Проект "Экономика для малышей"
проект (старшая группа)

Петрова Калиса Анатольевна

Проект "Зкономика для малышей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_proekt_ekonomika_dlya_malyshey.docx32.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад №133 «Почемучка» города Чебоксары Чувашской Республики

Проект

«Экономика для малышей»

город Чебоксары

Проект  «Экономика для малышей»

Направление  работы:

«Дидактическая игра – как один из методов  формирования у детей дошкольного возраста экономических знаний»

1 ПАСПОРТ ПРОЕКТА

1.1

Полное название участника (учебное заведение/ общественная организация, индивидуальный участник (ФИО) и т.д.)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад №133 «Почемучка» города Чебоксары Чувашской Республики, воспитатель Петрова Калиса Анатольевна.

1.2

Название Проекта

Проект  «Экономика для малышей»

1.3

Краткое описание проекта

На первый взгляд слово «экономика» и «дошкольник» могут показаться несовместимыми. Но каждый современный человек должен обладать азами экономической культуры, экономическими знаниями, а нашим дошкольникам предстоит жить в XXI веке. Это они будут осваивать новую картину мира, складывающуюся, в том числе и из экономики. Это потребует от них умений правильно ориентироваться в окружающей жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит, строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.

Экономическое воспитание необходимо начинать уже с дошкольного возраста:

во-первых, это приближает ребенка к реальной жизни, учит ориентироваться в происходящем;

во-вторых, в процессе ознакомления с экономикой у детей формируются деловые качества личности и этические представления;

в-третьих, обеспечивается преемственность в обучении между детским садом и школой.

1.4

Сроки (продолжительность, начало проекта, окончание проекта)

Долгосрочный

I этап (подготовительный)- сентябрь

II этап (основной) – октябрь-апрель

III этап (заключительный) – май

1.5

Целевая аудитория, география Проекта

- Воспитатели и младший воспитатель группы;

- администрация ДОУ;

- специалисты ДОУ;

- родители воспитанников группы;

- воспитанники группы.

1.6

Партнеры Проекта

Ключевые партнеры

Содержание деятельности

Заведующая ДОУ

Участвует в разработке проекта, осуществляет руководство работой педагогического коллектива, способствует материально-техническому оснащению проекта, координирует взаимодействие сотрудников ДОУ, родителей воспитанников и социальных партнеров

 

Старший воспитатель

Участвует в разработке проекта, осуществляет руководство за проведением мероприятий проекта, проводит диагностику, принимает участие в реализации проекта, создает условия для творческой работы коллектива над проектом.

Педагог - психолог

Участвует в разработке и осуществлении проектной деятельности, организует совместную деятельность воспитанников и их родителей, проводит диагностику.

Основные партнеры

Осуществляют реализацию мероприятий проекта:

Воспитатели ДОУ

Разрабатывают пособия, наглядный материал, игры для проекта, организуют мероприятия проекта, проводят консультативную работу с родителями, взаимодействуют со специалистами ДОУ

Специалисты ДОУ

Разрабатывают пособия, наглядный материал, игры для проекта, организуют мероприятия проекта, проводят консультативную работу с родителями, взаимодействуют с воспитателями и медицинским персоналом ДОУ.

Родители

Участвуют в опросах, анкетировании, посещают консультации, совместные досуговые мероприятия, участвуют в совместной деятельности по плану проекта.

Дети

Участвуют в совместной деятельности, согласно плану проекта, совместно с педагогами и родителями изготавливают пособия и игры для группы.

2 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

2.1

Анализ ситуации (актуальность)

Когда начинать знакомство с экономикой? Правомерно ли говорить об экономическом воспитании самых маленьких детей?

Эти вопросы приобретают ныне особую актуальность, поскольку речь идет о достаточно сложной проблеме.

Почему же мы сегодня обращаемся к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста? Наверное, потому, что все дети - это разные дети. Вспомните, как часто взрослые сталкиваются с новым отношением детей к реальной жизни. Дети поневоле встречаются с экономикой, даже если их не учат этому. Они узнают, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», « продать», «заработать».

Слова «бизнес», «товар», «торговля», «менеджер». Даже с такими терминологиями дети встречаются на каждом шагу: дома, на улице, во время просмотра телепередач и даже мультфильмов. Замечено - в игре, речевом общении друг с другом дети употребляют отдельные слова из мира экономики, но не совсем в правильном значении и часто не к месту.

