Информационно – исследовательский проект « Воробей »
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) по теме
Содержание:
- Введение…………………………………………………………………….. 2
- Паспорт проекта…………………………………………………………….. 3
- Формы и методы работы с детьми………………………………………… 4
- Конспекты занятий, игровых упражнений, проведённые с детьми в ходе реализации проекта………………………………………………………… 5
- Литература………………………………………………………………….16
В данном проекте « Воробей » представлены занятия, прогулки, беседы, игры для детей младшей группы. Его целью является сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природе.
Ведущей формой деятельности для детей младшего возраста является игра. В игре ребёнок естественным образом усваивает различные сложные представления, о явлениях природы и закономерностях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 387 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад комбинированного вида № 172»
Информационно – исследовательский проект
« Воробей »
Младшая группа
2013 г.
Проект подготовила и провела
Воспитатель младшей группы
Ольховская
Валентина Александровна
Содержание:
- Введение…………………………………………………………………….. 2
- Паспорт проекта…………………………………………………………….. 3
- Формы и методы работы с детьми………………………………………… 4
- Конспекты занятий, игровых упражнений, проведённые с детьми в ходе реализации проекта………………………………………………………… 5
- Литература………………………………………………………………….16
Введение
Одним из направлений экологического воспитания и обучения является ознакомление детей с окружающей средой. У малышей формируются способности сосредотачивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей деятельности, умение сравнивать, выделять в предметах определённые свойства.
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
В данном проекте « Воробей » представлены занятия, прогулки, беседы, игры для детей младшей группы. Его целью является сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природе.
Ведущей формой деятельности для детей младшего возраста является игра. В игре ребёнок естественным образом усваивает различные сложные представления, о явлениях природы и закономерностях.
Паспорт проекта
- Название проекта: « Воробей »
- Тип проекта: информационно – исследовательский, краткосрочный.
- Время реализации проекта: 25.02.2013.
- Руководитель: Ольховская Валентина Александровна
- Состав проектной группы: воспитатель – Ольховская В.А., воспитанники младшей группы.
- Цель проекта: расширить и уточнить знания детей о воробье, как о птице.
- Задачи проекта:
- Развивающие
- развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы;
- развивать творческое воображение, умение фантазировать;
- развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;
- способствовать развитию познавательных интересов;
- приобщать к действенному отношению к природе.
- Образовательные
- расширить знания о живой природе
- учить быстро, находить правильный ответ на поставленный вопрос;
- учить решать проблемные задачи;
-закрепить представление об условиях для роста и развития всех живых организмов на земле;
- Воспитательные
- учить способам самостоятельного познания;
- продолжать воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
- Актуальность:
поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.
Формы и методы работы,
приемы исследования в рамках реализации проекта.
Формы работы с детьми:
Конспекты занятий, игровых упражнений проводимых с детьми,
в ходе реализации проекта
Беседа: Знакомство с птицей – воробей.
Задачи:
Закрепить и уточнить представление детей о воробье.
Рассмотреть внешний вид, познакомить детей с образом жизни воробья.
Материал:
Иллюстрации с изображением воробья.
Предварительная работа:
Наблюдение за птицами на прогулке. Рассматривание иллюстраций, чтение рассказов о птицах, загадывание загадок о воробьях.
Словарь:
Стайка, крылья, клюв, ножки, хвостик, летает, прыгает, сидит нахохлившись.
Ход беседы:
Ребята, я хочу вам показать иллюстрацию птицы. Как вы думаете, что это за птица?
Ответы детей: воробей.
Верно, послушайте про него стихотворение:
Воробей по лужице
Прыгает и кружится,
Перышки взъерошил он,
Хвостик распушил.
Порода хорошая
Чил – чив – чив !
А. Барто.
Ребята давайте рассмотрим воробья – это маленькая, очень подвижная птичка с круглой головой, короткой шеей, толстым яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв у него тонкий, твердый, к концу заостренный: короткие, но сильные ножки, хвостик он держит поднятым вверх.
