Статья для научного сборника VII региональной научно-практической конференции ФГАООУ ВПО СВФУ ИМ. М.К.АММОСОВА ТИ(ф) в г.Нерюнгри
статья
Статья для научного сборника VII региональной научно-практической конференции "Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса". ФГАООУ ВПО СВФУ ИМ. М.К.АММОСОВА ТИ(ф) в г.Нерюнгри 2017г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья для научного сборника VII региональной научно-практической конференции | 20.78 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОСРЕДСТВАМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Качева Е.С., воспитатель
МДОУ Црр-д/с № 57 «Одуванчик» г. Нерюнгри
Одной из актуальных проблем современной педагогики является развитие познавательных способностей дошкольников. Познавательная активность развивает интерес, любознательность, расширяет кругозор детей дошкольного возраста.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»: познавательное развитие предполагает «развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания» [1].
В работах многих отечественных и зарубежных педагогов, психологов говорится об исследовательской деятельности, как способе познания ребенком окружающего мира. Исследования Н.Н. Поддьякова доказывают, что причины интеллектуальной пассивности детей лежат в ограничении интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка [3].
Одним из эффективных методов работы по развитию познавательных способностей является исследовательская деятельность. А.И. Савенков справедливо отмечает, что «знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех, что получены репродуктивным путем» [2].
Исследовательский метод обучения следует рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. Его основные составляющие – выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения.
Следует помнить, что подходить к исследовательской деятельности следует творчески. Учите детей действовать самостоятельно, избегайте прямых инструкций, поддерживайте инициативность детей, давайте возможность детям самим делать то, что им под силу. Видя определенные результаты работы, не спешите давать им оценку, в ходе исследования, помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний.
Учебное исследование дошкольника включает в себя следующие основные этапы:
- выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
- выработка гипотез, предположений;
- поиск и предложений возможных вариантов решения;
- сбор материала;
- обобщение полученных данных;
- подготовка материалов исследования к защите (сообщение, доклад, макет и др.);
- защита.
Для знакомства детей с методикой проведения учебных исследований понадобится 2-3 фронтальных тренировочных занятия с группой. Как только педагог почувствовал, что дети освоили схему деятельности, можно перейти к другому варианту организации -самостоятельные учебные исследования.
Использование исследовательской деятельности в развитии познавательных способностей возможно как в форме специальных занятий, так и как естественное продолжение обычной для детского сада деятельности.
Выбирая темы для исследовательской работы, можно условно объединить их в три основные группы:
- фантастические - темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений.
- эмпирические - темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.
- теоретические - темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках.
Исследовательская деятельность на прямую способствует развитию познавательной деятельности дошкольников, которая, в свою очередь, является одной из важнейших задач современного образования.
Поэтому стоит отметить, что данная технология, дает большой простор для развития творческого, критического мышления, речи ребенка, расширяет кругозор [2].
Таким образом, исследовательский метод обучения следует рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения.
Учитывая возраст воспитанников (4-5 лет), было предложено адаптировать методику исследований для детей среднего дошкольного возраста. Работа ведется в подгруппах 5-7 человек. Для исследования предлагается 2-3 карточки с темами, тематика подбираются с учетом актуальности в данный период (лексическая тема недели, сезонность). На следующем этапе – сбор материала, дети составляют план своего исследования, опираясь на карточки-подсказки с методами исследования. Стоит отметить, что на первых занятиях педагог сам называет их обозначение. Исходя из возрастных особенностей воспитанников, используются только самые доступные методы. Всю собранную информацию дети фиксируют с помощью символов на небольших листочках, здесь педагог помогает коротко обозначить запись.
«Подумать самостоятельно»
Детям предлагается подумать и вспомнить, что они знают об этом предмете.
«Спросить у другого человека»
Первое время особенно фиксируется внимание детей на том, что в результате расспросов других людей можно узнать что-то совсем новое, неизвестное раньше.
«Узнать из книг»
Заранее подбирается необходимая литература. Можно посмотреть иллюстрации. Для проведения учебных исследований это прекрасный источник. Взрослый читает нужный текст вслух детям «исследователям». И помогает так же с помощью символов зафиксировать новые идеи.
Теперь собранные сведения надо проанализировать и обобщить. Заранее обговаривается, кто из группы будет делать доклад. Раскладываем листочки с записями так, чтобы всем детям было хорошо видно. И начинаем смотреть, что нового, интересного мы узнали, и продумывать, что мы можем рассказать по результатам проведенного исследования. На первых занятиях, естественно, активно помогаем исследователям, обобщать полученные разрозненные данные. Для ребенка это очень сложная задача.
Когда все собранные данные обобщенны, игру надо продолжить. Надеваем на докладчика академический головной убор, чтобы усилить значимость момента и сделать игровую ситуацию более концентрированной. Ребенок дает сообщение.
Исследовательский метод - путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. Его основные составляющие – выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения. Центр тяжести в обучении при применении исследовательского метода переносится на факты действительности и их анализ. При этом слово взрослого, безраздельно господствующее в традиционном обучении, отодвигается на второй план.
Список литературы:
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/29614.html
- Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. - Самара, 2004.
- Поддьяков А.Н. Исследовательская активность ребенка. - Детский сад от А до Я. 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья Гринбаум Е.Е. в сборнике материалов международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Детство. Образование. Социум.» Тема: Воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста посредством игр-драматизаций
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГР-ДРАМАТИЗАЦИЙЕлена Гринбаумг. Москва В современной системе дошкольного образования России происходят существенны...
Участие в международных научно-практических и всероссийских научно-практических конференциях.
Участие в международных научно-практических и всероссийских научно-практических конференциях...
Статья в сборнике международной образовательной научно-практической конференции "НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА СЕГОДНЯ: ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ"
Преемственность между дошкольным и начальным образованием в условиях введения ФГОС в ДО...
Статья в сборнике материалов региональной научно – практической конференции «Инновации в дошкольном образовании»
laquo;Социально- педагогическое взаимодействие с семьей посредством реализации проекта «Дари добро»...
Сборник материалов региональной научно-практической конференции «Современная школа» и «Успех каждого ребенка» — диалог в новом формате. г. Тара, 2021г.
В сборнике представлены статьи педагогов детского сада- «Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада. Проект «Одаренные дети...
Сборник аннотаций IV Региональной научно - практической конференции для школьников и дошкольников "Юный Менделеевиц"
27 апреля 2020 года Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева (филиал) Тюменского государственного университета проводил IV Региональную научно-практическую конференцию школьников и ...