Из бесед с детьми и наблюдений за самостоятельными играми стало понятно, что дети имеют маленький запас экономических понятий и терминов, не понимают смысла значений таких понятий как «экономика», «бюджет», «расход» и т.п.

Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов.

И вот тут-то педагог детского сада должен стать для детей авторитетным человеком, который поможет правильно осмыслить новые явления, факты, понятия.

Перед нами возникла проблема – как и в какой форме познакомить детей со значением экономических терминов, дать им элементарные экономические знания.

2.2

Идея Проекта

2.3

Цель и задачи Проекта

Цель: способствовать развитию экономического мышления, интереса к экономическим знаниям у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

1.Формировать первоначальные представления об экономике.

2. Обогащать знаниями о новых профессиях, развивать умения рассказывать о них.  

3.  Вызвать уважения к людям,  которые трудятся и честно зарабатывают деньги..

4. Расширить кругозор родителей вопросах экономического воспитания дошкольников.

5. Пополнить словарный запас, связанный с областью экономики, с трудовой деятельностью людей современных профессий.

2.4

Ресурсы Проекта

Кадровое обеспечение:

- старший воспитатель,

- педагог – психолог,

- музыкальный руководитель,

- инструктор по физической культуре.

Учебно-методическое обеспечение:

-Программа «От рождения до школы» /под редакцией  Н.Е.Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

- «Программа воспитания ребенка – дошкольника» / под руководством О. В. Драгуновой. – Чебоксары, 1995.

Смоленцева А.А.  «Введение в мир Экономики, или как мы играем в Экономику»

Курак Е.А. «Экономическое воспитание дошкольников»

Евменова Г.М, О.И. Меньшикова «Детский экономический словарь».

- Курак Е.А. «Экономическое воспитание дошкольников».

- Попова Т.А., Ф.И. Меньшикова «Сказка о царице Экономике, Злодейке Инфляции, Волшебном Компьютере и верных друзьях».

-Райсберг Б.А. Экономическая азбука для детей.

-Семынина Л., Дуева Н. Экономика во благо. //Обруч – 2005 - №1

- Смоленцева А. А. Сюжетно- дидактические игры с математическим содержанием.

- Шатова А.Д. «Экономика для взрослых и детей».

-Шатова А. Д. «Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание» ///«Дошкольное воспитание» - 1994, №8.

- Шатова А. Д. «Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание» // «Дошкольное воспитание» - 1989, №1

2.5

Основные формы работы с родителями

- Анкетирование;

- родительское собрание;

- своевременное информирование о ходе воспитательно-образовательного процесса;

- индивидуальные беседы и консультации;

- тестирование и опросы;

- информационные листы, памятки, буклеты, рекомендации;

- совместные творческие мероприятия;

- участие в конкурсах различного масштаба;

- мастер-классы, практикумы, круглые столы;

- просмотр образовательной деятельности.

2.6.

План действий по реализации Проекта

Этапы

Месяц

Мероприятия

I этап (подготовительный)

Сентябрь,

-изучение методической литературы, опыта работы других педагогов по данной проблеме;

-обогащение предметно-развивающей среды для формирования и активизации познавательной сферы дошкольников;

-определение содержания и структуры игр-занятий у детей элементарных экономических знаний.

-разработка перспективного плана занятий математического цикла с экономическим содержанием для работы с детьми старшего дошкольного возраста;

-подбор дидактических игр с экономическим содержанием;

-подбор диагностического материала;

- диагностика выявления уровня знаний детей об экономических терминах и понятиях;

-анкетирование родителей.

II этап (основной)

Октябрь

- организация мини-выставки для родителей и педагогов детских книг с экономическим содержанием;

- оформление и обновление атрибутов и пособий  к занятиям и играм;

Ноябрь

- составление конспектов занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с элементарными экономическими знаниями;

- изготовление альбомов: «Экономические кроссворды и пословицы», «Экономические проблемные ситуации и задачи», «Экономическая азбука», «Детский экономический словарик»;

Декабрь

-чтение художественной литературы К. Чуковского «Федорино горе», «Телефон», «Муха – Цокотуха» Братья Гримм «Бременские музыканты», А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино», Ш. Перро «Красная шапочка», А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и золотой рыбке»;

-обсуждение пословиц и поговорок с экономическим содержанием;

- просмотр диафильмов:

«Сказка о золотой рыбке» (А.С. Пушкина),

 «Волк и семеро козлят» (русская народная сказка) ,«Двенадцать месяцев»

Январь

- целевые экскурсии:

- в магазин,

- в сберегательный банк,

- к банкомату.

