1 ПАСПОРТ ПРОЕКТА |
1.1 | Полное название участника (учебное заведение/ общественная организация, индивидуальный участник (ФИО) и т.д.) | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №133 «Почемучка» города Чебоксары Чувашской Республики, воспитатель Петрова Калиса Анатольевна.
|
1.2 | Название Проекта | Проект «Экономика для малышей»
|
1.3 | Краткое описание проекта | На первый взгляд слово «экономика» и «дошкольник» могут показаться несовместимыми. Но каждый современный человек должен обладать азами экономической культуры, экономическими знаниями, а нашим дошкольникам предстоит жить в XXI веке. Это они будут осваивать новую картину мира, складывающуюся, в том числе и из экономики. Это потребует от них умений правильно ориентироваться в окружающей жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит, строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Экономическое воспитание необходимо начинать уже с дошкольного возраста: во-первых, это приближает ребенка к реальной жизни, учит ориентироваться в происходящем; во-вторых, в процессе ознакомления с экономикой у детей формируются деловые качества личности и этические представления; в-третьих, обеспечивается преемственность в обучении между детским садом и школой.
|
1.4 | Сроки (продолжительность, начало проекта, окончание проекта) | Долгосрочный I этап (подготовительный)- сентябрь II этап (основной) – октябрь-апрель III этап (заключительный) – май
|
1.5 | Целевая аудитория, география Проекта | - Воспитатели и младший воспитатель группы; - администрация ДОУ; - специалисты ДОУ; - родители воспитанников группы; - воспитанники группы.
|
1.6 | Партнеры Проекта Ключевые партнеры | Содержание деятельности | Заведующая ДОУ | Участвует в разработке проекта, осуществляет руководство работой педагогического коллектива, способствует материально-техническому оснащению проекта, координирует взаимодействие сотрудников ДОУ, родителей воспитанников и социальных партнеров | Старший воспитатель | Участвует в разработке проекта, осуществляет руководство за проведением мероприятий проекта, проводит диагностику, принимает участие в реализации проекта, создает условия для творческой работы коллектива над проектом. | Педагог - психолог | Участвует в разработке и осуществлении проектной деятельности, организует совместную деятельность воспитанников и их родителей, проводит диагностику. | Основные партнеры | Осуществляют реализацию мероприятий проекта: | Воспитатели ДОУ | Разрабатывают пособия, наглядный материал, игры для проекта, организуют мероприятия проекта, проводят консультативную работу с родителями, взаимодействуют со специалистами ДОУ | Специалисты ДОУ | Разрабатывают пособия, наглядный материал, игры для проекта, организуют мероприятия проекта, проводят консультативную работу с родителями, взаимодействуют с воспитателями и медицинским персоналом ДОУ. | Родители | Участвуют в опросах, анкетировании, посещают консультации, совместные досуговые мероприятия, участвуют в совместной деятельности по плану проекта. | Дети | Участвуют в совместной деятельности, согласно плану проекта, совместно с педагогами и родителями изготавливают пособия и игры для группы. |
|
2 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА |
2.1 | Анализ ситуации (актуальность) | Когда начинать знакомство с экономикой? Правомерно ли говорить об экономическом воспитании самых маленьких детей? Эти вопросы приобретают ныне особую актуальность, поскольку речь идет о достаточно сложной проблеме. Почему же мы сегодня обращаемся к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста? Наверное, потому, что все дети - это разные дети. Вспомните, как часто взрослые сталкиваются с новым отношением детей к реальной жизни. Дети поневоле встречаются с экономикой, даже если их не учат этому. Они узнают, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», « продать», «заработать». Слова «бизнес», «товар», «торговля», «менеджер». Даже с такими терминологиями дети встречаются на каждом шагу: дома, на улице, во время просмотра телепередач и даже мультфильмов. Замечено - в игре, речевом общении друг с другом дети употребляют отдельные слова из мира экономики, но не совсем в правильном значении и часто не к месту. Из бесед с детьми и наблюдений за самостоятельными играми стало понятно, что дети имеют маленький запас экономических понятий и терминов, не понимают смысла значений таких понятий как «экономика», «бюджет», «расход» и т.п. Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов. И вот тут-то педагог детского сада должен стать для детей авторитетным человеком, который поможет правильно осмыслить новые явления, факты, понятия. Перед нами возникла проблема – как и в какой форме познакомить детей со значением экономических терминов, дать им элементарные экономические знания.
|
2.2 | Идея Проекта |
|
2.3 | Цель и задачи Проекта | Цель: способствовать развитию экономического мышления, интереса к экономическим знаниям у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта: 1.Формировать первоначальные представления об экономике. 2. Обогащать знаниями о новых профессиях, развивать умения рассказывать о них. 3. Вызвать уважения к людям, которые трудятся и честно зарабатывают деньги.. 4. Расширить кругозор родителей вопросах экономического воспитания дошкольников. 5. Пополнить словарный запас, связанный с областью экономики, с трудовой деятельностью людей современных профессий.