А как вы думаете, что согревает птичку в холодную погоду?
Ответы детей: перышки.
Правильно тело птиц покрыто перьями, которые защищают птиц от неблагоприятных условий ( холода, дождя, жары ). В холодную погоду сидят воробьи, прижавшись, друг к другу, нахохлившись. Воробьи селятся стайками.
Нужно отметить, что воробьи чистоплотные, охотно купаются в лужах, песке, пыли.
Воробей умеет летать, а как он передвигается по земле? Ответ вам подскажет загадка.
Птичка – невеличка
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок.
( воробей )
Правильно это воробей, а по земле он передвигается прыжками, очень, очень быстро, клюют корм. Пищу, они находят во дворах, на свалках, кормушках.
Где же они зимуют?
Ответы детей: на улице.
Правильно, а также в щелях стен, под крышей домов, в заброшенных гнездах.
« Птичка – невеличка »
Цель: развивать интерес и любовь детей к природе, формировать реалистическое представление о птицах.
Задачи:
Образовательные: расширять знания детей об особенностях внешнего вида воробьёв, приспособленности к среде обитания.
Развивающие: обогащение словарного запаса, творческое воображение, умение наносить штрихи на контур рисунка.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к птицам, доброте.
Оборудование: иллюстрация воробья, контурный рисунок для каждого ребенка, цветные карандаши.
Ход занятия.
Сегодня мы будем говорить о птице, которая встречается нам каждый день на улице.
- А сможете ли вы отгадать, о какой птице эта загадка?
Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает. (воробей).
Воробей - распространённая птица нашего города, деревень и сел. Он небольшого размера. Приносит пользу воробей, поедая вредных насекомых в летнее время года. Обратите внимание ребята тело птиц покрыто перьями – они защищают птиц от холода и жары.
Пальчиковая игра « Полет птиц »
Руки скрещены в запястьях, пальцы – крылья – расслаблены, лежат на предплечьях – птица отдыхает. Вот она пошевелила одним крылом, другим. Взлетает. Взмахи рук – крыльев – легкие, плавные, идут волной от основания ладоней до кончиков пальцев.
(Рассматривание изображения воробья и перенос цветовой гаммы на контур рисунка.)
- Как выглядит воробей? Расскажите. (Рассказы детей).
- Посмотрите на картинку. Окраска оперения воробья буровато-коричневатая сверху и светлая на брюшке. Спинка воробья коричневого цвета имеет продольные полоски. Раскрасим на контуре рисунка спинку воробья, нанесём продольные полоски.
Каким цветом нам нужен карандаш?
Ответы детей: коричневый.
- На голове около глаз имеются полоски коричневого цвета. Осторожно нанесем несколько полосок около глаз птицы коричневым цветом. Окраска клюва и лапок – темная. Голова и надхвостье у птицы бурые, по бокам головы проходят светло – коричневые полосы. Раскрасим на нашем рисунке хвостик воробью (Приложение 1). На щеках оперение сероватого оттенка.
Посмотрите какие красивые у нас получились птички.
- Ребята, воробья можно назвать смелой птичкой. Он не боится холодной зимы и остается зимовать у нас вместе с птицами, которые могут клевать хлебные крошки, зернышки и семена. Послушайте стихотворение о воробушке.
Мой приятель воробей.
За что люблю я воробья?
За то, что он
Такой,
Как я,
Когда приходят холода –
Не улетает
Никуда В.Левин.
- Чтобы воробушкам не замерзнуть, им надо постоянно кушать (страшен не холод, а голод)- надо не забывать и подкармливать птиц. Выходя на прогулку возьмем корм и к нам прилетят не только воробушки но и синички, голуби, снегири. А спасибо они скажут веселым чириканьем.
Игра « Птички – невелички »
Дети имитируют действия.
Птичка, птичка,
Вот тебе водичка,
Вот тебе крошки
На моей ладошке.
Прогулка
Цель: наблюдение за воробьями. Насыпать корм в кормушку. Формировать желание подкармливать птиц весной. Расширять представления детей о весне.
Материалы: кормушка на улице, корм для птиц.
Ход прогулки.
Ребята, надо как можно тише выйдем на наш участок и понаблюдаем, что здесь происходит?
Ответы детей: воробышки прилетели.
Стайка воробьев усыпала весь куст. Птички звонко чирикают, перелетают с ветки на ветку. Радуются теплу, солнцу, весне. Птичкам тепло, но земля ещё покрыта снегом, нет ни травинок, ни червяков, ни мошек – нечего им есть. Чем можно покормить птиц?
Ответы детей: Хлебные крошки, зёрнышки.
Молодцы ребята, аккуратно насыпаем в кормушку корм. Я предлагаю вам посмотреть, какие птички прилетят сегодня на кормушку. У нас есть возможность постоять и понаблюдать, какие птички прилетят на кормушку.
Ответы детей: маленькие, воробьи, синички.
Какая вам птичка понравилась больше всего?
Ответы детей: синичка – она красивая, воробей – очень подвижный.
Послушайте дети прибаутку.
Воробышек чи – чи – чи
По камушкам поскачи.
А что будет, если к кормушке по дереву залезет кошка?
Ответы детей: птички улетят.
Правильно, птички боятся кошки и поэтому быстро улетают.
Дети, я вам предлагаю поиграть в игру « Воробушки и кот » . Проводится игра.
« Воробушки и кот »
Цель: закрепить знания детей о характерных движениях птиц, учить имитировать их голоса.
Ход игры.
Дети - « воробушки » стоят по краю площадки. Поодаль сидит « кошка »- роль, которой выполняет один из ребят. «Воробушки полетели », - говорит воспитатель. « Воробушки » спрыгивают с крыши и, расправив крылья (вытянув руки в сторон ), машут ими, бегая врассыпную по участку, подражая птичкам произносят « чик – чирик ». «Кошка» спит. Но вот анна просыпается, произносит « мяу – мяу» и пугает «воробышков». « Воробушки » разбегаются.
Игра повторяется 2 -3 раза.
Факультатив по лепке
« Стайка воробьёв »
Задача: продолжать знакомить детей со свойствами пластилина, учить отрывать куски от большого кома и лепить шарики. Развивать умение скатывать ком пластилина между ладонями круговыми движениями ( голова ), яйцевидную форму сплющивая шар ( туловище, крылья ). Продолжать воспитывать доброжелательное отношение к птицам, вызвать сочувствие к ним желание помочь в создании целой стайки.
Оборудование: дощечка, салфетка, пластилин, муляж воробья.
Приёмы лепки: отщипывание, скатывание в шарики, сплющивание.
Ход работы.
Ребята давайте вспомним, за кем мы наблюдали на прогулке?
Ответы детей: за воробьями.
Посмотрите, кто это к нам в гости залетел? ( показать муляж воробья ).
Послушайте про него загадку:
Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
( воробей )
Гостей принято встречать, угощать чем – то вкусным. Как вы думаете, чем нам угостить воробья?
Ответы детей: зерном, крошками, семечками.
Хорошее угощенье, но что – то наш гость загрустил, не клюет наше угощенье. Ребята, он прочирикал мне по секрету, что клевать вкусные зернышки он любит вместе с весёлой компанией, нашему воробышку нужны друзья. Давайте все вместе поможем воробышку обрести друзей.
Я помогу вам поделить большой кусок белого пластилина на части: для головы, туловища. Затем скатываем из среднего куска кругообразными движениями рук –
шар, получилась голова.
Из большого куска таким же способом делаем шар, затем сплющиваем его с одной стороны - получаем туловище. Возьмём семена клёна, они заменят нашему воробью крылья. Семена ясеня помогут нам сделать красивый хвостик. Я помогу вам соединить все части. На голове сделаем глаза и клюв.
Посмотрите, какие красивые получились птички, теперь нашему гостю будет с кем почирикать и поклевать корм.
Подвижные игры.
« Веселый воробей »
Цель: учить детей выполнять движения по тексту игры.
Атрибуты: шапочки маски воробьёв.
Содержание игры.
Воспитатель раздает детям шапочки маски с изображением воробьёв.
Воробей с берёзы
На дорогу прыг (Дети прыгают)
Больше нет мороза –
Чик – чирик! ( Дети прыгают и чирикают)
Вот журчит в канавке
Быстрый ручеек, (Дети произносят: ж – ж – ж – ж )
И не зябнут лапки –
Скок – скок – скок! ( Дети прыгают)
Высохнут овражки –
Прыг, прыг, прыг (Дети прыгают)
Вылезут букашки –
Чик – чирик! ( Дети чирикают)
Воспитатель продолжает: Клюй, не робей. Кто это?
Дети отвечают: воробей.
« Воробушки и автомобиль »
Цель: учить детей ориентироваться в пространстве, бегать врассыпную, развивать внимание.
Атрибуты: шапочки маски воробьёв, макет руля.
Содержание игры.
Воспитатель раздает детям шапочки маски с изображением воробьёв, дети занимают свои «гнёздышки» (стульчики). Поодаль стоит « автомобиль » - роль, которого выполняет один из ребят. В руках у ребенка руль. По команде воспитателя «Воробушки полетели на прогулку» дети бегают по площадке врассыпную, подражая воробушкам машут руками и произносят «чик – чирик» . Дети присаживаются изображая клюющих воробушков, прыгая на обеих ногах подражают скачущим птичкам.
По сигналу воспитателя, автомобиль сигналит «Би – би» и начинает двигаться по площадке, «воробушки» быстро разлетаются и возвращаются в свои «гнезда » (стульчики). Игра повторяется 4 – 5 раз, меняется ребёнок изображающий автомобиль.
В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА, ИСПОЛЬЗОВАЛАСЬ ЛИТЕРАТУРА:
- Программа воспитания и обучения в детском саду/ под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. /
- Методика экологического воспитания дошкольников / Николаева С.Н./
- Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада. 2-4 года /Николаева С.Н./
- Занятия по формированию элементарных экологических представлений / О.А. Соломенникова/
- Знакомим дошкольников с литературой / О.С. Ушакова /
- Лепка в детском саду./ А.А Грибовская
- Интернет
Подвижные игры.
Прогулка.
Факультатив по лепке: « Стайка воробьёв »
«Птичка – невеличка »
Беседа: « Знакомство с птицей – воробей »
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационных технологий в деятельности ДОУ как отражение информационно-коммуникативной компетентности руководителя
В образовательном учреждении имеется масса разрозненной информации на бумажных носителях: списки детей, учебно-методические материалы и т. д. А поиск необходимой информации вызывает огромные сложности...
Презентация "Использование информационно - коммуникативных технологий в ДОУ для создания единой информационной среды"
Творческая работа по внедрению информационно - коммуникативных технологий в условиях детского сада....
Влияние современных информационных технологий на личность дошкольника и разработка комплекса мероприятий по профилактике зависимости детей дошкольного возраста от информационных технологий.
Бурное развитие информационных (в том числе компьютерных) технологий в последние годы накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, приме...
Использование информационно – коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОУ, как одно из условий повышения профессиональной компетентности педагогов в области информационных технологий
Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Одним из приоритетных современных и важнейших направлений процесса информатизации современного общества являетс...
Использование информационно-коммуникационных технологий для создания единого информационного пространства дошкольного образовательного учреждения
Представлен опыт работы ДОУ по использованию информационно-коммуникационных технологий для создания единого информационного пространства дошкольного образовательного учреждения...
Создание единого информационного – пространства, позволяющего применять в образовательном процессе новые информационные технологии.
Создание единого информационного – пространства, позволяющего применять в образовательном процессе новые информационные технологии. Единое информационное пространство представляет собой новы...
Информационно-исследовательский проект «Информационно-коммуникационные технологии – средство для всестороннего развития старших дошкольников».
Проблема информатизации на сегодняшний день – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Сегодня применение информационно- коммуникативных технологий можно счи...