ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС
статья (подготовительная группа)

Статья о нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС.

В современных условиях общественной жизни одним из приоритетных направлений для мирового сообщества является сохранение нравственно – психологического здоровья населения. В последнее время всё чаще говорят о толерантном мире, то есть мире без насилия и жестокости; о мире, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Возникает проблема воспитания нравственной личности, одухотворённой идеалами добра, активно не принимающей разрушительных идей, способной им противостоять и проявлять толерантность к окружающим.

Для дошкольников проблема толерантности актуальна сама по себе.  На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между  маленькими детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью  коммуникативной деятельности. Поэтому воспитание толерантности рассматривается педагогами нашего детского сада, как способ приобщения воспитанников к культуре хакасского народа, и это продиктовано нашим местом жительства.

Одной из основных задач в дошкольном возрасте является  приобретение дошколятами элементарных знаний об истории и культуре своего народа, его истоках, языке, познание быта и традиций предков, постижение своих родословных корней.

Творческой группой нашего дошкольного учреждения, в соответствии с современными требованиями ФГОС, активно внедряется проект «Музейная педагогика», задачами которой является интеграция музейной и образовательной педагогики, духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культуре хакасского народа.

Для этого у нас созданы определенные условия, в первую очередь, это наш музейно-творческий комплекс. С его помощью мы восстанавливаем связь времен, стараемся вернуть утраченные ценности.  Мы решили, что ребят должны окружать предметы, характерные для хакасского народа, так  у детей воспитывается интерес к народным обычаям, обрядам, праздникам, достопримечательностям родного края.  Тем самым  мы развиваем любознательность, воспитываем чувство прекрасного, уважение к народу, гордость за свою Родину. Поэтому в каждой группе созданы мини-музеи: «Моя Хакасия», «Абахай», «Ынырхас», «Традиции хакасского народа», «Юрта» и т.д.,  где дети могут видеть традиционные жилища хакасов, предметы быта, куклы в национальных костюмах, образцы вышивки, тканные ручные изделия, глиняную посуду, и т.д.   Свободный доступ к музею позволяет детям познавать окружающий мир через предметы старины. Ведь дошколятам понятней и ближе то, что они могут рассмотреть и взять в руки. Все экспонаты нашего музея используются на занятиях, в играх и в качестве театрального реквизита.

На базе нашего музея мы имеем возможность воспитывать толерантное отношение к людям коренной национальности. В своей работе  мы используем следующие формы работы:

  • оформление в группах  мини-музеев;
  • проведение национальных праздников;
  • посещение краеведческого музея;
  • чтение хакасской художественной литературы;
  • проведение народных игр, соревнований;
  • продуктивная деятельность;
  • экскурсии, целевые прогулки по улицам города.

Но все это невозможно без тесного сотрудничества с родителями  воспитанников. Они помогают нам в оформлении мини-музеев, в проведении праздников, в организации посещений музея, целевых прогулок по улицам города.

Культуру Хакасии невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни хакасского народа. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, все это дети могут увидеть и почувствовать на национальных праздниках,  проводимых в нашем детском саду «Пизик-той» (праздник колыбели), Чыл-Пазы (Новый год).

Народное декоративно-прикладное искусство хакасского народа его  богатство и глубина содержания, многообразие средств,  обладают большой воспитательной силой. Они возбуждают творческое воображение, сильно воздействуют на чувства детей. Живопись и народно-прикладное искусство являются живой красочной картиной реального мира. Восприятие этих произведений способствует расширению жизненного опыта детей, развивает любознательность, интерес к окружающей действительности.  Дети в совместной и самостоятельной    творческой деятельности изготавливают понравившиеся предметы из бумаги, пластилина, глины, изображение хакасской росписи, приобретая навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи.

Познавательные беседы об обычаях и традициях хакасского народа развивают мышление ребенка, осмысленное восприятие события. Дети узнают о древнем интерьере, знакомятся  с этикетом приема гостей, традицией почитания Огня. Через познавательные беседы дети отмечают важность рода, родословной для хакасской семьи.

Знакомя детей с природой Хакасии, животным и растительным миром, большое внимание уделяется экологическому воспитанию, бережному отношению ко всему живому.  Дети принимают участие в экологических акциях заповедника «Хакасский». В детском саду организовываются выставки детского рисунка о природе родного края. В совместной деятельности часто используется природный материал, собранный на территории Хакасии.

Для того чтобы расти, расцветать и становиться мудрее, ребенок должен знать свои корни, по которым приходят опыт и знания людей, живших на земле задолго до нас. Мы живем в республике Хакасия и поэтому должны уважать культуру и быт коренного населения, знать историю своей малой Родины.

Главный результат, на который мы нацелены, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Литература.

1. Бутанаев В. Я. Традиционное воспитание детей у народов Сибири. – Л., 1988.

2. Бутанаев В. Я. Традиционная культура и быт хакасов. – Абакан. 1996.

3. Бутурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. – М.: А. П. О., 1995.

4. Кириченко И. И., Боргояков Т. А. Приобщение детей к культуре хакасского народа. – Абакан. «Поиск Абакан», 2005 - №1(10) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС ДОО

Самой важной задачей Федерального Государственного Образовательного Стандарта является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, удовлетворение биологической потребности детей в д...

Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС

Творческой группой нашего дошкольного учреждения, в соответствии с современными требованиями ФГОС, активно внедряется проект «Музейная педагогика», задачами которой является интеграция музейной и обра...

Доклад «Организация системы духовно-нравственного воспитания у детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС ДО».

Дошкольное учреждение имеет уникальную возможность воспитания и образования детей дошкольного возрастав традициях православной культуры. где главным и основным признаком является любовь. Поэтому я изл...

«Организация системы духовно-нравственного воспитания у детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС»

Дошкольное учреждение имеет уникальную возможность воспитывать детей в традициях православной культуры, где главным и основным признаком является любовь.  В своей презентации я показала, как мы в...

Организация системы духовно - нравственного воспитания у детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС ДО

Работа по духовно нравственному воспитанию в детском саду на основе сотрудничества семьи и детского сада даёт положительные результаты....

Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста в условиях многонационального окружения

Формирование толерантных отношений дошкольников к сверстникам – многоаспектная проблема, включающая решение таких вопросов, как становление и развитие межличностных отношений дошкольников, их вз...