|
2.4 | Ресурсы Проекта | Кадровое обеспечение: - старший воспитатель, - педагог – психолог, - музыкальный руководитель, - инструктор по физической культуре. Учебно-методическое обеспечение: -Программа «От рождения до школы» /под редакцией Н.Е.Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. - «Программа воспитания ребенка – дошкольника» / под руководством О. В. Драгуновой. – Чебоксары, 1995. Смоленцева А.А. «Введение в мир Экономики, или как мы играем в Экономику» Курак Е.А. «Экономическое воспитание дошкольников» Евменова Г.М, О.И. Меньшикова «Детский экономический словарь». - Курак Е.А. «Экономическое воспитание дошкольников». - Попова Т.А., Ф.И. Меньшикова «Сказка о царице Экономике, Злодейке Инфляции, Волшебном Компьютере и верных друзьях». -Райсберг Б.А. Экономическая азбука для детей. -Семынина Л., Дуева Н. Экономика во благо. //Обруч – 2005 - №1 - Смоленцева А. А. Сюжетно- дидактические игры с математическим содержанием. - Шатова А.Д. «Экономика для взрослых и детей». -Шатова А. Д. «Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание» ///«Дошкольное воспитание» - 1994, №8. - Шатова А. Д. «Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание» // «Дошкольное воспитание» - 1989, №1
|
2.5 | Основные формы работы с родителями | - Анкетирование; - родительское собрание; - своевременное информирование о ходе воспитательно-образовательного процесса; - индивидуальные беседы и консультации; - тестирование и опросы; - информационные листы, памятки, буклеты, рекомендации; - совместные творческие мероприятия; - участие в конкурсах различного масштаба; - мастер-классы, практикумы, круглые столы; - просмотр образовательной деятельности.
|
2.6. | План действий по реализации Проекта Этапы | Месяц | Мероприятия | I этап (подготовительный) | Сентябрь, | -изучение методической литературы, опыта работы других педагогов по данной проблеме; -обогащение предметно-развивающей среды для формирования и активизации познавательной сферы дошкольников; -определение содержания и структуры игр-занятий у детей элементарных экономических знаний. -разработка перспективного плана занятий математического цикла с экономическим содержанием для работы с детьми старшего дошкольного возраста; -подбор дидактических игр с экономическим содержанием; -подбор диагностического материала; - диагностика выявления уровня знаний детей об экономических терминах и понятиях; -анкетирование родителей. | II этап (основной) | Октябрь | - организация мини-выставки для родителей и педагогов детских книг с экономическим содержанием; - оформление и обновление атрибутов и пособий к занятиям и играм; | Ноябрь | - составление конспектов занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с элементарными экономическими знаниями; - изготовление альбомов: «Экономические кроссворды и пословицы», «Экономические проблемные ситуации и задачи», «Экономическая азбука», «Детский экономический словарик»; | Декабрь | -чтение художественной литературы К. Чуковского «Федорино горе», «Телефон», «Муха – Цокотуха» Братья Гримм «Бременские музыканты», А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино», Ш. Перро «Красная шапочка», А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и золотой рыбке»; -обсуждение пословиц и поговорок с экономическим содержанием; - просмотр диафильмов: «Сказка о золотой рыбке» (А.С. Пушкина), «Волк и семеро козлят» (русская народная сказка) ,«Двенадцать месяцев»
| Январь | - целевые экскурсии: - в магазин, - в сберегательный банк, - к банкомату.
| Февраль | - организация и оформление выставки детских работ «Я рисую свою мечту…»
| Март | - циклы интегрированных занятий с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по стране «Экономика»;
| Апрель | - вечер развлечений «В королевстве мудрецов…» | III этап (заключительный) | Май | - игра-соревнование «Поле чудес» с участием родителей
|
|
2.7 | Смета расходов | Внебюджетные средства |
3 РЕЗУЛЬТАТЫ |
3.1 | Полученные результаты (качественные и количественные) |
Работа по формированию у детей элементарных экономических знаний велась по трем направлениям: - специально организованное обучение в форме игр - занятий (занятия- - путешествия по стране экономики, экскурсии в магазин, Сбербанк, в банкомат, библиотеку); - совместная деятельность взрослого с детьми (чтение художественной литературы, просмотр диафильмов, решение кроссвордов, беседы, чтение пословиц и поговорок, экономические викторины); - самостоятельная деятельность детей (сюжетно-ролевые игры, самостоятельные игры детей в книжном уголке, дидактические игры с экономическим содержанием, рассматривание альбомов). В своей работе использовала разнообразные методы и приемы, что дало возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, это особенно важно, создать процесс понимания экономики интересным и доступным.
|
3.2 | Методы оценки эффективности Проекта | В работе используются следующие психологические средства, методы, приемы: Методика изучения уровня активности, психолого-педагогической культуры родителей: метод отслеживания (учет участия родителей в различных мероприятиях, наблюдения, беседы). Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения: метод отслеживания (анкетирования, индивидуальные беседы, тестирование).
|
3.3 | Перспективы Проекта | Мы считаем, что работая над проблемой «Дидактическая игра – как один из методов формирования у детей дошкольного возраста экономических знаний» мы достигли положительного результата. Представленные данные сравнительной диагностики наглядно демонстрируют положительную динамику развития уровня знаний детьми экономических понятий и терминов, знания современных профессий. Также в самостоятельной игровой деятельности и при общении друг с другом было видно, что обогатился и активизировался словарный запас, появился интерес к окружающей действительности. В наши дни экономические знания нужны всем, и дети дошкольного возраста не составляют исключения. С проблемами экономики их сталкивает современная жизнь. Мы надеемся, что наша работа поможет нашим воспитанникам воспользоваться полученными экономическими знаниями в будущем. Таким образом, на основе позитивных изменений, наблюдаемых нами в деятельности и поведении детей, мы можем говорить о положительном эффекте проведенной работы.
|