Информационно – исследовательский проект « Воробей »
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) по теме

Ольховская Валентина Александровна

Содержание:

  1. Введение…………………………………………………………………….. 2
  2. Паспорт проекта…………………………………………………………….. 3
  3. Формы и методы работы с детьми………………………………………… 4
  4. Конспекты занятий, игровых упражнений, проведённые с детьми в ходе реализации проекта………………………………………………………… 5
  5. Литература………………………………………………………………….16

                    В данном проекте « Воробей » представлены занятия, прогулки, беседы, игры для детей младшей группы. Его целью является сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природе.

                    Ведущей формой деятельности для детей младшего возраста является игра. В игре ребёнок естественным образом усваивает различные сложные представления, о явлениях природы и закономерностях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc387 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад комбинированного вида   №  172»

 

Информационно – исследовательский  проект

«  Воробей »

Младшая группа

2013 г.

        Проект подготовила и провела

Воспитатель младшей группы

Ольховская

Валентина Александровна

                       

Содержание:

  1. Введение…………………………………………………………………….. 2
  2. Паспорт проекта…………………………………………………………….. 3
  3. Формы и методы работы с детьми………………………………………… 4
  4. Конспекты занятий, игровых упражнений, проведённые с детьми в ходе реализации проекта………………………………………………………… 5
  5. Литература………………………………………………………………….16

 

Введение

                   Одним из направлений экологического воспитания и обучения является ознакомление детей с окружающей средой. У малышей формируются способности сосредотачивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей деятельности, умение сравнивать, выделять в предметах определённые свойства.

                   Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

                    В данном проекте « Воробей » представлены занятия, прогулки, беседы, игры для детей младшей группы. Его целью является сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природе.

                    Ведущей формой деятельности для детей младшего возраста является игра. В игре ребёнок естественным образом усваивает различные сложные представления, о явлениях природы и закономерностях.

Паспорт проекта

  1. Название проекта: « Воробей »
  2. Тип проекта: информационно – исследовательский, краткосрочный.
  3. Время реализации проекта: 25.02.2013.
  4. Руководитель: Ольховская Валентина Александровна
  5. Состав проектной группы: воспитатель – Ольховская В.А., воспитанники младшей группы.
  6. Цель проекта: расширить и уточнить знания детей о воробье, как о птице.
  7. Задачи проекта:

  1. Развивающие

- развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы;

- развивать творческое воображение, умение фантазировать;

- развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;

- способствовать развитию познавательных интересов;

- приобщать к действенному отношению к природе.

  1. Образовательные

- расширить знания о живой  природе

- учить быстро, находить правильный ответ на поставленный вопрос;

- учить решать проблемные задачи;

-закрепить представление об условиях для роста и развития всех живых                          организмов на земле;

  1. Воспитательные

- учить способам самостоятельного познания;

- продолжать воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

  1. Актуальность:                                                                                  

поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

        

Формы и методы работы,

приемы исследования в рамках реализации проекта.

Формы работы с детьми:

        

Конспекты занятий, игровых упражнений проводимых  с детьми,

в ходе реализации проекта

Беседа:  Знакомство с птицей – воробей.

Задачи: 

Закрепить и уточнить представление детей о воробье.

Рассмотреть внешний вид, познакомить детей с образом жизни воробья.

Материал:

Иллюстрации с изображением воробья.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами на прогулке. Рассматривание иллюстраций, чтение рассказов о птицах, загадывание загадок о воробьях.

Словарь:

 Стайка, крылья, клюв, ножки, хвостик, летает, прыгает, сидит нахохлившись.

Ход беседы:

       Ребята, я хочу вам показать иллюстрацию птицы. Как вы думаете, что это за птица?

Ответы детей: воробей.

Верно, послушайте про него стихотворение:

   Воробей по лужице

      Прыгает и кружится,

             Перышки взъерошил он,

    Хвостик распушил.

Порода хорошая

Чил – чив – чив !

                                            А. Барто.

        Ребята давайте рассмотрим воробья – это маленькая, очень подвижная птичка с круглой головой, короткой шеей, толстым яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв у него тонкий, твердый, к концу заостренный: короткие, но сильные ножки, хвостик он держит поднятым вверх.

         А как вы думаете,  что согревает птичку в холодную погоду?

Ответы детей: перышки.

         Правильно тело птиц покрыто перьями, которые защищают птиц от неблагоприятных условий ( холода, дождя, жары ). В холодную погоду сидят воробьи, прижавшись, друг  к другу, нахохлившись. Воробьи селятся стайками.

          Нужно отметить, что воробьи чистоплотные, охотно купаются в лужах, песке, пыли.

           Воробей умеет летать, а как он передвигается по земле? Ответ вам подскажет загадка.

          Птичка – невеличка

Ножки имеет,

         А ходить не умеет.

                Хочет сделать шажок –

            Получается прыжок.

                                                                 ( воробей )

            Правильно это воробей, а по земле он передвигается прыжками, очень, очень быстро, клюют корм. Пищу, они находят во дворах, на свалках, кормушках.

             Где же они зимуют?

Ответы детей: на улице.

Правильно, а также в щелях стен, под крышей домов, в заброшенных гнездах.


        

« Птичка – невеличка »

Цель: развивать интерес и любовь детей к природе, формировать реалистическое представление о птицах.

Задачи:

Образовательные:   расширять знания детей об особенностях внешнего вида воробьёв, приспособленности к среде обитания.

Развивающие:   обогащение словарного запаса, творческое воображение, умение наносить штрихи на контур рисунка.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к птицам, доброте.

Оборудование: иллюстрация воробья, контурный рисунок для каждого ребенка, цветные карандаши.

Ход занятия.

           Сегодня мы будем говорить о птице, которая встречается нам каждый день на улице.

- А сможете ли вы отгадать, о какой птице эта загадка?

Озорной мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

                 Крохи собирает.     (воробей).

             Воробей -  распространённая птица нашего города, деревень и сел. Он небольшого размера. Приносит пользу воробей, поедая вредных насекомых в летнее время года. Обратите внимание ребята тело птиц покрыто перьями – они защищают птиц от холода и жары.

Пальчиковая игра   « Полет птиц »

             Руки скрещены в запястьях, пальцы – крылья – расслаблены, лежат на предплечьях – птица отдыхает. Вот она пошевелила одним крылом, другим. Взлетает. Взмахи рук – крыльев – легкие, плавные, идут волной от основания ладоней до кончиков пальцев.

(Рассматривание изображения воробья и перенос цветовой гаммы на контур рисунка.)

- Как выглядит воробей? Расскажите. (Рассказы детей).

- Посмотрите на картинку. Окраска оперения воробья буровато-коричневатая сверху и светлая на брюшке. Спинка воробья коричневого цвета имеет продольные полоски.                                                                     Раскрасим на контуре рисунка спинку воробья, нанесём продольные полоски.  

Каким цветом нам нужен карандаш?

Ответы детей:  коричневый.

-  На голове около глаз имеются полоски коричневого цвета. Осторожно нанесем несколько полосок около глаз птицы коричневым цветом.                                                Окраска клюва и лапок – темная. Голова и надхвостье у птицы бурые, по бокам головы проходят светло – коричневые полосы. Раскрасим на нашем рисунке хвостик воробью (Приложение 1).  На щеках оперение сероватого оттенка.

                      Посмотрите какие красивые у нас получились птички.

-  Ребята, воробья можно назвать смелой птичкой. Он не боится холодной зимы и остается зимовать у нас вместе с птицами,  которые могут клевать хлебные крошки, зернышки и семена. Послушайте стихотворение о воробушке.

Мой приятель воробей.

За что люблю я воробья?

За то, что он

Такой,

Как я,

Когда приходят холода –

Не улетает

Никуда                    В.Левин.

- Чтобы воробушкам не замерзнуть, им надо постоянно кушать (страшен не холод, а голод)- надо не забывать и подкармливать птиц. Выходя на прогулку возьмем корм и к нам прилетят не только воробушки но и синички, голуби, снегири. А спасибо они скажут веселым чириканьем.

Игра  «  Птички – невелички »

Дети имитируют действия.

Птичка, птичка,

   Вот тебе водичка,

 Вот тебе крошки

   На моей ладошке.

Прогулка

Цель: наблюдение за воробьями. Насыпать корм в кормушку. Формировать желание подкармливать птиц весной. Расширять представления детей о весне.

Материалы: кормушка на улице, корм для птиц.

Ход прогулки.

               Ребята, надо как можно тише выйдем на наш участок и понаблюдаем, что здесь происходит?

Ответы детей: воробышки прилетели.

               Стайка воробьев усыпала весь куст. Птички звонко чирикают, перелетают с ветки на ветку. Радуются теплу, солнцу, весне. Птичкам тепло, но земля ещё покрыта снегом, нет ни травинок, ни червяков, ни мошек – нечего им есть. Чем можно покормить птиц?  

Ответы детей: Хлебные крошки, зёрнышки.

                Молодцы ребята, аккуратно насыпаем в кормушку корм. Я предлагаю вам посмотреть, какие птички прилетят сегодня на кормушку. У нас есть возможность постоять и понаблюдать, какие птички прилетят на кормушку.

Ответы детей: маленькие, воробьи, синички.

              Какая вам птичка понравилась больше всего?

Ответы детей: синичка – она красивая, воробей – очень подвижный.

Послушайте дети прибаутку.

  Воробышек чи – чи – чи

По камушкам поскачи.

                А что будет, если к кормушке по дереву залезет кошка?

Ответы детей: птички улетят.

Правильно, птички боятся кошки и поэтому быстро улетают.

Дети, я вам предлагаю поиграть в игру « Воробушки и кот » . Проводится игра.

«  Воробушки и кот »

Цель: закрепить знания детей о характерных движениях птиц, учить имитировать их голоса.

Ход игры.

                  Дети -  « воробушки » стоят по краю площадки. Поодаль сидит  « кошка »-  роль,    которой выполняет один из ребят.    «Воробушки полетели », - говорит воспитатель. « Воробушки » спрыгивают с крыши и, расправив крылья (вытянув руки в сторон ), машут ими, бегая врассыпную по участку, подражая птичкам произносят « чик – чирик ». «Кошка»  спит. Но вот анна просыпается, произносит  « мяу – мяу»  и пугает  «воробышков». « Воробушки » разбегаются.

                   Игра повторяется 2 -3 раза.

                

Факультатив по лепке

« Стайка воробьёв »

Задача: продолжать знакомить детей со свойствами пластилина, учить отрывать куски от большого кома и лепить шарики. Развивать умение скатывать ком пластилина между ладонями круговыми движениями ( голова ), яйцевидную форму сплющивая шар ( туловище, крылья ). Продолжать воспитывать доброжелательное отношение к птицам, вызвать сочувствие к ним желание помочь в создании целой стайки.

 

Оборудование: дощечка, салфетка, пластилин, муляж воробья.

Приёмы лепки: отщипывание, скатывание в шарики, сплющивание.

Ход работы.

                 Ребята давайте вспомним, за кем мы наблюдали на прогулке?

Ответы детей: за воробьями.

Посмотрите, кто это к нам в гости залетел? ( показать муляж воробья ).

Послушайте про него загадку:

       

Я весь день ловлю жуков,

                  Ем букашек, червяков.

                  Зимовать не улетаю,

                  Под карнизом обитаю.

                                                         ( воробей )

  Гостей принято встречать, угощать чем – то вкусным. Как вы думаете,  чем нам угостить воробья?

Ответы детей: зерном, крошками, семечками.

Хорошее угощенье, но что – то наш гость загрустил, не клюет наше угощенье. Ребята, он прочирикал мне по секрету, что клевать вкусные зернышки он любит вместе с весёлой компанией, нашему воробышку нужны друзья. Давайте все вместе поможем воробышку обрести друзей.

Я помогу вам поделить большой кусок белого пластилина на части: для головы, туловища. Затем скатываем из среднего куска кругообразными движениями рук –

шар, получилась голова.

         Из большого куска таким же способом делаем шар, затем сплющиваем его с одной стороны - получаем туловище. Возьмём семена клёна, они заменят нашему воробью крылья. Семена ясеня помогут нам сделать красивый хвостик.  Я помогу вам соединить все части. На голове сделаем глаза и клюв.

        Посмотрите, какие красивые получились птички, теперь нашему гостю будет с кем почирикать и поклевать корм.

Подвижные игры.

« Веселый воробей »

Цель: учить детей выполнять движения по тексту игры.

Атрибуты: шапочки маски воробьёв.

Содержание игры.

Воспитатель раздает детям шапочки маски с изображением воробьёв.

 

Воробей с берёзы

На дорогу прыг  (Дети прыгают)

Больше нет мороза –

Чик – чирик!    ( Дети прыгают и чирикают)

 Вот журчит в канавке

Быстрый ручеек, (Дети произносят: ж – ж – ж – ж )

И не зябнут лапки –

Скок – скок – скок!    ( Дети прыгают)

Высохнут овражки –

Прыг, прыг, прыг  (Дети прыгают)
Вылезут букашки –

Чик – чирик!       ( Дети чирикают)

Воспитатель продолжает: Клюй, не робей. Кто это?

Дети отвечают:  воробей.

« Воробушки и автомобиль »

Цель: учить детей ориентироваться в пространстве, бегать врассыпную, развивать внимание.

Атрибуты: шапочки маски воробьёв, макет руля.

Содержание игры.

       Воспитатель раздает детям шапочки маски с изображением воробьёв, дети занимают свои  «гнёздышки» (стульчики). Поодаль стоит  « автомобиль » - роль, которого выполняет один из ребят.  В руках у ребенка руль. По команде воспитателя   «Воробушки полетели на прогулку»  дети бегают по площадке врассыпную, подражая воробушкам машут руками и произносят  «чик – чирик» . Дети присаживаются изображая клюющих воробушков, прыгая на обеих ногах подражают скачущим птичкам.

         По сигналу воспитателя, автомобиль сигналит  «Би – би» и начинает двигаться по площадке,  «воробушки» быстро разлетаются и возвращаются в свои «гнезда » (стульчики). Игра повторяется 4 – 5 раз, меняется ребёнок изображающий автомобиль.

 

В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА, ИСПОЛЬЗОВАЛАСЬ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду/ под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. /
  2.  Методика экологического воспитания дошкольников / Николаева С.Н./
  3. Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада. 2-4 года /Николаева С.Н./
  4. Занятия по формированию элементарных экологических представлений             / О.А. Соломенникова/
  5. Знакомим дошкольников с литературой / О.С. Ушакова /
  6. Лепка в детском саду./ А.А Грибовская
  7. Интернет

Подвижные игры.

Прогулка.

Факультатив по лепке: « Стайка воробьёв »

«Птичка – невеличка »    

Беседа:                « Знакомство с птицей – воробей »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий в деятельности ДОУ как отражение информационно-коммуникативной компетентности руководителя

В образовательном учреждении имеется масса разрозненной информации на бумажных носителях: списки детей, учебно-методические материалы и т. д. А поиск необходимой информации вызывает огромные сложности...

Презентация "Использование информационно - коммуникативных технологий в ДОУ для создания единой информационной среды"

Творческая работа по внедрению информационно - коммуникативных технологий в условиях детского сада....

Влияние современных информационных технологий на личность дошкольника и разработка комплекса мероприятий по профилактике зависимости детей дошкольного возраста от информационных технологий.

Бурное развитие информационных (в том числе компьютерных) технологий в последние годы накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, приме...

Использование информационно – коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОУ, как одно из условий повышения профессиональной компетентности педагогов в области информационных технологий

Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом.  Одним из приоритетных современных и важнейших направлений процесса информатизации современного общества являетс...

Использование информационно-коммуникационных технологий для создания единого информационного пространства дошкольного образовательного учреждения

Представлен опыт работы ДОУ по использованию информационно-коммуникационных технологий для создания единого информационного пространства дошкольного образовательного учреждения...

Создание единого информационного – пространства, позволяющего применять в образовательном процессе новые информационные технологии.

Создание единого информационного – пространства, позволяющего применять в образовательном процессе новые информационные технологии. Единое информационное пространство представляет собой новы...

Информационно-исследовательский проект «Информационно-коммуникационные технологии – средство для всестороннего развития старших дошкольников».

Проблема информатизации на сегодняшний день – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Сегодня применение информационно- коммуникативных технологий можно счи...