальчиковые игры можно использовать в любое время, как в режимных моментах, так и при непосредственной образовательной деятельности. Но взрослым не следует забывать некоторые правила:
- Прежде чем разучивать новую пальчиковую игру с детьми, попробуйте поиграть самостоятельно, добейтесь четких движений руки и пальцев.
- Перед каждой игрой настройте детей, найдите способ их заинтересовать.
- Начинать пальчиковые игры желательно с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки, мячики.
- При разучивании новой игры все движения пальцев и рук выполняются показывающим взрослым и ребенком медленно. Если ребенок не может самостоятельно выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним.
- Следует добиваться, чтобы дети выполняли движения кистями и пальцами с оптимальной амплитудой, и нагрузкой. От вялых и небрежных движений пользы не будет.
- Пальчиковые игры следует проводить систематически, ежедневно. Чтобы приобретенные навыки закреплялись, следует повторять хорошо знакомые, полюбившиеся детям игры и одновременно разучивать новые.
- Необходимо применять различные пальчиковые игры, используя сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, изолированные движения каждого из пальцев. Повторяйте игры, как для правой, так и для левой руки.
- Продолжительность пальчиковых игр зависит от возраста детей. Для младшего дошкольного возраста (до 3-4 лет) рекомендуемое время – от 3 до 5 минут, для среднего и старшего дошкольного возраста (4-7 лет) - 10-15 минут в день.
- Воспитателям ДОУ следует разучивать с детьми новые пальчиковые игры планомерно [3].
Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста при тесном взаимодействии с родителями, а также слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, осознавая всю важность пальчиковых игр и упражнений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. [Текст] / И. А. Ермакова. – СПб: Издательский дом «Литера», 2016. – 284 с.
- Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. [Текст] / Е. А. Лобанова. – М.: Николаевский печатный дом, 2015. – 165 с.
- Малюкова И. Д. Игровой самомассаж как средство подготовки руки к письму // Дошкольное воспитание. – 2018. – №2. – С. 34-38.
- Пименова Е. П. Пальчиковые игры. [Текст] / Е. П. Пименова – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. – 228 с.
- Тимофеева И. А., Сиднева М. Ю. О подготовке руки к письму. // Дошкольное воспитание. – 2017. – №3. – С. 23-27.
Zeberova Оlga B.,
Educator, GBDOU «Kindergarten No. 5 of the combined type» Krasnoselsky district (St. Petersburg, Russia)
FINGER GAMES AS A MEANS OF DEVELOPING FINE MOTOR SKILLS OF PRESCHOOL CHILDREN
Abstract: finger games are one of the variants of educational games for the development of fine motor skills in children. This is a wonderful way to form a child's oral speech and fine motor skills of the hands, a great opportunity in an interesting way to instill cultural and hygienic skills, adjust the emotional state, as well as an exciting way to spend time usefully.
Keywords: preschool pedagogy, younger preschool age, development of fine motor skills, finger games, game methods.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья в научном издании
В современном социуме практически все дети дошкольного возраста идут в школу читающими. Но не редко возникает проблема – ребенок, прочитав не может понять содержание прочитанного ответить на воп...
"Игры разные нужны", статья для научно - методического журнала "Дошкольное воспитание" (№6 2012)
В условиях современной цивилизации в связи с резким снижением двигательной активности детей возрастает роль систематических занятий физическими упражнениями, подвижными играми....
Статья в борник "Образование, наука, карьера"
"Применение электронно - образовательных ресурсов в образовательном процессе"...
Статья для научного сборника VII региональной научно-практической конференции ФГАООУ ВПО СВФУ ИМ. М.К.АММОСОВА ТИ(ф) в г.Нерюнгри
Статья для научного сборника VII региональной научно-практической конференции "Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса". ФГАООУ ВПО СВФУ ИМ. М.К.АММОСОВА ...
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность. Вестник научных конференций Наука и образование в XXI веке По материалам международной научно-практической конференции 29 января 2021 г. часть 3
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность...
Статья "Математика - это целая наука!"
Математика – царица всех наук, Только не дается все без мук. Если хочешь ты на свете умным быть, Непременно нужно математику учить....