Февраль

- организация и оформление выставки детских работ «Я рисую свою мечту…»

Март

- циклы интегрированных занятий с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по стране «Экономика»;

Апрель

- вечер развлечений «В королевстве мудрецов…»

III этап (заключительный)

Май

- игра-соревнование «Поле чудес» с участием родителей

2.7

Смета расходов

Внебюджетные средства

3 РЕЗУЛЬТАТЫ

3.1

Полученные результаты (качественные и количественные)

Работа по формированию у детей элементарных экономических знаний
велась
по трем направлениям:

- специально организованное обучение в форме игр - занятий (занятия-
- путешествия по стране экономики, экскурсии в магазин, Сбербанк, в
банкомат, библиотеку);

- совместная деятельность взрослого с детьми (чтение художественной
литературы, просмотр диафильмов, решение кроссвордов, беседы, чтение
пословиц и поговорок, экономические викторины);

- самостоятельная деятельность детей (сюжетно-ролевые игры,
самостоятельные игры детей в книжном уголке, дидактические игры с экономическим содержанием, рассматривание альбомов).

В своей работе использовала разнообразные методы и приемы, что
дало возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время,
это особенно важно, создать процесс понимания экономики интересным и
доступным.

3.2

Методы оценки эффективности Проекта

 В работе используются следующие психологические средства, методы, приемы: 

Методика изучения уровня активности, психолого-педагогической культуры родителей:

метод отслеживания (учет участия родителей в различных мероприятиях, наблюдения, беседы).

Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения:

метод отслеживания (анкетирования, индивидуальные беседы, тестирование).

3.3

Перспективы Проекта

Мы считаем, что работая над проблемой «Дидактическая игра – как один из методов формирования у детей дошкольного возраста экономических знаний» мы достигли положительного результата. Представленные данные сравнительной диагностики наглядно демонстрируют положительную динамику развития уровня знаний детьми экономических понятий и терминов, знания современных профессий. Также в самостоятельной игровой деятельности и при общении друг с другом было видно, что обогатился и активизировался словарный запас, появился интерес к окружающей действительности.

В наши дни экономические знания нужны всем, и дети дошкольного возраста не составляют исключения. С проблемами экономики их сталкивает  современная жизнь. Мы надеемся, что наша работа поможет нашим воспитанникам воспользоваться полученными экономическими знаниями в будущем.

Таким образом, на основе позитивных изменений, наблюдаемых нами в
деятельности и поведении детей, мы можем говорить о положительном
эффекте проведенной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для малышей "Пальчиковая гимнастика для малышей"

Предлагаю вам мою подборку пальчиковой гимнастики, которую можно освоить в младшем дошкольном возрасте. Применение пальчиковой гимнастики в ежедневной работе поможет развить мелкую моторику рук, а так...

Пестование малыша. как инструмент для развития речи малыша. Опыт наших предков.

В древности детей пестовали. Это сейчас их воспитывают, взращивают, обучают и обихаживают…Пестование — это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка и настройки ребенка на биополе Земли. О...

До-21.12.2015года-Страницы электронного альбома "Малыши о празднике победы" (рисунки моих малышей).

 Предшествующая работа - рассматривание картин и иллюстраций на тему о войне, чтение художественных произведений, просмотр видео о салюте в честь дня победы....

статья для познавательной газеты для малышей и их родителей «Малыш» с года до четырех лет, учебно-методический центр профессионального и дополнительного образования г. Нижнекамска, № 3 2014 год.

Статья для познавательной газеты для малышей и их родителей  «Малыш» с года до четырех лет, учебно-методический центр профессионального и дополнительного образования г. Нижнекамска, № 3 2014 год....

Конспект родительского собрания на тему "Здоровый малыш-счастливый малыш"

Данный материал разработан для группы компенсирующей направленности. Родителям была дана информация о здоровьесберегающих технологиях, которые мы применяем в своей работе, о средствах оздоровления и у...

Программа адаптации малышей "Ладошки малышей"

Программа адаптации малышей "Ладошки малышей"...

Краткосрочный проект во второй группе раннего возраста по формированию культуры здоровья «Здоровый малыш – счастливый малыш!»

Формирование культуры здоровья у детей  раннего возраста; сохранение и укрепление здоровья детей; приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни....