Статья "Слово - не воробей!"
статья
Как педагог-психолог я часто консультирую родителей по вопросом взаимодействия и сотрудничества с их детьми. Так созрела моя статья на тему того, как мы взрослые сами не даем своим детям стать самостоятельными и ответственными. Очень рекомендую к прочтению не только родителям,но и педагогам. Полезно будет всем!
Слово - не воробей!
А не замечали ли вы за собой и другими родителями то, как на головы наших чад непрестанно льется знакомая речь: «Не бегай, а то упадешь!», «Не трогай - уронишь!», «Не делай этого - сломаешь!», «Не стучи, не ходи, не мешай, не лезь!» и список подобных фраз очень длинный…
И если прям так задуматься хорошо, то выходит, что детство для многих ребятишек - это страна запретов и ограничений. Мы, родители, обволакиваем и душим наших деток паутиной заботы.
Конечно, многие осознанные мамы скажут на это: «Разве я хочу навредить своему ребенку? Ну кто, если не я, позаботится о нем?». И они правы. Но прав и ребенок, который стремится познать мир на собственном опыте. Но что он получает взамен?! Лишь запреты и деструктивные внушения.
Нередко мы вкладываем в свою речь один смысл, а собеседник трактует наши слова по-своему.
Представьте как это часто бывает между взрослым общением, а тут ребенок!
И что слышит наше чадо: «Опять ты все испортил! За что бы ни взялся - все ломаешь, рвешь, разбиваешь…и вечные синяки и ссадины, еще покалечишь себя на всю жизнь, не дай Бог!» или «Ну ты как всегда! Вечно у тебя ничего не получается! Ой, все! Иди! Я сама!».
А теперь давайте вспомним, насколько тесная эмоциональная связь существует между мамой и ее детьми, и каким непоколебимым авторитетом мы, мамы, для них являемся. Вот отсюда и получается, что повседневные слова превращаются в гипнотизирующие фразы-установки (порою на всю жизнь), формирующие личность ребенка.
Мама - это непререкаемый авторитет, поэтому все сказанное ею подлежит сомнению. И даже если мамочка совсем не стремилась к этому, но вольно-невольно, а чадо свое она программирует на «рукопопость» в будущем, уж простите за словечко данное - зато ярко и понятно сразу!
В таком случае, исходя из данного «метода» воспитания и заботы, родительница (родитель) развивает в своем дитятко совершенно слабовольного и абсолютно неуверенного в себе человека.
Обычно такие фразочки-заклинания произносятся в типичных ситуациях и в бытовой домашней жизни.
Например, сын или дочь захотели помыть посуду, а вы, допустим, разрешили, и - бац, одна чашка разбита прямо в мойке. Что делает мамочка с деструктивным внушением в воспитании? Она выдает: «Ну вот! Ничего доверить нельзя! Ты отлично умеешь одно - бить да ломать! Иди, сама домою, а то сейчас всю посуду перебьешь!».
Или другая похожая ситуация: чаду уже не первый раз доверяют мытье посуды, но он каждый раз что-то бьет. Знаете в чем может быть причина? Просто мама перед мытьем посуды уже кинула фразу ребенку, мол «ты смотри там! Не разбей опять! Или лучше не берись!». И вот дитятко уже в состоянии страха и стресса начинает мыть посуду, но он непременно что-то опять разобьёт - не специально! А потому что от него этого уже «ждут», понимаете?!
И это лишь бытовые примеры, но поверьте, что данный подход повлияет во всех сферах и направлениях жизни ваших деток!
Постоянно падает, постоянно ломает, разбивает нос, рвет одежду, вляпывается в вечные неприятные истории…и так далее и тому подобное. Так вот! Это всё наши родительские установки, заклинания, внушения - уж как ни назови, а смысл понятен.
Безусловно, мы понимаем, что в жизни не обойтись без отрицательных высказываний. Но почему бы их не заменить на положительные или на нейтральные?!
Вместо: «Не ходи! Упадешь!» - «Будь осторожен!» или строгое: «Не шуми!» - на: «Играй потише!».
Такая же ситуация с запретами. Ребенок полез рукой к костру (к огню), например, а вы сразу: «Нельзя трогать огонь рукой!», попробуйте заменить на: «Нельзя рукой (опасно, риск обжечься - это можно объяснить), а вот зато можно палочкой длинной дотянуться до огня!» или еще: «Нельзя сидеть на холодном камне (земле, асфальте) а вот на пенечке можно (или что-то предложить подстелить)!». То есть должна быть альтернатива.
Для всех деток слово «нельзя» - это значит никогда. Представьте, папа скажет своему маленькому сыну: «Нельзя трогать мои инструменты!», но потом пусть папа не удивляется, что уже взрослый сын не в состоянии вкрутить лампочку или забить гвоздь.
И еще! Исключите, пожалуйста, фразы, которые не оставляют ребенку выбора, то есть: «Или ты будешь ходить в этот кружок, или вообще вырастешь неумехой (бестолковым, бесталанным и тому подобное)!» или «Если ты не научишься читать, то значит все будут тебя считать глупым!», ну и напоследок, прям я называю эту фразу коронной «вишенкой» на вершине деструктивного воспитания: «Хорошие детки вот так, как ты, не делают!».
Да, родительство - это труд во всех смыслах 24/7! Да, конечно, мамы и папы очень устают! Но ведь когда-то вы приняли решение родить своего ребенка?! А значит вам надо позаботиться о том, как найти в себе силы, чуткость и безусловную любовь для того, чтобы все наладить…поверьте, что со временем всё войдет в привычку и вы научитесь мудро и логично общаться с дитятком, а вместе с вами и ваше чадо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Рассматривание и сравнение воробья и вороны"
Сравнение воробья и вороны,их характерные признаки и особенности....
План-конспект музыкального занятия во 2-й младшей группе "ГОСТЬ НАШ ВОРОБЕЙ"
Музыкальное занятие во 2-й младшей группе....
Воробьи на кормушке
нтегрированное занятие (художественная, познавательная деятельность)...
Конспект по художественной литературе из блока "Ангарские бусы" ("Лесной воробей и серая мышь")
Чудесные сибирские народные сказки! Из них дети узнают о своем родном прекрасном,величественном, порой суровом крае....
Информационно – исследовательский проект « Воробей »
Содержание:Введение…………………………………………………………………….. 2Паспорт проекта…………………………………………………………….. 3Формы и методы работы с детьми………………………………………… 4Конспекты занятий, игровых упражнений, проведённые с детьми в...
Экология "Воробьи зимой"
конспект НОД для второй младшей группы по экологии "Ворообьи зимой"...
«Воробей» по стихотворению С.Я.Маршака «Где обедал воробей?»
Конспект интегрированного НОД Интеграция образовательной области «Чтение художественной литературы» и образовательной области «Художественное творчество»( лепка из пластилина с исполь...