Статья для научной конференции для детей с ОВЗ
статья по логопедии на тему
в статье рассказывается, как нетрадичионными техниками рисования раскрепостить детей с общим недоразвитием речи. как убрать зациклинность на дефекте и раскрыть одаренного ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_konferentsii.docx | 25.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Заявка
Фамилия, имя, отчество участника | Гурова Светлана Сергеевна |
Название секции | СЕКЦИЯ 3. Проблема организации специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях. |
Название статьи | НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ, КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО ДЕФЕКТА У ДЕТЕЙ С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ |
Место работы | МБДОУ №18 д/с «Ягодка» г.Калуги |
Должность, звание | Младший воспитатель |
Телефон, факс | 8-900-572-81-75 |
lana_gurova@inbox.ru | |
Адрес (с индексом) | г. Калуга ул.Куровская д.3вк44 249850 |
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ, КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ ДЕФЕКТОВ У ДЕТЕЙ С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Гурова Светлана Сергеевна
студентка 3 курса «КГУ им. К,Э. Циолковского» г. Калуга
Аннотация: статья посвящена коррекции речевых дефектов у детей с недоразвитием речи в дошкольном возрасте.
В статье рассматриваются вопросы коррекционного подхода к детям с недоразвитием речи через нетрадиционные техники рисования.
Ключевые слова: нетрадиционные техники рисования, дети дошкольного возраста, недоразвитие речи, дефекты речи, коррекция.
Почему дети рисуют? Над этим вопросом задумывались многие учёные. Специалисты психофизиологии полагают, что рисунки детей являются отражением различных возрастных этапов их развития: двигательного, зрительного, пространственного. Рисование, включающее аппликацию, лепку, нетрадиционные техники рисования, является интереснейшим детским родом деятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте. Дети, рисуя, творчески развиваются. К началу школьного возраста ребёнок уже представляет собой личность. Он начинает понимать, что его поступки оцениваются другими людьми. У детей дошкольного возраста в этот период начинают формироваться восприятие, мышление, воображение. В этом возрасте дети более восприимчивы и пластичны. Их психические качества, которые только начинают формироваться, можно развивать как нужно и должно. Труднее перестраивать уже сложившиеся качества и творческие задатки. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных методик и техник помогает у детей развивать мелкую моторику рук, глазомер, пространственную ориентацию, зрительное восприятие, внимание и мышление. Нетрадиционное рисование доставляет пятилетним и шестилетним детям необыкновенную радость, если оно построено с учётом возраста детей и специфики деятельности. Дошкольники с удовольствием и интересом берутся за различные художественные материалы, неоднократно повторяют одни и те же действия, получая необыкновенное удовлетворение от самого процесса рисования.
Одной из особенностей нетрадиционного рисования является отсутствие запретов. Здесь нет слова «нельзя»: можно рисовать как хочешь и чем хочешь, можно даже придумывать свои необычные техники рисования. Что дети с удовольствием и делают. Ребята любят рисовать пальчиками, ладошками, сделать кляксу и, пофантазировав, дорисовать её. А ещё детям очень нравится рисовать пёрышками: перья разного размера обмакиваются в гуашь, а потом проводят ими по листу. Чтобы получить изображение различного цвета и размера, пёрышки меняются.
В более поздние сроки добавляются всё новые более сложные техники рисования: кляксами, нитками, пробочками, напылением и др. Эти необычные материалы и техники дают детям необыкновенные положительные эмоции. А по ним можно понять настроение ребёнка, что происходит у него на душе сейчас, что его радует, а что огорчает.
Каждый возрастной этап привносит что-то новое в речевое развитие людей. Наиболее важные ступеньки в овладении речью приходятся на дошкольный и начальный школьный возраст. Хорошая речь для ребёнка имеет важнейшее значение в школе – это залог его успеха в обучении. Ясность и понятность речи – это доступность её для людей, к которым она обращена. Здесь важную роль имеет хорошая дикция, чёткое проговаривание звуков, интонация. У младших школьников очень часто встречаются дефекты речи, а нетрадиционное рисование помогает преодолевать эти барьеры у детей. Такое рисование стимулирует деятельность мозга, увеличивает словарный запас, развивает координацию движений пальцев рук, способствуют хорошему настроению, приучает руку будущего первоклассника к точным целенаправленным движениям, развивает концентрацию внимания. Есть мнение нейрофизиологов, что детское рисование способствует согласованности взаимодействия между полушариями. А для психологов важнее связь рисования с речью и мышлением. Рисование позволяет детям в образной форме выразить то, что они переживают, а словарный запас не позволяет этого сделать. Выдающийся психолог Л.С. Выготский назвал детское рисование «графической речью». Дети постепенно овладевают речью, но происходит это у каждого по-разному. Нарушения речи у детей сказываются на формировании таких сфер как интеллектуальная, волевая, сенсорная. А если ребёнок обладает всеми предпосылками для овладения мыслительными операциями анализа, синтеза, классификации, сравнения, но отстаёт в словесно-логическом мышлении. Такой ребёнок с трудом овладевает этими мыслительными операциями. У детей с нарушением речи снижена вербальная память. Им трудно что-либо запомнить. Эти дети общаются с большим трудом, и у них возникают трудности в детском саду и школе. Приходя в школу, такие школьники отстают в учёбе. Ещё в раннем детстве они поздно начинают говорить, речь малопонятная и неоформленная, скудный словарный запас, слабы физически, быстро утомляются, недостаточно развиты мышцы рук и ног. Успевать осваивать школьную программу такие дети будут с большим трудом. Нетрадиционное рисование этим детям пойдёт на пользу. Часто ребёнок с нарушением речи рисует отдельные части в рисунке в зеркальном отражении, не видит мелких деталей у рисуемых предметов, отсутствует правильный нажим при рисовании карандашом или кистью. У детей с нарушениями речи и координации движений часто наблюдается дрожание рук. Важна индивидуальная работа с каждым таким ребёнком. Нужно долго и упорно формировать технику рисования. Этого не происходит или происходит в меньшей степени при нетрадиционном рисовании. Здесь происходит стимулирование различных познавательных процессов, мелких мышц рук, речи, обогащается словарь детей. Дети любят рисовать, а в нетрадиционном стиле в особенности. Они с удовольствием готовят рабочее место: раскладывают различные приспособления, разводят и смешивают краски, мнут бумагу и т.д. А само проведение творческой художественной деятельности в нетрадиционном стиле решает многие психологические проблемы таких детей: снимает детские страхи, даёт уверенность в себе и своих силах, развивает пространственное мышление, раскрепощает и вселяет творческий поиск и фантазию, быстрее идёт развитие мелкой моторики рук. Всё это помогает детям освободиться от тревог и конфликтности, переживаний, зажатости, быть самим собой. В рисовании дети выражают своё отношение к окружающей действительности, своё видение окружающего мира. Во время этого действа у них происходит порыв души, полёт фантазии, наполненность положительными эмоциями, глаза светятся, улыбка во всё лицо, руки летают вдохновенно.
В рисовании важно совместить коррекцию детских нарушений с развитием умения рисовать. А это возможно и отлично получается только в нетрадиционном рисовании.
Проблеме развития и изучения различных техник нетрадиционного рисования посвятили свои труды такие учёные: Н.В. Степанова, О.В. Недорезова, В.Н. Волчкова, Р.Г. Казакова и многие другие. Интерес к этой проблеме в настоящее время не угас, а, наоборот, появляется много новых техник. Их изобретают творчески работающие воспитатели детских садов и учителя начальных классов и изобразительного искусства.
Развитие детей с речевыми нарушениями путём различных техник нетрадиционного рисования позволяет в короткие сроки исправить многие детские отклонения и нарушения: и в физическом плане, и в психологическом, и психическом, да и в речевом развитии.
Сейчас есть множество техник нетрадиционного рисования. Каждая из них как спектакль или игра. Они работают на детей и для их быстрого развития. А это необходимо детям с различными нарушениями координации движений и недоразвитием речи. Дошкольники, приходя в школу, быстрее адаптируются в незнакомой среде, находят контакт с одноклассниками, привыкают к новой для них деятельности.
Список литературы:
1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. [ Текст] – М.: Просвещение, 1991.
2. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельно-
сти. – М.: Академия, 2000.
3. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. – М.: Мнемовина, 1995.
4. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования // Дошкольное вос-
питание. – № 3. – 1991.
5. Комарова Т. С. Что такое изобразительное творчество ребёнка? // До-
школьное воспитание.[ Текст] – № 1. – 1991.
6. Левин С. Ваш ребёнок рисует // Советский художник. – 1979.
7. Лыкова И. Цветные ладошки.[Текст] – М.: Карапуз, 2009
8. Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания. –
М.: Педагогика, 2006.
9. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей 3–7 лет.[Текст] – М.: Мозаика-синтез, 2002.
10. Филичева Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи. – М.: Просвещение,
1999.
11.www.maam.ru
14.http://www.pedrazvitie.ru
15.www.ped-kopilka.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для Х Всероссийской научно-практической научной конференции:"Особенности развития детей в двуязычной семье"
Детское двуязычие в настоящее время охватывает почти половину детей в нашей стране. Это позволяет прийти к выводу о необходимости активизации обучения русскому языку как неродному, а основному, начина...
Статья для научного сборника VII региональной научно-практической конференции ФГАООУ ВПО СВФУ ИМ. М.К.АММОСОВА ТИ(ф) в г.Нерюнгри
Статья для научного сборника VII региональной научно-практической конференции "Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса". ФГАООУ ВПО СВФУ ИМ. М.К.АММОСОВА ...
«Активизация речевого общения старших дошкольников в процессе познавательной деятельности «Вестник научных конференций. 2019. № 10-2(50). Актуальные вопросы образования и науки: по материалам международной научно-практической конференции 31 октября 2019
quot;Активизация речевого общения старших дошкольников в процессе познавательной деятельности" Вестник научных конференций 2019. № 10-2(50). Актуальные вопросы образования и науки: по материалам...
«О технологии коллекционирования как эффективной форме взаимодействия с родителями» Вестник научных конференций. 2019. № 11-2(51). Наука и образование в XXI веке: по материалам международной научно-практической конференции 29 ноября 2019 г. Часть 2. 124 с
laquo;О технологии коллекционирования как эффективной форме взаимодействия с родителями» Вестник научных конференций. 2019. № 11-2(51). Наука и образование в XXI веке: по материалам международн...
«Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством моделирования игровых ситуаций» Вестник научных конференций. 2020. № 2-2(54). Современное общество, образование и наука: по материалам международной научно-практической конференции
laquo;Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством моделирования игровых ситуаций»Вестник научных конференций. 2020. № 2-2(54). Современное общество, образование и наука:...
«Использование инновационных технологий в процессе экологического воспитания дошкольников» Вестник научных конференций. 2020. № 11-5(63). Наука, образование, общество: по материалам международной научно-практической конференции 30 ноября 2020 г. Часть 5.
laquo;Использование инновационных технологий в процессе экологического воспитания дошкольников» Вестник научных конференций. 2020. № 11-5(63). Наука, образование, общество: по материалам междун...
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность. Вестник научных конференций Наука и образование в XXI веке По материалам международной научно-практической конференции 29 января 2021 г. часть 3
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность...