Конспект НОД
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение «Росинка»
Муниципальное дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 7 городского округа Стрежевой
Тема: «Тропинками малой Родины»
«Город мастеров коренных народов Сибири».
Воспитатель:
Джангутаева У.М.
2023г.
Актуальность – Каждый регион России богат своей историей, традициями и обычаями. Важно помнить о нашем наследии, ведь Россия огромная многонациональная страна. Актуальность заключается в том, что мы мало знаем о своей истории, культуре, о прошлом наших предков, об истории тех вещей, которые нас окружают.
Цель - Познакомить детей с народными промыслами коренных народов Сибири.
Задачи - формировать у детей желание узнать больше о культуре, традициях своего народа, народах родного края
Развивать мышление, творческое воображение, интерес к познанию нового, развивать связную речь, память, внимание, эмоциональную отзывчивость, собственное мнение об окружающей действительности.
Воспитывать любовь к своему краю, воспитывать толерантное отношение к людям разных национальностей, любовь к малой родине.
Ход занятие:
Послушайте стихотворение о нашем Родном крае:
Сибирь! Сибирь моя родная!
Мы навсегда душой в тебя вросли!
От лютых зим мы иногда страдаем,
Но нет, Сибирь, родней тебя земли!
Ни бури, ни метели, ни морозы
Не запугают, нас, сибиряков.
В садах растут прекраснейшие розы,
Разнообразие плодовых и цветов!
Ты нас пугаешь долгою зимою,
А мы тебе любовь всю отдаём,
Считая тебя самою родною,
Гордимся, что в Сибири мы живём!
Твои просторы и поля без края,
И запахи черёмух по весне,
Сирень и «огоньки» нас восхищают:
На всей Земле природы нет нижней!
Сибирь моя! Земля моя родная!
Ты, словно мать, сурова и нежна!
Тебя мы не сменяем на Канары,
Ведь ты, Сибирь, как мать, у нас одна!
Сидорова Екатерина
Слайд 3,4,5
Как вы думаете, а кто проживал на территории Сибири в древние времена?
В древние времена эти земли населял народ Сомалийцы, в современном мире называется Ненцы, этот народ и сейчас проживает, но уже на берегах Севера – ледовитого океана. Это были ближайшие родственники селькупов, Хантов и Манси. Они были рыбаками и охотниками, занимались скотоводством и оленеводством. (Слайд 3,4,5)
Слайд 6,7
А так как земля всегда считалась самым дорогим достоянием народа, очень многие хотели владеть этой территорией и в 15 веке племена, проживавшие на территории Сибирь, захватил монгольский хан Чингисхан.
Он и назвал эту территорию Шибер, что с монгольского обозначает болотистая местность, поросшая лесом.
Слайд 8
За это время Ненцы, Ханты и Манси перекочевали к Севера –Ледовитому океану и на их место пришли Сибирские татары. Сибирские татар до сих пор проживают на территории Новосибирской области в Барабинском районе.
Слайд 9
Целых 200 лет подчинялись народы, жившие на территории Шибере монгольскому хану, пока не устали от постоянной войны и нападений. Они наняли казаков для защиты и тогда небольшой казачий отряд во главе с атаманом Алининым Василием Тимофеевичем, вошедшим в историю под именем Ермак, начал свой легендарный поход за хребет.
После прихода русского атамана Ермака, Шибер переименовали в Сибирь и стали появляться русские поселения.
Слайд 10,11
Так чем же занимались народы, населявшие Сибирь? Какие промыслы развивались в Сибири?
Ханты, Манси и Ненцы вынуждены были заниматься охотой, рыбалкой, и разводили оленей, а из шкур шили одежду и обувь, для детей делали игрушки, для женщин украшения и различные поделки для убранства дома.
В комплект традиционной одежды входит малица с капюшоном и пришитыми рукавицами, штаны, сапоги (пимы) из кампуса мехом наружу и чулки (либт) мехом внутрь. Для предохранения от сырости поверх малицы надевают сорочку из ситца и подпоясывают ремнем. В холодную погоду поверх малицы надевают совик — одежду с капюшоном.
Слайд 12,13
Одежда женщин богато украшена меховой аппликацией, плетут украшения из бисера, вышивают подшейным волосом оленя. Так же украшения делали из рога оленя и бисера.
Слайд 14
Игрушечный олень обычно представляет собой деревянный брусочек с выступом на одном конце (хвост), косым срезом на другом (голова) и отколотыми не до конца, слегка загнутыми лучинками, изображающими рога. Иногда игрушечная упряжка оленей делается из кусочков оленьего меха. Для девочек делали куколок из бересты и кусочков меха.
Слайд 15
Посуду северные народы делали из бересты, пропитывали смолой, и она служила долго своим хозяевам. Черпаки и ложки выстругивали из мягких пород дерева, таких как липа, береза или ольха.
Слайд 16, 17
Орнамент Ненцев, Хантов и Манси напоминал то, что они видели и с чем сталкивались в обыденной жизни. В основе орнамента лежит геометрический рисунок, после геометрического узора, используют растительный мотив, но чаще его всего его используют в резьбе по дереву.
А теперь представим вам названия орнаментов на языке северного народа:
- полоска (тун пант);
- треугольник (пав);
- ромб (тун пант);
- крест (перна);
- волна (зигзаг);
- хантыйский орнамент «головка» (кит пис пуххопи).
- «Заячьи ушки». Применяется для украшения детских вещей и связан с плодородием.
- «Глухарь». Эта птица считается хранительницей сна ребенка и его здоровья.
- «Выводок утят».
- «Лапа лисы».
- «Малая рябь воды».
- «Крыло гуся».
- «Заячьи уши».
- «След белки».
- «Выдра».
- «Человек на лошади».
- «Кедровая шишка».
- «Лягушка».
- «Жук».
- «Рога оленя».
- «Березовая ветвь».
- «Медвежий след».
- «Цветущий куст».
- «Накаты волн».
Слайд 18, 19
В то время как Ненцы перекочевали на север на территорию Сибири переселились Сибирские татары. Они перекочевали с более южных земель и принесли с собой более яркие краски и другой уклад жизни. Если северные народы занимались разведением оленей, татары пригнали овец. Овцеводство – традиционное занятие сибирских татар. Не менее популярным было разведение лошадей, которые для татар являлись особыми животными – помощниками, соратниками в бою и источником пищи.
Многие семьи держали отары овец. За счёт них можно было получить необходимое количество шерсти и шкур. Из них делали одежду, обувь, предметы быта. Для изготовления шалей татарские мастерицы особенно ценят козий пух.
Слайд 20
В повседневной одежде носили шаровары и рубашку, поверх которой надевали своеобразны удлинённый пиджак. Основу татарского костюма у мужчин и женщин составляли рубаха (кулмек) и штаны (ыштан).
По богато отделанному мехом костюму считалось положение в обществе и богатство человека. Ценными породами меха были; соболь, бобер, куница, лиса.
Слайд 21
Основным элементом национального костюма Сибирских татар является головной убор. Девочки и молодые девушки носили на голове многослойную конструкцию: ткань, покрывало, обруч, шапка, платок. С помощью платка все это фиксировалось.
У мужчин головной убор состоял из двух частей: для домашней носки тюбетейка, которую надевали только на макушку и бурек, матерчатая или меховая шапочка, надеваемая поверх тюбетейки. Головные уборы украшали разнообразными вышивками с растительным орнаментом. У богатых людей головные уборы вышиты золотой ниткой перекрученной и конским волосом, что считалось оберегом от злых духов и голову от дурных мыслей.
Слайд 22
Красиво украшали Сибирские татары не только одежду, головные уборы, но и обувь. И мужчины, и женщины носили кожаные сапожки из бараньей или козлиной кожи. И отличались только высотой каблука: у женщин он был чуть выше, чем у мужчин. И кожа на сапогах была мягче и называлась сафьян. Отсюда пошло название сафьяновые сапоги, что обозначало красные сапожки. Летом женщины носили короткие сапожки на каблуке, больше похожие на туфли.
Слайд 23
Одним из широко распространённых прикладных искусств у Сибирских татар было изготовление ювелирных украшений. Ювелирные украшения носили как мужчины, так и женщины. Мужчины носили перстни - печатки, кольца, пряжки.
Женщины носили серьги, накостники. Они были разнообразны по форме и способу ношения и отделки.
Самые древние украшения у женщин считаются серьги. Их начинали носить чуть ли не с младенчества и до самой старости.
Также у женщин татарок были такие украшения как нагрудники, которые исполняли роль пуговиц и соединяли две части одежды.
Слайд 24
Для самых маленьких детей Сибирские татары издавна делали куклы – обереги. Такие куколки - кувадки делали прям перед самым рождением и вешали у входа в юрту, а позднее и в дом. Куколки делали из тряпицы и конского волоса, но кукла была без лица, что бы, злые духи не добрались до ребенка через куклу. Дети еще потом долго играли этой куколкой. Куклы обереги изготавливали и называли по-разному, например, куколка –коза: для привлечения богатства и удачи в дом; куколка- кубышка- травница, для очищения воздуха и профилактики болезней; кукла – десяти ручка - должна была помогать молодой девушке по дому и готовить приданной перед свадьбой.
Слайд 25
К семи годам мальчики и девочки играли уже отдельно и если девочки играли на игру в будущих матерей и на женский труд. То мальчики подражали взрослым мужчинам и мастерили игрушки из дерева, косточек птицы, полых костей домашних животных и конского волоса: оружие: лук, меч или земледельческие орудия труда – бороны, соху; сани, телеги. Для изготовления которых требовались терпение, знание свойств материала, умение владеть ножом и другими инструментами. Конечно, им детям помогали старшие, учили овладевать инструментами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....