Развитие цветовосприяти дошкольников посредством дидактических игр.
статья
Развитие цветовосприяти дошкольников посредством дидактических игр.
«Вся природа открывается чувству зрения посредством цвета». И. В. Гете.
На сегодняшний день актуально стоит проблема цветовосприятия у детей дошкольного возраста.
Цвет - это одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети. Вспомните, дети часто развлекаются, прикладывая к глазам цветные стёклышки: синее – мир становится серьезным, строгим, печальным; желтое – все кажется праздничным, даже если день пасмурный. Несерьезное, бессмысленное занятие? Нет!
Цвет – это яркая сторона детства. Дети любят цвет, реагируют на него, увлекаются и играют с ним. Знакомство с цветом помогает им полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Сначала дети оперируют ограниченной палитрой, которая расширяется, по мере того как они взрослеют. Путь знакомства детей с цветом – это путь непосредственного восприятия цвета в связи с окружающим миром, в единстве с обозначающим его словом.
Задача педагога – помочь ребенку открыть для себя многоцветие мира, получить радость от этого открытия и осознать свои возможности в воплощении своего видения. Поскольку дидактическая игра является для дошкольника наиболее подходящей формой обучения цвету, я разработала и систематизировала дидактические игры по развитию цветовосприятия детей дошкольного возраста.
Целью этих игр является формирование у детей представлений об окружающем нас разноцветном мире, знакомство детей с понятием «цвет», определением основных и дополнительных «цветов», оттенков цвета методом наложения и приложения, выбора по образцу, выделению нужного цвета из множества других, обучению детей названием «цветов»; знакомство с понятиями « такой же»; «не такой»; «одинаковый»; «разный», формирование умений анализировать цвет предмета, дифференцировать и сравнивать предметы по цвету.
В работе по развитию восприятия цвета я использую как традиционные дидактические игры и пособия, такие как пирамидки, вкладыши, конструкторы, разноцветные мячики, игры с песком и водой, формочки, мозаики, блоки Дьееша, палочки Кюизенера и т.д., так и самостоятельно изготовленные из разных материалов и бросового материала. Различные игры по цветовосприятию используются в организованной образовательной деятельности, в самостоятельно игровой и досуговой деятельности, в индивидуальной работе, в проектной деятельности. Все дидактические игры разделены по этапам формирования восприятия цвета младших дошкольников:
- Игры на накопление сенсорного опыта, развитие предметно – манипулятивной деятельности («цветные дорожки и домики», «Цветные шарики»)
- Игры на нахождение идентичного предмета по цвету («Мышки», «Спрячь зайчика», «Разноцветные колечки», «Цветные коврики», «Собери по цвету шарики», «Собери бусы по цвету», «Вставь цветные грибочки в отверстие», «Цветные клубочки», «Помоги куклам найти свои игрушки», «Сделаем куклам бусы», «Подбери пару»)
- Игры на соотнесение цвета предмета с эталонами цвета, словесное обозначение цвета («Разноцветные стаканчики», Аквариум», «Разноцветные паровозики», Бусы для матрёшки», «Подари куклам платочки», Подари куклам шарфики», «Подари куклам бантики»)
- Игры на выбор предмета по цвету по словесной инструкции взрослого.
- Игры на обобщение классификацию предметов по признаку цвета.
Систематическая, последовательная работа с детьми по сенсорному развитию, в частности цветовосприятия на основе дидактических игр способствует не только развитию зрительного и цветового восприятия, но и формирует познавательный интерес, что в значимой мере способствует эффективной работе с ребенком в других направлениях. Чем старше становятся дети, тем сложнее и более разнообразными становятся дидактические игры.
- Игры для закрепления знаний о получении производных цветов и называния их, можно проводить художественно – дидактические игры («Разноцветный дождь», «Помоги украсить хвост павлину», «Палитры потерялись»)
- Черно -белая красота (ахроматические цвета). Знакомство с ахроматическими цветами: черный – серый -белый и различие цветов по насыщенности.
- В ходе художественно – дидактических игр («Отгадай цвет», «Помоги кроликам встать по порядку», «Фокусник»)
- Эксперимента («Превращение»)
- Знаний по рисованию («Что бывает серое», «Ворона и воробей»), дети систематизировали знания об ахроматических цветах, учились получать и называть различные по тону ахроматические цвета.
Правильно организованные и подобранные дидактические игры по цветовосприятию позволяют целенаправленно и ускоренно формировать восприятие цвета, помогают обнаружить пробелы и устранить пробелы в восприятии ребенка; позволяют в доступной и интересной форме развивать ведущий познавательный процесс дошкольного возраста. Используя знания, как эталоны, как средство познания предметов, дети начинают лучше и быстрее, осознаннее и точнее ориентироваться в окружающем мире: вся их деятельность становится совершеннее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsvetovospriyatie_sdelano.docx | 15.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие цветовосприяти дошкольников посредством дидактических игр.
«Вся природа открывается чувству зрения посредством цвета». И. В. Гете.
На сегодняшний день актуально стоит проблема цветовосприятия у детей дошкольного возраста.
Цвет - это одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети. Вспомните, дети часто развлекаются, прикладывая к глазам цветные стёклышки: синее – мир становится серьезным, строгим, печальным; желтое – все кажется праздничным, даже если день пасмурный. Несерьезное, бессмысленное занятие? Нет!
Цвет – это яркая сторона детства. Дети любят цвет, реагируют на него, увлекаются и играют с ним. Знакомство с цветом помогает им полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Сначала дети оперируют ограниченной палитрой, которая расширяется, по мере того как они взрослеют. Путь знакомства детей с цветом – это путь непосредственного восприятия цвета в связи с окружающим миром, в единстве с обозначающим его словом.
Задача педагога – помочь ребенку открыть для себя многоцветие мира, получить радость от этого открытия и осознать свои возможности в воплощении своего видения. Поскольку дидактическая игра является для дошкольника наиболее подходящей формой обучения цвету, я разработала и систематизировала дидактические игры по развитию цветовосприятия детей дошкольного возраста.
Целью этих игр является формирование у детей представлений об окружающем нас разноцветном мире, знакомство детей с понятием «цвет», определением основных и дополнительных «цветов», оттенков цвета методом наложения и приложения, выбора по образцу, выделению нужного цвета из множества других, обучению детей названием «цветов»; знакомство с понятиями « такой же»; «не такой»; «одинаковый»; «разный», формирование умений анализировать цвет предмета, дифференцировать и сравнивать предметы по цвету.
В работе по развитию восприятия цвета я использую как традиционные дидактические игры и пособия, такие как пирамидки, вкладыши, конструкторы, разноцветные мячики, игры с песком и водой, формочки, мозаики, блоки Дьееша, палочки Кюизенера и т.д., так и самостоятельно изготовленные из разных материалов и бросового материала. Различные игры по цветовосприятию используются в организованной образовательной деятельности, в самостоятельно игровой и досуговой деятельности, в индивидуальной работе, в проектной деятельности. Все дидактические игры разделены по этапам формирования восприятия цвета младших дошкольников:
- Игры на накопление сенсорного опыта, развитие предметно – манипулятивной деятельности («цветные дорожки и домики», «Цветные шарики»)
- Игры на нахождение идентичного предмета по цвету («Мышки», «Спрячь зайчика», «Разноцветные колечки», «Цветные коврики», «Собери по цвету шарики», «Собери бусы по цвету», «Вставь цветные грибочки в отверстие», «Цветные клубочки», «Помоги куклам найти свои игрушки», «Сделаем куклам бусы», «Подбери пару»)
- Игры на соотнесение цвета предмета с эталонами цвета, словесное обозначение цвета («Разноцветные стаканчики», Аквариум», «Разноцветные паровозики», Бусы для матрёшки», «Подари куклам платочки», Подари куклам шарфики», «Подари куклам бантики»)
- Игры на выбор предмета по цвету по словесной инструкции взрослого.
- Игры на обобщение классификацию предметов по признаку цвета.
Систематическая, последовательная работа с детьми по сенсорному развитию, в частности цветовосприятия на основе дидактических игр способствует не только развитию зрительного и цветового восприятия, но и формирует познавательный интерес, что в значимой мере способствует эффективной работе с ребенком в других направлениях. Чем старше становятся дети, тем сложнее и более разнообразными становятся дидактические игры.
- Игры для закрепления знаний о получении производных цветов и называния их, можно проводить художественно – дидактические игры («Разноцветный дождь», «Помоги украсить хвост павлину», «Палитры потерялись»)
- Черно -белая красота (ахроматические цвета). Знакомство с ахроматическими цветами: черный – серый -белый и различие цветов по насыщенности.
- В ходе художественно – дидактических игр («Отгадай цвет», «Помоги кроликам встать по порядку», «Фокусник»)
- Эксперимента («Превращение»)
- Знаний по рисованию («Что бывает серое», «Ворона и воробей»), дети систематизировали знания об ахроматических цветах, учились получать и называть различные по тону ахроматические цвета.
Правильно организованные и подобранные дидактические игры по цветовосприятию позволяют целенаправленно и ускоренно формировать восприятие цвета, помогают обнаружить пробелы и устранить пробелы в восприятии ребенка; позволяют в доступной и интересной форме развивать ведущий познавательный процесс дошкольного возраста. Используя знания, как эталоны, как средство познания предметов, дети начинают лучше и быстрее, осознаннее и точнее ориентироваться в окружающем мире: вся их деятельность становится совершеннее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр
Учебно-методические материалы...
Статья на тему: "Развитие воображения дошкольников посредством дидактических игр".
В каждом ребенке заложена творческая искра. У одних она развита лучше, у других хуже. Творчеству невозможно обучиться, необходима практика в решении тех или иных задач, развитие в той или иной степени...
Развитие воображения дошкольников посредством дидактических игр
В процессе творчества ребенок раскрывается, реализует свои потребности в общении, выражении эмоций, самореализации. Дети не рождаются с развитым воображением, оно осуществляется в ходе онтогенеза чело...
Презентация «Сенсорное развитие младших дошкольников посредством дидактической игры»
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окруж...
Из опыта работы. «Сенсорное развитие младших дошкольников посредством дидактической игры.»
Дети научились сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине. Данная работа способствует развитию мелкой моторики рук, воображению, памяти, сенсорных способностей ...
Индивидуальный план профессионального развития «Развитие интеллекта дошкольников, посредством дидактических игр»
совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства участников образовательного процесса;изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогиче...